Б) независимые необособленные 2 страница



 

[прим1]

 

Эти идеи были высказаны А. Бергсоном в его «Творческой эволюции», но за сто лет до него они были предсказаны Тюрго в «Плане двух рассуждений о всеобщей истории». – См.: Oeuvres de Turgot, vol. II, Paris. 1844, p. 654

 

[прим2]

 

См.: Vinogradoff. Paul. Enalish Sodctv XVII. Oxiord. 1908.

 

[прим3]

 

Lord Acton. Lectures on modem History. London, 1906.

 

[прим4]

 

Hammond. J.H. and Barbara. The Rise of Modern Industry. London, 1925, Preface, pp. VIII–IX.

 

[прим5]

 

Название «православно‑христианское» более правильно, поскольку это общество, в отличие от Западного сохраняло религиозную лояльность как основной принцип социального единства.

 

[прим6]

 

Но не «индийское», так как оно выходит за границы континентальной Индии, например Индонезийский архипелаг (о. Бали), между тем как в Индии существует и мусульманское общество.

 

[прим7]

 

В римском значении слова, это люди, за которыми по переписи не числилось никакого имущества, кроме детей (proles), отсюда «пролетарии» – те, которые не чувствуют никаких обязательств по отношению к своей социальной группе.

 

[прим8]

 

Gibbon Е. The History of the Decline and Fall of the Roman Empire, Ch. LXXXI.

 

[прим9]

 

Примечательно, что Лев III Исавриец* – первый выдающийся государственный деятель православного христианства, начал свою карьеру в Алании, где оставил заметный след. Не исключено, что он хотел расширить экспансию, но его отозвали для организации защиты православного христианства от последней угрозы Омейядов** Константинополю в 717 г. Оставшуюся жизнь он посвятил решению двух задач: во‑первых, эвокации*** призрака Римской империи и, во‑вторых, развитию религиозного движения, не вполне точно названного «иконоборчеством» ****.

*Лев III из Сирийской (ранее ее неверно называли Исаврийской) династии (ок. 675‑741) захватил власть в Константинополе в 717 г. В том же году мощные арабские армия и флот подошли к столице Империи. Благодаря энергии императора и мужеству защитников Города осаждающие были разбиты в 718 г.

**Омейяды – династия арабских халифов в 661‑750 гг., потомки правителей доисламской Мекки из рода Омейя племени курейш. к которому принадлежал и Мухаммед. Столицей Омейядов был Дамаск, опорой – военная знать, возвысившаяся в результате первых завоеваний ислама, особенно в Сирии и Египте.

***Эвокация (от лат. evocatio «призывание»): в Древнем Риме – обряд, заключающийся в обращении к богам враждебного народа с предложением оставить этот народ и перейти на сторону римлян, которые обязуются установить службу этим богам: в терминологии А. Тойнби‑попытка обращения к традициям предшествующей цивилизации.

****Иконоборчеством в широком смысле называют направление в христианстве. выступающее против культа икон – от ересей IV в. до протестантизма XVI в. В узком смысле – религиозное движение VIII–IX вв. в Византии. Отдельные выступления против поклонения иконам были в Армении и Малой Азии в VII – нач. VIII в., возможно, под влиянием ислама, запрещающего любое изображение Бога. Иконоборчество было признано официальным учением на Соборе 754 г., не признаваемом православной Церковью действительным, затем осуждено на Седьмом (Втором Никейском) Вселенском Соборе 787 г. и, после кратковременных успехов, окончательно запрещено в 843 г.

 

[прим10]

 

Аравия находилась на юго‑востоке римских владений, в Сирии и, возможно, поэтому мусульманские арабы получили имя «сарацины» («восточные люди»).

 

[прим11]

 

Ахеменидская держава начала свое существование как захудалое, окраинное государство Иранского нагорья: свержение Элама* Ассирией в 655‑639 гг. до н.э. дало Ахеменидам первый шанс для возвышения: они спустились в покинутую долину Элама и в Сузах, бывшей столице погибшего эламитского государства, создали свою столицу. Ахемениды собрали урожай, посеянный ассирийцами.

