Роман «Братья Карамазовы» – вершина «духовного реализма»



Творчества Ф.М. Достоевского

 

Вопросы и задания:

1. История создания романа.

2. Карамазовская сила и безумие. Семья и братство.

3. Своеобразие художественного целого романа. Сюжетно-композиционные особенности.

4. Роль библейских аллюзий и реминисценций в романе.

5. Духовный путь Алёши.

6. Чёрт Ивана Карамазова.

7. Диалогизм как ключевой принцип изображения. «Легенда о Великом инквизиторе» – философский и мистический центр романа.

8. Смысл финала.

Источник:

Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы (любое полное издание).

Рекомендуемая литература:

1. Фортунатов Н.М., Уртминцева М.Г., Юхнова И.С. История русской литературы XIX в.: уч. для бакалавров. – М., 2009; М., 2012.

2. Линков В.Я. История русской литературы (вторая половина XIX века): уч. пос. – М.: МГУ, 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://library.knigafund.ru/books/68165.

Дополнительная литература:

1. Митрополит Антоний (Храповицкий). Словарь к творениям Достоевского. Не должно отчаиваться. – М., 1998.

2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Ф.М. Достоевского. – М., 1963.

3. Бердяев Н.А. Великий Инквизитор // Бердяев Н.А. О русских классиках. – М., 1993.

4. Булгаков С.Н. Иван Карамазов (в романе Достоевского «Братья Карамазовы») как философский тип. См.: http://www.vehi.net/bulgakov/karamaz.html.

5. Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». – Л., 1977.

6. Волкова Т.Н. Сны в романе «Братья Карамазовы» // Достоевский и современность. – Кемерово, 1996.

7. Ефимова Н. Ветхий Завет в контексте Божьего мира героев романа «Братья Карамазовы» // Русская литература XIX в. и христианство. – М., 1997.

8. Кантор В.К. «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского. – М., 1983.

9. Мелетинский Е.М. Достоевский в свете исторической поэтики. Как сделаны «Братья Карамазовы». – М., 1996.

10. Розанов В.В. Легенда о великом инквизиторе Достоевского: Опыт критического комментария // Розанов В.В. Мысли о литературе. – М., 1989. – С. 41-157.

11. Сараскина Л.И. Поэма о Великом инквизиторе как философско-литературная импровизация на заданную тему // Достоевский в конце XX века. – М., 1996.

12. Тарасов Ф.Б. К вопросу о евангельских основаниях «Братьев Карамазовых» // Достоевский и мировая культура. Вып. 3. – М., 1994.

13. Щукина Н.Е. Библейские реминисценции в романе Достоевского «Братья Карамазовы» // Индивидуальное и типологическое в литературном процессе. – Магнитогорск, 1994.

14. См. также работы о творчестве Достоевского на портале Library.ru: http://www.library.ru/2/lit/sections.php?a_uid=2.

 

Практическое занятие № 8-9

Народный характер в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

Вопросы и задания:

1. Житийные мотивы и библейские аллюзии в повести.

2. Образ народного героя и проблема национального характера.

3. Жанрово-стилистическое своеобразие произведения. Роль приема «рассказ в рассказе».

4. Смысл финала.

 

Источник:

Лесков Н.С. Очарованный странник (любое полное издание).

Рекомендуемая литература:

1.Фортунатов Н.М., Уртминцева М.Г., Юхнова И.С. История русской литературы XIX в.: уч. для бакалавров. – М., 2009; М., 2012.

2. Линков В.Я. История русской литературы (вторая половина XIX века): уч. пос. – М.: МГУ, 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://library.knigafund.ru/books/68165.

Дополнительная литература:

1. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской культуре. – М., 1990.

2. Видуэцкая И.П. Творчество Н.С. Лескова в контексте русской литературы XIX века // Вопросы литературы. – 1981. – № 2. – С. 80-93.

3. В мире Лескова: сб. ст. – М., 1983.

4. Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лескова. – М., 1980.

5. Касьянова К. О русском национальном характере. – М., 1994.

6. Новикова Е.Г. Софийность русской прозы второй половины XIX в. – Томск, 1999.

7. Озеров Л. Очарованный странник // Литературная учёба. – 1981. – № 1. – С. 164–173.

8. Столярова И.В. В поисках идеала (творчество Н.С. Лескова). – Л., 1978.

9. Хализев В.Е. Художественный мир писателя и бытовая культура (на материале произведений Н.С. Лескова) // Контекст-1981. – М., 1982.

 

Практическое занятие № 10–12

Идейно-художественное своеобразие эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»

Вопросы и задания:

1. Эпопейная и романная концепции человеческой жизни.

2. Творческая история произведения Л.Н. Толстого «Война и мир». Особенности названия.

3. Своеобразие композиции.

4. Личное и родовое, свобода и необходимость в судьбе главных героев. Духовная эволюция князя Андрея. Естественное и искусственное в художественном мире Толстого.

5. Истинное и мнимое величие человеческой личности.

6. Бородинская битва как эпопейный центр произведения.

7. Смысл эпилога.

Источник:

Толстой Л.Н. Война и мир (любое полное издание).

Рекомендуемая литература:

1.Фортунатов Н.М., Уртминцева М.Г., Юхнова И.С. История русской литературы XIX в.: уч. для бакалавров. – М., 2009; М., 2012.

2. Линков В.Я. История русской литературы (вторая половина XIX века): уч. пос. – М.: МГУ, 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://library.knigafund.ru/books/68165.

Дополнительная литература:

1.Билинкис Я.С. О творчестве Л.Н. Толстого. – Л., 1959.

2.Бочаров С.Г. «Мир» в «Войне и мире» // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М.. 1985. – С. 229-248.

3.Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». – М., 1963.

4.Виноградов И.И.По живому следу. Духовные искания русской классики. – М., 1987.

5.Купреянова Е.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. – М., Л., 1966.

6.Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. – М., 1972.

7.Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. – М., 1958.

8.Эйхенбаум Б.М. Л. Толстой. Семидесятые годы. – Л., 1960.

 

Практическое занятие № 13-14


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 123;