ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ      «СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ» 1 страница



Nbsp; УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ   СОЦИАЛЬНЯ ПЕДАГОГИКА Курс лекций Под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора М.А. Галагузовой Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва

ВЛАПОС

2000

 


I


 


 


 


 


ББК 74.60 С69


ОГЛАВЛЕН ИЕ


Авторы:


С69


18ВК 5-691-00372-0

М.Л. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Г.Н. Шти....... ш,

Е.Я. Тищенко, Б.П. Дьяконов

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор,

действительный член РАО ВЛ. Сластенин;

доктор педагогических наук, профессор

Н.М. Назарова

Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.— 416с.

I8ВN 5-691-00372-0.

Предлагаемое издание представляет собой курс лекций, в которых рассматриваются культурно-исторические традиции возникновения социальной педагогики, ее категории и принципы, методы социально-педагогических исследований и особенности работы социального педа­гога с различными категориями детей.

В книгу включены семинарские и практические занятия по курсу «Социальная педагогика».

Учебное пособие адресовано студентам вузов, осваивающим соци­ально-педагогические профессии, преподавателям, а также всем, кого интересуют проблемы социальной педагогики.

ББК 74.60

© Коллектив авторов, 1999 © «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999


Обращение к студентам........................................................... 5

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ «СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ»

Лекция 1. Культурно-исторические предпосылки
возникновения социальной педагогики
в России ..........................................................     8

Лекция 2. Профессиональная деятельность

социального педагога...................................... 21

Лекция 3. Система профессиональной подготовки

социальных педагогов..................................... 37

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Лекция 4. Социальная педагогика как наука и как

сфера практической деятельности             52

Лекция 5. Развитие ребенка в социуме.............................. 69

Лекция 6. Понятие нормы и отклонения от нормы

в социальной педагогике                             85

Лекция 7. Категории социальной педагогики.......... 101

Лекция 8. Принципы социальной педагогики .................... 120

Лекция 9. Социально-педагогическое исследование ..131

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лекция 10. Методика и технологии социально-
педагогической деятельности ........................  146

Лекция 11. Социально-педагогическая деятельность

с семьей                                                       166

Лекция 12. Социально-педагогическая деятельность
с детьми, оставшихся без попечения
родителей........................................................ 192


Лекция 13. Девиации как социально-педаго! ичоская

проблема                                                     212

Лекция 14. Алкоголизм как форма проявления

девиантного поведения детей                    227

Лекция 15. Наркомания как форма проявления

девиантного поведения детей                    240

Лекция 16. Проституция как форма проявления

девиантного поведения детей........................ 260

Лекция 17. Преступность как форма проявления

делинкветного поведения детей..................... 276

Лекция 18. Социально-педагогическая деятельность

с детьми девиантного поведения................... 294

Лекция 19. Социально-педагогическая деятельность
с подростками, склонными к употреблению
алкоголя .......................................................... 307

Лекция 20. Социально-педагогическая деятельность
с несовершеннолетними правонаруши­
телями ............................................................. 319

Лекция 21. Социально-педагогическая деятельность

в конфессиях................................................... 342

Введение......................................................... 358

Программа курса по социальной

педагогике....................................................... 359

Методика проведения семинарских

и практических занятий................................... 366

Планы семинарских и практических

занятий............................................................ 376

Примерные темы курсовых работ.................. 408

Вопросы к курсовому экзамену...................... 409

Библиографический список............................ 411


ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ

Дорогие студенты!

Вы выбрали благородную, новую для нашего общества про­фессию — социальный педагог. Да, действительно в России эта профессия — новая. Только в 1990 году специальность «соци­альная педагогика» была включена в Классификатор направле­ний и специальностей высшего профессионального образова­ния, ей был присвоен номер; была введена соответствующая должность и в тарифно-квалификационный справочник. Нача­лась подготовка кадров для этой профессии.

