НЕПОМЕРНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ



 

Бегство Фемистокла

 

Победа у реки Евримедон стала успехом Афин в войне с Персией и триумфом власти консерваторов. После победы Кимона над его могучим противником в 470 г. до н. э. Фемистокл удалился на Аргос, откуда он продолжал свою антиспартанскую политику. Преследуемый Спартой и проспартанской партией, которая теперь обладала всей полнотой власти в Афинах, он должен был бежать, чтобы спасти свою жизнь. Справедливо или нет, но своими политическими врагами он был обвинен в медизме и решил воспользоваться этим обвинением, чтобы найти себе безопасное убежище в единственном месте, где это казалось возможным, — под защитой великого царя.

После ряда захватывающих приключений он в конце концов бежал в Эфес. Так как он все еще боялся погибнуть от рук наемных убийц, его увезли в Сузы, спрятав в палатке и выдавая за персиянку, сопровождаемую свитой. Здесь он подружился с всемогущим Артабаном, bazarapat , или командиром дворцовой стражи. Но пока он во дворце целый год изучал персидский язык и обычаи, в нем произошел дворцовый переворот.

 

Вступление на престол Артаксеркса I

 

Ближе к концу 465 г. до н. э. Ксеркс умер от рук наемного убийцы в своей спальне. Во главе заговорщиков стоял Артабан, которому помогал другой фаворит евнух-дворецкий Аспамитр и Мегабиз, сын Зопира, царский зять, которого возмутил отказ Ксеркса предпринять какие-либо действия в связи с тем, что он обвинил свою жену Амитис в адюльтере. Ксеркса похоронили в гробнице, вырубленной в скале восточнее гробницы его отца. Хоть на ней и нет надписи, работа мастеров даже еще лучше.

Его преемником должен был бы стать его старший сын Дарий. Но Дарий имел веские причины ненавидеть своего отца, который соблазнил его жену Артаинту, и Артабану было нетрудно уговорить восемнадцатилетнего Артаксеркса убить своего брата как отцеубийцу. Вскоре Артабан поссорился с новым монархом и попытался и его убрать с дороги. Артабан теперь жаждал захватить трон для себя, но его выдал его подельник-заговорщик Мегабиз, который не хотел смены династии.

И хотя Артабану удалось ранить Артаксеркса, он погиб в последовавшей за этим потасовке. Аспамитр умер от бесчеловечного наказания под названием «лодка». В последнем сражении три оставшихся в живых сына Артабана погибли, а Мегабиз был опасно ранен. Забыв, что он однажды обвинил свою жену в небезупречном поведении, Мегабиз помирился с Амитис, и при посредничестве ее брата Артаксеркса, ее сестры Родогуны и их матери Аместрис он вылечился благодаря искусству Аполлонида, придворного врача с острова Кос. Другой сын Ксеркса Гистасп поднял в Бактрии восстание. Первое сражение закончилось вничью, но во втором Артаксеркс при поддержке сильного ветра, дувшего прямо в лицо его врагам, добился победы.

 

Приезд Фемистокла

 

Роксан, новый начальник охраны, был непримиримым личным врагом Фемистокла. Несмотря на его противодействие, Фемистокл использовал свои недавно приобретенные знания персидского языка, чтобы завоевать симпатии царя в личной беседе. Артаксеркс поверил его заявлению, что он отправил сообщение Ксерксу с искренней верой в его многочисленные обещания на будущее. Фемистокл получил почетное звание «друга царя», а также власть над некоторыми подчиненными персам греческими городами. Вместо материальной поддержки при дворе он получил доходы от этих городов. Магнесия оплачивала ему расходы на хлеб — 50 талантов, Миус снабжал его рыбой, Лампсак — своими знаменитыми винами, Перкота и старый Сцепсис возмещали расходы на постель и одежду. Сатрап Фригии Эпиксий попытался подослать к нему наемных убийц у Львиной Головы, но Фемистокл благополучно добрался до Сцепсиса. Он поселился в Магнесии, где женился на персиянке, дочь которой он посвятил в жрицы Дидимены, Матери богов. В различных городах были учреждены праздники, о которых долго помнили жители, а в Магнесии он чеканил от своего собственного имени монеты с изображением фигуры обнаженного стоящего Аполлона — бога, которого почитал Дарий.