*Элам – государство в юго‑западной части Иранского нагорья (территории современных Хузестана и Луристана в Иране). Генетические связи народа эламитов не установлены, существует гипотеза о родстве их языка с дравидийскими. Существовала местная иероглифическая письменность, замененная в кон. III тыс. до н.э. клинописью. История Элама мало изучена. Государство это возникло в сер. III тыс. до н.э., попадало в зависимость от соседей в XXIII и XXI вв. до н.э. устанавливало свой контроль над бассейном Тигра и Евфрата в XX–XVIII вв. до н.э., воевало с Вавилонией во II тыс. до н.э. и с Ассирией в VIII VII вв. до н.э. После разгрома Суз. столицы Элама. ассирийцами уже не играло самостоятельной роли. окончательно войдя в состав державы Ахеменидов в VI в. до н.э. Эламский язык сохранялся в качестве одного из официальных языков Персидской монархии по крайней мере до V в. до н.э.

 

[прим12]

 

Это было вполне естественно, поскольку арамейский язык принадлежит к той же группе (семитской), что и аккадский.

 

[прим13]

 

Клинопись была не алфавитной, а фонетико‑силлабической системой, включавшей в себя набор идеограмм. Первоначально она была изобретена для передачи шумерского языка, у которого нет точек соприкосновения с аккадским диалектом семитского языка, который стал использовать эту письменность. Использование клинописи для передачи двух, не связанных между собой языков, возможно, объясняет, почему идеограммы остались в нем наряду с фонетическими знаками. Идеограммы писались одинаково по‑шумерски и по‑аккадски хотя, разумеется, произносились они на разных языках по‑разному, при этом некоторые знаки, используемые как идеограммы в аккадском, имели фонетическое значение в шумерском.

 

[прим14]

 

Букв. «парфянском» – признак того, что эта фаза иранского языка как в устной, так и в письменной речи достигла своей зрелости в период Аршакидов, хотя и в более позднюю эпоху Сасанидов она также процветала.

 

[прим15]

 

«Фарси», т.е. диалект иранского в провинции Фарс.

 

[прим16]

 

Хатти – это местное название народа, который в Ветхом завете именуется «детьми Хета», то есть «хеттами».

 

[прим17]

 

Еvans. Sir Arthur. The Earlier Religion of Greece in the Light of Cretan Discoveries. London. 1931, pp. 37‑41.

 

[прим18]

 

Ассирия (Ашшур) была самым северным городом‑государством шумерского общества*.

*Самым северным из поселений шумеро‑аккадского культурного круга была, насколько известно, Ниневия, первые сведения о которой имеются еще от нач. III тыс. до н.э., но мы знаем о ней очень мало до VIII в. до н.э., когда она стала столицей Ассирийского царства.

 

[прим19]

 

Если допустить, что индская культура была ответвлением шумерской культуры, распространенной шумерским универсальным государством, и представляла собой магнит, который привлек движение племен ариев в Индию из Евразийской степи. Если же это предположение неверно, то индское общество следует отнести к предыдущей группе несвязанных обществ.

 

[прим20]

 

Если предположить, что мистерии и орфическая церковь были рудиментами вселенской церкви, созданной внутренним пролетариатом предшествовавшего минойского общества. Если же эта точка зрения неверна, то есть мистерии и орфизм следует считать вселенской церковью, то эллинское общество относится к группе аффилированных обществ.

 

[прим21]

 

Родина вавилонского общества совпадала с Шумером + Аккадом + Ассирией + Эламом, хотя Элам и Ассирия фактически не были родиной шумерского общества, а лишь включались в его владения на самой ранней ступени.

 

[прим22]

 

См.: Hobhause L.T., W heeler G. С., Ginsberg M. The Material Culture and Social Institutions of the Simpler Peoples: An Essay in Correlation. London, 1915.

 

[прим23]

 

White A.F. China and Foreign Powers. London, 1927. p. 41.

 

[прим24]

 

К этим последовательностям относятся: минойская‑эллинская‑западная, минойская‑эллинская‑православная, минойская‑сирийская‑исламская, шумерская‑индская‑индуистская (если предположить, конечно, что связь, намеченная между индской и шумерской цивилизациями, установлена).

 

[прим25]

 

Египетское, андское, шумерское, минойское, китайское и майянское. Если связь индского общества с шумерским не подтвердится, то число независимых цивилизаций возрастет до семи, а если будет доказано, что индская культура по своему происхождению не зависит от шумерской, то число их достигнет восьми.

