Здесь в земле спит Уилльям Йетс 11 страница



 

все атрибуты позы деспотизма,

отцов запреты, коим он не верил,

сквозят в его словах и поведеньи,

то это мимикрия лишь того,

 

кто долго жил среди врагов, и часто,

будучи неправ, порой абсурден,

казался нам уже не человеком,

но целым климатом разнообразных мнений,

 

в котором мы растим все наши жизни:

он только за и против, как погода;

гордыне возгордиться чуть сложнее,

но все ж возможно. Желание тирана

 

расквитаться растает в равнодушье.

Он окружает нас в привычках роста,

он достигает немощных в забытых

богом дальних княжествах, калек

 

ликующих, почуяв рост костей.

Дитя несчастное в игрушечной вселенной,

очаг, покинутый свободой, улей,

сочащий мед из страха и тревог,

 

теперь спокойнее в надежде уцелеть.

Сокрытые от нас травой забвенья,

давно забытые названья и объекты,

в сиянии его воодушевленья

 

вернулись к нам в их драгоценном блеске:

все игры, что бросаем мы, взрослея,

смешившая нас непристойность звуков,

в уединеньи корчимые рожи.

 

Он хочет большего от нас: свобода —

суть одиночество; он бы сложил чужие

половинки, на что нас разбивает

в благих намерениях наша справедливость,

 

развил бы остроумие и волю —

имущество прилаженное нами

лишь для бесплодных диспутов, сынам же

вернул бы гамму чувств их матерей.

Но более всего ему хотелось

в нас вызвать жажду к тайнам темноты,

не только из-за игр воображенья,

что с легкостью дарует ночь; ей наша

 

нужна любовь: с печальными глазами

ее гонимые прелестные исчадья

в немой тоске нас ждут и умоляют

их в будущее повести с собой,

 

что в нашей власти. Им была бы радость,

как он, служить на ниве просвещенья,

превозмогая крик толпы: "Иуды!",

как он терпел, и терпят все, кто служит.

 

Умолк глас разума. Над дорогой могилой

одето в траур Импульса семейство:

скорбит о нем градостроитель Эрос,

рыдает анархистка Афродита.

 

 

Ноябрь 1939

 

 

МЫ ВЫРОСЛИ СЕГОДНЯ[178]

 

 

Сегодня выше мы; напомнил этот вечер

Прогулки по безветренному саду,

Где в гравии вдали от ледника бежит ручей.

 

Приносят ночи снег, и воют мертвецы

Под мысами, в их ветренных жилищах,

Затем, что слишком легкие вопросы

Задал Противник пустоте дорог.

 

Мы счастливы теперь, хоть и не рядом,

Зажглась долина огоньками ферм;

На мельнице замолкли молотки,

И по домам расходятся мужчины.

 

Рассветный шум кому-то даст свободу, но не

Этот мир, что не оспорить птицам: преходящий,

Но в данный миг в согласии с тем, что

Свершилось в этот час, в любви иль поневоле.

 

 

КАНОНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ[179]

HORAE CANONICAE[180]

IMMOLATUS VICERIT[181]

 

PRIME

 

 

Одновременно и почти беззвучно,

Внезапно, произвольно, на рассвете,

Во время хвастовства зари, ворота

В сокрытый мир распахивает тело:

Характера и разума ворота,

Слоновой кости и простого рога.[182]

Они, вращаясь, хлопая, сметают

В одно мгновенье хлам ночной мятежных

Провинций тела, злобных, безобразных,

Негодных, второсортных и бесправных,

Осиротевших, овдовевших из-за

Какой-то исторической ошибки:

И, вызванный стать видимым из тени,

Небытия, явиться на витрину,

Без имени, судьбы, я просыпаюсь

Меж этим телом и грядущим днем.

 

Свят этот миг, всецело и по праву,

В своем беспрекословном послушаньи

Короткому, как вспышка, крику света,

Вблизи, как простыня, вокруг, как стены,

Как камень равновесие обретший

В одежде гор, мир рядом существует,

Я знаю, что я есть, не одинокий,

Но с миром здесь и радуюсь тому, что,

Нераздраженной повинуясь воле,

Могу назвать своею руку рядом.

Могу призвать и память, чтоб назваться,

Могу восстановить ее маршруты

Хулы и похвалы, мне улыбнется

Мгновенье это, день еще не тронут,

И я Адам безгрешный у истоков,

Адам, еще до всех его деяний.