Однако в нашей стране социальная педагогика имеет столь же глубокие и давние традиции, как и в других странах мира. Толь­ко это развитие было более извилистым и драматичным, как, впрочем, и вся история страны. Именно этим и обусловлены главные трудности становления социальной педагогики как новой профессиональной сферы, которая включает в себя не только собственно социально-педагогические учреждения и службы, органы управления ими, но и систему подготовки спе­циалистов, а также научно-исследовательскую базу социально-педагогической деятельности.

К числу таких трудностей в первую очередь можно отнести утрату традиций милосердия, благотворительности в советском обществе, глубоко укоренившуюся в общественном сознании ориентацию на «общее благо» при глубочайшем пренебрежении к отдельному человеку. Преодоление этого «наследия» социализ­ма чрезвычайно трудно, но необходимо, ибо идеология социаль­ной педагогики требует отношения общества к ребенку как к высшей ценности, понимания его судьбы и смысла жизни.

Много и таких проблем, которые порождены уже современ­ной российской действительностью. Ее динамичность, конф­ликтность, неопределенность приводят к тому, что сегодня практически нет социальных групп населения, которые чув­ствовали бы себя социально защищенными, благополучными. И в первую очередь это касается детей. Это усложняет задачи, стоящие перед специалистами в области социальной защиты и социальной помощи детям, но, с другой стороны, именно это формирует чрезвычайно высокий спрос на специалистов, уме­ющих профессионально оценить проблемы и помочь решить их,


 


1


на ученых и политиков, способных точно диагностировать и прогнозировать социальное развитие общества, формировать эффективную социальную политику государства. Именно по­этому на современном этапе становление социальной педагоги­ки и системы подготовки специалистов в области социальной педагогики приобретают такое важное значение.

Социальный педагог в обозримой перспективе ближайших десятилетий станет столь же массовой профессией, как учитель или медицинский работник, ибо предотвращать и лечить соци­альные болезни отдельного ребенка значительно легче, нежели бороться с социальными эпидемиями.

Социальная педагогика как область науки и соответствую­щий ей учебный курс, который сегодня является одним из ве­дущих курсов в профессиональной подготовке многих специа­листов для социальной сферы, делают свои первые шаги. Одна­ко нельзя сказать, что развитие социальной педагогики в Рос­сии началось с нуля. Истоки социальной педагогики можно найти в трудах многих отечественных философов, психологов, педагогов, таких, как Н. Бердяев, В. С. Соловьев, Л. С. Выгот­ский, А. Н. Леонтьев, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко и др. Кроме того, уже более ста лет насчитывает развитие этой науки за рубежом.

Достаточно много книг, освещающих те или иные проблемы социальной педагогики, появилось и за последнее десятилетие. Такие ученые-педагоги, как В. Г. Бочарова, А. В. Мудрик, В. Д. Семенов, Ю. В. Васильева, Л. Д. Демина, Б. 3. Вульфов, Р. А. Литвак и другие, высказывают в своих работах авторское видение основ социальной педагогики. Но следует отметить, что эта развивающаяся область педагогической науки пока еще четко не определила свой предмет и объект исследования, дис­куссионными являются ее основные категории, есть и много других спорных вопросов в этой науке, которые предстоит ре­шить вам в будущем.

В первой части книги представлены материалы лекций, про­читанные авторами на протяжении семи лет для студентов, го­товящихся стать социальными педагогами. Материал лекций скомпонован в три раздела: «Введение в профессию «соци­альный педагог», «Основы социальной педагогики», «Основы социально-педагогической деятельности».

В первом разделе рассматриваются культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России, специфика профессиональной деятельности социального педа­гога и особенности его профессиональной подготовки.


Во втором разделе освещаются вопросы становления социаль­ной педагогики за рубежом и в России, основные категории и принципы данной науки, методы социально-педагогических исследований.

Третий раздел книги посвящен основам социально-педагоги­ческой деятельности. В нем рассматриваются проблемы, кото­рые возникают у детей с девиантным и делинкветным поведе­нием, оставшихся без попечения родителей, других категорий детей, в зависимости от того социума, в котором находится ре­бенок: семья, образовательные учреждения, детские дома и приюты, пенитенциарные учреждения (воспитательные коло­нии) и др.

