Длительное влияние религии Зороастра



 

Нам не нужны более поздние легенды о рождении, о котором возвестили божественные знаки, о жизни, полной чудес, о мученической смерти от рук кочевников, чтобы доказать величие Зороастры. По его собственным словам мы можем проследить его жизнь и развитие его мысли. Мы можем осознать возвышенность его стремлений и ограничения, которые лишь делают его еще более человечным и привлекательным. В его учении нет и следа влияния более древнего Востока. Оно присуще его земле и его народу. Оно выросло из более древних арийских верований, но поднялось над простым поклонением арийцев дэвам до высот, которых более никогда не достигала религиозная мысль арийцев без посторонней помощи.

В самом начале своей деятельности пророк вопрошал, будут ли его последователи должным образом придерживаться принципов его религии. Дарий Великий был сыном его покровителя Виштаспы и, вероятно, часто беседовал с пророком при дворе своего отца-сатрапа. Его собственные надписи полны воспоминаний о языке великого учителя, а текст на его гробнице, возможно, и в самом деле является цитатой из Гатхас (название некоторых гимнов Авесты. — Пер. ). Несмотря на прекрасный язык, Дарий не жил согласно учению пророка, а его постоянное упоминание слов «ложь» и «лжец» лишь сильнее выявляет его собственные частые отклонения от правды.

Едва Зороастр умер, как началась неизбежная реакция. По мере того как Зороастр все больше и больше терялся в тумане прошлого и, как основатель религии, становился все более богоподобным, Гатхас, которые он сочинил (даже те, в которых он жаловался на свои сомнения и страхи, выражал свои надежды на получение даров в виде десяти кобыл, жеребца и верблюда, жалел своих дрожащих от холода коней), стали распевать во время обрядов, и они приобрели мистический и действенный характер. Ему приписывали одобрение богов и обрядов, возрожденных из древнего арийского язычества — тех самых богов и обрядов, которые он так решительно осуждал. Позднее арийское язычество, в свою очередь, отчасти было поглощено магизмом, пережитком более древних и еще более варварских времен.

Если его собственный народ теперь считал напиток haoma священным (для Зороастра это было «непристойное опьяняющее пойло»), если они вернули ночные ритуалы поклонения Митре и принесение в жертву скота, ярым противником которых он был, если они вновь стали поклоняться богине-матери Анахите, то были и другие, которые считали его проповеди более подходящими. В период упадка древних национальных религий лучшие умы находили в его учении нечто настолько новое, свежее, бодрящее, что его влияние можно заметить в большинстве более поздних религиозных движений. Не случайно Гатхас Зороастра звучат так похоже на первый Новый Завет.

 

 

Глава 8

УЗУРПАТОР ДАРИЙ

 

Присоединение Дария

 

Заратуштра, как почетный гость при дворе Виштаспы, вероятно, часто беседовал с юным Дараяваушем — Дарием, сыном Гиспаспа, как вместе с греками мы его называем. В своей автобиографии он хвастается своим происхождением через Виштаспу, Аршаму, Арьярамну и Чишпиша от основателя Хакхаманиша: «Поэтому нас называют Ахеменидами. С давних времен мы занимаем царский трон, с давних времен наша семья — семья царей. Восемь членов моей семьи до меня были царями, я — девятый; нас девять по двум генеалогическим линиям».

Это дословно правда, хотя и не совсем в том смысле, в котором Дарий имел в виду. Его родословная была действительно более древней, и при Арьярамне его предки занимали более высокое положение, но мидийское завоевание уравняло обоих, сделав своими вассалами. Успешный мятеж против мидийца Астьяга привел к власти младшую ветвь, представителями которой были Кир, Камбис и Бардия. В то время как дед Дария Арсамес оставался в лучшем случае мелким царьком, Гистасп оказался настолько удачливым, что стал сатрапом Парфии и Гиркании. Будучи сатрапом, он сопровождал Кира в его последнем роковом для него военном походе. Камбис взял его юного сына в свое личное услужение. В 522 г. до н. э. в возрасте двадцати восьми лет Дарий был царским копьеносцем в Египте. Еще до окончания года Дарий стал царем.

