Тема #16 – Построение моделей



MESA 12 Expert, Учебный курс Содержание   Lesson #15 – ВВЕДЕНИЕ В MESA Expert. 108D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003200370033003000310037003000360038000000 Lesson #16 – ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛЕЙ. 1508D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003200370033003000310037003000360039000000 Lesson #17 – ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛЕЙ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) 38 Lesson #18 – ИНСТРУМЕНТЫ Smart Aperture и Model-Based АТРИБУТЫ.. 63 Lesson #19 – ТРАССИРОВАНИЕ ЛУЧЕЙ ПО УДАЛЕНИЯМ (Offset Raytracing) и по ЦЕНТРАЛЬНОМУ ЛУЧУ (Zero-Offset Raytracing) 81 Lesson #20 – СОЗДАНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ ТРАСС. 96 Lesson #21 – ОБМЕННЫЕ ВОЛНЫ.. 103 Lesson #22 – Скважинная геометрия и синтетическое ВСП. 131       Тема #15 – Введение в  MESA Expert   Цель: В этой теме будет представлен обзор процесса построения геологических моделей, трассировки лучей простой геометрии и анализа результатов трассировки лучей.   1.) Откройте программу MESA. Установите единицу измерения Feet. Выберите Receivers – File Import из меню Edit. Появится окно ASCII Import. Первым шагом является открытие файла, который вы хотите импортировать.   Нажмите кнопку Open Data File. Откройте файл “lesson15.rps” (этот файл находится в директории с учебными материалами). Файл будет загружаться в окно.   Нажмите кнопку Load Configuration File. В диалоговом окне Вам будет предложен список всех стандартных конфигурационных файлов импорта. Поскольку мы имеем дело с SPS файлом приемников, выберите файл "sps_rps.cfg" и нажмите кнопку Open.   Нажмите кнопку Review Configuration. Эта кнопка поможет вам пошагово проверить поля, чтобы подтвердить, какие поля были определены конфигурационным файлом. Для стандартного конфигурационного файла SPS будут определены поля Line Number (Номер Линии), Receiver Number (Номер стоянки ПП), X, Y, и Z координат.   Нажмите кнопку Exit. Вам будет предложено подтвердить, что вы хотите импортировать этот файл данных. Нажмите кнопку Yes. Появится диалоговое окно Import Options. Нажмите кнопку Combination Options и убедитесь, что функция Combine Line Number and Receiver Numbers не выбрана, поскольку мы уже имеем уникальные номера стоянок ПП. Выберите Remove Existing Lines (Удалить существующие линии) и нажмите  OK , чтобы импортировать информацию о пунктах приема.   Повторите эту процедуру для источников, выбрав Sources – File Import из меню Edit. Импортируйте файл “lesson15.sps” и используйте конфигурационный файл “sps_sps.cfg.” Так же как для приемников, не объединяйте номера линий с номерами ПВ. В результате в окне Design Window Вы должны увидеть геометрию ПВ и ПП криволинейного профиля.   2.) Следующим шагом отстреляем съемку.  Выберите Shoot Survey из меню Edit. Создайте расстановку из 1 линии на 120 ПП.  Отстреляйте съемку, используя Automatic Template Centering с проверкой Template Roll On/Off. Это будет отстрел профиля 2D со стандартной центральной (split-spread) расстановкой.   3.) Выберите Edit Bin Grid из меню Bin Analysis. В окне Bib Definition для расчета сетки бинов нажмите Auto-fit и измените  Line Bearing на 90 градусов.     Выполните расчет кратности и убедитесь, что она соответствует показанной ниже.     Сохраните проект под именем “lesson15”. 4.) Следующий шаг посвящен созданию геологической модели. Выберите Launch Model Builder из меню MESA Expert. Вам будет предложено сохранить текущие изменения. Нажмите кнопку Yes. Появится приложение построения модели.  Нажмите кнопку File, New Model. Появится диалоговое окно Model Definition. Когда Вы создаете модель, первым шагом Вы должны определить границы модели по координатам xyz. Для этого упражнения измените размерность X, Y, и Z на Feet. Далее нажмите кнопку Generate From Survey. Эта функция вычисляет границы съемки и резервирует дополнительное пространство для учета краевых эффектов модели. Измените значение Minimum Z на -10000 и Maximum Z на 0. Нажмите OK.   5.) Вы можете создавать модели путем импорта горизонтов или путем создания сечений и интерполяции поверхностей на сетку. В этом упражнении мы создадим одно сечение. Щелкните мышью вне левого края пространства модели. Наведите курсор мыши вне правого края пространстве модели и щелкните дважды. Вам будет предложено ввести имя для вашего сечения. Примите имя по умолчанию: 'CrossSection1 ". На дисплее должно появиться изображение, как показано ниже. Если сечение не позиционируется должным образом, нажмите кнопку " Delete " и попробуйте еще раз.     6.) После того, как Вы определили сечение (cross section), для каждого сечения необходимо ввести горизонты.  Нажмите на кнопку Horizon View. Изображение изменится с карты траектории вашего сечения на вертикальный срез вдоль выбранного сечения.      Нажмите на кнопку New Horizon. Вам будет предложено ввести имя для вашего горизонта. Примите имя по умолчанию: “Horizon1” и нажмите OK.   В MESA Expert, горизонты должны распространяться на все пространство модели. Горизонты могут иметь нулевую мощность, но и в этом случае должны быть описаны на все пространство. В этом упражнении мы собираемся создать простую антиклиналь. Щелкните мышью немного за пределами левого края модели на глубине около -7000 футов. Первая точка на горизонте будет привязана к левому краю модели.  