Вторая сцена первого действия



Король первый раз всходит на трон. Наигрывает благополучие. Не знает, чем все это может кончиться. «За все благодарим» — перелом, с этого момента утвердился на троне. Радость величественности, стихия власти. Чем больше тревоги от присутствия Гамлета, тем больше внешнего блеска, торжественности тронной речи. И вторая, противоположная краска этой сцены — траур Гамлета. Здесь дается визитная карточка Лаэрта: «красавец земли». Он прекрасно просит, прекрасно хочет. Важно для сцены: выражение верноподданничества королю. Сейчас очень перевешивает подоплека (отношения с Гамлетом), нужно обратить внимание на блеск тронной речи. Отметить мгновение, с которого, собственно, вонзается в короля ощущение опасности от Гамлета. Это чрезвычайно важно, так как помогает найти градацию линии короля.

Королева. Очень страстная, очень темпераментная. Она расцвела махрово в своей радости. И страстно хочет скорее убедить Гамлета, как все прекрасно и благополучно. Она искренне забыла о смерти Гамлета-отца.

Лаэрт прекрасен и тем, что он страстно стремится уехать. Эта сцена должна быть «шиком просьбы» замечательная, прекрасная просьба. В этом слепота Лаэрта, прекрасно преклоняющегося перед символом земной власти.

Гамлет здесь оцепеневший от облепившего, ослепившего его королевского блеска. Может быть, даже отходит постепенно от трона. То, что Гамлет здесь увидел, потрясло его до состояния ужаса. Прорыв: «Не кажется, а есть на самом деле». С этого момента внимание зрительного зала должно перейти на Гамлета зрителю с этого момента должно стать ясным, что все теперь пойдет от Гамлета, что каждое его слово станет как бы магическим.

Полоний. Очень уверен за короля, но все время проверяет как идет, благополучно ли. Из всех королей Клавдий для Полония — особенно его король. Выступление Гамлета Полоний отмечает {414} через короля : «Беспокоит ли это его величество ? » В чем стихийность Полония ?

Выход Горацио , Бернарде , Марцелле

Встреча с Горацио — стихия дружбы. Все, кто приходит, наполнены тем, что только что видели. Горацио еле сдерживается, чтобы сейчас же не рассказать Гамлету все. У Горацио устремление к Гамлету. У Гамлета же от всей предыдущей сцены (монолог) остался «вопль» и какое-то почти ясновидческое состояние. Естественность, обычность встречи нарушается, потому что встречаются не тела, а заряженные центры. И эти заряды не расплескиваются, а как бы оберегаются. Горацио как бы выжидает, приготовляет Гамлета к той вести, которую принес. Горацио, рассказывая, свято переживает видение Духа. Здесь происходит как бы передача командования от Горацио к Гамлету. И слияние их в одно. «О говори, скорее говори!» — имеет смысл: «Доскажи скорее то, что я знаю и предчувствую». Встреча с Горацио — это устремление, бросок Гамлета к Горацию.

Протокол № 20

24 октября 1923 г.

Общие упражнения.

1. Делать мелкие движения, чтобы ощущать волевой заряд.

2. «Игра в мяч» — для накопления и обмена воли.

3. Два лагеря гигантов.

4. Легкие, свободные движения.

5. «Руки — лучи». Ощущать, что руки начинаются от центра в груди, а не от плеч. Оценить мощность лучей — не может быть слишком быстрых движений.

Первая сцена первого действия

Подготавливаются к сцене так же, как вчера, то есть, стараясь в перебрасывании мяча уловить подводное течение. Затем приступают к репетиции.

Всем ли существом ощущаете и боитесь Духа? От «непостижимо» образ Горацио получает огромный заряд, динамику, стремительность, чтобы пронизать, узнать это «непостижимое» Духа. Отсюда и последнее: «Идем к Гамлету, расскажем». Не должно быть передышки: Дух исчез, но он со мной. Проверьте, как вы смотрите на Духа. Нет в этом привычки? Дух — прежде всего Дух: он огромен, он везде. Сравните, насколько незначительнее у вас выходит сцена встречи с Духом, нежели первая встреча Франциско с Бернардо.

Предлагается режиссерам ежедневно после репетиции каждой сцены задавать актерам ряд вопросов, чтобы на следующей репетиции потребовать от них действенного ответа.

1. Марцелле: отметить «крик петуха».

2. Отмстить всем моменты: «Мы с Духом в пространстве» и «Мы одни, на земле».

{415} Третья сцена первого действия. Офелия, Лаэрт, Полоний

Упражнение начинают с бросания мяча в образе.

Цель упражнения: найти взаимоотношения. Найти волевые импульсы, «заряды» воли. Главное замечание: не спешить. Нет ли при прощании присутствия Духа? В чем сила Офелии? Может быть, любовь — как сила Офелии? Стихия любви?

 

Почему Гамлету нельзя верить? Потому что он одержим непостижимым для Лаэрта Духом. Оценить, что Офелия в первый раз слышит предостережение о Гамлете. Лаэрт уже простился, вернулся с порога, так как не может не сказать того, что чувствует. Активная задача по отношению к Офелии. В его душе волнами проходят то активность, то как бы сомнение, предчувствие, ощущение Духа. Проверяет, как его слова доходят до Офелии, и снова и снова ищет доводов, как бы никак не может получить права уехать. Нет ли у Офелии, кроме боли, какой-то твердости решения?

