Методы и формы организации деятельности 16 страница
Большое значение имеет использование социально-полезных связей с родственниками осужденных, которое активизирует процесс воспитательной работы, позволяет разрушить созданный ранее стереотип антиобщественного образа жизни и поведения.
Гуманизация и педагогизация воспитательного процесса должна быть построена на здравом и реалистическом анализе обстановки — «наразумном гуманизме», т. е. система наказания должна быть достаточно гибкой, обеспечивать избирательность в применении режимных ограничений, создавать предпосылки для реального установления в учреждениях атмосферы человечности, уважительного отношения к закону и нравственным нормам. В настоящее время расширены права администрации и арсенал средств для дифференциации и индивидуализации воспитательных мер воздействия на осужденных в сторону ослабления репрессий и изоляции их от общества.
Исправительное воздействие на несовершеннолетних преступников следует рассматривать как единый процесс, начиная с момента взятия его под стражу и заканчивая периодом реабилитации и социальной адаптации после освобождения. На практике этот процесс оказывается разорванным. Причина — отсутствие должного взаимодействия между службами и учреждени-
339
ями, обеспечивающими работу с несовершеннолетними правонарушителями и профилактику преступности.
Один из возможных вариантов организации совместной работы — воспитательные центры для несовершеннолетних преступников, в состав которых должны входить:
|
|
— следственный изолятор для содержания подследственных
несовершеннолетних (к сожалению, в некоторых изоляторах
несовершеннолетние содержатся вместе со взрослыми и нео
днократно судимыми в условиях «субкультуры», позже пере
нося полученный опыт в воспитательную колонию);
- служба, обеспечивающая исполнение наказания в виде
краткосрочного ареста;
- служба по исполнению наказания в виде лишения свобо
ды (воспитательная колония);
— участок социальной адаптации для лиц, готовящихся к ос
вобождению от наказания;
- временное общежитие для освобожденных, не имеющих
постоянного места жительства;
- служба социального контроля, обеспечивающая работу с
осужденными по отбытии наказания.
Создание таких центров могло бы обеспечить необходимое комплексное воздействие на несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности, и преемственность в работе с ними, оградить их от негативного влияния взрослой преступной среды.
Эффективность исправительного воздействия, оказываемого на осужденных несовершеннолетних, определяется по общим критериям, основывающимся на известных степенях исправления: «встал на путь исправления», «твердо встал на путь исправления» . А где границы между этими понятиями?! К сожалению, эти критерии оценки являются единственными для всех исправительных учреждений и не отражают адекватно реальные процессы. Следовательно, достоверным показателем, определяющим эффективность исправительного воздействия, является рецидив преступного поведения после освобождения.
|
|
Неблагоприятные тенденции роста и ожесточения подростковой преступности, увеличение правонарушений в самих колониях и следственных изоляторах, достаточно высокий уровень рецидива свидетельствуют о том, что эффективность исправительного воздействия на данную категорию преступников пока низка. В этой связи представляется целесообразным расширять применение к несовершеннолетним иных, помимо лишения свободы, видов наказаний. Одним из таких альтернативных
340
длительному лишению свободы видов наказаний может стать краткосрочный арест, который широко практикуется в европейских странах. Что же касается условного осуждения, то к данному виду наказания необходимо подходить более взвешенно и с установлением обязательного четкого контроля за лицами, к которым оно применено, так как подростки оказываются предоставленными самим себе, ощущая безнаказанность за совершенные преступные деяния. Необходимо также внедрять децентрализацию управления органами, исполняющими наказания, и предоставление большей самостоятельности местным органам власти. В таком случае вопросы исправительного воздействия на несовершеннолетних преступников, применение к ним избирательного подхода при назначении и исполнении наказания могли бы решаться более оперативно и действенно. Достижение желаемого эффекта в профилактике правонарушений и рецидивной преступности несовершеннолетних возможно лишь при условии привлечения к воспитательной работе с ними социальных педагогов-профессионалов. Плодотворно работать с «особыми» подростками могут только люди духовно богатые, щедро отдающие это богатство своим подопечным. Еще В. С. Соловьев писал: «Первое и самое важное условие есть, конечно, то, чтобы во главе пенитенциарных учреждений стояли воспитатели, способные к такой высокой и трудной задаче, — лучшие из юристов, психиатров и лиц с религиозным призва-
|
|
нием »]
Вопросы для самоконтроля
|
|
1.Раскройте содержание индивидуально-профилактической техноло
гии работы с несовершеннолетними правонарушителями.