Определите вашу антиклиналь, задав дополнительные точки щелчками мыши, как показано ниже. Щелкните мышью немного за пределами правого края модели при определении последней точки справа для того, чтобы  обеспечить покрытие горизонтом всего пространства модели.      Нажмите на кнопку Model Grid и выберите Gridding из выпадающего меню. Открывается диалоговое окно Gridding Options. Прежде чем задать параметры слоев, вы должны накинуть сетки (grid) на все горизонты модели.   Для расчета сетки верхнего горизонта (дневной поверхности) необходимо использовать отличную от  остальных горизонтов Вашей модели опцию. Если у Вас нет данных о превышениях рельефа съемки (случай нашего упражнения), выберите Model Extentв менюMethod For Gridding Top Horizon.Для остальных горизонтов модели можно выбрать любой метод интерполяции, начиная с kriging. Поскольку в нашем упражнении было задано только одно сечение, мы можем использовать дополнительную опцию расчета 2.5D модели. Эта опция по существу преобразует модель 2D в модель 3D. Выберите 2.5DдляMethod For Gridding Model Horizons.   Размер модели существенно влияет на скорость трассировки лучей (raytracing). Вам нужно будет сбалансировать размер ячейки сетки вашей модели с количеством слоев модели. В упражнении задайте Inc (dx=dy) равным 100 и нажмите OK.      Для данной модели это даст нам примерно по 200 узлов сетки в x и y направлениях и в общей сложности около 40 000 узлов сетки для определения нашего единственного горизонта. Если мы выбрали размер ячейки сетки в 50 футов и задали два слоя  в модели, то количество узлов сетки для описания двух горизонтов составит 400 x 400 x 2 = 320,000 узлов сетки. Важный вывод этого упражнения в том, что вы должны очень хорошо понимать размер вашей модели. Используйте размер сетки, который позволяет точно описать структуру без передискретизации.   Нажмите на иконку Model Grid и выберите Smoothing из выпадающего меню. Появляется диалоговое окно Smoothing. Сглаживание горизонтов модели может помочь уменьшить артефакты результатов прослеживания лучей. Мы намерены выполнить сглаживание нашего горизонта. Выберите Horizon1 (No Smoothing) из перечня. Выберите 5 Point Box Filter из выпадающего перечня в опции Smoothing Method. Нажмите OK, чтобы запустить сглаживание.     Сохраните Вашу модель под именем “lesson15.gmf”.   7.) После того, как Вы накинули сетку на горизонты, последним шагом построения модели будет задание параметров её слоев.   Нажмите на иконку Velocity View. Вам будет представлен список слоев модели. Выберите Top – Horizon1 из списка. Вы можете задать до пяти параметров для каждого слоя: скорости Р-волн (P-wave velocity)“Vp”, скорости S-волн (Shear-wave velocity)“Vs”, Плотность “Density”, градиент скорости Р-волн (P-wave velocity gradient) “Kp” и градиент скорости S-волн (Shear-wave velocity gradient) “Ks”. Кнопки напротив каждого параметра используются для визуализации соответствующего параметра на экране. Для этого упражнения задайте Vp = 7000 ft/sec и оставьте значения других параметров по умолчанию.     Выберите Horizon1 – Bottom из списка Layers. Задайте Vp = 10000 ft/sec.     Сохраните вашу модель под именем “lesson15.gmf”. 8.) Всегда проверяйте в окне 3D (3D Window) результат, - то, что сеточные процедуры выполнили интерполяцию/экстраполяцию горизонтов в соответствии с Вашими ожиданиями.  Выберите 3D Window из меню Window.     Хотя существует целая панель инструментов для масштабирования и поворота изображения, проще использовать мышь. Чтобы повернуть модель, переместите курсор к модели нажмите левую кнопку мыши и перетащите мышь. Для увеличения или уменьшения изображения  одновременно нажмите и удерживайте левую и правую кнопки мыши и тяните мышь либо от себя, либо к себе. Элементы модели в 3D окне можно включать и выключать, выбрав соответствующий элемент в Дереве проекта Model Builder. Включение/выключение отображения для любого отдельного элемента можно выполнить, кликнув правой кнопкой мыши на элементе в дереве проекта. Разверните узел Model Дерева проекта. Щелкните правой кнопкой мыши на Horizon1. Выберите Set Opacity (Установить непрозрачность) из меню. Появится диалоговое окно с ползунком для изменения непрозрачности для Horizon1. Подвигайте ползунок  влево и вправо. Горизонт будет меняться от полностью непрозрачного, до полностью невидимого. Если у вас несколько горизонтов в вашей модели, вы можете щелкнуть правой кнопкой мыши на модели, чтобы открыть возможность менять прозрачность всех горизонтов. Если у вас непрозрачность установлена на желаемом уровне, нажмите ОК.     Если Вы убедились, что модель создана надлежащим образом, выйдите из Model Builder и вернитесь в Mesa.   9.) Разверните узел Loaded Files на Дереве проекта (Project Tree). Кликните правой кнопкой мыши на  Models и выберите Load Model File из меню.     Откройте “lesson15.gmf”. Этот файл модели будет добавлен в Дерево проекта. Если у Вас загружено несколько моделей, нужно кликнуть на квадратик соответствующей модели в Дереве проекта, чтобы активировать её.   10.) Стартуйте программу Enhanced Raytracing (улучшенное прослеживание лучей) выбрав Launch Enhanced Raytracer из меню MESA Expert. Вам будет предложено сохранить изменения. Нажмите Yes. Если Вы запустили программу Enhanced Raytracer из MESA, то геометрия наблюдений и файл модели будут загружены автоматически (если программа Enhanced Raytracer запущена не из  MESA, то вы должны загрузить геометрию и модель вручную).   