Полоний: отправляет сына в дорогу. Лаэрт рыцарь.

Вопросы:

1. Офелия — не делает ли все ради Гамлета?

2. Офелия — в первый раз слышит предостережение о Гамлете?

3. Сила, мощь, стихия Офелии?

К образу Офелии. Офелия в начале «вся в себе». Но нужно оценить, что это чисто трагическая роль. А в данной сцене — визитная карточка Офелии.

4. Лаэрт каким он уезжает?

5. То, что отвлекает Лаэрта, — стихийно? И тороплюсь ли уезжать?

6. Лаэрт рыцарь. Пусть рыцарство выразится еще и в том, что он, как никто, владеет «точками» — какими-то особенными, лаэртовскими.

7. Смак.

8. Полоний с какой задачей он выходит?

9. Полонию — все провести через Гамлета.

10. Почему он всегда улыбается? Куда девалась его земная активность? Он ведь день и ночь ищет «крамолу». В этом его стихийный актив. Ему нужно все знать на земле.

После наших упражнений будут наступать такие моменты: вдруг среди дня будут наступать приливы воли. Их нужно непременно не использовать в жизни. Нужно приучить эту волю выливаться только на сцене или шире — в творческой работе. Можно излить ее и в жизни на очень серьезные дела: важная, например, помощь кому-то. Кроме того, непременно хотя бы немного работать дома.

Не звучит ли в устах Офелии имя Гамлета как-то особенно? Что (какая задача) мучит сейчас Офелию? Как эта сцена ведет сейчас пьесу? Здесь создаются тернии для Гамлета через Офелию терзают Гамлета. Не ищет ли Офелия выхода, развязки этого узла?

{416} Нет ли у Полония больше бесцеремонности , грязи ? Он , вероятно , очень активно накладывает здесь свою лапу .

Градация роли Офелии заключается, может быть, в том, насколько ее отрывают от Гамлета в каждой из ее сцен. В образе Офелии нужно искать силу, серьезность. Полоний не может не оскорблять. Но оскорбляет не словами, а своим отношением к тому, о чем идет речь. У Полония есть настойчивость, власть, он бесцеремонно производит операцию. Офелия раздражает Полония. Слова Полония должны быть неприятны для зрителей.

Куски Офелии: 1. ясный день, 2. первая туча (прощание с Лаэртом), 3. вторая, более грозная туча (отец). «Я повинуюсь» — она говорит неосознанно, уходит с совершенно новым состоянием. Стихия Полония еще в том, что он совсем не понимает, что с Офелией; хихикает на ее слова о любви Гамлета. Со стороны должно быть впечатление такое сильное, чтобы хотелось оторвать его от Офелии и выбросить вон. К этой сцене Полоний уже сильно заряжен беспокойством по поводу Гамлета.

Очень важно, как актер живет. Если актер живет эгоистически, живет собой, то это уже в значительной степени будет мешать в нашей работе. Как только человек становится чистым, он все начинает видеть: и пакость увидит, и сумеет сыграть пакостника лучше, чем кого-либо. Бывают актеры четкие, ловкие — и не обаятельные. Значит, этот актер в жизни «не чист». Высшая мерка нечистоты: играть через ненависть, злобу. Это не искусство, хотя многих и покоряет, и заражает. Чем актер необаятельней, тем уже его амплуа. «Нечистому» человеку нечем играть. Истерики — нехороший знак, потому что подана неочищенная форма страданий. Можно совсем чисто сыграть то, что сам перешел, переборол в себе.

Как развить «имитирующий» аппарат?

Упражнение. Взять какого-то человека. Всякий человек одухотворен. Нужно стараться проникнуть, почувствовать, какие силы создали именно такое лицо, такой лоб у этого человека. В то время как стараешься понять силы, создавшие такое лицо, лоб и т. д., в тебе будут расти силы, которые дадут тебе возможность точно имитировать образ. В тот момент, когда я познал эти силы, я в себе расшевелил силы, которыми буду имитировать и этого человека, и другого. То, что Азарин имитирует только Москвина, Чехова, — это значит, что он дилетант на эти два‑три образа. Мы должны стать спецами по имитации. И в зависимости от развития сил этого порядка нам и образы будут посылаться значительнее и больше, чем сейчас. А что такое рассказчики на эстраде — бездушные имитаторы? Это делается по памяти тела. Это не процесс имитации, а повторение формы. Оттиски, мертвые фотографии. Иногда мы правильно работаем, но бессознательно. Наша работа заключается в том, чтобы осознать этот процесс.

Протокол № 21

25 октября 1923 г.

Упражнение. «Игра в мяч». Одновременно следить за ощущением «центра» и за тем, что руки — лучи. Без музыки берутся ритмы и состояния: печали, мощи, легкости и веселья, сатиры {417} ( не злой ), покоя , стихийной тревоги и снова покоя , но покоя , потенциально активного , могущего победить стихийную тревогу и дисгармонию . Стараться при этом победить прикованность к полу , к земле .


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!