Как такой молодой человек достиг столь высокого положения при жизни отца и деда, объясняется в автобиографии следующим образом. В его семье был человек по имени Камбис, сын Кира, который был царем. У Камбиса был брат по имени Бардия, рожденный от тех же отца и матери. Потом Камбис убил своего брата, но народ не узнал, что Бардия убит. После того как Камбис отправился в Египет, народ восстал; велика была Ложь в этих краях. Потом появился некий маг (магуш) по имени Гаумата и стал ложно утверждать, что он Бардия. Он появился из Пишияувады на горе Аракадриш 11 марта 522 г. до н. э. Все покинули Камбиса и переметнулись к лже-Бардии. 1 июля он овладел царством. Потом Камбис умер от своей собственной руки.

То царство с давних времен принадлежало семье Дария. Никто, даже член его собственного рода, не мог отобрать царство у Гауматы. Люди очень боялись, чтобы он не поубивал тех многих, которые знали настоящего Бардию и могли доказать ложность притязаний Гауматы. На самом деле никто не осмеливался сказать что-то против него, пока не появился Дарий. Так как в последний раз он упомянут как копьеносец Камбиса в Египте, то, очевидно, Дарий покинул армию в Палестине, как только стало известно о смерти бывшего монарха, и, вероятно, немедленно поспешил в Мидию, чтобы предъявить свои права на освободившийся трон.

При покровительстве Ахурамазды и с помощью шести других заговорщиков Дарий убил этого Гаумату и его пособников в крепости Сикаяуватиш в индийском районе Нисайя 29 сентября 522 г. до н. э. При покровительстве Ахурамазды Дарий стал царем. Позднее в своей автобиографии Дарий перечисляет имена тех «семи» заговорщиков, которые принимали участие в убийстве: Виндафарна (Интафрен), сын Ваяспары; Утана (Отан), сын Тукхры; Гаубарува (Гобрий), сын Мардунии (Мардония); Видарна (Гидарн), сын Багабигны; Багабукша (Мегабиз), сын Датухьи, и Ардуманиш, сын Вахауки. «Ты, который станешь царем в будущем, береги семьи эти людей».

 

Борьба за признание

 

Дарий вернул власть, отнятую у его семьи. Он установил ее на прежних основах. Он отстроил храмы, которые разрушил Гаумата. Полноправным гражданам он вернул пастбища, а знати — стада и крестьян, которые отобрал маг. Он не покладал рук до тех пор, пока не стало так, как будто Гаумата никогда и не вторгался в родовой дом. Такова была официальная версия, представленная в автобиографии и предъявленная миру на скале Бехистун. Она была принята «отцом истории» Ктесием (древнегреческий историк второй половины V — первой половины IV в. до н. э. — Пер. ) и последующими греческими историками.

Однако нет недостатка в указаниях на то, что она далека от истинных фактов. Дарий, как мы уже видели, принадлежал к царской семье лишь по побочной линии. Нет причин полагать, что он считался следующим в очереди на трон. Из ближайших к нему родственников его дед и отец имели перед ним преимущество.

Дарий заявляет, что младший брат Камбиса Бардия был убит своим братом. Однако возникает полное несоответствие между нашими источниками касательно времени, места и способа убийства. Дарий утверждает, что этот эпизод имел место перед походом Камбиса в Египет, Геродот — что во время этого похода, а Ктесий — после него. Официальная версия, которой придерживается Геродот, обвиняет в убийстве некоего Прексаспа, но возникли сомнения относительно того, был ли «Смердис» убит во время охоты недалеко от Суз, или он утонул в Эритрейском море. Мы должны поверить, что после смерти Камбиса Прексасп публично рассказал эту историю, сообщил людям о тайном убийстве «настоящего» Бардии, а затем в раскаянии совершил самоубийство. Раскаяние на смертном одре, как известно, является частым приемом пропагандиста. После самоубийства мертвый человек уже не может ничего рассказать. К тому же «лже»-Смердис лгал лишь в своих утверждениях, что он сын Кира. Его настоящее имя было Смердис! Абсурдность достигает своего пика, когда нам сообщают, что «настоящий» и «лже»-Смердис были так похожи, что даже мать и сестры «настоящего» Смердиса обманулись!

Современник Эсхил не сомневался в том, что Мардос, как он его называет, был законным монархом и был убит, но не Дарием, а Артафреном, одним из «семи» заговорщиков, которого Гелланик (греческий историк V в. до н. э. — Пер. ) называет Даферном. Ксенофонт (древнегреческий писатель и историк V–IV вв. до н. э. — Пер. ) заявляет, что сразу же после смерти Кира среди его сыновей начались распри. Необходимое признание узурпированной власти можно обнаружить в браках Дария: с Атоссой и Аттистоной, дочерьми Кира; с Федимой (дочь одного из семи заговорщиков Отаны), которая, подобно Атоссе, была женой Камбиса, а затем Бардии; и с дочерью самого Бардии Пармис. И последнее, но не менее важное: Дарий так настойчиво заявляет, что все его противники — мнимый Бардия, в частности — лжецы, что мы приходим к убеждению, что «он слишком много говорит».