 

Список податей от Геродота

 

В целом Артаксеркс следовал административной политике своего отца. В Вавилонии он был единственным «царем стран», хотя Иштар в Вавилоне возвеличили установлением стелы, а к 462 г. до н. э. оказалось, что вернулись жрецы Бела-Мардука, и им были возвращены некоторые их земли. В его редких надписях в Египте используется единственный картуш для обозначения его имени, но в надписях на вазах на четырех языках он добавлял слова «Великий фараон».

По сравнению с шестью списками сатрапий, опубликованных Дарием, списком Ксеркса и его войсковым реестром официальный список податей, составленный Геродотом, демонстрирует несомненные административные изменения. Как и при Кире, число сатрапий снова стало равно двадцати, но большее количество сатрапий Дария было сокращено путем объединения некоторых сатрапий, до этого бывших обособленными. Этот процесс, уже заметный по войсковым реестрам Ксеркса, но ускорившийся в податном списке Артаксеркса, снова наводит на мысль о потере территорий.

 

Восточные сатрапии

 

Персия уже давно перестала платить налоги. Огромная сатрапия Мидия, включая теперь париканов (гирканцев) и «людей в вертикальных шапках», саков-тиграхаудов, должна была платить дань в размере 450 талантов, к которым добавлялись еще 100 тысяч овец и корм для 50 тысяч царских несейских лошадей. Сузы и страна киссейцев платили 300 талантов. Армения с Пактиикой (северо-западная часть Индии. — Пер. ) и все земли до Черного моря платили 400; ежегодно эта сатрапия присылала царю 20 тысяч несейских жеребят для праздника Митры. Матиенцы, саспейрийцы и алародцы должны были выплачивать 200 талантов; москийцы, тибареньены, макроны, моссинеки и мары — 300. Каждые пять лет колхийцы преподносили «дар» в виде ста мальчиков и ста девочек, которые были предшественниками киркассийских красавиц во времена Турции.

Если в этом регионе укрепление власти персов, уже проявившееся в армейских списках Ксеркса, происходило и дальше, то объединение сатрапий в Восточном Иране, начатое отцом и продолженное сыном, указывает в противоположном направлении. Каспийцы, павсики, пантимафы и дариты платили 200 талантов; саки и каспии — 250; парфяне, хорезмийцы, согдиане и арийцы — 300. Тот факт, что четыре сатрапии Дария оказались объединенными в одну, указывает на серьезные трудности в сборе налогов, если не на реальные их потери на этой границе. И снова три бывшие сатрапии соединены в одну, включающую сагартийцев, сарангов, фаманейцев, утиан, микийцев и бесплодные острова в Персидском заливе, и эта обширная территория платила 600 талантов. Отсутствие в списке Арахозии представляет собой еще одну причину для подозрений. Две сатрапии объединились в одну в случае с саттагидийцами, гандарами, дадиками и апаритами и должны были платить дань в размере 170 талантов. Что касается эглов в Бактрии, то они платили 360 талантов; париканы, верующие в отвратительных духов пустыни, пайрики и азиатские эфиопы, согласно реестру, должны были казне невозможную сумму — 400 талантов.

Таким образом, гандары последний раз появились в списках Артаксеркса в качестве данников Персии, хотя эти края были известны под названием Гайдара до классических индийских времен. Тем не менее индийцы из Хиндуша оставались верными Персии до правления последнего Дария, который признавал их верность и умение воевать, ставя их следом за тысячью Бессмертных, которые были его личными телохранителями. С Западом поддерживались достаточные контакты почти до конца V в. до н. э., чтобы Геродот имел возможность заявить, что по своей численности индийцы превосходили все другие народы, известные грекам, что они платили своим персидским владыкам самую большую дань (360 талантов золотого песка), что индийских собак использовали в персидской армии и что при его жизни четыре вавилонские деревни были выделены специально для того, чтобы их содержать. Он заметил изменение в приемах ведения войны: от арийцев, разъезжавших на колесницах и прославленных в индийском эпосе, до смешанной с ними квалерии, тогда как к 480 г. до н. э. индийское войско состояло уже из кавалерии и пехоты. Геродот рассказывает об удивительно больших муравьях, которые выкапывают золото в пустыне и вынуждают местных жителей, которые пытаются украсть его, спасать свою жизнь бегством. Но у него очень мало сведений об индийских племенах, которые жили за пределами Персидской империи. Он слышал об индийцах, которые не убивают никаких живых существ, и о чудесном хлопковом дереве, благодаря которому они имеют возможность ткать себе одежду. Однако у него нет никаких упоминаний о главном городе Хиндуша Таксиле, который быстро занял место Певкелы, бывшей столицы Гандары.