 

Мой вдох, конечно, — это есть желанье

Чего бы то ни стоило, быть мудрым,

Быть непохожим, умереть, цена же, —

Неважно почему, — потеря Рая,

Конечно, и сам я, задолжавший смерть:

Стремленье гор, недвижимое море

У плоских крыш рыбацкого поселка,

Что безмятежно спит покуда в лоне,

Как дружбы нет меж солнцем и прохладой,

Лишь сосуществованье, так и плоть

Не ровня мне, мой нынешний сообщник —

Убийца мой, и имя мое значит

Заботы историческую долю

О городе — лжеце, себя взрастившем,

Напуганном задачей нашей, смертью,

Что, верно, спросит наступивший день.

 

 

TERCE

 

 

Пожавши лапу псу, (чей громкий лай

Мир убедит в хозяйской доброте),

Тень палача над вереском восходит;

Еще не знает он, кого ему доставят,

Чтоб Справедливости высокий суд свершить:

Дверь мягко притворив, из спаленки жены

(Сегодня у нее опять мигрень)

На мрамор лестниц вздох несет судья;

Каким, еще не знает, приговором

Закон, что правит звездами, приложит

Он на земле: Поэт, во время моциона,

Сад обходя пред новою эклогой,

Не знает, чью поведает он Правду.

 

Ни эльфов очагов, кладовок, ни божков

Профессиональных тайн, ни тех, постарше,

Способных уничтожить целый город,

Не потревожит этот миг: ушли мы

К своим секретным культам, чтоб молиться

На образа своих же представлений

О себе: "Дай мне прожить грядущий день,

Не вызвав недовольство у начальства,

И в остроумии поверженным не быть,

Пред девками не выглядеть ослом;

Пусть что-нибудь приятное случится,

Дай мне найти счастливую монету,

Или услышать новый анекдот."

 

Нам в этот час всем можно кем-то быть:

И только наша жертва без желаний,

Уже он знает (вот чего не сможем

Простить теперь. Коль знает все ответы,

Зачем мы здесь, зачем здесь даже пыль?)

Он знает, что услышаны молитвы,

Что ни один из нас не поскользнется,

Машина мира будет впредь вертеться

Без видимых помех, и лишь сегодня

Не будет на Олимпе ссор, и стихнет

Волнений ропот в Преисподней, больше

Чудес не будет, знал он, что с заходом

Мы благодарно Пятницу [183] проводим.

 

 

SEXT [184]

 

 

I

 

Нет нужды наблюдать человека в работе,

чтобы определить его профессию,

 

нужно только увидеть его глаза:

повар, взбивающий соус, хирург,

 

делающий первый надрез,

клерк, заполняющий накладную,

 

одинаково поглощены,

позабыв о себе в процессе.

 

Как прекрасна эта картина —

сосредоточение-на-объекте.

 

Проигнорировать желанных богинь,

покинуть грозные храмы

 

Реи [185], Афродиты [186], Деметры [187], Дианы [188],

для того, чтобы молиться Св. Фоке [189],

 

Св. Варваре [190], Сан Сатурнино [191],

или еще чьему-либо покровителю,

 

это достойно их тайны,

к которой сделан невероятный шаг.

 

Они заслужили монументы и оды —

безымянные герои, сделавшие его первыми,

 

первый расщепитель кремня,

позабывший об обеде,

 

первый коллекционер ракушек,

обрекший себя на безбрачие.

 

Для кого же мы, как не для них?

Все еще диких, не прирученных,

 

бродящих в лесах с именами

не созвучными нашим,

 

рабов Милосердной, теряющих

все представления о городе,

 

и в этот полдень, для этой смерти

не было бы исполнителей.

 

II

 

Нет нужды слышать приказы,

чтобы понять, какой властью он обладает,

 

нужно видеть его рот:

когда ведущий осаду генерал следит

 

за войсками у пролома в городской стене,

когда бактериолога

 

осеняет, в чем неверна была

гипотеза, когда

 

взглянув на присяжных, прокурор

уже знает, что подсудимого повесят,

 

их губы и морщины вокруг них

разглаживаются, выражая

 

не просто удовольствие от

ощущения власти, но удовлетворение

 

от сознания правоты, воплощение

Fortitudo, Justicia, Nous. [192]

 

Ты можешь не любить их

(А кто любит?), но мы должны им

 

за базилики, за мадонн,

за словари, за пасторальные стихи,

 

за городскую учтивость.

