Смысл жизни (притча в изложении Ошо)



 

Я расскажу вам одну историю. Случилось так, что некто ищущий встретил стоящего на пути, и тот сказал ему: «Есть в горных пещерах потайной колодец. Пойди к нему и задай свой вопрос. Если ты спросишь искренне, колодец ответит. Это чудо известно только великим адептам». И этот человек принялся искать. Трудно было найти колодец, но он сумел это. Склонившись над колодцем, он спросил: «Что такое жизнь?» — Никакого ответа. Он повторил вопрос, повторил и колодец: «Что такое жизнь?». Но этот человек был искренним на самом деле, он продолжал. Говорят, что три дня и три ночи он спрашивал снова и снова: «Что такое жизнь?», но колодец только возвращал его голос. Но человек не уставал, он продолжал.

Если вы работаете с умом много-много дней и лет, ум не дает вам ключ, он просто повторяет ваш голос.  Но искренне жаждущий продолжает, он не устает. Рассказывают, что через три дня колодец понял, что этот человек искренний и не собирается уходить. И колодец сказал: «Хорошо. Я скажу тебе, что такое жизнь. Спустись в ближайший город, войди в первые три лавки. Потом вернись и расскажи, что ты видел».

Человек удивился: «Какой же это ответ? Ну, хорошо, если так говорит колодец, это надо сделать…» Он спустился в город и зашел в три первые лавки. Но вышел оттуда еще более пораженным и смущенным. Там ничего не было. В первой лавке несколько человек возились с несколькими деталями из металла. Он зашел в другую лавку — несколько человек изготавливали какие-то струны. В третьей лавке, куда он зашел, были столяры, они мастерили что-то из дерева. «И это жизнь?»

Он вернулся к колодцу: «Что ты имеешь в виду? Я ходил, был там, вот что я видел, но я не вижу смысла». «Я показал тебе путь, — ответил колодец. — Ты пошел по нему. Когда-нибудь ты увидишь смысл. Я указал тебе путь, теперь ты вступил на него». Ищущий просто уже разозлился: «Обман! Чего я достиг, три дня непрестанно вопрошая колодец? Это обман. Я ничего не достиг». И, расстроенный, он отправился в путь.

После многих лет странствий он как-то проходил мимо одного сада. Была дивная лунная ночь. Ночь полнолуния. Кто-то играл на цитре. Он был восхищен и потрясен. Чары действовали. Как притягиваемый магнитом, он вошел в сад. Разрешения не спрашивал. Подойдя, он стал перед музыкантом; тот играл на цитре, погруженный в медитацию. Он сел, стал слушать. В лунном свете смотрел на играющего, на инструмент.

Внезапно человек понял, что те столяры трудились над чем-то похожим. И те, возившиеся с деталями из металла — это были части цитры и струны. И вдруг облака исчезли, прорвался и полился дивный свет. Человек вскочил и принялся плясать. Музыкант очнулся, прервал игру. Но никто не мог теперь остановить танцующего.

«В чем дело? — спросил музыкант. — Что с тобой случилось?» «Я понял, — ответил тот. В жизни есть все. Нужно только новое сочетание. Я заходил в три лавки. Там было все, но там не было цитры. Все было отдельно. Нужен был порядок: все было в хаосе. И так везде: есть все, что нужно. Нужен синтез, только единство. И тогда из этого струится такая дивная музыка. В жизни есть все, теперь я понял. Нужна только новая гармония, которую должен создать сам человек!».  

Обычно люди, познакомившись с Тайной Доктриной, пытаются подогнать ее идеи (образ) под те знания, которые они уже имеют, изучив множество теорий и практик. Обширные знания не гарантируют того, что с их помощью человек сформировал правильные взгляды на Жизнь. Помочь сформировать правильное мировоззрение могут только Доктрина с Системой. К сожалению, пока до людей дойдет, что надо за отправную точку в выстраивании образа Мироздания брать Доктрину с Системой, и к ним подстраивать все то, что ими изучено, проходит много времени. Люди успевают растратить весь информационный потенциал, полученный ими для создания этого цельного образа, а потому в освоении Системы получают малозначимые результаты, никак не влияющие на состояние их здоровья или продолжительность жизни. Доктрина отображает целостный, общий взгляд на Жизнь, потому что охватывает все ее моменты и аспекты, а поэтому дает ориентиры, которыми следует руководствоваться, идя по жизненному Пути, а также указывает направление этого Пути, взяв за основу Эволюцию. Человеку же, стремящемуся к счастью и благополучию, предстоит самому выстроить этот Путь и наполнить его содержанием.