 

Вавилония

 

После своего последнего восстания Вавилония была присоединена к Ассирии и утратила свою индивидуальность. Ее выплаты в виде серебра были самыми высокими в империи — 1000 талантов, а унижающий ее «дар» монарху представлял собой пятьсот мальчиков, будущих евнухов. Плодородие ее почвы и близость к Сузам в те времена, когда сухопутная перевозка продуктов питания на большие расстояния была почти невозможной, накладывали на нее также и тяжелое бремя обеспечения двора продовольствием в течение четырех месяцев в году. Геродот рассказывает нам, что в его время, когда Тритантехм, сын Артабаза, правил этой сатрапией, она давала ему ежедневно 1 artaba серебра. Крестьяне также должны были содержать его боевых коней — его восемьсот жеребцов и шестнадцать тысяч кобыл. Четыре большие деревни были освобождены от других платежей и должны были кормить его индийских собак.

У Геродота есть рассказ о том, что в былые времена вавилоняне продавали с торгов своих девушек, обеспечивая приданым некрасивых девушек из сумм, полученных за красавиц. Этот рассказ, возможно, недостоверен, но не его утверждение о том, что теперь, чтобы не дать своим дочерям пострадать от насилия и оказаться увезенными в иноземные города, местные жители стали отдавать их в куртизанки, так как с начала персидского завоевания простые люди подвергались такому плохому обращению со стороны своих господ, что их семьи разрушились.

 

Заречье и Египет

 

Заречье, отделенное от Вавилонии одно поколение назад и теперь включающее в свой состав Кипр в добавление к Палестине — Сирии, платило дань, установленную в размере 350 талантов. Ливия, включая Кирену и Барку, была снова объединена с Египтом, и увеличившейся сатрапии было назначено платить 700 талантов; к этому следует прибавить доходы от сданных в аренду рыбных промыслов на озере Мерис и 120 тысяч мер зерна, поставляемых персидскому гарнизону Белой крепости в Мемфисе и наемникам-евреям в Элефантине. Каждые три года эфиопы, жившие на границе, привозили свой «дар» — 2 choenices чистого золота, двести бревен эбенового дерева, пять мальчиков и двадцать слоновьих бивней.

 

Аравия

 

Давным-давно перестав быть сатрапией, платившей дань, Аравия ежегодно преподносила царю «дар» в виде 1000 талантов ладана. Геродот рассказывает, что деревья, дающие ладан, защищают крылатые змеи и гадюки, которых можно отогнать, только если поджечь стиракс. Мирру легко получить, зато кассия растет в мелких озерах, охраняемая похожими на летучих мышей животными, от которых можно скрыться, прикрыв тело и глаза шкурами. Корица (это финикийское слово) состоит из стеблей, которые уносят огромные птицы — птицы рок из более позднего рассказа — в свои гнезда из глины, свитые на скалах. Арабы выкладывают огромные куски мяса для этих птиц, чтобы они могли их унести, но под их весом гнезда ломаются, и тогда можно собирать упавшую корицу. Лабданум получают из козлиных бород. Есть две породы овец, у одной из которых есть хвост шириной 46 сантиметров, а у другой — 137 сантиметров длиной; пастухи помещают под эти хвосты тележки, чтобы возить их.

