Неевклидова геометрия «русского вопроса»



 

Неверно было бы думать, что проблема «русского вопроса» занимала только Ленина, а потом и Сталина. Были и в романовской Российской империи лидеры, которые хоть и не акцентировали свое внимание на национальных отношениях, но занимались этой материей очень активно. Прежде всего это были такие выдающиеся национальные лидеры, как П. Столыпин и С. Витте.

Эти двое бдительно следили за тем, чтобы в правящей российской политической и административной системе в обязательном порядке пропорционально были представлены не только этнически русские управленцы, но и все национальные меньшинства, проживающие на данной российской территории. С.Ю. Витте в 1899 году опубликовал даже специальную работу «Национальная экономия и Фридрих Лист», надеясь этим шагом привлечь внимание Николая II к одной из ключевых проблем российского развития[119].

Ссылаясь на авторитет такого германского националиста, каким был Отто Бисмарк, Сергей Юльевич разработал положение о том, что в руководящем слое любого национального государства, и Германского и Российского, в частности, должна быть проявлена «веротерпимость по отношению подданных негосподствующего вероисповедания и происхождения, даже и нехристиан». Витте специально обращал внимание на то, что в управлении национальным государством следует заботиться об уважении к национальной истории. «Лист учил, – пишет Витте, – что нации погибали потому, что недостаточно охраняли интересы своей нации, исторической жизни государства».

Особо следует отметить, что и Витте, и Столыпин активно и публично защищали право русских евреев присутствовать в хозяйственной и политической жизни Российской империи. Эта их принципиальная позиция дорого обходилась им, так как Николай II строго соблюдал завещанную ему его отцом Александром III линию на исключение русских евреев из хозяйственной и политической жизни Российской империи и недопущение еврейских юношей в высшие учебные заведения. А поскольку Витте и Столыпин в своей управленческой кадровой политике исходили из того, что укрепление российской государственности – дело рук не только представителей русского этноса, но всех живущих на территории России наций и народов, и евреев, немцев, поляков и др. в том числе, то Николай II свою неприязнь к евреям переносил и на свое отношение к этим двум премьер-министрам.

Кадровая политика национальной всеядности при безусловном превалировании в аппарате управления на всех уровнях представителей русского большинства у Витте и Столыпина формировалась совсем не на пустом месте. Корнями своими она восходила к эпохе царствования Александра II, который одинаково уважительно относился к представителям всех наций в правящем слое государства, но одновременно с этим был намного большим русским патриотом, чем его сын и внук.

Но так было до Октября 1917 года. А после этого ситуация на территории бывшей Российской империи изменилась коренным образом.

Пришедшие к власти в России большевики вдруг «обнаружили», что на территории бывшей Российской империи после Гражданской войны 1918–1920 годов существует так называемое «многонациональное » государство, и с той поры на протяжении вот уже почти 100 лет это определение входит во все тексты конституций СССР и РФ.

Из чего исходили большевики в этом своем определении? Да из коренной ленинской позиции, сформулированной Ульяновым-Лениным сразу же после победы Октябрьской революции: «Тот не социалист, кто не хочет принести в жертву свое отечество ради торжества социальной революции»[120].

В то время (в 1920 г.) Организации Объединенных Наций еще не существовало, и большевики еще не знали, что после Второй мировой войны цивилизованное человечество, объединенное в ООН, будет вынуждено вплотную заняться рассмотрением этой проблемы и прийти к некоторым определениям.

Так, эксперты придут к выводу, что к моноэтническому следует относить государство, на территории которого могут проживать разные народы, однако основную массу жителей составляют представители одного этноса. Это понятие антонимично понятию «многонациональное государство». Однако, несмотря на то, что термин «моноэтническое (мононациональное, однонациональное) государство» часто приводится с отсылкой на некий «стандарт ООН (или Юнеско)», на самом деле такого международно признанного стандарта не существует.

В определениях Комитета по науке, образованию и культуре ООН (ЮНЕСКО) приведено определение «мононационального» или национального государства: «The nationstate is an area where the cultural boundaries match up with the political boundaries. The ideal of ‘nation-state’ is that the state incorporates people of a single ethnic stock and cultural traditions». Таким образом, согласно глоссарию ЮНЕСКО национальным (или «мононациональным») является государство, в котором культурные (этнические) границы совпадают с политическими границами. Идея национального государства заключается в том, что оно объединяет людей одного этнического и культурного происхождения. Но большинство современных государств являются полиэтническими или многонациональными. Таким образом, можно утверждать, что моноэтническое государство существовало бы, если бы почти все представители одного этноса были объединены в единое государство без присутствия других национальных общин.