2. Назовите и раскройте содержание основных компонентов профилак
тической программы социального оздоровления.
3. Выделите уровни воспитательно-профилактического воздействия на
личность несовершеннолетнего правонарушителя.
4. В чем заключается комплексный подход к индивидуальной работе
с несовершеннолетними правонарушителями?
5. В чем состоят особенности социального воспитания несовершенно
летних в воспитательных колониях?
1 Соловьев В. С. Оправдание добра // Нравственная философия: Сочинения: В 2 т. -М., 1190. -С. 270.
341
Литература
1.АлемаскинМ. А. Воспитательная работа с подростками. —М., 1979.
2. Антонян Ю. М. Социальная среда и формирование личности пре
ступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде): Учеб.
пособие. — М., 1975.
3. Башкатов И. П. Социально-психологические методы изучения лич
ности и групп несовершеннолетних осужденных. — М., 1986.
4. Данилин Е. М. Использование системы А. С. Макаренко в деятель
ности ВТК: Учеб. пособие. — М., 1991.
5. Жигарев Е. С. Криминологическая характеристика несовершенно
летних и организация их правового воспитания: Учеб. пособие. — М.,
1990.
6. Социально-психологические, социально-педагогические и индиви
дуально-личностные проблемы профилактики правонарушений несовер
шеннолетних / Под. ред. В. Ф. Пирожкова и др. — М., 1980.
ЛЕКЦИЯ 21
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНФЕССИЯХ
Функции религии в обществе. Христианские конфессии как субъект социально-педагогической деятельности. Истоки социально-педагогической деятельности в христианстве. Особенности осуществления социально-педагогической деятельности в различных христианских конфессиях. Социально-педагогическая деятельность в христианских конфессиях.
Функции религии в обществе
Трудно переоценить роль религии в обществе. Являясь одним из древнейших его институтов, она и по сей день продолжает влиять на формирование социально-нравственных и правовых норм. Исторически русская православная церковь в России являлась одной из идеологических основ общества и выполняла многие социальные функции, в том числе и социально-педагогическую.
И хотя еще рано говорить о глубоком возрождении церковности в России, нельзя не замечать тенденции увеличения роли
342
церквей во всех областях жизни российского общества. Церкви принимают все большее участие в социальных программах, которые напрямую касаются и сферы социальной педагогики. Притом речь здесь уже идет не только о деятельности русской православной церкви, но и об увеличении активности других конфессий. В связи с этим можно упомянуть различные старообрядческие церкви, традиционные протестантские конфессии (лютеран, англикан, методистов, армию спасения, баптистов, пятидесятников) и достаточно молодые христианские конфессии (церкви харизматического направления, церковь Бостонского движения). Наряду с этими общинами в настоящее время широкое распространение получили и псевдохристианские секты (свидетели Иеговы, мормоны). Быстрый количественный рост церквей в перестроечный и постперестроечный период во многом определен духовными потребностями общества и индивидов.
По отношению к обществу религия выполняет большое количество функций. Вот некоторые из них:
• Моральная (ценностная, аксеологическая). Религия обла
дает определенным набором моральных принципов, являющих
ся частью ее религиозного откровения. Через своих последова
телей религия распространяет свои моральные ценности на об
щество, в котором она существует. Значение этой функции
очень велико — практически все моральные правиласовремен
ности имеют религиозное основание. Невыполнение религией
этой роли или ее ослабление ведет к эрозии моральных принци
пов общества (явление, наблюдаемое сейчас как в России, так
и в постхристианской Европе).