В конце каждой лекции приводятся вопросы для самостоя­тельной работы, литература по данной теме.

Авторы выражают надежду, что эта книга поможет студен­там не только освоить основные положения социальной педаго­гики, но и подойти творчески к пониманию и решению важных проблем этой науки.

В заключение хочу выразить благодарность Людмиле Яков­левне Олиференко, ученому и педагогу, которая стояла у исто­ков введения социальной педагогики в России и которая под­вигла меня заняться этой новой, а потому загадочной, интерес­ной и привлекательной областью науки; студентам Социально­го института, которые прослушали наши лекции и активно участвовали в проведении семинарских и практических заня­тий, а также написали и защитили дипломные работы по соци­альной педагогике; моей дочери Галагузовой Юлии Николаев­не, которая взяла на себя труд и смелость выступить соавтором этой книги, Штиновой Галине Николаевне за труд по редакти­рованию книги; а также молодому пастору Борису Петровичу Дьяконову. Особую благодарность хотелось бы выразить уважа­емым оппонентам: доктору педагогических наук, профессору, действительному члену Российской академии образования Сла-стенину Виталию Александровичу и доктору педагогических наук Назаровой Наталье Михайловне, которые внимательно прочитали рукопись и своими критическими замечаниями по­могли авторам снять некоторые сомнения, возникавшие при написании книги.

М. А. Галагузова, проф., д-р пед. наук


б


 

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ      «СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ»

ЛЕКЦИЯ 1

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ

ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ

Милосердие и благотворительность как культурно-исторические традиции социально-педагогической де­ятельности. Этапы развития благотворительности в России. Введение профессии «социальный педагог» в России.

Милосердие и благотворительность как культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности

Теория и практика социальной педагогики связаны с истори­ко-культурными, этнографическими традициями и особенно­стями народа, зависят от социально-экономического развития государства, опираются на религиозные и нравственно-этичес­кие представления о человеке и человеческих ценностях.

Если говорить о социальной педагогике как области практи­ческой деятельности, то необходимо четко разграничивать^со­циально-педагогическую деятельность как официально при­знанную разновидность профессиональной деятельности, с одной стороны, и как конкретную, реальную деятельность организаций, учреждений, отдельных граждан по оказанию помощи нуждающимся в ней людям, с другой.

Социально-педагогической деятельности как профессии, ко­торая предполагает специальную подготовку людей, способных оказать квалифицированную помощь нуждающимся в социаль­ной, педагогической и морально-психологической поддержке детям, до недавнего времени в нашей стране не было. Что же касается реальной деятельности общества по оказанию помощи обездоленным детям, то она имеет в России глубокие историчес­кие корни.

8


Надо сказать, что на протяжении всего развития человечес­кой цивилизации любое общество так или иначе сталкивалось с проблемой отношения к тем его членам, которые не могут са­мостоятельно обеспечить свое полноценное существование: де­тям, старикам, больным, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии и другим. Отношение к таким лю­дям в разных обществах и государствах на разных этапах их развития было различным — от физического уничтожения сла­бых и неполноценных людей до полной интеграции их в обще­ство, что определялось характерной для данного общества ак­сиологической (ценностной) позицией, т. е. системой устойчи­вых предпочитаемых, значимых, имеющих ценность для чле­нов общества представлений. Аксиологическая позиция, в свою очередь, всегда бывает обусловлена идеологическими, социаль­но-экономическими, нравственными воззрениями общества.

История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться тра­диции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно — к детям как наиболее без­защитным и уязвимым среди них. С принятием на Руси хрис­тианства эти традиции получили свое закрепление в различных формах милосердия и благотворительности, которые существо­вали на всех этапах развития российского общества и государ­ства.