Россия, таким образом, под понятие национального государства действительно не подпадает.

Под моноэтническим государством, или однонациональным (также синонимично понятию национальное государство), понимается обычно государство, которое образовалось на исторически сложившейся этнической территории той или иной нации (этноса) и воплощающее ее суверенитет.

В специальной литературе отмечается, что исторически моноэтнические государства складывались обычно там, где начало формирования нации (этноса) совпадало по времени с образованием государства, в связи с чем государственные границы чаще всего в основном совпадали с этническими (например, ряд стран Западной Европы и Латинской Америки). Примерами государств с почти однородным национальным (этническим) составом населения являются Япония, Северная и Южная Корея, Германия, Монголия, Италия, Португалия, Бангладеш, Дания, Польша, Исландия, Венгрия, многие арабские страны (прежде всего Аравийского полуострова) и др.

Таким образом, ссылки современных крайних русских националистов на то, что в ООН якобы существует определение моноэтнического (мононационального, однонационального) государства с отсылкой на некий «стандарт ООН» (или ЮНЕСКО) являются некорректными – такого международно признанного стандарта нет. В России даже образовательный стандарт для среднего (полного) общего образования (профильный уровень предмета «география») под «однонациональным» обычно подразумевает государство, государственные границы которого совпадают с национальными (этническими ) и основная национальность составляет более 90 % всего населения. Таким образом, этнически однородными могут называться лишь те государства, где национальные меньшинства составляют менее 5 % населения, а доля одного этноса превышает 95 % от общей численности населения. В России такого соотношения наций не было никогда за всю ее историю. В послеоктябрьской же России (Советском Союзе) стала реальностью совсем другая картина – не просто непризнание за абсолютным большинством населения страны – русским народом – статуса государствообразующей нации, но явочным порядком установленное господство над русскими национальных меньшинств.

Этот новый для России принцип опирался на сформированную Лениным, а потом продолженную Сталиным национальную политику в государстве и обществе, суть которой состояла в подтягивании до европейского культурного (цивилизационного) уровня ранее отсталых наций и народностей за счет исторически накопленного в течение долгих веков одностороннего использования материального, культурного, интеллектуального и жизненно-энергетического (пассионарного) потенциала русского народа.

Такая политика была налицо, она и не скрывалась властями предержащими, но ни в советской, ни в послесоветской исторической, политологической, социологической и философской литературе вы не найдете адекватных исследований на этот счет.

И только в 2001 году появилось исследование, и то не у нас, а за рубежом, где все эти вещи были впервые названы своими именами. Это был, не убоюсь этого слова, в буквальном смысле прорыв, и осуществил его канадец по происхождению, профессор Гарвардского университета Терри Мартин, опубликовав 528-страничное исследование «The Affirmative Action Empire : Nations and Nationalism in the Soviet Union, 1923–1939 », которое в 2011 году было переведено на русский язык под адекватным названием «Империя положительной деятельности. Нации и национализм в СССР. 1923–1939» (М.: РОССПЭН. 2011. 855 с.).

В этом уникальном, и для Запада, и для СССР и РФ, исследовании на основе анализа исключительно только документов советской эпохи доказательно утверждается, что на протяжении всего периода существования СССР властвующая в Советском Союзе элита развивала внешние формы существования национальных меньшинств – культуру, язык, территории за счет комплексного потенциала национального большинства – русских.

Терри Мартин утверждает, что «Советский Союз был первой в мире империей положительной деятельности», которая (империя), в отличие от Римской, Британской и других империй, поддерживала существование и развитие национальных меньшинств на территории бывшей царской русской империи «в гораздо большей степени, чем национального большинства – русских». Т. Мартин является первым, и пока единственным, западным историком, который признал и доказал очевидный исторический факт: за 70 лет советской власти национальные меньшинства в СССР шагнули от нищеты и бедности, цивилизационной неразвитости в исторический этап цивилизационного развития, а большинство русских людей за это же время в силу такой политики скатились не в нищету и бедность, конечно, но во всяком случае – в сравнительно менее развитое состояние, чем были до Октябрьской революции. Парадоксально, одновременно с этим, явив миру создание культурных шедевров и запустив в космос первого представителя человечества, который был представителем национального большинства.