Выберите Parameterize из меню Raytracing. Результаты работы любого задания на прослеживание лучей, запущенного из или вне  MESA будут записаны в файл базы данных. Нажмите на кнопку Output Database и назовите выходной файл “lesson15”. Это новый файл базы данных, поэтому выберите кнопку Create New Database.     После того, как Вы ввели имя нового выходного файла, нажмите кнопку Parameterize. Это откроет диалоговое окно Parameterization. В этом диалоговом окне Вы будете выбирать диапазон стоянок ПВ для прослеживания лучей по офсетам, тип прослеживания лучей, который Вы хотите выполнить (p-wave – продольные волны, converted wave – обменные PS волны, и т.д.) и горизонты от которых Вы хотите генерировать отражения.   По умолчанию в режиме Source Selection будут отстреляны все 160 ПВ проекта. Отметьте квадратик P-P Waves,чтобы указать, что Вы хотите генерировать отражения Р-волн. В заключение, выберите Horizon1 из списка, чтобы указать, что Вы хотите генерировать отражения от этого горизонта. Нажмите на кнопку OK       Вы будете возвращены в диалоговое окно Offset Raytracing. Ваше задание подготовлено для прослеживания лучей (raytracing). Нажмите на кнопку Trace Rays. В зависимости от мощности Вашего компьютера, для завершения задания потребуется несколько минут. Когда процесс прослеживания лучей завершится, выйдите из приложения Enhanced Raytracer и вернитесь в MESA.   11.) Разверните ветвь Loaded Files в Дереве проекта (Project Tree). Кликните правой кнопкой мыши на Offset Rays и выберите из меню Load Offset Ray File.     Загрузите файл “lesson15_pp.odb”. Помните, что когда Вы задаёте имя выходного файла результата прослеживания лучей, тип этого файла (в данном случае .рр) будет автоматически добавлен к заданному имени. Результаты Вашего прослеживания лучей будут добавлены в Дерево проекта (Project Tree). Если Вы просчитали и загрузили несколько вариантов трассировки лучей, можно активировать необходимый файл, кликнув на квадратик в основании соответствующего имени файла в Дереве проекта.   12.) Выберите 3D Window из меню Window. Отключите CrossSections в Дереве проекта (Project Tree). Для визуализации траверсов лучей офсетов, кликните правой клавишей мыши на Horizon1 под ветвью Offset Rays на Дереве проекта (Project Tree) и выберите Select Sources из меню. Появится диалоговое окно Select Offset Rays for Display.   Выберите 10001 из списка Sources. В окне 3D Window будут выведены траверсы лучей офсетов для ПВ 10001. Выберите из списка Sources для просмотра несколько других ПВ. Если Вы хотите посмотреть траверсы лучей офсетов для нескольких ПВ одновременно, нажмите клавишу <ctrl>, когда будете выбирать группу пунктов взрыва.     Чтобы закрыть диалоговое окно Select Offset Rays for Displayнажмите кнопкуOK.Закройте3D Window.   13.) Следующий шаг нашего упражнения – создание карт атрибутов по результатам прослеживания лучей. Кликните правой клавишей мыши на Expert Attributes в Дереве проекта (Project Tree) и выберите из меню Create Offset Ray Attributes.     Появится диалоговое окно Calculate Raytracing Attributes. Нажмите кнопку Calculate All Attributes. Задайте в окне Attribute Set Name имя набора атрибутов “horizon1”. Наборы атрибутов рассчитываются для конкретного указанного горизонта.  Обычная ошибка при расчете атрибутов – не выбирать интересующий горизонт из выпадающего перечня горизонтов Target Horizon. В нашем примере мы имеем в модели только один горизонт, поэтому Horizon1 уже выбран. Отключите режим Save CRP Fold to Named Fold Calculation. Нажмите кнопку OK.     Под ветвью Expert Attributes Дерева проекта (Project Tree), добавится элемент под именем “horizon1 (Offset)”. Выберите его, чтобы визуализировать карту кратности общих точек отражения (CRP Fold) для horizon 1.     Кликните правой клавишей мыши на “horizon1 (Offset)” для того, чтобы появился перечень атрибутов лучей офсетов, которые можно визуализировать.   Выберите несколько различных атрибутов из этого списка. Выберите Two-Way Travel Time. Вы увидите цветную карту времен пробега (travel time) для минимальных значений времен пробега по траверсам лучей (minimum travel time raypath) для каждого бина, содержащего трассы. Поскольку наша модель представляет собой антиклиналь, отцентрированная в нашем модельном пространстве, Вы видите меньшие времена пробега (travel times) в центре карты и большие на её краях. Выберите CMP to CRP Displacement. Карта этого атрибута показывает среднее расстояние между положением CMP (общей средней точки) и CRP (общей точки отражения) для всех пар взрыв-прием, попавших в данный бин. Эта карта позволяет понять, как далеко точки отражения отстоят от одноименных средних точек.     14.) Заключительным шагом этого упражнения будет выполнение анализа распределения траверсов лучей. Выберите из меню MESA Expert функцию Incidence Angle Plot. Появится окно Incidence Angle Window. Нажмите кнопку Display Offset Rays. Будет рассчитана для пар источник-приемник диаграмма распределения азимутов углов отражения от отражающего горизонта.   Эта диаграмма позволяет проанализировать азимутальное распределение углов отражений вашего проекта. Поскольку наш профиль имеет направление ЮЗ – СВ, не удивительно, что СЗ и ЮВ секторы диаграммы практически не имеют информации. Сохраните проект и выйдите из MESA.

