Киносценарий, его отличие от прозы



 

Киносценарий, литературное произведение и пьеса отличаются друг от друга очень сильно не только в оформлении рукописи. Тут у киносценария и пьесы больше общего, чем у них и литературного произведения. Сценарий в кинематографе, как правило, напоминает пьесу и подробно описывает каждую сцену и диалоги персонажей.

 

Кинодраматургия – это особый жанр со своими законами и спецификой. Создавая свое произведение, кинодраматург предполагает его воплощение на экране. Чтобы удержать внимание зрителя, в сценарии должны быть соблюдены некоторые общие правила, учитывающие зрительскую психологию.

 

Описательная часть сильно сокращается (в литературном произведении она может присутствовать в гораздо большем объеме), четко прописываются диалоги, определяется соотношение изобразительного и звукового ряда.

 Драматургическая сторона разрабатывается по сценам и эпизодам, а постановочная разработка действия ведется по объектам съемки. Каждая новая сцена записывается на отдельную страницу, что впоследствии облегчит работу в установлении их последовательности в развитии сюжета. Кроме того, киносценарий проходит производственное редактирование. Это необходимо для определения длины фильма, количества объектов съемки, павильонных декораций, количества актёров, организации экспедиций и многого другого.

 Повествуя свою историю, режиссёр создает новую реальность, реальность фильма, в которой зритель должен не только увидеть, а почувствовать жизнь на экране, тогда эта жизнь убедит его в своей реальности. Для создания этой новой реальности используются различные выразительные средства, создаваемые ещё на уровне сценария. Даже если идея взята из литературного произведения, романа, режиссер привносит в него свое видение, заставляя подчиняться этому видению и операторов, и декораторов, и актеров – всю съемочную группу. Иногда режиссер не может себе позволить некоторые натурные съемки, спецэффекты и прочее и заменяет их другими. В литературном произведении важную роль играет не только мастерство писателя, но и способность читателя домыслить, нарисовать картинку, «увидеть».

 

Мы не будем останавливаться на всех нюансах подробно, но возьмем мелкие детали, чтобы на их примере показать отличия. В литературном произведении детали менее акцентированы, они необходимы, создают колорит, но иногда проскальзывают мимо читательского внимания, придавая лишь незначительный оттенок повествованию.

 

В кино совсем другая история – детали должны работать. Наличие в кадре большого количества инертных (то есть не работающих) деталей размывает внимание зрителя и в конечном итоге вызывает скуку.

 Четкую характеристику активной (то есть работающей) детали дал А. П. Чехов: «Если в первом акте на сцене висит ружье, в последнем оно должно выстрелить». И эти детали даются крупным планом, внимание зрителя приковывается к ним по воле режиссера, дающего крупный план, замирающего на них в течение нескольких мгновений.

 Самое главное, чтобы зрителю не стало скучно, и чтобы он не ушел из зала посреди сеанса.

 

Нюансов очень много, это техника, приемы, которым нужно научиться и следовать им. Это, если хотите, разные принципы. Есть автоматическая коробка передач в автомобиле, а есть ручная… Есть печь‑СВЧ, а есть газовая плита или старинная русская печь с дымоходом, и вы никогда не подойдете к последней, держа в руках инструкцию к СВЧ, прекрасно понимая, что данный подход не сработает, а итог приготовления пищи окажется печальным.

 

Именно поэтому, когда писатель, не умеючи, воинственно и уверенно говорит: «Да я сам запросто напишу сценарий», я не хочу иметь с ним дело. Вы же не сядете за руль грузовика только на том основании, что умеете ездить на самокате?! Поэтому: профессионализм и еще раз профессионализм. Захотелось вам самостоятельно написать из своего романа сценарий – пишите, только изучите прежде все законы кинодраматургии, осознайте, что у каждого режиссера свое видение, и то, что снимает Михалков, не факт, что будет снимать Бекмамбетов или Годар… А если вам предложили покупку идеи для экранизации, но не с вами в качестве сценариста, вам стоит подумать, оценить свои силы и понять, что киностудий и режиссеров, продюсеров, финансирования для каждого проекта гораздо меньше, чем писателей, желающих экранизироваться. Пока вы будете мяться, жаться, писать сценарий, изучать законы кинодраматургии – поезд уйдет, и вы его не догоните. Ведь каждый должен заниматься своим делом.

