Религиозные изображения и надписи на саркофаге Тахо.



Саисская эпоха. XXVI династия. Париж. Лувр

 

 

 

 

Статуя «священного барана» бога Амона в Фивах.

Саисская эпоха. XXVI династия

 

 

Всё это приводит к резкому разрыву между искусственно возрождаемой древней культурой и теми формами культурного творчества, которые ещё свидетельствовали о жизнеспособности древнеегипетского народа. Так демотическая письменность отрывается от архаизирующей религиозной и официальной гиероглифики, народный язык от омертвевшего литературного языка классической древности, народные формы религии от сложных богословских построений жречества, свежее реалистическое искусство от точного повторения художественных произведений глубокой старины. Но все последние попытки возрождения египетской культуры оказались тщетными. Египетское государство рухнуло под ударами персидских завоевателей. Однако египетская культура пережила своих создателей и оказала могущественное влияние на развитие культуры соседних народов и главным образом греков.

 

 

 

Голова царской статуи времени XXVI династии.

Шифер

 

 

Глава XVIII. Древний Иран

 

Природа страны

 

 

 

Дарий I на охоте.

Отпечаток персидской цилиндрической печати

 

 

Иран представляет собой высокое плоскогорье, почти со всех сторон замкнутое и защищенное горными хребтами. На юге и юго‑западе Иранское плато окаймляет южно‑иранская горная дуга. На северо‑западе Иран отделён от Месопотамии горами Загра, на востоке горы Брагуй и Соломоновы горы отделяют Иран от западной части бассейна Инда. Население Ирана в течение долгого времени жило как бы в крепости, защищенной со всех сторон высокими горами, куда только в слабой степени проникала культура народов соседних стран. Племена Ирана позднее других древневосточных народов вышли на арену мировой истории. Только юго‑западная часть Ирана, носившая в древности название Элам, благодаря своей близости к Южной Месопотамии, уже в глубокой древности была втянута в культурную жизнь древневосточного мира.

Типично континентальный климат Иранского плоскогорья отличается резкими колебаниями температуры и большой сухостью. Годовое количество осадков в Тегеране достигает 250 мм, а во внутренних областях Ирана – всего лишь 125 мм. Летом дожди здесь почти совсем не выпадают, и наибольшее количество осадков падает на зиму. Большее количество дождей выпадает в горах и в районах, прилегающих к Каспийскому морю и к Персидскому заливу. Рек на территории Ирана мало, они немноговодны, неудобны для судоходства и часто не доходят до естественного стока в море, пропадая в песках. Сухость климата, недостаточное количество осадков и скудость внутренних вод уже в древности требовали организации сложной системы искусственного орошения, причём для этой цели главным образом использовалась вода, текущая с гор от таяния снегов, из горных озёр и из подземных водоёмов. Степи и горные склоны покрыты лесами и в некоторых местах травой, дающей прокорм лишь для мелкого рогатого скота.

Иранское плоскогорье богато полезными ископаемыми, в особенности металлической рудой и нефтью. Железная руда имеется в Мезандеране, Иезде и Фарсе, медную руду можно найти повсеместно, в частности в Карадаге (Иранский Азербайджан), где имеется также и олово.

В разных районах Ирана имеется золото, серебро и свинец. Весьма возможно, что различные металлы добывались в Иране со времён глубокой древности, на что указывают бронзовые изделия, найденные в Луристане, и разнообразные орудия, найденные в Сузах.

Важнейшими торговыми путями были караванные пути, соединявшие прикаспийский район с побережьем Персидского залива, шедшие из долины Тигра на восток и из восточных областей Ирана в Индию. Из Месопотамии важный торговый путь шёл по долине Диалы в области Мидии; из столицы Мидии, Экбатан большая торговая дорога вела в Сузиану, а долина Кабула открывала дорогу в Индию.

 

Население

 

Горные области, расположенные между Месопотамией и Иранским плато, уже в начале II тысячелетия до н. э. были заселены касситами, которых позднейшие греческие писатели называли коссаи или киссии, а также каспии, племенное название которых сохранилось в названии Каспийского моря. Эти племена по своему языку и по своей культуре были родственны эламским племенам, название которых встречается в древнейших шумеро‑аккадских надписях. Эламиты населяли довольно большую территорию, расположенную к востоку от Шумера, в бассейне рек Карун и Керха (древние Улаи и Уюту). Севернее в горных областях жили племена лулубеев, подвергшиеся культурному воздействию со стороны шумерийских и аккадских племён Месопотамии. Около Сарпула между Багдадом и Хамаданом были обнаружены рельефы, изображающие царя Анубанини. На одном из этих рельефов изображён царь Анубанини, попирающий ногами поверженного пленника. Богиня Иннина подводит к царю пленников. Аккадская надпись и художественный стиль рельефов заставляют относить этот памятник ко времени Нарамсина (XXIV в. до н. э.). Лулубейские памятники были также найдены между Персеполем и Сузами.

Древнейшее темнокожее население Ирана сохранилось в юго‑западной части Ирана, в Хузистане, а также на востоке Иранского плоскогорья, в Белуджистане. Весьма возможно, что в древности эти племена жили вдоль Эритрейского побережья, от Элама и до устья Инда. Греческие писатели упоминают о туземных племенах Ирана, которые населяли области, расположенные к востоку от Загра, на территории позднейшей Мидии.

Племена мидян и персов, образовавшие большие государства Мидию и Персию, впервые упоминаются в ассирийских надписях IX в. до н. э. Так, в летописи Салманасара III описывается его поход, совершённый им на 24‑м году царствования (835 г. до н. э.) в страну Наири, где он «получил дары от 27 царей страны Парсуа» и откуда он направился «в страны. мидян». Ассирийские цари в IX–VII вв. до н. э. неоднократно совершали опустошительные набеги в страны, населённые мидянами и персами, и увозили оттуда добычу: пленников, скот (лошадей, баранов, мулов, верблюдов) и высоко ценившийся тогда драгоценный камень лазурит.

Касситы, лулубеи, эламиты и примыкающие к ним гутии принадлежали к исконному населению Передней Азии и были родственны урартам, протохеттам, субарейцам и хурритам. В частности язык эламитов целый ряд учёных и главным образом академик Н. Я. Марр относят к группе яфетических языков. Персы, образовавшие могущественное Персидское государство, принадлежали к восточной группе индоевропейских народов, на что указывает близость древнеперсидского языка к древнеиндийскому (санскрит).

 

Источники

 

История древней Персии всё ещё известна недостаточно, так как на территории Ирана было найдено очень мало документальных источников. Среди немногочисленных клинообразных персидских надписей, относящихся к царствованию первых персидских царей из династии Ахеменидов (550–330 гг. до н. э.), наибольшее значение имеет большая надпись, высеченная на Бехистунской скале, к востоку от Керманшаха. В этой надписи персидский царь Дарий I подробно описывает, как после смерти Камбиза он подавил восстания, победил всех мятежников и восстановил целостность Персидского государства. Этому же царю принадлежит и клинописная древнеперсидская надпись у Суэцкого канала, в которой говорится о сооружении канала, соединяющего Нил с Красным морем. Большой интерес представляет и недавно изданная надпись Ксеркса, в которой запрещается религиозный культ «дайвов». Как бехистунская надпись, так и «надпись о дайвах» снабжены аналогичным текстом на вавилонском и эламском языках, что указывает на большое значение и распространение этих языков в Персии.

 

 


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!