 

[прим26]

 

См.: De Gobineau, le cointe J.A.Essai sur l'InigalitedeRacesHumaines. Paris. 1853 – 1855, 4 vols.

 

[прим27]

 

См.: Chanberlain H.S. The Foundations of the Nineteenth Century. London, 1911.

 

[прим28]

 

Эта глава была написана до того, как культ нордического человека стал частью официальной идеологии германскою рейха.

 

[прим29]

 

Jeans. Sir James. The Misterious Universe. Cambridge. 1930. pp. 2 – 3.

 

[прим30]

 

Hulitington. Ellsworth. Civilization and Climate. New Haven, 1924, p. 12.

 

[прим31]

 

Smuts J. Holism and Evolution. 2‑nd ed. L., 1927. pp. 218 – 219.

 

[прим32]

 

Слово «рай» (paradise) следует понимать в буквальном смысле греческого слова ρ λ ρ λ δ ε ι δ ο δ, которое является транслитерацией персидского слова, обозначающего саванную – территорию специально предназначенную для охоты и окруженную границей: земли эти принадлежали правящему меньшинству и искусственно сохранялись в девственном состоянии; в древности же это были угодья для примитивной охоты.

 

[прим33]

 

Британские солдаты в первую мировую войну называли их «перепончатые ноги».

 

[прим34]

 

Spinden H.J. Ancient Civilization of Mexico and Central America. N.Y. 1917, p. 65.

 

[прим35]

 

Means P. A. Ancient Civilizations of the Andes. London, 1931, p. 415.

 

[прим36]

 

Свидетельство относительно строения черепа кажется двусмысленным, поскольку «долихокефалия» – это признак, который средиземноморская разновидность белой расы разделяет с нордической разновидностью. Специфические отличия двух разновидностей представлены пигментацией, а не формой черепа. Таким образом, с аналитической точки зрения всякий «долихокефальный» черен можно атрибутировать при отсутствии сведений относительно пигментации как средиземноморскому, так и нордическому типу. Однако географические и исторические уточнения позволяют сделать вывод, что «долихокефальные» аборигены Крита были не мигрантами из Афразийской степи, а нордическими мигрангами из Евразийской степи.

 

[прим37]

 

χ α λ ε π ' α τ ' κ α λ ' α – полные паруса (греч.) *.

*χ α λ ε π α τ α χ α λ α буквально значит «тяжело нагруженные корабли».

 

[прим38]

 

Pseudo‑Xenophontes. Der Aphinische Staat. Leipzig, 1913, Cap. 2.

 

[прим39]

 

Юм Д. Соч. т. 2. М., 1965, с. 650.

 

[прим40]

 

Olrik A. Viking Civilisation. London, 1930. pp. 177‑ 178.

 

[прим41]

 

Phillpotts В. S. The Elder Edda. Cambridge, 1920, p. 207.

 

[прим42]

 

Diodorus of Aggrium. A Library of Universal History, vol. XII. London. 1929, ch. 1 – 2.

 

[прим43]

 

Слово «казак» дано здесь в трактовке их номадических противников. Это тюркское слово означало людей, которые живут в степи, но за границами организованного номадического общества: грязные отбросы, не признающие власть законных владык степи, мародеры, ворующие скот у кочевников.

 

[прим44]

 

Название «Австрия‑Нейстрия» говорит само за себя. «Австрия» – это новое название для новой общественной системы, возникшей на почве разрушенного государства – преемника на восточном, то есть континентальном, форпосте. «Нейстрия» означает «не Австрия», то есть те остатки империи, которые оказались вне пределов нового общества.

 

[прим45]

 

SteensbyH. P. An Antropological Study of the Origin of the Eskimo Culture, Copenhagen, 1916, p. 205.

 

[прим46]

 

Ibid., р. 156

 

[прим47]

 

PumpellyR. Explorations in Turkestan: Expedition of 1903. Carnegie Institution Publications. No 26. Washington, D. C., 1905, vol. I, p. XXVIII.

 

[прим48]

 

LybyerA.Н. The Government of The Ottoman Empire in the Time of Suleiman the Magnificent. Cambridge, Mass., 1913, p. 36.

