Анталкидов мир (387 г. до нашей эры)



Победы Конона оживили Афины. Экономическая и политическая жизнь Афинского союза возрождалась. Между Афинами и Пиреем были сооружены новые укрепления (Длинные стены). Афинская рабовладельческая демократия с ее стремлением к панэллинской гегемонии подняла голову. Возрождение демократических Афин пугало не только спартанцев. Оно тревожило и персидских сатрапов и самого персидского царя, склонного скорее поддерживать спартанских олигархов, чем Афинскую республику с ее демократическими порядками. С этого времени между спартанцами и афинянами возобновляется яростная борьба за влияние на персидского царя. Спартанцы отправили к персидскому сатрапу Тирибазу посольство во главе с Анталкидом. Этому хитрому и ловкому дипломату было поручено любой ценой добиться заключения мира между персидским царем и лакедемонянами. Афиняне и союзники со своей стороны снарядили посольство к тому же Тирибазу. Анталкид предлагал мирные условия, приемлемые как для царя, так и для лакедемонян. "Лакедемоняне, — говорил он, — не оспаривают у царя греческих городов, которые находятся в Малой Азии. С них достаточно того, чтобы прочие города получили автономию. Раз мы согласны на эти условия, чего ради царь станет воевать с нами и расходовать деньги?" Тирибаз пришел в восторг от речей Анталкида. Но против предложения спартанского дипломата решительно восстали афиняне и фиванцы. Они рассматривали требование автономии городов как коварный маневр, направленный к уничтожению всех военно-политических союзов в Греции.

Тем не менее, дипломатический маневр Анталкида увенчался успехом. Обе стороны, истощенные борьбой, вынуждены были согласиться на условия, продиктованные царем Артаксерксом. Тирибаз объявил, чтобы все желающие немедленно прибыли к нему, чтобы выслушать присланные персидским царем условия мира. По прибытии послов Тирибаз, указывая на царскую печать, удостоверявшую подлинность документа, прочел следующее: "Царь Артаксеркс полагает справедливым, чтобы ему принадлежали все города Малой Азии, а из островов — Клазомены и Кипр. Всем прочим городам, большим и малым, должна быть предоставлена автономия, кроме Лемноса, Имброса и Скироса, которые попрежнему остаются во власти Афин". Таковы были условия знаменитого царского, или Анталкидова, мира (387 г.), который узаконивал политическую раздробленность, а следовательно, и слабость Греции. В конце мирного текста имелась многозначительная приписка: "Той из воюющих сторон, которая не примет этих условий, вместе с принявшими мир объявляю войну на суше я на море и воюющим с ней государствам окажу поддержку кораблями и деньгами".

Какие периоды своего развития прошла Древняя Греция?

Главаные черты классического периода Древней Греции в VIII-IV в. до н.э.

Что стало причиной Пелопонесской войны?

Чем закончились политические противоречия между Афинами и Спартой?


Тема 4. ГРЕЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ В МАКЕДОНСКО-ЭЛЛИНИСТИЧЕСКУЮ ЭПОХУ

Филократов мир (346г. до нашей эры)

Анталкидов мир явился торжеством персидской политики, которая ставила своей целью раздробление Греции и ослабление как спартанской, так и афинской гегемонии. Но в недрах самой Греции уже развивался противоположный центра­листический процесс. Носителем этой тенденции стало Македон­ское царство. При царе Филиппе II (359—336 гг. до нашей эры) Македония превратилась в одно из сильнейших государств Эгейского бассейна, которое подчиняло своему влиянию одну греческую область за другой. Этой судьбы не миновали и Афины.

Подчинение греческих государств Македонии совершалось военным и дипломатическим путем. Филипп пускал в ход все имевшиеся в его распоряжении средства: подкуп, дипломати­ческие послания («письма Филиппа»), материальную и моральную поддержку греческих «друзей Македонии», союзы с соседними варварскими князьями, дружбу с персидским царем, организацию восстаний во враждебных ему государ­ствах. Особенно большое значение Филипп придавал подкупу, утверждая, что нагруженный золотом осел возьмет любую крепость.

Оплачивалось не только политическое красноречие, но и политическое молчание. На заявление одного греческого трагика, что он получил талант за одно лишь выступление, оратор Демад ответил, что ему царь за одно красноречивое молчание дал десять талантов.

Помимо личных качеств Филиппа, прирожденного политика и дипломата, успехи Македонии исторически объяснялись прогрессивным характером македонской политики. Стремление к созданию крупных государственных объединений вызывалось ростом производительных сил в Средиземноморском бассейне, развитием торговой и промышленной инициативы, увеличением

числа наемников и подъемом завоевательных настроений. Замыслы смелого и властолюбивого македонского царя соответ­ствовали стремлениям некоторых греческих идеологов, например, популярного оратора Исократа. В своем сочинении «Панегирик» Исократ развивал идею объединения всех греческая государств вод гегемонией одной страны и одного вождя, «Объединенная Греция, — писал Исократ, — предпримет по­ход против исконного врага эллинского народа — Персии. Счастливая война с Персией откроет простор предпринима­тельскому духу и освободит Грецию от массы бедного люда, дав работу бродячим элементам, угрожающим самому суще­ствованию эллинского государства и культуре...» «Пусть одушевленное патриотической идеей воинство сделает Грецию обладательницей неисчерпаемых сокровищ Востока, центром мирового обмена».

В 346 г. до нашей эры между Македонией, Афинами и их союзниками был подписан Филократов мир. Его горячо приветствовал Исократ как первый шаг к осуществлению его давнишней идеи объединения Греции для «счастливой войны» с Персией. «Ты освободишь эллинов, — писал он Филиппу, — от варвар­ского деспотизма и после этого осчастливишь всех людей эллинской культурой».

Против централистических тенденций Филиппа и македон­ской партий в Афинах выступала антимакедонская группа, Во главе ее стоял знаменитый греческий оратор Демосфен. В своих речах против Филиппа («Филиппиках»), как и во всех других речах, Демосфен со всей страстью своего бурного красноречии обрушивался на «македонского варвара». Но н сам Демосфен не отрицал необходимости объединения Греции. Он, полагая лишь, что это дело должно совершиться путем созданий союза свободных эллинских городов, без участия Македонии. Однако, как показали последующие события, правильная сама по себе идея создания греческой федерация не могла быть осуществлена вследствие глубокого внутреннего разложения самой демократий полиса, подтачиваемой узостью ее базы, раздорами партий, восстаниями рабов, и вое обост­рявшегося соперничества между отдельными греческими госу­дарствами.

Демосфена поддерживали афинские демократические массы граждан, стоявших вне и выше рабов. Для них победа Македония означала конец демократических учреждений. Между тем ядро македонской партии, которое составляли богатое гражданство, главным образом купечество, рассчитывало на наживу, в случае «счастливой войны» с Персией, и на под- держку государственного порядка со стороны твердой власти македонского царя. В рядах македонской партии находилось немало и греческой интеллигенции. Величайший представитель ее Аристотель удостоен был приглашения на должность воспитателя сына царя Филиппа — Александра, будущего Александра Великого.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 334; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!