В своей автобиографии Дарий сразу же после ее текста утверждает, что верховную власть ему передал Ахурамазда: «Есть земли, которые покорились мне; благодаря покровительству Ахурамазды я стал их царем». Затем он перечисляет двадцать три сатрапии. Дарий хочет заставить нас поверить в то, что при его восшествии на престол все эти страны были ему верны и лишь позже восстали. Далее по ходу своего повествования он признает, что, когда он убил мага, Элам и Вавилон восстали; но он по-прежнему настаивает, что другие мятежи случились лишь после захвата Вавилона: на его собственной родине Парсе, в Эламе во второй раз, в Мидии, Ассирии, Египте, Парфии, Маргиане, Саттагидии и Саке. Давайте проверим это утверждение.

 

Восстания покоренных народов

 

Из членов его собственной семьи были живы его дед Арсамес и отец Гистасп; один, очевидно, не обладал никакой властью, а другой был сатрапом Парфии и Гиркании, но не оказал никакой помощи ни при его восхождении на трон, ни позднее. Двое сатрапов — Дадаршиш из Бактрии и Вивана из Арахосии — поддержали Дария; остальные земли либо подняли восстание, либо никак не проявили свою позицию. По признанию самого Дария, в то время как вся империя приняла Бардию безоговорочно, его убийство возродило надежду на национальную независимость и вызвало настоящий взрыв восстаний среди покоренных народов. Амбициозные персидские сатрапы тоже готовились выступить претендентами на освободившийся трон. Даже в сатрапии его отца, Бактрии и Гиркании, была группировка, которая отказалась признать сына своего сатрапа монархом. Когда Дадарниш и Вивана выступили на стороне узурпатора, в Бактрии из Маргианы (ныне Восточный Туркменистан. — Пер. ) появился некий Фрада (который объявил себя царем и возглавил борьбу против Дария. — Пер. ). Вооруженное противодействие оказала также Арахосия. Согдиана была отрезана восставшей Маргианой и подверглась нападению саков (собирательное название ираноязычных кочевых и полукочевых племен. — Пер. )

Лояльными себе Дарий объявляет «те земли, что у моря», Сарды и Ионию. В автобиографии эти три сатрапии ни разу не названы мятежными, но греческая версия событий предлагает другую картину. Оретес стал сатрапом Сардов в последние годы правления Кира. К концу царствования Камбиса Оретес, отговорившись тем, что навлек на себя царское недовольство, пригласил Поликрата навестить его в Магнесии (город в Карии, в настоящее время на юго-западе Турции. — Пер. ). Великий самосский тиран, завлеченный таким обманом, был схвачен, убит, а его тело распято. В период смуты, который последовал за смертью Бардии, Оретес убил Митробата, сатрапа Даскилея (местность и город в Вифинии. — Пер. ). Дарий послал к Оретесу гонца, на обратном пути тот попал в засаду и был убит. Тогда Дарий, который только что сел на трон и был еще слишком слаб, чтобы открыто начать войну, прибегнул к коварству: в Сарды он отправил Багея, сына Артонта, с запечатанными письмами, посредством которых он подвергал проверке лояльность писца и копьеносцев охраны. Когда те подчинились, им был отдан приказ предать Оретеса смерти, и тем самым Сарды, Даскилей и Иония были ему возвращены.

Хотя Дарий убил Бардию в Мидии, он не мог удержать власть в этой стране. Во главе армии, которая, по его признанию, была мала, он отправился вернуть себе Вавилонию, где узнал, что в Мидии началось восстание под руководством местного жителя по имени Фравартиш или Фраорт. Мятежник взял имя великого мидийского героя Кшатриты и объявил себя потомком Увакшатры или Киаксара, несмотря на то что его внешность была далека от арийской. Его круглая голова, вздернутый нос, глубоко посаженные глаза и выступающие скулы резко контрастировали с длинной бородой, прямо обрезанной челкой, узлом волос на затылке, высокими сапогами, короткой и прямой юбкой и узким ремнем, которые, как нам известно, составляют национальный костюм мидийца. Дворцовая охрана в Экбатане была перебита, Рага сдалась, и ее примеру, очевидно, последовали Ассирия, Армения и Каппадокия. В Парфию и Гирканию была послана армия, и Гистасп не мог помешать ее движению. Фравартиш, казалось, собирался вернуть бывшую империю Киаксара.

