Образование Персидского царства. Кир



 

Одновременно с мидянами на территории Ирана появились и другие племена, которые в надписях называются парсуа и, очевидно, являются предками древних персов.

Ассирийские цари ведут борьбу с этими племенами, которые довольно прочно оседают в одной из областей Элама в Аншане и здесь образуют довольно значительный союз племён. В рассказе об опустошении Элама ассирийский царь Ашшурбанипал упоминает «Кира, царя Парсуаш», который подчиняется ассирийскому царю и посылает своего старшего сына с дарами в Ниневию. В борьбе с ассирийцами, а затем с мидянами союз персидских племён растёт и крепнет. В середине VI в. до н. э. образуется большое Персидское государство. Историческая традиция и античные авторы единогласно называют основателем этого государства Кира II, который, несомненно, был одним из преемников Кира I, современника Ашшурбанипала. Стремясь опереться на исконные традиции высокой культуры древнего и могущественного Элама, Кир II называет себя «царём Аншана», а также и «царём Парсу», т. е. Персии. У Геродота сохранился ряд легенд, в которых описываются детство, воспитание и деятельность Кира. Эти сказания облечены в обычную для того времени форму легенды, рассказывающей о жизни великого основателя большого государства. Нет ничего удивительного в том, что крупная политическая деятельность Кира произвела сильнейшее впечатление на его современников и что вокруг образа Кира, крупнейшего политического деятеля этой эпохи, народное творчество, а в некоторой степени и религиозная пропаганда жречества создали множество разнообразных легенд. Так, о Кире рассказывали, что он подобно Саргону I был подкидышем, которого воспитал пастух, или что он подобно египетским фараонам или Ромулу и Рему, основателям Рима, был вскормлен сверхъестественным образом благодетельным зверем. Даже Геродот пытается критически подходить к этим легендам, целью которых было подчеркнуть сверхъестественное, почти божественное происхождение прославленного основателя Персидского царства. Более историчны свидетельства, сохранившиеся в Вавилонской хронике и в некоторых документах этой эпохи.

Из этих документов мы узнаём, что Кир начал войну с мидийским царём Иштувегу (Астиаг). Геродот, описывая эту войну, в значительной степени использует народное сказание, в частности изображает Кира внуком Астиага. Более объективное и сухое повествование Вавилонской хроники сообщает, что «Иштувегу собрал своё войско и пошёл против Кира, царя Аншана, чтобы победить его. Но против Иштувегу взбунтовалось его войско и, взяв его в плен, выдало его Киру. Кир пошёл в его столицу Экбатаны. Серебро, золото и прочие сокровища Экбатаны были разграблены и унесены в Аншаш». Таким образом, эта война окончилась разгромом Мидии и полной победой персов. Персидские войска захватили столицу Мидии Экбатаны. Кир присоединил Мидийское государство к Персии. Историческая традиция сохранила предание о том, что Кир, захватив в плен индийского царя Астиага, предоставил ему почётное положение в своём государстве. Весьма возможно, что это предание стоит в связи с тем фактом, что мидяне занимали в Персидском государстве наряду с персами особое привилегированное положение.

 

 

 

Карта № 8. Персидское государство

 

 

Не ограничившись завоеванием Мидии, Кир начал вести крупную военную политику. В течение короткого времени Кир завоевал Армению, Каппадокию, Лидию (547–546 гг. до н. э.) и Вавилон. Вавилонское царство, достигшее высокого расцвета при Навуходоносоре, было крупнейшим торговым государством того времени, столица которого Вавилон представляла собой мощную, почти неприступную крепость. Высоко оценивая экономические ресурсы и военные силы Вавилона, Кир направил сперва своё внимание на то, чтобы прочно закрепить свою власть в северной части Передней Азии, главным образом, в Малой Азии. Это было тем более важно, что Крез, царь Лидии, и Амазис (Яхмос II), царь Египта, заключили с вавилонским царём оборонительный союз против Персии. Поэтому Кир и нанёс свой первый удар против слабого звена в этой цепи – Лидии, для того чтобы, используя экономические и людские ресурсы северной части Передней Азии, изолировать Вавилон от его союзников и перерезать его торговые и военные коммуникации. Когда Лидия пала под ударами персидского завоевателя, над гордым и древним Вавилоном нависла реальная угроза. Кир смог теперь направить все свои возросшие силы против вавилонского царя. Вавилон, лишённый союзников и переживавший крупные внутренние волнения, не смог противиться персидскому завоевателю. Все сохранившиеся источники свидетельствуют о том, что Кир быстро и без особенного труда захватил Вавилон и присоединил Вавилонское государство к Персии (538 г. дон. э.). Об этом крупнейшем событии сохранились свидетельства в Вавилонской хронике Набонида, в историческом труде вавилонского жреца Бероса, у греческого историка Геродота и, наконец, в манифесте самого Кира, клинописный текст которого сохранился До нашего времени. В нём говорится, что многочисленные войска персов «мирно вступили в Вавилон». Здесь Кир изображает себя в качестве защитника Вавилона, вавилонской культуры и вавилонской религии. Несомненно, что Кир при завоевании Вавилона опирался на некоторые группы вавилонского жречества, изображая себя сторонником вавилонской религии. В своём манифесте Кир говорил: «Забота о внутренних делах Вавилона и обо всех его святилищах тронула меня. И жители Вавилона нашли исполнение своих желаний, и бесчестное иго было снято с них… Мардук, великий владыка, благословил меня, Кира, царя, чтущего его, и Камбиза, моего сына, и всё моё войско милостью, когда мы искренне и радостно величали его возвышенное божество». Включение Вавилонии в состав Персидского государства, претендовавшего на объединение под своей властью всего древневосточного мира, открыло широкие перспективы развитию внешней торговли для торгово‑рабовладельческой аристократии и крупных храмов Вавилона.

 

 

 


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 245; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!