Профессор Гарвардского университета охарактеризовал такую политику большевиков как «радикальный разрыв с политикой империи Романовых»[121].

Внимательно проанализировав столкновение Сталина с Лениным в 1922 году по поводу образования Советского Союза, канадский исследователь пришел к выводу: «Из высказываний Сталина видно, что причиной его разногласий с Лениным был русский вопрос. (Но) сохраняя РСФСР, вместо того чтобы создать СССР, Сталин не собирался усиливать позиции русских, наоборот, он хотел их ослабить. Больше всего он боялся отдельной русской республики…»[122]

Хорошо известно, как на деле осуществлялась в СССР означенная выше национальная политика. Для этого большевики распределили все нации, обозначив их как нации коренные и нации титульные, а также как нации государствообразующие.

Что это за определения?

Современная справочная литература на этот вопрос отвечает так.

Нация коренная – «наименование нации или иной этнической группы, рассматривающейся в качестве исконной, обитающей на определенной территории в течение исторически обозримого периода времени до появления на ней всех прочих этнических или национальных групп. Термин вошел в научный и политический лексикон вместе с ленинской национальной политикой, провозгласившей расцвет социалистических наций и создание условий для развития коренной нации окраинных регионов бывшей Российской империи. Теория и практика поддержки коренных наций и народов способствовали консолидации многих этнических групп, возникновению национальной интеллигенции, росту национального самосознания. В то же время в массовое сознание внедрялся тезис об исключительных правах отдельных этносов на те или иные территории, способствовавший росту этнического национализма, проявлению этнократических тенденций, особенно ясно проявившихся в период после распада СССР.

Нация титульная – наименование нации или этнической группы, дающей название тому или иному автономному территориальному образованию в рамках многонациональных государств. Термин вошел в научный и политический оборот из политической публицистики, где использовался для обозначения наций, дающих название той или иной республике в составе СССР или РФ. Национальные элиты титульных наций нередко использовали (и используют) свое положение для получения особых прав в распоряжении собственностью, финансовыми и иными ресурсами, льгот во взаимоотношениях с федеральными органами власти и т. д.»[123]

В последнее время стал все чаще употребляться и, так сказать, получил права гражданства термин государствообразующая нация, под которым понимается этническое большинство, являющееся основой национального государства. Включение этносов в эту категорию Ленин начал с украинцев, образовав на пустом месте союзную республику и назвав ее по имени нации, якобы ее образующей. А следом появилась Армянская ССР, потом Азербайджанская, Казахская и т. д. При том что русского этноса оставалось в СССР все-таки абсолютное большинство по численности, как и до Октября, когда в Российской империи, по переписи 1897 г., из общего числа населения в 129,2 млн человек число русских (православных) составляло 52 млн человек (или 66,4 %)[124].

Игнорировать такое количество государствообразующей нации даже Ленину (при всей его ненависти «к великорусскому держиморде») было невозможно, и потому русскому народу была оставлена РСФСР. Но в отличие от других союзных республик РСФСР имела только административные органы власти, политическое руководство ни Ленин, ни позже Сталин этой республике иметь не разрешили. А вся настоящая полнота власти после 1918 года была сосредоточена в партийных органах. Так вот все союзные республики политическое руководство из рук Ленина, а потом Сталина, в виде ЦК компартий получили, а РСФСР – нет. Правда, Сталин отдавал себе отчет в том, что скрепить такое насильственно сколоченное (и искусственное) образование, каким являлся СССР, без опоры на государственнообразующий народ невозможно, поэтому был введен институт так называемых вторых секретарей ЦК, на должности которых назначались этнически русские управленцы.

Проявляемый ныне интерес историков к «ленинградскому делу» приоткрывает это тщательно скрывавшееся ранее (в советскую эпоху) положение. Любопытно, однако, что ныне прямо об этом не решаются высказаться даже крайние русские националисты, некоторые из них ставят вопрос о том, целесообразно ли вести ныне дело к формированию этнически чистого русского правительства? Более того, в 1990-х годах в недрах Госдумы то и дело возникали даже идеи о создании в границах Российской Федерации некоей «Русской республики».

