Глава 12. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ 1 страница



 

§ 1. Разумность как принцип правосудия

 

В настоящее время принципы правосудия являются предметом повышенного внимания юридической науки <1>. Это объясняется активным интересом процессуальной юридической науки к современному правосудию, устройству судебной власти, ее эффективности и др.

--------------------------------

<1> См., например: Судебная власть / Под ред. И.Л. Петрухина. С. 210 - 302; Приходько И.А. Доступность правосудия в арбитражном и гражданском процессе: основные проблемы. М., 2005; Открытость правосудия в России: проблемы и перспективы правового регулирования / Под ред. С.В. Кабышева, Н.Н. Чучелиной. М., 2007; Анишина В.И. Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации: формирование, содержание и перспективы развития. М., 2006; Травина А.А., Кашепов В.П., Макарова О.В. Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации. М., 2010.

 

Многие принципы правосудия и судебной власти авторами не разделяются, что можно объяснить не только сложностью проблем, но и органической связанностью организации судебной власти и отправления правосудия. В большинстве случаев это касается таких начал, как равенство перед законом, состязательность, язык судопроизводства, доступность правосудия, диспозитивность и др. <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Судебная власть / Под ред. И.Л. Петрухина. С. 241 - 302; Анишина В.И. Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации: формирование, содержание и перспективы развития. С. 162 - 170.

 

Заметим, что изучение современных принципов правосудия, так же как и судебной власти, должно учитывать методологические требования, предмет исследования, его реальность, системное качество и т.п.

Методологически небезупречно говорить о разумности как о начале правосудия, не восходя к его значению как основополагающему принципу права. Признание этого ведет к необходимости понимания связи двух величайших явлений - разума и права. Без учета этого невозможно выстроить вожделенную для исследователя цепочку в понимании структуры, содержания и функций явления.

Как соотносятся между собой разум, рассудок и право? Разум и право - связанные между собой феномены, по существу, они представляют мыслительную деятельность и ее результат. Однако право как самостоятельное явление, имеющее собственную социальную жизнь, не может не воздействовать и не влиять на мышление и его особенности. Разум и право как его продукт, механизмы воплощения разумности в социальную действительность и др. - одни из вечных тем юридической науки. Достаточно сказать, что проблему разумности и права затрагивали в своих работах Г. Гегель <1>, И. Кант <2> и др. Современные философы также отмечают, что восприятие права и его отрицание имеют основание не в вере, а в природе, в человеческом разуме <3>.

--------------------------------

<1> См.: Гегель Г. Философия права. М., 1990.

<2> См.: Кант И. Ложные ухищрения (Spitzfindi Gkeit) // Кант И. Собр. соч.: В 2 т. М., 1940. Т. 2. С. 32 и др.

<3> См.: Хабермас Ю., Роктцингер Й. Диалектика секуляризации. О разуме и религии. М., 2006. С. 95.

 

Зарубежная юридическая доктрина отчасти предвосхитила отечественные исследования данной проблемы. Принцип разумности (reasonableness) там анализируется не только относительно гражданского права, но и в связи с причинами образования и факторами развития права и правосудия, значимостью данного принципа в изменяющихся социальных и экономических условиях жизни общества, особенно это касается конституционного и международного права <1>. В целом тема разумности широко дискутируется в аспектах права, политики, особенностей взаимодействия различных ветвей власти <2>. Разумность в праве часто связывается с вопросами юридической аргументации (доказывания) в теоретическом и практическом планах <3>.

--------------------------------

<1> См.: Bacon Ch.W., Morse F.S. The Reasonableness of the Law. N.Y., 2000.

<2> См.: Sartor G., Bongiovanni G., Valen Ch. Reasonableness and Law. L.; N.Y., 2009.

<3> См.: Handbook of Legal Reasoning and Argumentation / Bongiovanni G., Postema G., Rotolo A., Sartor G., Walton D. (eds.). L.; N.Y., 2011.