От этих рассказов путешественников, содержащих мало правды, но намеренно сочиненных набатейскими торговцами, чтобы отпугнуть иностранцев, которые могли позавидовать тому, что они контролируют доходную торговлю специями с Южной Аравией, мы можем обратиться к местным архивам. Алфавитное письмо зародилось на Синайском полуострове в VIII в. до н. э., когда для нужд своего языка часть местного населения стала использовать неполный алфавит, состоявший из согласных, который уже сформировался в Египте для написания иностранных имен и слов. Местные имена писали с помощью пиктографических знаков, которым по акрофоническому принципу приписывали значения согласных. В то время как форма, из которой развился наш собственный алфавит, появилась в Финикии, другой алфавит появляется в VIII в. до н. э. в порту Соломона на Красном море Эцион-Гебере (существовал в X–V вв. до н. э. — Пер. ). К середине VI в. до н. э. жители Дедана, расположенного далеко на севере Аравийской пустыни, использовали в своем североарабском диалекте эту развитую синайскую форму письма вместо грубых надписей. Одна такая надпись дает нам имя деданского царя. Цилиндрическая печать, найденная в Ане в среднем течении Евфрата, прежде чем он попадает на территорию Вавилонии, доказывает, что в этом направлении осуществлялась торговля, и то, что Вавилон оказывал влияние на арабскую культуру. Скарабей с надписью на деданском языке «Велик Адад» показывает, что похожие отношения существовали с Египтом. Есть несколько других надписей, в основном из Дедана, современного Эль-Ула.

Даже еще более близкой к изначальным синайским символам и, очевидно, приблизительно того же возраста является самая ранняя форма так называемого таммудского алфавита, короткие записи на котором найдены неподалеку от Тэмы. Вот они: «Его имя Ибн Фаги», «Его клеймо Ибн Фаги», «Самрафа дал ему имя», «Якфурил дал ему клеймо», «Биафар, сын Гилфа, томится по нему от любви» (что весьма неожиданно), «Он встал лагерем у Самды», «Рагимил, сын Бусрата, встал лагерем в Дедане».

Другие надписи проливают свет на религию. Надпись «Наамил, сын Хафраза. Аллах всевышний» представляет нам бога мусульман за тысячу лет до Магомета. В имени Самда почитается Сам, представленный знаменитым камнем из Тэмы. Ему дан ответ: «Салм ничтожный бог», «Салм нечистый бог». Возможно, это соперничество между племенными богами является причиной того, почему Наамил утверждает, что Аллах — всевышний.

Если верить Геродоту, единственными богами у арабов были Ороталт, соответствующий Дионису, и Алилат (Афродита). Верующие обрезают себе волосы и бреют виски, как у бога. Они дают обеты, обязательные для друзей и соплеменников; третий человек, посредник, надрезает острым камнем второй палец; клочком химатиона от размазывает кровь по семи камням, разложенным перед ними, вызывая этих двух богов.

По-видимому, до конца этого века царей Дедана вытеснили в самом Дедане цари Лихиана (древнее арабское царство, существовавшее в Северо-Западной Аравии на территории современной саудовской провинции Табук во 2–1-м тысячелетиях до н. э. — Пер. ). Несколько их надписей, выполненных более ранним письмом, найдены неподалеку от Хегры (комплекс археологических объектов на северо-западе Саудовской Аравии. — Пер. ). Вот типичные надписи: «Абдманат достойный доверия; даруй ему долгую жизнь, о Бог, и удачи»; «Даруй благоденствие работникам»; «Баалсамин освятил скалу, и ни одна женщина не может взойти на нее — жрица Бахиани»; «Ниран, сын Хадиру, написал свое имя во времена Гашма, сына Шахара, и Абда, правителя Дедана»; дата установлена точно, это араб Гешм, соперник Нехемиаха.

 

Сатрапии Малой Азии

 

Особый статус Киликии, которой снова стал править местный правитель Сиеннес, отражает дань, которую она должна была платить Персии. Из 500 собранных талантов 140 оставались в провинции для выплаты жалованья местной кавалерийской гвардии; белые кони в количестве 360 голов были еще одним «даром». На границе между Киликией и Сирией находился Посейдий, который, как говорят, был основан Амфилохом, сыном Амфиаравса, местного киликийского божества, которого отождествляли с греческим богом.