В современном российском парламенте, слава богу, хватало трезвых умов, которые ни разу не допустили постановку такого вопроса на обсуждение на пленарном заседании.

Не помогает раскручивать эту тему в означенном ракурсе и «ленинградское дело». «Ленинградцы», в принципе, справедливо ставили вопрос о том, что государствообразующая нация в государстве ее же имени, да еще и составляющая абсолютное большинство населения страны, не может всегда оставаться на третьестепенных позициях и ролях в системе управления обществом. Но они не переходили при этом разумную границу. Многонациональный состав населения диктует правило, в соответствии с которым все инонациональные элементы имеют право на участие во властных структурах. Однако речь должна идти именно об участии во власти, но никак не о господстве над интересами государствообразующей нации (народа ). Как это сформулировал однажды известный русский писатель из Санкт-Петербурга Александр Мелихов, «для всякого народа длительное унижение смерти не просто подобно, но оно и есть сама смерть. Поскольку народы создает не корысть, но гордость»[125]. По всей видимости, именно этим обстоятельством можно объяснить ничем иным не оправдываемое раздражение Н. Вознесенского в отношении представителей других наций в руководстве страны, которое у него прорывалось слишком часто.

Но стремление к созданию этнически чистого русского правительства было бы, конечно, ошибкой с их стороны, ошибкой, на которую они не пошли.

А. Солженицын в своем двухтомном сочинении «200 лет вместе» пришел, как мне представляется, к очень верному выводу: правительство России должно в основном представлять государствообразущую, то есть русскую нацию, но только в основном. Я в одной из своих монографий написал о том, что Александр III много сделал для подъема русской нации, но именно он и допустил ошибку стратегического характера, когда ограничил доступ евреям к образованию и в государственные структуры.

Как верно писал Александр Исаевич, русская нация необычайно, безмерно талантлива от природы, но и ей необходимы «дрожжи», в качестве которых в России исторически чаще всего выступали евреи.

Одной из активно обсуждаемых в российской публицистике после 1991 года тем стал вопрос о том, какая форма государственной организации нашей страны более всего подходит России: федеративная? унитарная? союзная? или же имперская, то есть возврат к царской форме правления, дооктябрьской?

В поддержку этой последней после 1991 года в российской публицистике чаще всего выступают русские националисты и этнические евреи.

Так, известный своими филиппиками в адрес власти так называемый политтехнолог С. Белковский, этнический еврей, 16 апреля 2011 года в интервью агентству «Пресс-Атташе» неожиданно заявил (хотя именно об этом его никто и не спрашивал):

«Россия – это имперская сущность. Имперская сущность – это государство наций, это сущность гетерогенная, некий плавильным котел, в котором варятся несколько наций, кровей, но при этом они становятся субъектом единой культуры – имперской. В таком случае не важно, кто ты – татарин, поляк, еврей или русский. Главное, что ты человек имперской культуры.

Именно таким я себя и считаю, в отличие от многих русских или евреев, людей с местечковым сознанием, потому что они не относятся к имперской культуре, а думают только о вилле на Лазурном Берегу. Я считаю принципиальной принадлежность к русской имперской культуре, к которой я, безусловно, принадлежу, и поэтому считаю себя скорее русским, чем евреем. Объективный ход Истории не допустит полной гибели России. Она обязана возродиться».

Или вот другое высказывание. Этнический еврей, до 1992 года живший во Франции, Виталий Дымарский, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», 21 января 2011 года в прямом эфире радиостанции откровенно признал: «На мой взгляд, наше государство должно быть русским, но многонациональным. Не буду стесняться, этнически я человек не русский, но, если меня назовут русским, я на это согласен. Я готов быть русским, как американцы готовы быть американцами независимо от того, ирландцы они или мексиканцы, как французы готовы быть французами независимо от того, сенегальцы они или лотарингцы».

Белковскому, Дымарскому и другим вторит и относительно небольшое количество русских историков, пытающихся, вместе с евреями, убедить постсоветское общественное мнение в том, что кроме имперской ипостаси у России будущего не просматривается. Но популярностью в среде читающей публики эта идея, похоже, не пользуется.