 

Некоторые писатели наивно требуют должности помощника режиссера или, как минимум, консультанта, что абсолютно исключено. Подумайте сами. Работает профессионал, четко видящий картину, осознающий сжатые сроки съемок, где каждый час стоит космических денег… Зачем ему выслушивать непрофессиональное мнение, спорить, давать объяснения, убеждать, а потом виниться перед продюсерами и спонсорами, объясняя, на что пошли съемочные часы? Да любой студии проще снять что‑то другое. И гениальность вашей идеи им, простите, до лампочки. Без любой гениальной идеи мир вполне обойдется, поверьте. Это случалось миллион раз за время существования человечества и случится потом еще миллиард. Ваша фантазия, ваши мечты нужны для творчества, идей, сюжетов – там они незаменимы; что касается бизнеса, куда вложены конкретные деньги, которые надо отбить и приумножить в несколько раз, тут фантазии излишни. Криэйтор и финансовый аналитик – разные профессии. И если вы умны, то поймете разницу, подумаете и поступите правильно, если нет – останетесь там, откуда начинали, но без перспективы и реализации, на обломках вами же разрушенной мечты.

 

Не думайте, что я сгущаю краски, я всего лишь описываю реальное положение дел, знакомые мне истории, когда все происходило именно так, в той или иной форме.

 

Пример из рецензии на неудачный роман, судя по всему, от сценариста:

 

Форма: книга представляет нечто среднее между киносценарием и художественным произведением. Нельзя назвать эту книгу сценарием, так как она не оформлена соответствующим образом. В то же время это и не художественное произведение, потому что она не обладает авторским стилем. В ней, по примеру сценария, отсутствуют необходимые для художественного произведения описания героев, пейзажные зарисовки и другие «романные» тонкости и признаки. Все описания очень сжаты по типу сценария. Например: «Мне 41 год, очень красив, женат, детей нет, собственник нового автомобиля отечественного производства, у меня есть загранпаспорт и военный билет с отметкой «не служил». Или: «Темнеет, и снова фигура человека, явно не гаишник, похоже женщина…. Очень красивая, такие достаются главным героям в фильмах типа «Храброе сердце». Брюнетка, короткая стрижка, длинные пальцы и ощущение тренированного тела».

 Часто описание какой‑либо сцены обрывается. Как в сценарии, заканчивается эпизод и следует логичное после этого «затемнение – Fade out». Это уместно для киносценария, но весьма запутывает читателя книги. Из‑за этого при чтении в некоторых местах складывается ощущение, будто отсутствуют страницы. Повествование перескакивает. И читатель неожиданно оказывается в ином месте действия или ином времени, например, сразу (внезапно) может наступить следующий день.

 Увлеченность автора кинематографом (как советским, так и голливудским) определяет то, что книга изобилует отсылками к фильмам и цитатами из тех или иных фильмов (реже – книг). Это удешевляет повествование, так как предполагается, что автор будет изобретать уникальные способы описания тех или иных сцен, событий, положений, чтобы эмоционально воздействовать на читателя. Вместо этого он работает на то, чтобы читатель вспоминал определенные сцены из того или иного фильма (пусть это, в основном, классика кинематографа, но читатель не обязан был все эти фильмы видеть) и переносил впечатление‑воспоминание на сцену романа.

 

Например:

 

«Сколько уже снято фильмов о казино, а сколько снято фильмов, в которых есть хотя бы одна сцена в казино? Сотни, тысячи, но реально можно смотреть только «Casino» Мартина Скорсезе, в отличие от других картин здесь показали настоящую кухню этого бизнеса и правдоподобные приемы, с помощью которых игроки и казино обманывают друг друга. Там, где большие деньги, там и изощренные формы мошенничества, а у нас максимум, на что способны владельцы игорных заведений, так это напихать в колоду для игры в BlackJack двойки и тройки вместо картинок».

 

Или:

 

«В последний момент Паспарту изменила место встречи, она собрала все интересующие меня справки, но неожиданно заболела, лежит дома, а деньги ей срочно нужны. Проведывать больную иду с Юриком, в этом плане на него всегда можно рассчитывать. По дороге вспомнил сцену из фильма «The Witches of Eastwick», в которой Джек Николсон заходил в спальню к трем дьяволицам, нам же не хватает, для комплекта, антисемитского издателя, и можно было бы снимать remix”.

 

Или:

 

«Пока Ира говорила, я внимательно смотрел на ее лицо и обратил внимание на то, что большие глаза моей собеседницы не всегда успевают повторять движения ее головы, и этим она напоминает плохого робота из фильма «Terminator 3».

 

Или:

 

«Один из самых больших мегаполисов мира. Съемная квартира, я и подобранная мной дворняга, возлежим на матрасе, читаем статью в журнале обо мне. Если кто помнит начало фильма «Приключение Электроника», когда в кадре газета, на первой полосе огромными буквами заглавие статьи – «С бандой Стампа покончено!», затем газета опускается, и мы видим крупным планом лицо великого Басова, камера долго держит его самодовольную улыбку, эти глаза…. Это и есть Стамп, с ним покончить невозможно, он великолепен. Похожая ситуация и на матрасе. В журнале пишут о задержании ОПГ, которая долгое время похищала деньги из банкоматов».

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 617; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!