Влияние православия на русскую историю.



В Х в. язычество господствовало среди большинства населения, верховным был бог войны — громовержец Перун. Язычество не могло стать духовной основой объединения древнерусского общества и создания прочного государства, к которому стремились киевские князья. Вера в племенных божеств не способствовала укреплению государственной власти. Это заставило князя Владимира вести поиски религии, отвечавшей новым потребностям древнерусского государства. Предпочтение любой из религий являлось для Руси большим шагом вперед в духовном развитии. Это был выбор между язычеством и мировыми религиями: восточными (иудаизм, ислам) и западными (христианство) вариантами великих религий; восточным (православие) и западным (католичество) вариантами христианства. В результате ислам, иудаизм и католичество были отвергнуты, а православный вариант христианства принят в 988 г как государственная религия. (до татарского нашествия пили слабые алкогольные напитки(пиво и меды),заморские вина. Конец 10 века- время складывания государства, переход от военной демократии ( князь зависел от дружины)отношения с князем строились либо пир(сидлеи, разговаривали, пили из одной чащи, но не «напивались»), либо военный поход. Поэтому чтобы не быть зависимым принимает не ислам, а христианство.)

Этот факт явился избранием цивилизационной альтернативы, стоявшей перед Русским государством. Вера, как духовная основа единства общества, определила общее направление развития культуры, особенности политического и экономического строя, государства и национально-государственной идеологии.

Христианство в отличие от язычества дало прочную основу государственной власти. Великий князь нес на себе Божье благословение и являлся наместником Бога, воплощавшим его волю на земле, содействующим соединению повседневности и духовного начала. Права верховной власти гарантировались религией и религиозной общиной. Религия заставляла народ примирительно относиться к неизбежному в государстве социальному угнетению, считая это следствием несовершенности и греховности человека. Религия укрепляет общество и государство в критические для них периоды. Большая часть истории России имела «критический», кризисный характер, поэтому влияние религиозного самоопределения на ее цивилизационное развитие было значительно. Царь в православных Византии и России считал себя и царем, и иереем – носителем церковной власти, а свою волю – возведенной в закон. Он являлся фактически главой Церкви. В подобных условиях не могло быть речи о диалоге власти и населения. Все общество считалось «общиной», ради которой необходимо жертвовать своими интересами. В стране господствовал государственный контроль «сверху вниз». В России Православная Церковь сохранила роль согласительного органа общества, она добивалась примирения враждующих князей и групп населения. Византийское православие способствовало становлению Русского государства XXV веков, укреплению России как централизованного государства XVIXVII веков и легло в основу идеологии самодержавной власти Российской империи.

Принятие византийского православия означало для Древней Руси вхождение в круг христианских стран, открывало путь для политических контактов с Европой. Большие возможности давали особенности христианства как духовной основы цивилизации, общие для Западной Европы, Византии, Руси. Христианство помогло создать стабильные формы общества и государства. Церковь объединила сословия в общество, группы населения в народ, создала духовную основу для этого единства, явилась прочной основой государственной власти, утверждая принцип «несть власть не от Бога». Она стремилась к стабильности общества, осуждая одновременно как социальный протест, бунты и восстания, так и чрезмерное накопление богатств и угнетение народа.

Выбор восточного христианства, византийского православия Древней Русью в качестве государственной религии определил особенности развития российской цивилизации. Постепенно в стране складывались политические, экономические и культурные установления, подобные византийским: авторитарная государственная власть, господствующая над Церковью и обществом; использование религии для поучения человека, а не для объяснения мира; стремление воплотить в мирской жизни божественный идеал. Христианство явилось духовной силой, которая сделала возможным существование и развитие европейской цивилизации, стало исходным пунктом становления современной мировой цивилизации.
Древнюю Русь связал духовный союз с Византией ( женитьба на анне), одним из сильнейших государств на мировой арене того периода. Резко вырос авторитет Руси в Западной Европе, о чем свидетельствуют династические браки русских князей с представителями западных королевских домов, установление дипломатических связей с Римом, торговых и политических отношений со странами Европы. С принятием христианства связано становление традиционной русской культуры: появление на Руси славянского письма, появление богослужебных христианских книг, формирование системы образования при монастырях, начинается строительство монументальных каменных церквей, появляется иконопись, искусство, философское и литературное творчество, глубоко проникнутое христианскими идеями.
Носители других культур, втянутых в сферу влияния российского государства, в том числе исламской, иудейской, буддийской, католической, должны были приспосабливаться к доминированию православия. Процесс адаптации облегчался тем, что на территории России жили народы, во взглядах и верованиях которых было много общего: пережитки язычества, идеалы авторитарной власти и общинного коллективизма. В частности, это характерно для исламского населения, численность которого быстро увеличивалась в XV XVI и XVIII XIX веках.
Заслуга православия в том, что оно обусловило духовное единство (объединение) русского народа – основы российской государственности. Христианская вера являлась основой государственности, а защита Руси как христианского государства – подвиг во имя веры. Церковь освящала власть князя. Многие князья после смерти провозглашались святыми, удостаиваясь этого за заслуги перед Русью. Христианское самосознание было важным элементом династического самосознания киевских князей. Христианская вера укрепляла уверенность русских князей в их предназначении, она уравнивала их власть с властью византийских императоров.