В 2015 году на книжном развале на Сретенке я за 50 рублей купил объемную монографию к. и. н. Смолина М.Б. «Тайны русской империи». Факт, что изданная в 2014 году популярным московским издательством «Вече» книжка уже через год была уценена в 10 раз и выброшена на книжный развал, показывает, что тема, которой она посвящена, совершенно не интересует широкую публику. И сколько бы сторонники имперского будущего России ни убеждали читателя в том, что «русские – прирожденные империалисты», что «империя – это русская свобода», что «империя как вершина государственности – историческая награда русской нации за жертвенность в своем многовековом существовании, в развитии духовных сил и государственных дарований»[126], убедить в этом широкую публику крайне сложно.

Говоря о том, что Россия не может существовать в международном пространстве никак иначе, как только в имперской ипостаси, эти люди упускают из виду происхождение понятия «империя». Вот, например, бывший майор КГБ СССР из подмосковной Коломны, бывший депутат Госдумы последовательно от нескольких партийных фракций Геннадий Гудков пишет: «Комплексов, которые обеспечивают нынешний невероятный успех кремлевской пропаганды, всего два, но какие! Первый – это имперский комплекс. Пропаганда утверждает: Путин, дескать, возвращает стране «имперское величие», некий статус сверхдержавы – страны, вновь вершащей судьбы мира»[127]. Здесь перепутаны два совершенно различных понятия – «империя» и «сверхдержава».

К отставному майору КГБ, да еще и с провинциальным образованием, в общем-то некорректно выставлять упреки с позиций классической теории международных отношений. Это, конечно, так. Но когда этот отставной майор замахивается на глобальные выводы и при этом использует понятийные категории теории международных отношений и на этой основе отваживается формулировать рекомендации глобального характера правительству страны, то он, не отдавая себе в этом отчет, вступает на чужую территорию и скидок себе ожидать не вправе: на войне как на войне.

Прежде всего, следует уточнить понятие «империи», которым пользуется Геннадий Гудков. По Гудкову империя – это просто сверхдержава. А это не так.

Под империей (слово, ведущее свое происхождение от лат. imperium – власть) понимается обычно монархическое государство, главой которого является император (от лат. imperator – повелитель, полководец). Но это только отправная точка в толковании этого понятия. Главное же заключается в том, что империей является только такое государство, которое имеет систему колониальных владений[128] и являет собой «наднациональную и надтерриториальную совокупность государств и территорий, управляемых единым императором»[129]. Энциклопедия МГУ «Федерализм» считает, что «термин «Империя» может применяться к некоторым государствам, осуществляющим политическую или экономическую гегемонию во всех частях современного мира (например, США, СССР в годы «холодной войны»)»[130], но только для того, чтобы оттенить характеристику мощи американского государства. А поскольку колоний США не имеют, то и под категорию империи это государство не подпадает. Отсюда понятно, что применять понятие «империя» по отношению к современной Российской Федерации неправомерно.

Но вопрос об имперской форме существования России, конечно, непрост.

Исходить нужно из того, что имперская форма существования Российского государства была, Российская империя de facto существовала, но это обстоятельство всегда входило в противоречие с инстинктом русского народа, того самого народа, имя которого носит наше исконное государство – Россия – и по имени которого более тысячи лет нас знает весь внешний мир. Не правильнее ли пойти вслед за гениальным отечественным социологом и геополитиком Николаем Яковлевичем Данилевским (1822–1885) и согласиться с ним, что Петр Великий ошибся, провозгласив вверенное ему русским народом государство империей?

Как представляется мне, эту сторону дела очень глубоко выразил Святослав Рыбас: «Созданное русскими государство никогда не было чисто русским и не однажды переживало потрясения, вызванные как раз сопротивлением русского же населения имперской политике руководителей страны…   (выделено мной. – Авт. ). На протяжении только XX века эта проблема по меньшей мере трижды поднималась до точки кипения: в 1917 году, в 1945–1950 годах и в 1985 – начале 1991 года. Ни разу она не была решена, но в первом и третьем случаях дело закончилось срывом всех болтов с парового котла, разрушением государства и тяжким восстановительным процессом »[131].

Всю глубину этой мысли С. Рыбаса его коллеги, да и общественное мнение нашего общества, как видится мне, не оценили до сих пор.