Наши книги дают общие рекомендации, позволяющие при решении любой жизненной задачи задавать элемент Пути без ошибок, а в совокупности всех действий в этом направлении составлять целостную мозаику жизненного Пути, также без ошибок, что позволяет человеку быть счастливым и успешным.

 

Букет (притча)

 

Одному ученику все время не давал покоя один вопрос: «Как в жизни человека сочетается предопределение свыше и его свобода выбора?» С этим вопросом он отправился к Учителю и тот ответил:

— Отправляясь в поле за букетом, ты не можешь быть в абсолютной уверенности ни в своем будущем маршруте, ведь даже направление своего движения ты нередко представляешь с трудом, ни в том, какие именно цветы составят твой букет. Но ты идешь от цветка к цветку, руководствуясь лишь своими внутренними соображениями, ты склоняешься в благодарности к каждому из них и срываешь их, складывая друг к другу.

Каждый цветок — это твой маленький повседневный опыт, путь к нему — часть твоей жизни, а букет — это весь твой жизненный опыт. Каким быть ему, зависит лишь от тебя. 

Неприятностью для многих людей является то, что поиск новых решений выходит за пределы привычных и уже упорядоченных ими собственных заблуждений. Да, нас окружает много нужных нам вещей, но все они находятся в хаосе, а потому являются недоступными. Причем, этот хаос, при кажущемся порядке в окружающей среде, создают наши собственные заблуждения, а потому все дары внешней среды, сулящие нам удачу, оказываются недоступными. Мы просто их не видим или не видим пути, открывающие доступ к благам. Голографичность пространства способствует этому.

Окружающее нас пространство удивительно по своим свойствам. Оно как бы проецирует наши взгляды и делает их реальными одинаково как истинные, так и ложные. Все так просто. По замыслу Создателя человек — творец фрагментов Жизни, из которых в совокупности складывается реалистический образ ее проявления. Творцом человек может быть только в конкретной личной позиции по отношению к Жизни, — в позиции, создающей единство противоположностей. Человек, который создает единство противоположностей, вынужден упорядочить свои взгляды на Жизнь. Отображаясь голографическим пространством, они (целостные взгляды) создают порядок вещей вокруг человека и материализуют в необходимой совокупности и целостности те, которые приносят ему благо.

В качестве примера рассмотрим взаимодействие клетки с внешней средой организма. Из физиологии известно, что все питательные вещества к клетке подводятся кровяным руслом. Кровь содержит полный набор питательных веществ, необходимых клеткам. Клетки имеют избирательность в выборе питательных веществ (одни берут, а другие оставляют в кровяном русле). Есть такие клетки, которые нарушили свои информационные связи с внешней средой. Они, при полном наборе питательных веществ в крови, остаются голодными, — не могут взять из кровяного русла нужные им питательные вещества. Иными словами: в окружающем пространстве клеток содержится множество нужных им веществ, но они для них оказываются невидимыми, недоступными, и только если клетка имеет правильные информационные связи с внешней средой, она из нее берет все, в чем нуждается.

Для человека причиной разрыва информационных связей с внешней средой являются ложные убеждения (заблуждения), которые он сформировал в течение своей жизни. Именно они делают нужные вещи невидимыми и недосягаемыми. При полном наборе благ во внешней среде, человек оказывается ими обделенным. Все изменяется, когда он изменяет свои взгляды на Жизнь, которые ограничивают диапазон взаимодействия с внешней средой. Так человек, который собрался изучать Жизнь в соответствии с рекомендациями древних учений, например, аюрведических, ограничивает диапазон познания Жизни по сравнению с человеком, который познает Жизнь в соответствии с современными знаниями и пытается в них найти место для знаний, полученных древними людьми.