• Духовная. Религиозное учение жизнеспособно лишь в слу
чае, если оно отвечает духовным запросам как общества в це
лом, так и ряду индивидов, его составляющих. Духовные воп
росы, с философской точки зрения, всегда одни и те же. Напри
мер, это вопросы о смысле жизни, о вечности, истине. Но каж
дое поколение задает эти вопросы по-новому, поэтому религия
должна постоянно адаптироваться, реинтерпретируя свое уче
ние на современный ей язык. В случае если интерпретация не
успешна, то поколение начинает искать ответы на свои духов
ные запросы в другой религии или мировоззрении. Это про
изошло перед Октябрьским переворотом 1917 года, когда номинально 95% населения считалось Православными, но, практически, большая часть отошла от христианства, ввиду того, чтоцерковь не смогла восполнить их духовные запросы. Протестантские общины, с другой стороны, всегда отличались большей
343
приспосабливаемостью к языку современности, чем и можно объяснить рост числа их приверженцев.
• Гносеологическая. Эта функция религии заключается в
том, что она предлагает своим последователям хорошо разрабо
танную систему знаний и представлений о мире. Система зна
ний, представляемая религией, может быть дополнением к об
щепринятой системе или прямо ей противоречить.
• Политическая. Религия как социальный институт облада
ет определенным политическим весом. Разумеется, чем больше
последователей у определенной религии, тем большим полити
ческим влиянием она обладает. Так, на западе, лоббирование
церковью или их объединением ряда законопроектов является
общепринятым явлением. Именно таким образом благодаря
церковной и политической активности баптистского пастора
Мартина Лютера Кинга-младшего в 60-х годах этого века в
США был принят закон, запрещающий сегрегацию. В совре
менной России политическая функция церкви проявляется в ее
периодических попытках установления политического согла
сия, лоббирования ряда законов, консолидации политиков вок
руг себя. Несмотря на утверждения Православных Иерархов о
том, что «церковь вне политики», ее политическая активность
в последнее время все больше увеличивается. Это может быть
положительным фактором при лоббировании ряда социально
значимых законопроектов.
• Экономическая. Как и политическая функция, экономи
ческая зависит от числа последователей данной религии и ее
исторического значения. В настоящее время русская право
славная церковь обладает большим количеством зданий и зе
мель. Как институт церковь является важным потребителем
общественного продукта и в ряде случаев — его производите
лем.
• Историческая. Религия является своеобразным хранили
щем, как своей собственной истории, так и истории страны, в
которой она существует. Религия осуществляет эту функцию
как путем накопления и обобщения исторической информации,
так и путем формирования системы культа, традиций и обря
дов, которые тоже выполняют функцию передачи исторической
информации. Эта функция особенно сильно выражена у хри
стианских конфессий, опирающихся на национальную идею
(например, у Русского Православия). Таким образом, история
церкви становится неотделимой от истории государства. Это
дает национальной религии особую, узаконенную роль в госу
дарстве, а государству — поддержку национальной религии. Та-
344
кое отношение обеспечивает связь поколений, и общество тем самым получает инструмент стабилизации.
По сути, все виды институализированной религии выполняют эти функции в обществе. Тем самым институализированная религия является интегральной частью общества и не может существовать вне социума, а общество в целом развивается в направлении прагматичного использования религии как социального института в своих целях.
Но существование религии не ограничивается макроуровнем (религия как институт общества). Все формы религии (и христианство здесь не является исключением) функционируют на мезоуровне (соприкосновение групп христиан друг с другом) и на микроуровне (межличностное христианское общение). На мезоуровне в дополнение к духовной, моральной, гносеологической, экономической и исторической функциям общины выполняют и следующие функции по отношению к личности: • Социализации. Христианские общины достаточно постоянны в своем составе (особенно протестантские), и, в зависимости от их устройства и организации, создают широкие возможности для социализации личности с единоверцами. Это происходит не только во время богослужений, но и во время чаепитий, собраний в домашних группах, на занятиях воскресных школ, в паломнических поездках. Здесь восполняется важнейшая психологическая потребность идентификации личности с подобными себе индивидуумами. Люди в общинах социализируются не только по вере, создаются и микросреды общения с людьми схожего возраста (группы для молодежи или для пожилых прихожан) и схожих проблем (группы для одиноких, излечивающихся алкоголиков или наркоманов). Строя отношения в общине на центральной христианской заповеди «возлюби ближнего своего», христианские общины становятся уникальным местом для социализации — зачастую они могут принять в свои ряды тех, от кого отказались семья, школа, друзья и коллеги.