Каппадокия и ее «сирийцы» слились в единое целое, как это произошло с мариандинянами, пафлагонцами и азиатскими фракийцами или вифинийцами — греками с Геллеспонта. Бывшая Вторая Иония была известна грекам как Даскилей, и эта огромная сатрапия платила в качестве дани 360 талантов. Собственно Иония включала также магнесийских и эолийских греков, а также карийцев, ликийцев, милийцев и памфилийцев, которые уже не входили в сатрапию Карка. Расширившаяся административная единица могла позволить себе платить 400 талантов, тогда как 500 талантов не были слишком большой суммой для сатрапии Сарды, которая теперь объединяла в себе в добавление к лидийцам мисийцев, ласонцев, кабалиев и гитеннов.

Согласно Геродоту, лидийцы, карийцы, каунцы и мисийцы говорили на одном языке, но пользовались не совсем одними и теми же буквами. Вскоре после того, как греки позаимствовали алфавит у финикийцев, по крайней мере к середине VIII в. до н. э. фригийцы, в свою очередь, позаимствовали алфавит у восточных греков. «Золотой» Мидас, соперник ассирийского Саргона, оставил запись в Тиане (Каппадокия) и на своей гробнице в Городе Мидаса. Так как он говорил на индоевропейском языке, схожие звуки легко могли быть представлены схожими буквами. Несколько позже памфилийцы позаимствовали западный вариант алфавита для своего кавказского языка.

Три других народа, говорившие на кавказском языке, последовали другому принципу; они позаимствовали такие буквы, которые приблизительно подходили для их звуков, но приспособили или изобрели новые буквы для более многочисленных гласных и дополнительно носовых гласных, которыми был так богат их язык. Их первыми стали использовать в своем языке карийцы, который нам известен главным образом по нацарапанным именам наемников, служивших фараонам Двадцать шестой династии в Египте, и по нескольким монетам и более официальным надписям, относящимся к раннему периоду эпохи Ахеменидов.

Лидийцы позаимствовали или адаптировали свой алфавит из двадцати шести букв у жителей острова Родос. Краткие надписи на вазах или постройках относятся к местным царям, но все более длинные надписи сделаны в период Ахеменидов. Одна надпись из Сард сделана в годы правления Артаксеркса II на двух языках — арамейском и лидийском и помогает нашей расшифровке, но еще нельзя утверждать, что эти надписи можно прочитать свободно. У двадцати шести ликийских букв есть много общего с лидийскими, но лишь начальные буквы или монограммы царских имен на монетах указывают на то, что они использовались так давно. Достоверные надписи, которых в настоящее время насчитывается сто пятьдесят, следует отнести ко второй половине V или IV в. до н. э.

Все эти надписи все еще находятся в процессе расшифровки. Значение их символов можно узнать из кратких надписей, сделанных на двух языках — греческом и лидийском, греческом и ликийском, греческом и арамейском, или из транслитераций греческих или иранских имен. Они устанавливают значение некоторых слов и дают мимолетное представление о структуре языка. Несмотря на соблазнительное сходство с индоевропейской системой, кажется несомненным, что мы имеем дело с кавказскими языками, возможно далекими родственниками халдейского и настоящего хеттского языков. Это явствует из широкого использования носовых звуков и назализованных гласных и вспомогательного характера некоторых звуков, создающих трудности при транслитерации иностранных имен, которые следует писать через «б» или «п», «д» или «т», «г» или «к». Это еще более отчетливо видно в грамматике (если ее таковой можно назвать), в которой отсутствует изменение формы слова в нашем понимании и понятие рода, а есть различие между одушевленным и неодушевленным предметами; в ней глагол совершенно иначе указывает на отличия знакомой нам категории наклонения и времени.

Геродот приводит нам некоторые особенности языка кавнийцев, которые принадлежали этой группе народов. Они слыли людьми, которые находят себе главное развлечение в том, чтобы устраивать поединки «кто кого перепьет» — мужчины, женщины, дети в своих компаниях по отдельности. Можно было наблюдать занятную церемонию, когда они изгоняли чужеземные религии и богов за пределы своей территории при полном параде, потрясая в воздухе мечами.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!