ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ      «СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ» 14 страница



113


ныи процесс в школах, провозглашалось единство «правосла­вия, самодержавия и народности». В 70-80-е годы XIX в. в Рос­сии действует единое Министерство просвещения и духовных дел, Закон Божий является одним из основных предметов в образовательных учреждениях. Осуществляется это воспита­ние всеми социальными институтами: семьей, школой, церко­вью и др.

Коренной поворот в изменении целей и содержания воспита­ния был сделан после революции, когда произошел разрыв с христианским воспитанием, богатейшим наследием отече­ственной педагогической мысли и практики.

Это явление породило у ученых-педагогов многочисленные дискуссии: что является предметом педагогической науки, ка­кая должна быть взаимосвязь между обществом и школой, ка­кова роль школы в воспитании подрастающего поколения, мо­жет ли школа повлиять на социальную среду и др. В эти годы прочно утвердился термин социальное воспитание. В первые годы советской власти проблема социального воспитания была одной из ведущих в педагогике. Это обусловлено, по крайней мере, двумя факторами: социальным положением детей в Рос­сии и активным развитием педологии.

Сиротство, беспризорность, безнадзорность, правонарушения среди детей — «социальные болезни» общества и острейшие педагогические проблемы, которые требовали своего решения. Страницы педагогической и непедагогической печати того вре­мени пестрели такими заголовками, как «Новейшая система перевоспитания беспризорных», «Выбитые из социальной ко­леи дети», «Роль и место детского дома в системе социального воспитания детей» и т. д.

В России активно в то время развивалась педология. Ее основ­ной задачей было получение систематизированных знаний о ребенке, необходимых для его воспитания. Наиболее ответ­ственным и важным участком в системе народного образования считалась область социального воспитания.

Термин «социальное воспитание» чаще всего использовался в сокращенном виде — «соцвос». В период 1917-1930 гг. он употребляется в двух основных значениях: первое — обозначе­ние государственного органа, функцией которого являлось уп­равление детскими воспитательными и образовательными уч­реждениями; второе — передача общественного опыта от одно­го поколения к другому.

Соцвосами являлись местные органы власти, ведавшие дела­ми дошкольного и школьного воспитания и политехнического

114


образования детей, социально-правовой охраны несовершенно­летних, повышением квалификации учителей, а также коми­тет по учебной и детской книге. Учреждения, входившие в си­стему соцвоса, делились на учреждения дошкольного воспита­ния (детсады, детплощадки), школы первой и второй ступеней; детские дома, учреждения для детей с ограниченными возмож­ностями (слепых, глухонемых, умственно-отсталых), «инсти­туты социального воспитания» — учреждения для трудновос­питуемых детей в возрасте от 8 до 16 лет.

Социальное воспитание во втором значении слова в 20-е годы рассматривалось как наиболее важный и ответственный уча­сток в системе народного образования. Единого толкования это­го понятия среди педагогов того времени не было. Известный педагог Н. Н. Иорданский в 1923 году опубликовал книгу «Ос­новы и практика социального воспитания», в которой он выде­лил четыре взгляда на сущность социального воспитания: пер­вый — вся система воспитания со всеми его сторонами (учебные занятия, их обстановка, организация детей, наблюдение за их здоровьем, личность учителя и др.); второй — воспитание как общественное явление, опирающееся в организационном отно­шении на общественные формы жизни; третий — воспитание социальных инстинктов и навыков, создание социальной жиз­ни в учебных занятиях детей и в организации их жизни на ос­нове самоуправления; четвертый — связан с социальной педа­гогикой как научной и практической дисциплиной.

Однако очень скоро термин «социальное воспитание» приоб­ретает идеологическое содержание, классовый характер, оно начинает подразумевать различные виды педагогического воз­действия на ребенка в целях выработки из него физически здо­рового, вооруженного необходимыми знаниями, умениями и навыками борца за строительство социалистического общества. Классовый принцип социального воспитания получил наиболее широкое распространение в 20-е годы. Именно тогда широко внедряются такие слова, как «буржуй», «кулак», «пролета­рий». В этом общественном контексте понятие «социальное воспитание» было тесно связано с социальным происхождени­ем человека.

Таким образом, в России в связи с изменившимися соци­альными условиями происходит переход от христианского вос­питания к социальному. Однако термин «социальное воспита­ние» просуществовал сравнительно недолго. Н. К. Крупская критиковала его как нечто «аморфное, неопределенное». А пос­ле печально известного постановления Центрального комитета

115



ВКП(б) 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпроса» социальное воспитание фактически прекратило свое существование.