Гуляя в тенистой роще, греческий философ беседовал со своим учеником. «Скажи мне, — попросил юноша, — почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?»

В раздумье философ очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания — это маленький круг, а мои — большой. Но все, что осталось вне этих кругов, — неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов».

Мудрец дал исчерпывающий ответ. Современные люди в познании природы и эксплуатации ее ресурсов намного превзошли своих предшественников, но и при теперешнем ее понимании нельзя поставить последнюю точку. Да, как оказалось, подчас просто невозможно понять те знания, которые достались нам от наших предков, а потому при их помощи нельзя получить желаемого. Так люди, особенно в зрелом возрасте, сделавшие упор на йогическое учение, как единственное дающее панацею, со временем убеждаются, что йога не способна восстановить их здоровье, исцелить от серьезных болезней. Почему? Анализируя учения древних о Жизни можно заметить одну такую вещь, — древние воспринимали Жизнь в целостности многообразий ее проявления, и создали целостное учение о Ней. Взять, к примеру, такие учения, как цигун и йога, которые до сих пор волнуют Сознание людей.

Мы, представители техногенной цивилизации, воспринимаем Жизнь дискретно, в разрыве всех информационных связей с ее частями, это сказывается и на познании взглядов тех учений, которые дошли до нас с древних времен. Не стоит забывать, что люди древности познавали Мир путем наблюдений, рассуждений и практического опыта, что и сохраняло единство информационных связей всех жизненных процессов. Мы так сейчас не делаем. Мы познаем Мир при помощи науки, которая отображает субъективные и дискретные (импульсивные) взгляды ученых, а потому не дает целостной картины Жизни. Применив научный подход к изучению древних учений или вслепую (без осознания) копируя опыт древних, мы нарушаем целостность мироописания в учениях, потому что наши взгляды на Жизнь отличается от взглядов древних людей. И чтобы эти противоречия устранить, нам надо смотреть на Мир глазами древнего человека. А чтобы это сделать, надо понять взгляды древних и объяснить собственному Сознанию современным языком, а не языком наших предков. Только объединение современных взглядов на Жизнь с теми, которые имели наши предшественники, помогут объяснить Мир.

Для примера разницы описания Мира, рассмотрим отрывок из учения Кундалини. Само слово «кундалини» ничего не говорит вашему Сознанию. Оно не может определить, нужно ли ему это учение или нет. Однако, то, что учение принадлежит древним, его манит и завораживает. Правда, завораживает Сознание не само учение, а ваша точка зрения, что, познавая знания древних, мы познаем Мир, а вернее, получаем панацею в решении всех своих проблем. Открыв перевод учения, мы читаем:

Ни один мудрец, ни один святой, ни в прошлом, ни в настоящем, никогда не могли познать внутренний мир без практики медитации. Это естественный путь, который ведет к достижению полного спокойствия ума. Во время медитации на вас нисходит божественное откровение. Это означает, что Кундалини Шакти пробуждена. Когда в Муладхаре появляется сильное биение или трепет, когда волосы поднимаются, когда Уддияна Бандха, Джаланхара Бандха и Мула Бандха происходят непроизвольно — знайте, что Кундалини пробудилась.

Все написанное верно. Это так, действительно, происходит. Но может ли что-либо в этом учении понять обычный несведущий человек? Как, впрочем, и тот, кто сведущ, может ли он объяснить, о чем идет речь в данном отрывке? Очень сомневаемся. Нам приходилось иметь дело с активными пропагандистами йогического учения, и их объяснение явления, описанного в отрывке, сводилось только к заученным штампам, но не к объяснению сути учения. А это указывает на то, что Сознание человека, прикоснувшегося к древнему учению, не может найти связи между взглядами человека и реальными процессами, происходящими в Жизни. Без подобного конкретного объяснения, вам могут только внушать, что Кундалини Йога — это хорошо и вам надо этим заниматься, а также надо заниматься медитацией, которая очистит и успокоит ваш ум. Для чего, зачем, почему, и что такое вообще этот успокоенный ум? Нужно ли вам это?