Парса, родина Дария, была потеряна для претендента из-за некоего Вахъяздата, присвоившего себе имя убитого Бардии, который появился из города Таравы в области Яутии (Утии) в Кармании. Естественно, он был одет в длинные, широкие одежды, собранные в красивые складки, зашнурованные башмаки; на портрете у этого претендента-двойника были кудрявые волосы. Персы во дворце Кира в Парсагарде признали законность его притязаний, несмотря на то что его плоский выдающийся нос, круглая голова и безволосый заостренный подбородок явственно говорили о том, что он не ариец. Вахъяздат отправил против Арахосии армию; еще до того, как он достиг этой страны, он, вероятно, овладел Арией и Дрангианой (древнеиранская область в бассейне озера Хамун и низовьев реки Гильменд. — Пер. ).

Элам заявил о своей независимости под властью Хашшина, сына Укбатарранмы. На портрете у этого вождя заостренный нос, резко выраженные скулы, густые усы, жесткий подбородок, очертания которого не скрывает коротко подстриженная борода; на нем длинное одеяние с вертикальными складками, совершенно не похожее на одежду других «мятежников». Когда Дарий достиг Вавилонской равнины у выхода из Загросского ущелья, он отправил в Элам царского гонца, одной внешности которого было достаточно, чтобы напугать местных жителей настолько, что они заковали в кандалы своего нового правителя и привезли его к Дарию, который сразу же предал его смерти.

Как только весть об убийстве Бардии достигла Вавилона — это произошло к 3 октября 522 г. до н. э., лишь спустя четыре дня после самого события, — страна восстала против чужеземцев. Новым царем, именем которого датированы документы, стал Навуходоносор III, сын Набонида, последнего независимого монарха Вавилона. (Однако, если верить Дарию, его настоящим именем было Нидинтубел, сын Анири.) Он изображен стариком, чьи изборожденные глубокими морщинами щеки, короткая верхняя губа и жесткая торчащая борода контрастируют с коротким носом картошкой. Волнистые волосы надо лбом забраны назад с помощью гребешков, а из-за уха ниспадает один-единственный локон, затылок выбрит. На нем надета одна рубаха, нижняя половина которой завернута и обнажает голые колени. Его возраст заставлял поверить его утверждениям, что он сын Набонида, умершего всего семнадцать лет назад. Во всяком случае именно Дарий лжет, когда ставит Вавилон в ряд сатрапий, верных ему с начала его правления.

Навуходоносор разместил свои войска в зарослях тростника по берегам Тигра, чтобы захватить все лодки и охранять переправы. Дарий обошел их с фланга, переправив своих солдат на надутых шкурах, как мы это видим на ассирийских барельефах и могли видеть, как это делается, еще недавно. Этот отряд был разбит 13 декабря. Второе сражение, произошедшее пять дней спустя в Зазане на Евфрате, которым руководил сам Навуходоносор, было решающим. Армия вавилонян оказалась загнанной в воду, а «мятежник» бежал в Вавилон. Он был быстро схвачен и убит. К 22 декабря 522 г. до н. э. Вавилон датировал свои таблички «годом начала правления Дария, царя Вавилона, царя стран». Находясь в Вавилоне, Дарий, по-видимому, занимал северный дворец Навуходоносора.

Также, пока он был в Вавилоне, по заявлению Дария восстали Парса, Элам, Мидия, Ассирия, Египет, Парфия, Саттагидия и Сака. Арианд, которого Камбис оставил сатрапом, отвратил от себя египтян своей суровостью и был изгнан. Вместе с ним был изгнан и проперсидски настроенный Уджахорресн, который так выступил в свою защиту: «Я был добрым правителем в своем городе. Я избавил его жителей от величайших беспорядков, которые обрушились на всю страну, таких здесь еще не бывало. Я защищал слабых от сильных (еще одно запоздалое эхо свода законов Хаммурапи). Я оберегал робких; если на них нападала болезнь, я делал для них все возможное в то время, когда это было нужно. Я устраивал должные похороны для тех, кого не могли похоронить; я помогал всем их детям; я упрочивал их дома. Я делал для них все, что для них было полезно, как отец для своих сыновей, когда волнения начались в этом номе, когда большие беспорядки пришли на землю всей этой страны».

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!