Тема #16 – Построение моделей

 

Цель: Это упражнение познакомит с четырьмя различными сценариями создания модели. Оно включает импорт горизонтов в формате ASCII файла, использование подложек для оцифровки горизонтов, построение моделей с линзами и обратными разломами.

 

1.) Запустите Model Builder, либо из MESA, либо используя иконку программы с рабочего стола. Выберите  New Model из меню File. В окне  Model Definition выберите единицу измеренияFeet и размеры модели, как показано ниже. Модель должна быть размером  20000 х 20000 футов и 3500 футов глубиной. Нажмите OK,когда закончите описание.

 

 

2.) В первом примере мы собираемся импортировать горизонты для построения модели, однако, для задания параметров модели мы должны иметь одно вертикальное сечение, проходящее через всю модель. Нажмите на кнопку Manual Entry. Появится диалоговое окно Edit Cross Section Vertices. Нажмите кнопку Add и задайте начальную точку сечения: (0,10000) и нажмите ОК.

 

 

Нажмите еще раз кнопку Add и задайте конечную точку сечения модели: (20000,10000).

 

 

После того, как Вы задали начальную и конечную точки сечения, нажмите кнопку OK в диалоговом окне Edit Cross Section Vertices. Согласитесь с предложенным по умолчанию именем ‘CrossSection1”. Вы должны увидеть, что вертикальное сечение проходит посередине вашей модели.