А вот поиск ответа на эти вопросы, — это уже практика, при помощи которой вы познаете суть вещей. Так что не древние учения дают вам знания, их вам дает ваша личная практика, пусть даже для нее отправной точкой будет древнее учение. Назначение учения — способствовать тому, чтобы вы стали задавать вопросы и искать на них ответы, что является фундаментом любой практики!

Имейте в виду, приводя отрывки из восточных практик, мы нисколько не стремимся ущемить их значение. Мы ничего не имеем против этих практик, тем более что в них заключена мудрость наших предков. Мы против слепого копирования и подражания образу мышления людей Востока, как древних, так и современных. Вы можете взять за основу познания Жизни учения Востока, но только в качестве отправной точки, относительно которой будете создавать свое собственное учение (знание, объяснение) Жизни. Любые знания становятся знаниями, если они выстраданы вами, т. е. осмыслены, осознаны и проверены на личном практическом опыте.

Это сделать несложно, особенно если учесть, что правильные взгляды на Жизнь в любой отрезок времени, хоть в древности, хоть в настоящее время, будут давать одни и те же результаты. Но, как показала практика, люди, как правило, в своем познании Жизни отказываются от тех знаний, которые они получают в настоящее время и пытаются судить о жизненном процессе в строгом соответствии с взглядами древних, используя их традиции, устои и ритуалы. В итоге по отношению к современной Жизни они создают ложные убеждения, заблуждаются по основным ее аспектам, а потому в использовании ресурсов внешней среды получают слепые зоны. Если нам что-то действительно необходимо, то мы должны забыть о традициях, привычных состояниях, убеждениях, перекрывающих доступ к нужной вещи.

Здравствуйте, уважаемые авторы!

Понятно, что свое сознание я должен изменить сам.

Я прошу Вас привести конкретные примеры с выдержкой из Ваших книг, где описан конкретный способ по изменению сознания. Пока мной найдены только общие рассуждения о том, что есть и каким должно быть то или иное, и к чему следует стремиться, что в результате должно быть. Но каким образом это достигается, об этом ни гу-гу. Вами интересно все написано и все логично, но как же все это понять и освоить?

Строки письма только подтверждают сказанное нами выше. Человек не пожелал организовать собственную практику, чтобы познать Жизнь, ищет готовых рецептов, а поэтому все ориентиры, данные нами в Доктрине, чтобы человек мог, познавая Жизнь выстроить свой жизненный путь, ведущий к счастью и благоденствию, для него остаются незримыми.

Подобных писем мы получаем не мало. Не смотря на то, что все наши книги рассказывают о Жизни, о том, как надо правильно, а значит разумно воспринимать ее события, приводится много примеров, притч, афоризмов, конкретизирующих мысль, но люди этого не видят. А знаете почему? Потому что многие не обратили внимания на высказывание, данное еще в первой книге Доктрины: «Дар принять тому дано уменье, кто готов понять весь смысл Даренья ». И если, прочитав наши книги, вы так и не увидели, что Сознание может расширить свой диапазон восприятия Жизни только в случае, если расширится ваш мировоззренческий диапазон взаимодействия с внешним миром (расширится диапазон практических действий), значит, вы не готовы понять причину собственного неуспеха, которая скрыта в вас и только в вас!

Какой более конкретный метод по изменению Сознания мы может дать, кроме одного единственного — организации постоянного контроля своих мыслей, программ (убеждений, взглядов на Жизнь) собственного мировоззрения? И этот метод дан в каждой нашей книге. Вопрос в другом. Почему люди этот метод не видят или, если видят, не спешат им воспользоваться? Рассмотрим, к примеру, цитату из 1-й книги Доктрины:

Сознание строит мировоззрение, внутреннюю Виртуальную Вселенную только на основе свода своих истин, стереотипов, представлений и установок. Окружающий мир и людей человек воспринимает только через свой, весьма ограниченный диапазон — индивидуальную и совершенно неповторимую Мерность Сознания. По сути, Виртуальная Вселенная в материальном мире выполняет функцию защитного кокона. Человек оценивает всех с точки зрения того, насколько добросовестно они смогут решать его проблемы. Все, что находится вне этого диапазона, Сознание не воспринимает! Оно сконцентрировано только на своих проблемах и думах.