В советский период развития нашего общества на смену со­циальному воспитанию пришел термин «коммунистическое воспитание». Раскрытию сущности коммунистического вос­питания, его содержания, методики воспитательной работы было посвящено много исследований. В этот период закрепи­лась трактовка понятия воспитания в широком и узком смыс­ле слова. В первом случае воспитание включало в себя образо­вание и обучение и охватывало работу всех социальных инсти­тутов воспитания. Вторая трактовка была связана с воспита­нием у детей мировоззрения, нравственного облика, всесто­роннего гармонического развития личности. Следует отме­тить, что в советское время в России была теоретически разра­ботана и практически реализована система коммунистическо­го воспитания. Идеология воспитания разрабатывалась и осу­ществлялась коммунистической партией. Причем она стара­лась распространять свое влияние абсолютно на все стороны и составляющие этого процесса: определяла стратегию воспита­ния, уточняла цели воспитания на каждом этапе развития со­ветского государства, руководила подготовкой кадров воспи­тателей, координировала деятельность всех социальных ин­ститутов, участвующих в воспитании, направляла развитие всей системы образования, литературы, искусства, средств массовой информации, нацеливая их на усиление воспита­тельных функций.

Свое «второе рождение» термин «социальное воспитание» получил в 90-е годы. Связано это с крушением коммунистичес­ких идеалов, теории коммунистического воспитания. Однако фактически вместе «с водой» (коммунистическое воспитание) был выплеснут и «ребенок» (воспитание). В официальных до­кументах школа из «учебно-воспитательногоучреждения» пре­вратилась в «образовательное учреждение»; внешкольные уч­реждения, основной функцией которых было прежде всего ком­мунистическое воспитание детей, стали называться «учрежде­ниями дополнительного образования»; были ликвидированы общественные — комсомольская и пионерская — организации детей, главной задачей которых также было утверждение иде­алов коммунистического воспитания.

Это повлекло за собой пересмотр соотношения воспитания и образования, закрепление за образовательными учреждения­ми, в основном, образовательных функций и перенос центра

116


тяжести воспитательной работы на семью, которая в силу объективных причин оказалась к этому не готовой.

Возникновение социальной педагогики как области научной и практической деятельности совпало с периодом переосмысле­ния сущности воспитания как социального феномена и опреде­ления содержания социального воспитания, которое оказалось в центре внимания этой новой отрасли знания.

Определяя социальное воспитание как категорию социаль­ной педагогики, следует обратить внимание на работы ученых, занимающихся проблемами социальной педагогики: В. Г. Бо­чаровой, А. В. Мудрика, В. Д. Семенова, Г. Н. Филонова и др. В этих исследованиях можно найти различные определения социального воспитания как категории социальной педагоги­ки: воспитание подрастающего поколения детей в социуме; высококачественное воспитание и образование детей; воспита­ние всех возрастных групп и социальных категорий детей, т.е. социальное воспитание рассматривается как социальный ин­ститут.

Есть и другие точки зрения, но все их объединяет одно -акцентирование в воспитании как многогранном, сложном об­щественном явлении его социальной составляющей.

Таким образом, социальное воспитание как одна из основных категорий социальной педагогики является видовым понятием по отношению к категории «воспитание», которая изучается многими науками: педагогикой, социологией, психологией и др. Входит эта межнаучная категория и в категориальную си­стему социальной педагогики как ответвления педагогической науки. Однако основной, базовой категорией она выступает в педагогике.

Педагогика рассматривает воспитание детей как целенаправ­ленный процесс формирования нравственных качеств личности.

Качества личности выступают в человеке на первый план, когда речь идет об определенной роли и функции человека в обществе, об активности его действий, о том, насколько он осоз­нает свое место в обществе.

В педагогической литературе качества личности рассматри­ваются как постоянно закрепившиеся отношения человека к природе, обществу, продуктам деятельности человека, самому себе; как определенная система мотивов, форм и способов пове­дения, в которых эти отношения реализуются.

Известно около 1500 слов, которые могут характеризовать личность. Из них выбирают доминирующие, которые составля­ют конкретную программу воспитания, учитывающую индиви-

117


дуальные качества личности, помогающую ребенку реализо­вать их. Необходимо не только назвать эти качества, но и уяс­нить, что собой представляет каждое из них, как они между собой взаимосвязаны, какие структурные элементы отражаю­тся или не отражаются в реальной действительности, а также уметь владеть методикой формирования этих качеств.