А ведь действительно. Русский народ постоянно возражал против навязываемой ему сверху имперской формы существования. С. Рыбас не стал вдаваться в глубину нашей сравнительно недавней истории, а мог бы сослаться и на то, что развал Российского государства, случившийся в 1917-м, тоже во многом был вызван тем, что русская армия не захотела воевать за имперские амбиции Николая II. Ведь что (и кто) подтолкнуло Николая к войне с Германией в 1914-м? Желание вступиться за наших братьев по вере сербов. При этом русская интеллигенция только поначалу с восторгом поддержала это решение самодержца и валом повалила в армию (сколько одних только сестер милосердия добровольно пошли на фронт в тот год!). Но про массу русских крестьян, которые сразу окрестили эту войну «германской», сказать, что они поддержали эту войну, ну никак невозможно. А когда к 1915 году война выбила из жизни экзальтированную часть русского общества, армия начала разваливаться (брататься!). Не хотел русский народ (а как раз крестьяне-то и были русским народом) воевать за имперские интересы царя – Босфор, Дарданеллы, Карс, Триполитанию.

Известный российский историк С.Н. Базанов, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Российской истории РАН, член Ассоциации историков Первой мировой войны в работе «Из прошлого. Феномен братания» пишет: Братание началось «в апрельские дни 1915 г., перед Пасхой… Как объяснить данное порождение Первой мировой войны? Ведь началась она для России с волны патриотического подъема, быстро и организованно прошла мобилизация, было немало и добровольцев. Однако в ходе кровопролитных сражений наша профессиональная армия понесла невосполнимые потери, особенно офицерский и унтер-офицерский состав. И осенью 1914 года в нее влилось наспех обученное пополнение – главным образом малограмотная сельская молодежь и рабочие необоронных профессий, ранее не проходившие службу, недисциплинированные, легко подвергавшиеся любой негативной пропаганде…Все это привело к зарождению антивоенного движения среди солдат – дезертирства, добровольной сдачи в плен, саморанений, отказов исполнять приказы, других нарушений воинской дисциплины, наконец, братания… Зародилось данное явление (братание) на Западном (Французском) театре военных действий еще осенью 1914 года. Находившийся тогда в эмиграции лидер большевиков В.И. Ленин, узнав из газет о таких фактах, сразу сделал братание одним из революционных лозунгов»[132].

Развалилась не только армия, развалилось государство.

Святослав Рыбас в своих размышлениях о проблеме «русского вопроса» справедливо, как мне представляется, приходит к выводу:

«Созданное русскими государство никогда не было чисто русским и не однажды переживало потрясения, вызванные как раз сопротивлением русского же населения имперской политике руководителей страны… На протяжении одного только XX века эта проблема по меньшей мере трижды поднималась до точки кипения: в 1917 году, в 1945–1950 годах и в 1985 – начале 1990 года. Ни разу она не была решена, но в первом и третьем случаях – дело закончилось срывом всех болтов с парового котла, разрушением государства и тяжким восстановительным процессом.

Разрушение СССР, обособление национальных республик и «освобождение» России от имперской миссии не привело к победе «русской национальной идеи» – за пределами Российской Федерации остались десятки миллионов соотечественников, она утратила многие исторические земли и геополитические преимущества.

Думается, эта проблема в принципе едва ли имеет линейное решение»[133].

Очень интересное размышление. Правда, 1917-й год решал совсем не «русскую» проблему, но это уже другая тема.

Тогда о чем идет речь? На мой взгляд, если речь идет о национальном государстве, то при этом имеется в виду главным образом не столько этнический состав населения и этнический состав правительства, сколько доминирующая в государстве политическая культура доминирующей нации. При этом речь может идти о доминирующей в государстве культуре в широком понимании этого слова: от норм и форм государственного устройства до художественной культуры и сферы искусства и до обычаев и норм поведения в общественном месте, в быту, на улице.

В этом плане в истории Руси-России доминирующей всегда (всегда!) была русская культура, от времен «Русской правды» Владимира Мономаха, полностью опубликованной еще в 1123 году в качестве «конечного кодифицированного результата Древнего русского права»[134], и до настоящего времени.