Несмотря на то, что слова «благотворительность» и «милосер­дие» , на первый взгляд, очень близки по своему значению, они не являются синонимами. Милосердие — это готовность помочь кому-либо из человеколюбия, сострадания, или, по определе­нию В. Даля, «любовь на деле, готовность делать добро всяко­му»1. Русская православная церковь с самого своего основания провозгласила милосердие как один из важнейших путей ис­полнения основной христианской заповеди «возлюби ближне­го как себя самого». Причем милосердие как деятельная любовь к ближнему, через которую утверждалась любовь к Богу, дол­жно было выражаться не просто в сострадании, сочувствии к страждущим, а в реальной помощи им. В древнерусском обще­стве практическое исполнение этой заповеди сводилось, как правило, к требованию подавать милостыню нуждающимся. В дальнейшем получили развитие и другие формы проявления милосердия, наиболее значимая из которых — благотворитель­ность.

1 Даль В . Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М., 1956. Т. 2. - С. 327.

9



Благотворительность подразумевает оказание частными ли­цами или организациями безвозмездной и, как правило, регу­лярной помощи нуждающимся людям. Возникнув как прояв­ление милосердного отношения к ближнему, благотворитель­ность стала сегодня одной из важнейших составляющих обще­ственной жизни практически каждого современного государ­ства, имеющей свою юридическую базу и различные организа­ционные формы. Однако в каждой стране развитие благотвори­тельности имеет свои исторические особенности.

Этапы развития благотворительности в России

Многие исследователи выделяют несколько этапов развития благотворительности в России.

/ этап 1Х-ХУ1 вв. В этот период благотворительность на­чиналась с деятельности отдельных лиц и церкви и не включа­лась в обязанности государства.

Добрыми делами, милосердным отношением к нуждающим­ся прославился великий князь Владимир, которого в народе называли «Красное солнышко». Будучи от природы человеком широкой души, он призывал и других заботиться о ближнем, быть милосердным и терпеливым, совершать добрые дела. Вла­димир положил начало и осуществил ряд мероприятий по при­общению россиян к просвещению и культуре. Он учредил учи­лища для обучения детей знатных, среднего состояния и убо­гих, видя в образовании детей одно из главных условий разви­тия государства и духовного становления общества.

Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016г., учредил сиротское училище, в котором обучал на своем ижди­вении 300 юношей.

В тяжелый период междоусобиц и войн, когда появилось ог­ромное количество людей, нуждающихся в материальной и моральной помощи, именно церковь взяла на себя эту благород­ную миссию. Она вдохновляла русский народ на борьбу за на­циональное возрождение и имела исключительно важное зна­чение для сохранения в народе присущей ему духовности, веры в добро, не давала ему озлобиться и утратить нравственные ори­ентиры и ценности. Церковь создала систему монастырей, где находили приют нищие и страждущие, обездоленные, сломлен­ные физически и морально. В отличие от западной церкви, ко­торая видела свою основную благотворительную задачу в том, чтобы призреть нищих и немощных, т. е. дать им приют и про-

10


 

питание, русская церковь взяла на себя выполнение трех важ­нейших функций: обучения, лечения, призрения.

В России среди монастырей и крупных храмов не было таких, которые не содержали бы больницы, богадельни или приюты. Среди священников мы находим немало ярких примеров, ког­да их жизнь и деяния посвящались помощи людям. Так, вызы­вают глубокое уважение и восхищение Преподобный Серафим Саровский, Старец Амвросий, что служил людям верой и прав­дою в Оптиной пустыни, Сергий Радонежский и многие другие. Они учили словом и делом соблюдать нравственные заповеди, вырабатывать достойные образцы поведения, относиться ува­жительно к людям, заботиться о детях, совершать акты мило­сердия и любви к ближнему.

Но традиции благотворительности в русском народе не огра­ничивались деятельностью церкви и отдельных князей. Про­стые люди часто оказывали поддержку друг другу, и в первую очередь — детям. Дело в том, что в этот период дети не осозна­вались государством и церковью как ценность для общества. Епископы домонгольского периода, по свидетельствам истори­ков, не ознаменовали себя ничем в деле оказания помощи де­тям, особенно брошенным матерями, тогда как народ не оста­вался безучастным к судьбам сирот.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 787; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!