 

Отечественная юридическая наука в последние десятилетия также проявляет заметный интерес к началам разумности правовых основ общества. Прежде следует назвать фундаментальные исследования соотношения и связи разума и права на сущностном уровне. Данные работы в большинстве случаев представляют собой историко-правовое осмысление связи разума и права в трудах западных философов <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Нерсесянц В.С. Право и закон. Из истории правовых учений; Пионтковский А.А. Учение Гегеля о праве и государстве. М., 1992; Нерсесянц В.С. Философия права Гегеля. М., 1998.

 

Для современного правоведения характерен рост интереса к соотношению разумности правовых установлений и разумности их претворения в жизнь. Во многом это вызвано активизацией действия на территории России Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 6) и принятого в ее развитие Федерального закона от 30 апреля 2012 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Федеральный закон о компенсации).

Разумность и право имеют самые разные формы связи. Прежде всего право - продукт разума человека (должное в разумном порядке вещей), а разумность - принцип права, презумпция его действия и т.д. Разумность выступает и принципом правосудия. Однако прежде чем мы докажем это, ответим на вопрос: что такое разум, разумность?

"Разумный" происходит от слова "разум". Отечественные словари определяют разум как способ мышления, для которого характерно установление универсальной связи вещей, их сущностей <1>. Рассудок такой способностью, по мнению философов, не обладает; он может лишь связывать суждения и понятия в процессе умозаключения. Разум и рассудок - философские категории, с помощью которых определяются уровни мыслительной деятельности человека. "Различие рассудка и разума как двух способностей души намечается уже в античной философии: если рассудок, способность рассуждения, познает все относительное, земное и конечное, то разум, сущность которого состоит в целеполагании, открывает абсолютное, божественное и бесконечное" <2>. Разум способен "схватывать" единство противоположностей, которые рассудок разводит в стороны" <3>.

--------------------------------

<1> См.: Кондаков И.И. Логический словарь-справочник. М., 1976. С. 510.

<2> Философский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. М., 1983. С. 567.

<3> Кондаков И.И. Указ. соч. С. 567.

 

Из сказанного можно сделать следующий вывод. Философские категории "рассудок" и "разум" тесно взаимосвязаны, так же как и производные от них "рассудительный" и "разумный". Между тем, несмотря на взаимосвязанность, они, несомненно, лишь связаны, но не идентичны. И это важно для понимания категории "разумность" в праве и правовом регулировании. Категория "рассудок" характеризует мыслительную деятельность в плане высказывания суждений и оперирования понятиями. Когда говорят "рассудительный", имеют в виду способность человека делать правильные, вытекающие из соответствующих посылок умозаключения и оперировать понятиями. Разум - категория более широкая и более объемная. Рассудочное мышление и соответствующие действия являются лишь необходимой частью разумного мышления, для которого характерно установление универсальных связей вещей: их сущности, целеполагания и единства противоположностей.

Принцип универсальности в философии предполагает наличие разумности в правовой действительности, которая "выстраивает" определенные мыслительные операции правоприменителя в порядок, систему. Процесс правоприменительного усмотрения невозможен без установления связи предмета (например, срока, действий) с ситуативными явлениями и объектами, определения универсальности и сходства связей, функциональной направленности и др. Все это невозможно вне рассудка и рассудочных суждений. Они выполняют роль "технических" измерителей, связующих механизмов. На наш взгляд, идея "разумности", издавна проповедуемая западной философией (И. Кант, Дж. Бруно, И.Г. Фихте и др.) и подхваченная правовой и судебной идеологией, в том числе континентальной, лежит в основе формирования современного категориального аппарата правового опосредования жизнедеятельности человека, в том числе и отправления правосудия.

Итак, разум, разумность и право - тесно взаимосвязанные явления. Право с позиции естественно-правового подхода понимается как феномен разума, обусловленный природой вещей. В определенном смысле между разумом и правом можно поставить знак равенства.

Право представляет собой феномен разума, выражающий объективные ценности и требования человеческого бытия и являющийся безусловным источником и абсолютным критерием всех человеческих установлений, включая позитивное (писаное) право.