В публикациях историков и публицистов по имперскому, так сказать, вопросу остается недосказанным один важный аспект: Россия для этих авторов существует только в имперском варианте, то есть со всеми союзными республиками: Прибалтикой, Кавказом и Закавказьем, Средней Азией, которые все 73 года существования советской власти развивались исключительно за счет перечисления им прибавочного продукта, создаваемого в РСФСР.

У меня на этот счет выкристаллизовалось такое мнение.

Одна из стратегических ошибок правящих элит России (в дооктябрьское и послеоктябрьское время) в том и заключалась, что Россию они хотели видеть только империей, начиная с Петра Великого. Элиты – да, а народ – нет. Народу, создавшему Российское государство, нужна была Россия, а не империя. Даже с Украиной и Белоруссией на протяжении нескольких веков народ нахлебался так, что только в XXI веке до него стало доходить, что и эти родственные русским нации имеют Богом данное им право иметь свою собственную государственность, не говоря уже о всех остальных бывших союзных республиках. Ни в коем случае нельзя их больше включать в состав единого с Россией государства: хватит русскому народу столетиями на своем трудовом горбу, на своей крови и упорном труде, своей мирового значения культуре втаскивать эти «цивилизационно отсталые нации», как определяет их современный выдающийся исследователь этих проблем профессор Белградского университета Д. Симеунович, в цивилизацию[135].

Словом, С. Рыбас, похоже, уловил главное в отношениях русского населения к своему государству с точки зрения формы его (государства) существования – в национальной, а не имперской форме.

Конечно, «ленинградцы» вопрос в такой плоскости и не ставили. Они больше интуитивно, чем сознательно начинали дело освобождения русского народа от эксплуатации его со стороны национальных меньшинств. Будучи плотью от плоти ленинско-сталинской большевистской политической системы, они даже не собирались вырваться из этой системы. Даже умирая под пулями расстрельной команды 1 октября 1950 года, они выкрикивали, как Кузнецов, что они до конца остаются большевиками и что история их обязательно оправдает. Но вся логика их действий в этом направлении неизбежно привела бы их к тому, о чем А. Солженицын написал в своей книге «Как нам обустроить Россию»: отделить Россию от всех союзных республик и использовать создаваемый русским народом прибавочный продукт во благо не только всем другим российским нациям и народам, но в первую голову – на пользу самому русскому народу, то есть фактически уравнять в правах русских и все другие нации и народы.

Но мысль эта до сих пор встречает сопротивление со стороны тех, кто сожалеет о распаде Советского Союза, этого ленинско-сталинского большевистского детища, которое с самого своего начала существовало на принципе беззастенчивой эксплуатации народа, который дал свое имя нашему государству, – русского народа.

А жизнь диктует свое. Вот распался СССР в 1991 году, но ельцинское руководство, которое и к власти-то пришло на волне возмущения русского народа неравноправным своим положением в СССР, оставило в силе тот принцип функционирования национальной политики, который был с 1922 года создан большевиками. В 2014 году министр экономического развития РФ А. Улюкаев признал, что за 23 года самостоятельного независимого существования Украины Москва за счет хитроумных преференций и льгот ухитрилась безвозвратно вложить в экономику независимой Украины более 250 млрд долларов. И что получила в ответ?! А почему не в экономику РФ были вложены эти доллары? Объяснения российских правительственных идеологов, согласно которым Москва вынуждена была «кормить» Украину, Среднеазиатские и Закавказские республики потому, что это диктовали вопросы обороны нашего государства, что если бы мы не «кормили» их, то на эти территории пришли бы американцы, НАТО, не работают, так как НАТО все равно подошло к нашим государственным границам, а правительство Украины в 2014 году все равно проголосовало за упразднение своего внеблокового статуса и заявило о своем желании вступить в НАТО. То есть мы все равно вернулись к тому, с чего все начиналось в 1917-м году. Так пора признать, что в 1917-м было совершено преступление против народа, который дал свое имя нашему государству, и пора принимать меры по исправлению этой исторической ошибки.

 

Приложения

 

Документы публикуются из: Государственный архив Российской Федерации [ГАРФ]; Российский государственный архив социально-политической истории [РГАСПИ]; Российский государственный архив новейшей истории [РГАНИ]; Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга [ЦГАИПД Санкт-Петербурга], Архив Президента Российской Федерации [АП РФ], Архив внешней политики МИД РФ.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!