Голова статуи Монтуемхата, правителя Фив.



Гранит. Саисская эпоха. XXV–XXVI династия. Каирский музей

 

 

 

 

Голова статуи жреца.

Зеленый шифер. Саисская эпоха. XXYI династия

 

 

Некоторые иноземные влияния проникали в Египет из Финикии и Палестины. Так, очевидно, из Ханаана проник в Египет обычай сжигать жертвы на алтарях. Финикийские и еврейские колонисты строили в Египте храмы своим богам. В эпоху ливийского и эфиопского завоевания в Египте распространяются язык, обычаи и религиозные верования завоевателей. В Египте усиливается культ древней ливийской богини Нейт, которую особенно почитают ливийские цари и их преемники, фараоны XXVI династии, обосновавшиеся в Саисе, где издавна поклонялись богине Нейт. Культ бородатого карликообразного бога Беса, возможно, заимствованный из Нубии и Пунта, получил в позднее время очень широкое распространение и сохранился вплоть до христианского времени. Всё это указывает на глубокие культурные взаимодействия между Египтом и соседними странами Африки, Передней Азии и Эгейского моря.

 

 

 

Религиозные изображения и надписи на саркофаге Тахо.

Саисская эпоха. XXVI династия. Парною. Лувр

 

 

Постепенное ослабление Египетского государства, происходившее именно в эту эпоху глубоких культурных взаимоотношений Египта с соседними странами, должно было породить мысль о том, что причинами упадка Египта являются проникновение в Египет иноземцев, растворение египетской культуры в этой бурной волне иноземных влияний, забвение древних традиций и исконной египетской религии. Поэтому именно в эту, главным образом, Саисскую эпоху начинается реакция против иноземных влияний и резкое стремление во всём возродить египетскую старину, восстановив древние формы государства, языка, письменности, искусства и религии времени первого расцвета Египта при царях Древнего Царства. Египетские жрецы пытаются отгородить египетский народ и в первую очередь самих себя от иноземцев при помощи целого ряда религиозных и бытовых запретов. Геродот пишет о том, что «ни египтянин, ни египтянка не поцеловали бы эллина в губы, не стали бы употреблять ножа, вилки, котла, принадлежащих эллину, не стали бы даже есть непорочного быка, если он зарезан ножом эллина». Предписания строгой обрядовости, пищевые запреты и предписания культовой чистоты проводили резкую грань между египтянами и иноземцами. Стремление искусственно воскресить давно забытую старину, своеобразная архаизация чувствуются в памятниках письменности и литературы, в произведениях искусства и предметах религиозного культа. Искусственно сохраняется и даже несколько усложняется сложная и громоздкая древняя система гиероглифической письменности, несмотря на широкое распространение алфавитных знаков и упрощение скорописи, так называемой демотики, удобной для быстрых записей деловых документов. В религиозных текстах встречаются цитаты из текстов пирамид Древнего Царства, которые тщательно копируются и переписываются. Широкое распространение получает культ древних всеегипетских богов Изиды и Озириса. Жрец Иба, состоявший в свите царевны Нейтикерт (XXVI династия) описывает свои труды по сооружению храма в честь Озириса. Крупный вельможа Пефнефдинейт, занимавший ряд высоких должностей при Яхмосе II, подробно сообщает о своей деятельности, связанной с восстановлением и расширением храма Озириса в Абидосе. С гордостью говорит он о том, что он «восстановил дом священных свитков после его запустения, записал жертвы в честь Озириса и установил порядок во всех записях». Но особенно широкое распространение получил в Египте в позднее время культ самых разнообразных животных, в частности культ священных быков (Аписов) и священных кошек, посвященных богине Бастет, обоготворявшейся в Бубастисе, на что указывают огромные сохранившиеся кладбища священных животных и многочисленные статуэтки и изображения их, во множестве переполняющие ныне египтологические музеи. Наряду с этим широкое распространение получает магия, развитие которой шло бок о бок с появлением новых культов смешанных богов, одновременно олицетворяющих различные явления всей природы (синкретизм и пантеизм). Сильная архаизация подчиняет себе развитие литературы и искусства. Сюжеты литературных произведений связываются с образами древних царей, как, например, Рамзеса II, о котором рассказывают, что он послал статую бога Хонсу для излечения дочери азиатского царя. В литературных произведениях воскрешается стиль и фразеология египетской литературы классического времени расцвета в эпоху Среднего Царства. В изобразительном искусстве появляется стремление подражать, иногда почти рабски копировать художественные произведения времени Древнего Царства.

 

 

 


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 300; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!