Качества личности проявляются в действии, которое рожда­ет поступок, если оно рассматривается во взаимосвязи с порож­дающими его целями и задачами. Поступки же в конечном ито­ге формируют поведение человека.

В основе нравственного воспитания ребенка лежит формиро­вание нравственных убеждений — знаний, бесспорных для че­ловека, в истинности которых он уверен, которые проявляются в поведении человека и становятся его руководством к дей­ствию. Следующими составляющими нравственного воспита­ния являются формирование нравственного поведения и нрав­ственных чувств.

Нравственные убеждения, поведение регулируются в обще­стве нравственностью — совокупностью принципов и норм по­ведения людей по отношению к обществу и другим людям. Га­рантом нравственных требований, объектом социального кон­троля выступает общественное мнение.

Таким образом, нравственное воспитание ребенка — одна из важнейших и сложнейших задач педагогической деятельности.

Однако этот процесс не всегда бывает достаточно эффектив­ным. Рассматривая выше назначение социального обучения, мы показали, что у ребенка должны быть сформированы опре­деленные социальные знания, умения и навыки. Процесс их формирования связан и с формированием отношения, напри­мер к отцу, матери — заботливое, внимательное, любовное и др. Если по какой-либо причине у ребенка не сформированы соци­альные знания, значит и не сформированы отношения, т. е. не сформированы и какие-то необходимые ему в социализации качества личности. Поэтому в процессе социально-педагогичес­кой деятельности такие социально значимые качества у ребен­ка должны быть сформированы — это и есть задача социально­го воспитания.

То есть под социальным воспитанием понимается целенап­равленный процесс формирования социально значимых ка­честв личности ребенка, необходимых ему для успешной соци­ализации.

Как вытекает из этого определения, социальное воспитание имеет практике- ориентированный характер. Поясним эту

118


мысль. Воспитание, в целом, направлено на формирование ка­честв личности, которые и характеризуют индивида как чле­на общества, т. е. все качества личности социально значимы. Однако когда мы говорим о практическом формировании кон­кретных качеств у конкретного ребенка, то с точки зрения структуры и содержания педагогической деятельности, приме­няемых методик и технологий выделяются различные аспекты воспитания: физическое воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание и др.

Одним из таких аспектов воспитания, который выделился в связи с развитием социальной педагогики как практико-ориен-тированной отрасли педагогического знания и соответствую­щей сферы профессиональной практической деятельности, яв­ляется и социальное воспитание.

Вопросы для самоконтроля

1.Проведите сравнительный анализ заимствованных и собственных
категорий социальной педагогики и педагогики.

2. В чем сущность социально-педагогической деятельности?

3. В чем сущность социального обучения?

4. В чем сущность социального воспитания?

Литература

1.Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. — М.,1996.

2. Готт В. С., Семенюк 3. П., Урсул А. Д. Категории современной науки:Становление и развитие. — М., 1984.

3. Зеньковский В. В. Психология детства. — М., 1996.

4. Кон И. С. Ребенок и общество. — М., 1988.

5. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание?
Воспитание... Воспитание!: Теория и практика шк. воспитат. систем. —М., 1996.

6. Лихачев Б. Т. Философия воспитания: Спец. курс. — М., 1995.

7. Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания. — М., 1990.

8. Харчев А. Г. Социология воспитания: О некоторых актуальных про­
блемах воспитания личности. — М., 1990.

9. Шульгин В. Н. Основные вопросы социального воспитания. — М., 1924.

10. Эпштейн М. Очередные вопросы социального воспитания. — М., 1926.



ЛЕКЦИЯ 8

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Понятия «принцип» и «правило». Принцип природосо-образности. Принцип культуросообразности. Прин­цип гуманизма.

Понятия «принцип» и « правило»

Слово «принцип» происходит от латинского слова ргтс!р1-ит, которое означает «основа», «начало». Каждая наука и со­ответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуются определенными принципами — ос­новными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей. Так, строители хоро­шо знают, что возводить любое здание необходимо с закладки его фундамента. Не случайно есть выражение «построить дом на песке». Здание, построенное таким способом, рано или по­здно разрушится.

Для любой науки существуют свои принципы, реализация которых происходит через определенные правила. Принципы и правила существуют объективно, независимо от нас, и отсту­пать от них нельзя, ибо в противном случае такая деятельность может быть не только бесполезна, но и вредна.