Без этих судебных ртов

 

(принадлежащих подавляющему большинству

величайших мерзавцев)

 

каким убогим было бы наше существованье,

привязанное к жизни в лачугах,

 

в страхе от окрестной змеи

или речного духа,

 

нас, изъясняющихся на местном жаргоне

в три сотни слов,

 

(подумай о семейных ссорах и

авторучках с ядом, подумай о выведении пород),

 

и в этот полдень не нашлось бы власти,

что присудила б эту смерть.

 

III

 

Где угодно, где-нибудь

на широкогрудой жизнетворной Земле,

 

где угодно между ее пустынями

и не пригодным для питья Океаном,

 

толпа застыла неподвижно,

ее глаза (сливающиеся в один) и ее рты

 

(кажется, что их бесконечно много)

невыразительны, абсолютно пусты.

 

Толпа не видит (то, что видит каждый)

спичку из коробка, обломки поезда,

 

спущенный на воду эсминец,

ей не интересно (как интересно каждому)

 

кто победит, чей флаг она подымет,

скольких сожгут живьем,

 

ее не отвлечет

(как отвлек бы любого)

 

лающий пес, запах рыбы,

комар на лысине:

 

толпа видит лишь одно

(что только толпа может видеть) —

 

прозрение того,

кто делает то, что уже сделано.

 

В любое божество, в которое верит человек

каким-угодно путем исповедания,

 

(нет двух похожих)

он верит, как один из толпы,

 

и верит он только в то,

во что единственно и можно верить.

 

Редкие люди принимают друг друга, и большинство

никогда не поступает правильно,

 

но толпа никого не отвергает, пристать к толпе —

единственное, что доступно всем.

 

Только по сему мы можем заявить,

что все люди наши братья,

 

выросшие, ввиду этого,

из социальных панцирей: Когда,

 

в кои веки, позабыв о своих королевах,

на одну секунду они прекратили работу

 

в своих провинциальных городках,

чтобы, как мы, помолиться Принцу этого мира

 

в этот полдень, на этом холме,

по случаю этой смерти.

 

 

NONES

 

 

То, что нам кажется невозможным,

Хоть время от времени и предсказываемое

Одичавшими отшельниками, шаманами, сивиллами,

Невнятно бормочущими в трансе,

Или явленное ребенку в случайной рифме

Вроде быть-убить, приходит и исчезает,

Прежде чем мы осознаем его: мы удивлены

Непринужденности и легкости наших действий

И встревожены: только три

Пополудни, кровь

Нашей жертвы уже

Подсохла на траве; мы не готовы

К молчанию так внезапно и скоро;

День слишком жаркий и яркий, слишком

Недвижим и вечен; умерший — слишком ничто.

Что делать нам, покуда ночь падет?

 

Сорвался ветер и мы перестали быть толпой.

Безликое множество, которое обычно

Собирается в момент, когда мир рушится,

Взрывается, сгорает дотла, лопается,

Валится, распиленный пополам, разрублен, разорван,

Расплавлен: ни один из тех, кто лежит,

Растянувшись в тени стен и деревьев,

Не спит спокойно,

Невинный, как ягненок, он не может вспомнить

Зачем и о чем кричал так громко

Сегодня утром на солнцепеке;

Все, вызванные на откровение, ответили бы:

"— Это было чудовище с одним красным глазом,

Толпа, наблюдавшая его смерть, не я." —

Палач ушел умыться, солдаты — перекусить;

Мы остались наедине с нашим подвигом.

 

Мадонна с зеленым дятлом,

Мадонна фигового дерева,

Мадонна у желтой плотины,

Отворачивая добрые лица от нас

И наших проектов в процессе созидания,

Глядят только в одном направлении,

Останавив взгляд на завершенной нами работе:

Повозка для штабелей, бетономешалка,

Кран и кирка ждут быть задействованными вновь,

Но как нам все это повторить?

Отжив свое деяние, мы есть там, где мы есть,

Отверженные, как нами же

Выброшенные за ненужностью предметы:

Порваные перчатки, проржавевшие чайники,

Покинутые узкоколейки, изношенные, покосившиеся

Жернова, погребенные в крапиве.

 

Изувеченная плоть, наша жертва,

Слишком обнаженно, слишком ясно объясняет

Очарование аспарагусового сада,

Цель нашей игры в мелки; марки,

Птичьи яйца уже не те, за чудом

Буксирной дорожки и затонувших морских путей,

За восторгом на винтовой лестнице,

Мы теперь всегда будем знать,

К чему они ведут,

В мнимой охоте и мнимой поимке,

В погоне и борьбе, во всплесках,

В одышке и смехе

Будут слышаться плач и неподвижность

Неотвратимо следующие за ними: где бы

Не светило солнце, не бежали ручьи и не писались книги,

Там также будет присутствовать эта смерть.