Итак, право является результатом разума, его достижением и достаточно самостоятельным феноменом общественной жизни, имеющим собственные закономерности развития и функционирования. В основе действия права лежат определенные принципы, одним из которых является разумность. В этом случае разумность приобретает в праве "вторую жизнь". Здесь можно говорить о связи между юридическими нормами как продуктом разума и разумными действиями и отступлениями от данного принципа (например, в случаях злоупотребления правом, неэффективного использования юридических норм). Таким образом, право является не только результатом разума, но и средством его обеспечения, что возможно в случае признания его принципом права. С нашей точки зрения и с учетом научных новелл в области исследования принципов права, разумность можно рассматривать в числе универсальных принципов права. Их выделяет, например, Е.В. Скурко, отмечающая, что "универсальные принципы права... задают формат, позволяющий праву выполнять свое предназначение" <1>. В связи с этим при признании разумности универсальным принципом права его характеристики как писаного или неписаного представляются не столь значимыми <2>. Универсальная природа принципа позволяет видеть его нравственные начала, лежащие за пределами системы юридических норм, и одновременно понимать право как разумное явление, видеть в праве прямые отсылки к разумности <3>.

--------------------------------

<1> Скурко Е.В. Принципы права в современном нормативном понимании. М., 2008. С. 83.

<2> См.: Ведяхин В.М., Суркова О.Е. Факторы формирования и реализации принципов права. Самара, 2005. С. 29. Авторы полагают, что разумность - "надпозитивный" принцип права, содержащийся в правосознании правоприменителя.

<3> О роли правовых принципов в современном обществе см.: Чернобель Г.Т. Правовые принципы как идеологическая парадигма // Журнал российского права. 2010. N 1. С. 84 - 94.

 

Разумность как принцип права обеспечивает его реальное действие, гибкость и, в конечном счете, эффективность. Это некий природный баланс интересов и целесообразность действий в правовом регулировании. Универсальный характер данного правового начала позволяет говорить о нем и как о принципе правосудия, ибо оно также основано на положениях разумности. Универсальность и безусловность принципа разумности в одинаковой мере распространяются на материальное и процессуальное право. Ю.П. Свит справедливо отмечает, что добросовестность и разумность "приобретают значение межотраслевых принципов, используемых в законодательстве и судебной практике, при решении вопросов, требующих оценки поведения лица с учетом конкретных обстоятельств и не имеющих четкого правового регулирования" <1>.

--------------------------------

<1> Свит Ю.П. Понятие и значение добросовестности и разумности в современном российском праве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 9. С. 9.

 

Действие данного начала в материальном праве можно проиллюстрировать с помощью норм гражданского права. Дело в том, что принцип разумности как непосредственный регулятор, как юридическая норма в отраслях права, по нашему наблюдению, используется в разной мере. Гражданское право здесь имеет приоритет. Дело в том, что эффективное регулирование общественных отношений предполагает использование определенных технико-юридических средств, в том числе и обеспечивающих его гибкость. Свойства гибкости и гармоничности придают правовому регулированию целесообразность и справедливость. В связи с этим законодатель использует определенные юридические механизмы, можно сказать, "вкладыши", дающие способность комплексам правовых норм действовать сообразно человеческой логике, т.е. разуму. Речь идет об определенных юридических формулах, позволяющих рассчитать действие правового предписания максимально определенно. Одним из таких принципов является разумность, что логично, так как право - продукт человеческого разума, который, будучи определяющим свойством человека, должен быть использован в правовом регулировании в полной мере.

Разумность как принцип права придает определенность правовому регулированию, как средство достижения гибкости правового регулирования она наиболее востребована в гражданском праве, что, несомненно, предопределено качественной стороной регулируемых отношений. М.Ф. Лукьяненко, характеризуя разумность как "гражданско-правовой принцип", видит его значение в связи с применением судебного усмотрения, отмечая при этом, что, с одной стороны, данное начало "является внутренним пределом усмотрения правоприменителя при определении содержания оценочного понятия, с другой стороны, выступает в качестве масштаба судебного усмотрения при внешней оценке поведения участника гражданского правоотношения при реализации нормы с оценочным понятием" <1>.