Социальная педагогика, как было сказано выше, отпочкова­лась от педагогики и, естественно, в основе своей опирается на принципы этой науки. Принципы педагогики, отражая уровень развития общества и его потребности с определенной мерой опережения практики воспитания, в общем виде выражают выработанные в обществе требования к воспроизводству опре­деленного типа личности: определяют стратегию, цели, содер­жание и методы воспитания, стиль взаимодействия его субъек­тов. Принципы в педагогике дают общее направление воспита­ния и образования личности и служат основанием для решения конкретных педагогических задач.

Однако вопрос о принципах педагогики для каждого перио­да развития этой науки является дискуссионным. Не является исключением и современный период. Разные ученые выдвига­ют те или иные принципы или по-новому толкуют уже извест­ные.

Еще большие сложности возникают в этом плане у социаль­ной педагогики, ибо несмотря на ее зрелый мировой возраст

120


(более ста лет), в России эта наука делает свои первые шаги. Понимание социального воспитания как составной части раз­вития и социализации ребенка, подход к нему как субъектно-субъектному взаимодействию, определение социального воспи­тания как создания условий для целенаправленного системати­ческого развития личности позволяет выделить ряд общечело­веческих принципов, которые проверены многовековой прак­тикой отечественной и зарубежной педагогической мысли и которые могут рассматриваться как основание для формирова­ния социального опыта человека и индивидуальной помощи ему.

Мы рассмотрим три принципа — природосообразности,.куль-туросообразности и гуманизма. Каждый из этих принципов имеет свое преломление в социальной педагогике, свою специ­фику и по-особому отражается в социально-педагогической де­ятельности.

Принцип природосообразности

Природосообразностъ — принцип социальной педагогики, согласно которому социальный педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного, при­родного развития ребенка. Характеристики принципа природо­сообразности можно встретить в трудах педагогов, психологов, философов, которые отражали те или иные его аспекты. При­ведем примеры.

Принцип природосообразности был сформулирован впервые Я. А. Коменским в его главном сочинении «Великая дидакти­ка» . Он считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире ра­стений и животных, так и в человеческом обществе. Он писал о том, что там, где рождаются люди, требуется воспитание, что­бы дары природы из возможных стали действительными. Я. А. Коменский опирался не только на общие законы приро­ды, но и на психологию личности ребенка. Он выдвигает, обо­сновывает и строит свою систему воспитания и обучения детей, опираясь на возрастные характеристики детей, подростков и юношей.

Впоследствии принцип природосообразности был взят в осно­ву построения различных педагогических и социально-педаго­гических теорий. Так, французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) считал, что воспитание ребенка должно происхо­дить сообразно природе. Он писал, что «природа желает, чтобы

121


дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми». Он при­давал большое значение воспитанию самой природой, по его мнению, оно должно осуществляться путем внутреннего разви­тия человеческих способностей, развития органов чувств. По­этому у Ж.-Ж. Руссо на первом плане была природа ребенка, которой и следовало подражать, осуществляя подготовку чело­века к будущей жизни. Своеобразие теории заключалось не столько в содержании, сколько в организации воспитания ре­бенка от его рождения до совершеннолетия в естественных, природных условиях. Для своей теории свободного воспитания он установил собственную возрастную периодизацию детей.

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), создавший учреждения и приют для сирот и беспризор­ных детей, считал, что цель воспитания — развить природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоничным. Основной принцип воспита­ния, по И. Г. Песталоцци, это согласие с природой. Причем в отличие от Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци не идеализировал природу ребенка. Он считал, что для развития природных спо­собностей ребенку необходима помощь. По его образному выра­жению, воспитание строит свое здание поверх большой прочно стоящей скалы — природы. Он утверждал, что любое воспита­ние, которое не было построено на принципах природосообраз-ности, проходит по ложному пути.

Немецкий ученый-педагог Адольф Дистервег (1790-1866), вслед за И. Г. Песталоцци, также считал этот принцип важней­шим принципом воспитания. В своих трудах он писал о том, что нужно следовать за процессом естественного развития челове­ка, учитывать в процессе обучения и воспитания возрастные и индивидуальные особенности школьника. А. Дистервег утвер­ждал, что «принцип природосообразности вечен и неизменен, как неизменны назначение и природа человечества».


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 472; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!