 

Вскоре холодный заальпийский ветер смешает листья,

Магазины вновь откроются в четыре,

Пустые голубые автобусы на безлюдных розовых площадях

Заполнятся и отъедут: у нас есть время

Искажать, прощать, отрицать,

Мифологизировать, использовать это событие,

Пока под гостиничной кроватью, в тюрьме,

На неверных поворотах его значение

Ожидает наши жизни: быстрее, чем хотелось бы,

Хлеб расплавится, вода сгорит,

И начнется великая резня, Абаддон [193]

Установит свои тройные козлы

У наших семи ворот, жирный Белиал [194]

Заставит наших жен вальсировать голыми; тем временем,

Самое лучшее — пойти домой, если есть дом,

В любом случае полезно отдохнуть.

 

Нашей грезящей воле кажется возможным избегнуть

Этот мертвый покой, блуждая взамен

По острию ножа, по черно-белым квадратам,

По мху, байке, бархату, доскам,

По трещинам и буграм, в лабиринтах

Сквозь шеренги раскаивающихся конусов,

По гранитным скатам и сырым тропинкам,

Сквозь ворота, которые не запрешь,

И двери с надписью Посторонним Вход Воспрещен, столь желанные для Мавров

И затаившихся грабителей,

К враждебным поселкам в изголовьях фьордов,

К темным замкам, где ветер рыдает

В соснах и звонят телефоны,

Приглашая беды в комнату,

Освещенную одной тусклой лампочкой, где сидит наш Двойник

И пишет, не поднимая головы.

 

Пока мы таким образом отсутствуем, наша грешная плоть

Может спокойно работать, восстанавливая

Порядок, который мы же стараемся разрушить, ритм,

Который сбиваем со злости: клапаны с точностью закрываются

И открываются, железы выделяют секреции,

Сосуды сужаются и расширяются

В нужный момент, необходимые жидкости

Растекаются, чтобы обновить истощенные клетки,

Почти не зная, что случилось, но напуганная

Смертью, как и все живое,

Она сейчас обозревает это место, как орел, глядящий сверху,

Не мигая, как самодовольные куры,

Проходящие мимо и клюющие по рангу,

Как жук, чье поле зрения ограничено травой,

Или олень вдалеке,

Робко выглядывающий из звенящего леса.

 

 

VESPERS

 

 

Несмотря на то, что холм, возвышающийся над нашим городом, всегда был известен как Могила Адама, только с наступлением сумерек ты можешь увидеть возлежащего гиганта, с головой повернутой на запад и правой рукой опирающегося на ляжку Евы [195]

по тому, как горожанин смотрит на эту вызывающую пару, ты можешь определить, что он реально думает о своем гражданстве,

также, как сейчас ты можешь услышать в кошачьем концерте пьяницы его мятущуюся печаль, рыдающую по родительской дисциплине, а в его похотливых глазах ощутить безутешную душу, отчаянно высматривающую под проплывающими мимо конечностями след ее безликого ангела, который в том далеком прошлом, когда желание могло помочь, соорудил ее и исчез:

Ты можешь снабдить Солнце и Луну соответствующими масками, но в этот час гражданских сумерек все должны носить свои собственные лица.

И это означает, что наши два пути пересекаются.

Оба одновременно узнаем свои Антиподы: то, что я из Аркадии [196] и что он из Утопии [197].

Он с презрением смотрит на мой живот Водолея: я замечаю, в ужасе, его Скорпионов рот.

Он хотел бы видеть меня, чистящим отхожие ямы: я бы хотел, чтобы он убрался к другим планетам.

Оба молчим. Каким опытом нам делиться?

Разглядывая абажур на витрине, я замечаю то, что он спрятан от глаз покупателя: он же рассматривает его, как слишком дорогую покупку для крестьянина.

Проходя мимо рахитичного ребенка трущоб, я отворачиваюсь: он отворачивается, проходя мимо круглолицего крепыша.

Я надеюсь, что наши сенаторы уподобятся святым, подразумевая, что они обойдут меня лично реформами: он надеется, что они будут вести себя как baritoni cattivi, и, когда в Цитадели горят поздние огни, я (который никогда не видел полицейский участок изнутри) потрясен и раздумываю: "Если бы город был так свободен, как они о нем говорят, то после захода солнца все его конторы превращались бы в огромные черные камни":

Он (которого лупили несколько раз) совершенно спокоен, но тоже подумывает: "В одну прекрасную ночь и наши ребята будут там работать".


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!