--------------------------------

<1> Лукьяненко М.Ф. Оценочные понятия гражданского права: разумность, добросовестность, существенность. М., 2010. С. 224.

 

Содержанием или наполнением принципа разумности в гражданском праве можно считать оптимальность, заботливость, лояльность, соотношение интересов, отсутствие злоупотребления правом, общее благо, сбалансированность интересов и др. Очевидно, здесь сочетаются по крайней мере две вещи, без которых действия субъекта права невозможно считать разумными. Это здравомыслие, основанное на рациональности, профессиональное понимание и ответственность за систему собственных действий и поступков. Дело в том, что действие - важная и наиболее работающая категория в правовом регулировании. Принцип разумности придает действиям определенность, оптимальность, превращая их тем самым в благо для общественного развития.

Отправление правосудия также основано на началах разумности. Обобщенная цель принципа разумности, его требований - это разумное судебное решение. По сути, действие данного начала, как и других, подчинено одной цели - разумному решению по судебному делу. И.В. Цветков верно отмечает: "Разумным принято считать такое судебное решение, которое основано на здравом смысле и принято с учетом весомых обстоятельств конкретного дела... разумность - это критерий оптимального выбора между различными законными возможностями решений той или иной проблемы" <1>.

--------------------------------

<1> Цветков И.В. Эффективность решений Конституционного Суда Российской Федерации в 2006 г. // Налоговед. 2007. N 11.

 

Всякий правовой принцип должен находить конкретное выражение в юридических нормах. Если правовая материя его "не подтверждает", то вряд ли можно говорить о том, что это правовое начало. Другими словами, никак "не проявивший" себя в правовой материи принцип вряд ли возможно называть таковым, оценивать его роль.

Иначе говоря, можно ли доказать, что разумность как принцип права конкретизирована в юридических понятиях и адаптирована к юридическим правилам. Да, можно, и об этом свидетельствуют такие юридические конструкции, как "разумный срок", "разумные действия", "разумная компенсация", презумпция "неразумения" <1> и др. Данные формы выражения, или свидетельства конкретизации принципа разумности, проявляются и при отправлении правосудия.

--------------------------------

<1> Она имеет место в уголовном праве, когда речь идет о лицах, не достигших возраста уголовной ответственности (см.: Судебная власть / Под ред. И.Л. Петрухина. С. 305 - 306).

 

Одним из проявлений принципа разумности в процессуальных юридических конструкциях является разумный срок. Например, это понятие закреплено в ГПК РФ (ст. ст. 99, 100, 107, 136 и др.). Так, в ч. 1 ст. 107 ГПК РФ сказано: "...В случаях если сроки не установлены федеральным законом, они назначаются судом. Судом сроки должны устанавливаться с учетом принципа разумности". А.А. Мохов, толкуя это положение статьи, отмечает: "Суд (судья) обязан назначать разумные сроки для совершения субъектами соответствующих процессуальных действий с учетом требований закона об общем сроке производства по гражданскому делу, а также ориентироваться на него при решении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела. Назначаемые сроки должны определяться с учетом места жительства лиц, участвующих в деле, их осведомленности об обстоятельствах дела, возможности подготовиться к судебному разбирательству, а также сложности дела (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2008 г. N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции") и др." <1>.

--------------------------------

<1> Мохов А.А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2011; СПС "КонсультантПлюс".

 

В части 3 ст. 2 АПК РФ сказано, что одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является "справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом". Гарантией этого выступает положение ст. 4 АПК РФ: "Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом". В ст. 6.1 АПК РФ (введена Федеральным законом о компенсации) определены основные параметры разумных сроков судопроизводства в арбитражных судах и исполнения судебного акта. Этим же Федеральным законом введена гл. 27.1 "Рассмотрение дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".

Относительно действия принципа разумности в уголовном судопроизводстве Е.Р. Рябцева отмечает, что "можно говорить о существовании в уголовном судопроизводстве принципа разумности, который, хотя и не закреплен в УПК РФ, пронизывает деятельность всех участников уголовного судопроизводства, определяет границы совершаемых действий и выбор вариантов решений" <1>.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 292; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!