Эта цитата указывает на необходимость отслеживать состояние собственного мировоззрения, потому что по тем убеждениям (программам), которые «записаны» в него человеком, можно судить и о диапазоне восприятия Жизни. И таких цитат можно найти в Доктрине множество. Автор письма сокрушается, что не указана методика, позволяющая расширить Сознание. И здесь он ошибается. Во 2-й книге Доктрине эта методика указана:

Как показала практика, человеку легче родиться заново, чем самому себе сознаться в неправоте. Вот где зарыт корень всех неудач и непонимания наших книг и Системы.

Человеку надо научиться познавать объективную реальность путем ее осмысления, для чего придется научиться работать с информацией, осмысливать ее, выбирая только то, что способствует познанию жизни и имеет практическое значение в вашей повседневной жизни. Надо уметь самому и только самому находить ответы на имеющиеся у вас вопросы. Точно так же надо уметь ставить цели, намечать пути достижения и, проявляя настойчивость, добиваться их. При этом надо умудриться не привязываться к самой цели, а сосредоточиться на путях ее достижения. Именно такой подход сделает вас мудрым, а мудрость является высшей формой мышления, что является признаком развитого Сознания. Проявляется оно (развитое Сознание) в умении видеть общую картину, умудрившись не разрушить ее, изучая детали и частности.

Все точно и конкретно указано. Мы можем только придти к выводу, что человек, прочитав эти строки в книге, не счел нужным на них сосредоточить свое Сознание, разобраться в смысле сказанного. Очевидно, считает, что он уже умеет работать с информацией, умеет ее логически осмысливать и т. д. Но если это так, не мудрено, что он не увидел конкретной методики, способствующей развитию его Сознания.

Заметим, что познать Жизнь человек может сам, опираясь на свой ум и опыт, полученный в результате деятельности, совершенно не обращаясь к эзотерическим знаниям. Ему надо только знать, как это сделать. И эти знания будут куда более реалистическими и правильными, чем те, которые пропагандируются носителями тайных знаний. Мы неоднократно говорили о том, что Жизнь имеет тайны от человека только в том случае, если он не имеет интереса к их раскрытию и познанию. Собственно вся тайна Жизни заключается в нескольких строчках: «Сделай тайное явным (замени непознанное или непонятое понятным и познаваемым), а противоречивое гармоничным (замени борьбу противоположностей их единством)». И все!

Казалось бы, все так просто, но именно этого человек сделать не может, потому что между его подсознанием (бессознательным) и Сознанием нет единства связей. Подсознание, как источник полноценной информации о Жизни, содержит подобные знания в потенциале, т. е. содержит все, и в то же самое время, ничего, на что могло бы опереться Сознание, дающее человеку упорядоченные знания о Жизни. Сознанию, чтобы воспользоваться всеобъемлющими знаниями подсознания, необходимо по мере надобности и необходимости извлечь эти знания, упорядочить их, создав мировоззрение, и только потом оно открывает возможность человеку пользоваться этими знаниями.

Есть еще один момент, не очень приятный для людей, — Сознание может извлекать из подсознания только те знания, которые востребованы для практической деятельности человека. Сознание возникло благодаря такой деятельности, развивается благодаря ней, и существует только в деятельности. Все теоретические знания, которые люди пытаются втиснуть в Сознание, тренируют только механистическую память, но не практическую, открывающую доступ к восприятию динамичных процессов подсознания. Поэтому, используя только механистические знания, человек не может установить между ними и знанием подсознания единство связей.

Только ориентация Сознания на знания, полученные через деятельность, дают возможность извлекать из подсознания нужные знания о Жизни и упорядочивать, формируя соответствующее мировоззрение. Для такой работы Сознания необходимо иметь пытливый ум и гармонию в Душе, а также отсутствие страха, навеянного незнаниями и заблуждениями. Стремясь к счастливой жизни, человек постоянно борется со своим страхом не путем практического познания Жизни, а опираясь на старинные и воспитанные в нем традиции, ритуалы, убеждения, даже не подозревая, что все решения находятся за их пределами. Выйдя за пределы привычного и дозволенного, используя нетрадиционные способы решения проблем, мы из хаоса берем нужные вещи и создаем из них порядок.