• Педагогическая. В основе христианства — изменение жизни через покаяние, следовательно, это постоянный процесс формирования и воспитания, перевоспитания и коррекции, начинающийся с детства и не заканчивающийся до самой смерти. В основе своей, процесс христианского образования идет по трем направлениям: когнитивному (передача информации и формирование определенного мировоззрения, этот аспект тесно связан с гносеологической функцией религии); моральному (формирование в характере человека определенных моральных по-
345
ложений и устоев, этот аспект связан с моральной функцией религии); духовному (развитие духовного мира человека). Педагогическая деятельность осуществляется как напрямую при соприкосновении человека с общиной, так и косвенно — через семью, крестных, родственников.
• Психотерапевтическая. В переводе с греческого «психотерапия» значит исцеление души. Христианская, и особенно восточная православная традиция, накопили огромный опыт в процессе диагностики душевного и духовного состояния человека, помощи в исцелении разнообразных недугов и страстей. К сожалению, этот пласт знаний еще не был интегрирован с современной психологией. Христианство же обладает огромным потенциалом помощи душе человека и во многом превосходит современную материалистическую психологию в аспекте оценки самобытности и бесценности человека. Не случайно наиболее успешная во всем мире программа избавления от алкоголизма «Анонимные Алкоголики» разработана именно на основе христианского отношения к душе и ее болезням.
Как видно из вышеперечисленных функций, христианство как религия и христианские общины как социальные образования обладают огромным потенциалом для осуществления социально-педагогической деятельности. В настоящее время этот потенциал используется не полностью, и, к сожалению, некоторые секты (такие как «Белое Братство») уже использовали этот потенциал в деструктивных целях.
Христианские конфессии как субъект социально-педагогической деятельности
Рассмотрев функции религии в обществе и христианских общин по отношению к обществу и личности, в частности, мы сделали вывод, что они обладают большим потенциалом для осуществления социально-педагогической деятельности. Более того, миссия духовного воспитания, включающая в себя социальное воспитание, социальное перевоспитание и социальное обучение, является движущим девизом всех христианских конфессий, следуя заповеди Христа: «идите и научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам».
Социально-педагогическая деятельность христианских конфессий осуществляется на трех уровнях: на макроуровне (уровень взаимодействия определенной конфессии или группы конфессий с социальными институтами), на мезоуровне (уровень взаимодействия христианской общины с малыми группами
346
внутри общины или вне ее) и на микроуровне (уровень взаимодействия общины или ее представителей с личностью).
На макроуровне церкви как субъект социально-педагогической деятельности влияют на становление моральных норм и правил поведения, являются пропагандистами своих моральных ценностей (выступления против абортов, наркомании), лоббируют законы и действия власть имущих на осуществление социально приемлемой политики. В настоящее время русская православная церковь начинает осуществлять именно такую деятельность. Созданы программы, призванные как пропагандировать про-жизненные ориентиры (выступления против абортов, наркомании, алкоголизма), так и лоббировать соответствующие законодательные акты. На экономическом уровне церкви жертвуют на осуществление социально-педагогических программ.
На мезоуровне деятельность христианских конфессий идет по двум направлениям: миссионерскому и катехизаторскому. Миссионерское направление подразумевает привлечение в общину новых прихожан. Здесь используются паломнические поездки как способ привлечения школьников, деятельность в местах заключения и пенитенциарных учреждениях, учреждение благотворительных столовых и приютов. Катехизаторское направление подразумевает целенаправленные программы христианских конфессий на перевоспитание и наставление в вере вновь пришедших в церковь. Здесь используются классы воскресных школ, музыкальные и иконописные студии, системы домашних церквей, библейские школы и кружки. Во всех этих группах используются определенные методы для достижения объективных изменений в поведении, системе ценностей и духовном мире группы.
На микроуровне происходит восполнение психологических нужд члена общины в процессе общения с другими прихожанами и восполнение духовных нужд в процессе действия благодати Духа Святого, зачастую тоже происходящее в контексте взаимодействия с другими прихожанами. Сюда можно отнести совместную молитву, общение в церковной и светской атмосфере, исповедь, духовное наставничество. Эти действия (за исключением исповеди) редко бывают запланированными и целенаправленными (кроме случаев, когда они являются частью катехизаторской работы общины на мезоуровне), но являются чрезвычайно эффективными и продуктивными в процессе социального перевоспитания члена церкви.
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 363; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!