Принятие христианства имело для Руси огромное значение: церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, стояла во главе общерусского патриотического движения (Куликовская битва); принятие христианства уравняло Киевскую Русь с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними странами; церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, а также появлению крупного церковного и монастырского землевладения; принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству. Церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, при монастырях открывались школы, библиотеки; христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев. Вместе с тем церковь оказывала и негативное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, помогала закабалению свободных общинников, чтобы превратить в свою собственность принадлежащие им земли, жестоко преследовала инакомыслие, осуждала все формы протеста угнетенных, прикрывала темные дела отдельных феодалов.
________________________________________________________________________________________________

В центре стоит человек. Внимание уделялось духовному миру человека. Православная церковь огромное внимание уделяла душе верующего. Смысл православной веры - приготовить свою душу к загробной жизни, считалось, что все материальное в мире - это гробница души. Поэтому все сущее не имеет смысла.
В противоположность православию, девизом католичества становятся: дисциплина, порядок, власть.
Католические рыцари несли свою веру с позиции силы, на штыках (крестовые походы). В это же время православные тоже несли веру, но не с позиции силы. Однако и православные, и католики - сжигали еретиков на кострах.
С точки зрения православного человека, если тебе повезло, ты накопил богатство, то ты обязан в конце жизни отдать это монастырю или нищим. В России богатство никогда не поощрялось. В русской деревне богачей называли мироедами, т.е. людьми, которые подъедают мир. Как правило, наиболее почитаемыми были юродивые, у которых нет ни дома, ничего.
Это в конечном итоге явилось тормозом для утверждения и развития товароденежных отношений.
Католики считают, что бог создал всех людей одинаковыми, но отправил их на землю, чтобы проверить, на что они способны. Чем богаче человек, тем лучше ему будет в загробной жизни.
Другое влияние, очень сильное оказало на политическую жизнь страны. С точки зрения православного человека - святых нет. Если все будешь делать правильно, то попадешь в рай.

       Для католика и протестанта, Папа Римский - главный свет веры. Что касается православия - то святых людей нет - церковь сама свята, Человек может быть приобщен к церкви, для подготовки своей души.
В католицизме Папа Римский стоит как бы в оппозиции государству, его  просили благословить его на престол, тогда как православие наоборот не является независимым от государства, а наоборот оно - опора монархии. Русские монархи сами назначали патриархов.
    Православная церковь признает не любого монарха, а только законного. Потому как в рай можно попасть только в лоне церкви под руководством законного монарха. Поэтому в истории России вопрос о законности царя имел большое значение. При всех зверствах Ивана Грозного, против него нельзя было противостоять - он дан от бога. Но когда приходят Романовы, то поднимается бунт. Стрельцы врываются в Кремль, найдя царя, они трясли его и оторвали рукав, требуя отдать на растерзания ненавистных бояр. А Грозного никто не смел бы трясти. Т.е. законность была важна.
   Православие повлияло и на психологию россиян. «надо от всего отрешиться и жить для загробной жизни». Большевики воспринимали марксизм догматично. Нигде не дал марксизм таких корней как в России, потому что россиянину можно объяснить, что сейчас нужно отказаться от благ, потому что то-то и то-то. Россиянину это можно объяснить - европейцу никогда.
Самоотрешенность, самопожертвование,веротерпимость характерно для россиян. Этому есть масса примеров, подвигов, во имя своего народа, страны и веры. Даже в годы великой отечественной войны, солдаты шли с гранатой под танк.
И еще о влиянии конфессионального фактора, дело в том, что православие пришло в русскую историю на смену язычеству и в течение двух веков язычество существовало как бы на равных, существовал элемент двоеверия.
Но тем не менее его отголоски сохранились и по сей день. Редко кто пойдет по дороге, если ее перебежала черная кошка. Девочки любят гадать и т.д.
Эти языческие традиции повлияли на характер россиян. Язычество - культ природы. Почитание природы, характерно для россиян. Ни одни русский классик не обошел красоты русской природы.

Последствия христианизации:

Раннефеодальная монархия = князь-вече-боярство. Не было аппарата управления. Князь великий среди равных—статус одинаковый, вассалитет по типу государства – федерация с элементами конфедерации ( каждый держит свою вотчину сам, а защищают вместе),старался удержать федерацию Владимир Мономах. Начиная, с конца 11 века уже окончательно конфедерация.

Родовой (лестничный признак) лестница Ярослава – переход от старшего брата к меньшему брату.

Законодательство: Русская правда- комплекс из трех документов: Правда Ярослава, правда Ярославича, устав Мономаха


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 3809; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!