Порядок всегда подчиняется некоторой закономерности, а потому мы получаем возможность пользоваться нужными вещами постоянно, и непременно в текущем периоде своего существования, в «здесь и сейчас». Человеку необходимо стремиться к знаниям и познанию Жизни, но искать эти знания надо не в эзотерике, не в древних учениях, а в своей повседневной жизни. Повседневность, иначе пребывание в «здесь и сейчас» — самая лучшая школа, но именно ее люди стараются обойти стороной. Удивительный парадокс! Ищут пути к счастью и благополучию ради Жизни, но сами тут же от этой самой Жизни прячутся.

Нам часто пишут отчаявшиеся люди: «Помогите, мне нужно срочно восстановить здоровье, я умираю » или «Помогите, мне срочно нужны деньги ». Чем мы можем помочь? Человек не сформировал правильные информационные связи с Жизнью, и теперь она его отторгает, как нечто ненужное, невостребованное. Ему и сам Бог не поможет. Спасение надо искать в самой Жизни, восстановив с ней единство и связи. Сделать это можно только приняв за основу идеи Доктрины и Системы, и не просто в виде ритуального выполнения упражнений и теоретических познаний Жизни, а в виде создания целостного образа Жизни, под который будут подгоняться все прежние ваши познания. Многих подобный совет оскорбляет, но ничего тут не поделаешь, если для вас Жизнь представляет ценность, то свои амбиции придется усмирить.

Задумайтесь, ведь обращаясь к эзотерическим знаниям, вы в них пытаетесь найти особые техники (упражнения, технологии), ритуально выполняя которые вы получите решение своих проблем по здоровью или финансам. Традиции приписывают этим упражнениям сверхдейственность, проверенную веками. А ваш личный опыт по применению подобных практик подтверждает это? Ни одного человека еще не спасло эзотерическое учение, точно так не спасла и оздоровительная практика древних. А вот знания, полученные людьми о Жизни и о себе (своем месте в Жизни) при помощи Доктрины и Системы, помогли многим. Но не об этом сейчас речь. Поймите, мы ничего не имеем против знаний о Жизни, накопленных пытливым умом Человечества, но мы против бездумного их применения, которое только усугубляет противоречия между реальностью и человеком, внося в его жизнь еще большие заблуждения и сумятицу.

Вот строки из одного письма: «Помогите мне разобраться в мироустройстве, я совсем запутался ». Причины подобного «запутался», скрыты только в противоречиях, которые создали заблуждения человека в восприятии Жизни с ее реальностью. Будь у человека больше практического опыта и соответствующих знаний, его ум выстраивал бы реалистический образ Жизни, не создавая в нем слепых зон, пугающих своей неопределенностью и неизведанностью. Но человек такого опыта не имеет, а потому судит о Жизни опираясь на те знания, которые ему внушили социум, различные эзотерические школы, учения, не имеющие ничего общего с реальностью. Исправить такое положение вещей можно, Жизнь каждому дает шанс. Для начала надо понять и создать в себе убеждение, что только от человека, его мировоззрения, действий, связи с внешним миром зависит, будет ли он счастлив, здоров и финансово обеспечен, или он всего этого будет лишен, приняв за основу инволюционный путь бездействия, бездумья и лени.

Вы спросите: «Для чего это нужно, зачем прикладывать столько усилий, чтобы обрести смысл жизни, понять, зачем она дана, не проще было бы себя не утруждать подобными размышлениями, а просто радостно и весело жить ?» В том-то вся и суть, как Выбора, так и самой Жизни. Вы не сможете быть счастливым и радостным, если не установите правильные информационные связи с Жизнью. Очевидно, по замыслу Создателя только так человек может проявить свои творческие способности и реализовать возможности разума. Если вы будете более внимательными, то непременно заметите, что только размышления делают человека человеком.

 


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 707; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!