 

[прим49]

 

LybyerA.H.Op.cit.,p.57‑58.

 

[прим50]

 

Gislenii Busbecqii A. Omnia qual Extant. Leyden, 1633. p. 59 – 62.

 

[прим51]

 

Некоторое имущественное неравенство между различными спартиатами имело место, несмотря на эквивалентность общественных наделов, потому что на более старых территориях Спарты, где, земля принадлежала спартанским гражданам еще до захвата Мессении, существовала частная собственность, и, если показывали при этом успехи, им открывалась дорога наверх.

 

[прим52]

 

Huxley J.S. The Individual in the Animal Kingdom. Cambridge, 1912, pp. 131‑132.

 

[прим53]

 

Bergson Н. Les Deux Sources de la Morale et de la Religion. Paris. 1932, pp. 180 – 181.

 

[прим54]

 

Ibid. p. 55.

 

[прим55]

 

Eliot Ch. Hinduism and Buddhism, vol. 1. London, 1921, pp. XII–XIII.

 

[прим56]

 

Мires J. L. The Cambridge Ancient History, vol. I. Cambridge. 1924, pp. 1‑2.

 

[прим57]

 

Carr‑Saunders A.M. The Population Problem. Oxford, 1922, рр. 116‑ 117.

 

[прим58]

 

Bergson Н. Ор. cit., р. 189.

 

[прим59]

 

Spengler О. Untergang des Abendlandes. Bd. Berlin. 1920, S. 318 – 320.

 

[прим60]

 

Demolins Е. Comment la Route Cree le Type Social, vol. II, Paris, 1918.

 

[прим61]

 

См.: Wells H. G. The Outline of History. London, Cassel, 1920.

 

[прим62]

 

Siegfried A. England's Crisis. London. 1931, pp. 125 – 126.

 

[прим63]

 

До бесконечности (лат.).

 

[прим64]

 

Smuts J. Op. cit., pp. 253‑254.

 

[прим65]

 

Bergson Н. Ор. cit. р. 22.

 

[прим66]

 

см.: Smuts J. Ор. cit., р. 335.

 

[прим67]

 

Bergson Н. Ор. cit., р. 333.

 

[прим68]

 

Smuts J. Ор. cit., р. 306.

 

[прим69]

 

Ibid., р. 305.

 

[прим70]

 

Smuts J. Ор. cit., р. 336.

 

[прим71]

 

Bcrgson Н. Ор. cit., р. 96.

 

[прим72]

 

Bergson Н. Ор. cit., pp. 74. 181.

 

[прим73]

 

Wells H.G. Democracy and Revision. London. 1927. p. 42.

 

[прим74]

 

Bergson H.Op.cit., р. 181.

 

[прим75]

 

Ibid., р. 99.

 

[прим76]

 

Трансференция (traпsfеrепсе) (англ.) передача, перенесение. Здесь – перенос результатов духовной работы личности в сферу внешних социокультурных отношений.

 

[прим77]

 

Ibn Haldun. Mlikaddamat. vol. II. Paris. 1863 1868. p. 437.

 

[прим78]

 

Bergson Н. Ор. cit., pp. 235‑236.

 

[прим79]

 

Гоббс Т. Левиафан. М., 1936, с. 115.

 

[прим80]

 

Ibn Haldun. Ор. cit., vol. I, p. 28.

 

[прим81]

 

Ibп Haldun. Ор. cit, vol I, pp. 62‑68.

 

[прим82]

 

Davis N. W. С. Medieval Eurоре. London, р. 6.

 

[прим83]

 

Spengler О. Ор. cit. р. 322.

 

[прим84]

 

Eliot Ch. Ор. cit., vol. 1. pp. XII–XIV.

 

[прим85]

 

см.: Heitland W.E. Agricola. Cambridge, 1921, p. 308.

 

[прим86]

 

Moore P. Sims. Myths and Men. Revised ed. London. M tiller. 1968, p. 224.

 

[прим87]

 

Шпенглер О. Закат Европы, т. 1. М. 1923, с. 121‑122.

 

[прим88]

 

См.: Eliade М. La Mythe de l'Eternel Retour. Paris, Gallimard, 1949, P. 131‑132.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!