 

 

3.)  Выберите Horizon из меню Import. Должно открыться диалоговое окно Import Horizon. Мы собираемся импортировать ASCII файл, содержащий два сеточных горизонта. Нажмите кнопку ASCII.

 

 

Появляется окно ASCII Import Window. (Примечание: Мы не будем здесь обсуждать детали импорта ASCII файлов. За более подробной информацией по работе с ASCII Import Window обратитесь к Теме #4 данного руководства).

 

Откройте файл “sask_maple_creek.txt.”

 

 

В этом файле заголовок состоит только из одной строки, поэтому пометьте вторую строку как начальную строку для импорта. Выберите ‘Horizon Name’ из перечня слева и отметьте колонки 1-12. Определите это поле как ‘String.’ Столбцы параметров  2, 3, и 4 в этом файле являются X, Y, и Z координатами, соответственно. Определите формат этих столбцов как ‘DOUBLE.’ Максимальная ширина столбцов x и y-координат соответствует значению 20000.00, исходя из этого, убедитесь, что ширина столбцов определена Вами надлежащим образом. Максимальная ширина столбца z-координаты определяется значением -3100.00.

 

После того, как Вы определили четыре столбца для импорта, нажмите кнопку GO. Ответьте Yes когда появится запрос на импорт ASCII файла. Вам также будет предложено установить интервал сетки (дважды). В каждом запросе поставьте значение 100.0.

 

 

Вы должны увидеть в Horizon View диаграмму, как показано ниже. В модель было импортировано два горизонта. Two horizons have been imported into the model. В отличие от горизонтов модели, которые определены вручную, горизонты, импортированные из внешних файлов, не имеют контрольных точек.

 

 

4.) Даже если мы успешно импортировали горизонты модели, нам предстоит ещё завершить описание модели созданием верхнего горизонта.

 

  Нажмите кнопку Model Grid и выберите Gridding из выпадающего меню. В окне Gridding Options выберите Model Extent в строке Grid Method поля Method For Gridding Top Horizon. The only available option for the В поле Method For Gridding Model Horizons, в строке Grid Method единственно возможная опция, которую можно задать является Resample. В этом примере нам не надо изменять дискретизацию горизонтов. Как бы то ни было, этот шаг дает нам возможность изменить размер ячеек сетки, или пересчитать на заданную сетку входные данные, если они не представляют собой регулярного сеточного набора поверхностей. Задайте Inc (dx = dy) равным 100 и нажмите OK.

 

 

 

5.) После того, когда все горизонты импортированы в Model Builder, для завершения формирования модели Вы должны описать свойства её слоёв.

Нажмите на кнопку Velocity View. Введите следующий набор значений Vp для каждого слоя, а всем остальным свойствам слоев оставим значения по умолчанию.

 

Layer (слой)                                     Vp

 

Top-White Shale:                              4500 ft/sec

White Shale-Medicine Hat:                7500 ft/sec

Medicine Hat-Bottom:                  9000 ft/sec

 

6.) Выберите 3D Window из меню Window, чтобы проверить модель. Закройте 3D Window когда завершите проверку.

 

 

Сохраните модель под именем “sask_maple_creek.gmf”. Мы будем использовать ее в следующих упражнениях.

 

7.) При создании второй модели в этом упражнении мы покажем, как горизонты модели могут быть оцифрованы по поверхности подложки. Выберите New Model из меню File. Установите единицы измерения (units) Meters и размеры модели, как показано ниже. Модель должна быть 12000 x 12000 метров и глубиной 6000 метров.

 

8.) Создайте два ортогональных сечения Вашей модели. Нажмите кнопку Manual Entry. Появится диалоговое окно Edit Cross Section Vertices. Нажмите кнопку Add и задайте начальную и конечную точки первого сечения:  (0, 6000) и (12000, 6000). Используйте имя по умолчанию. Нажмите еще раз кнопку Manual Entry и задайте узловые точки второго сечения: (6000, 0) и (6000, 12000). Также используйте имя по умолчанию. Убедитесь, что Ваши сечения полностью пересекают модель.

 

 

 

Перед тем, как перейти к следующему шагу, убедитесь, что вы выбрали сечение “CrossSection1” в списке сечений окна Model Builder.

 

8.) Нажмите кнопку Horizon View,чтобы начать описание горизонтов вдоль сеченияCrossSection1. Выберите Image – Load из меню Import. Откроется диалоговое окно Image Placement. Эта функция позволяет импортировать файлы изображения (image files) в качестве подложек для выбранных сечений. Перед тем, как импортировать изображения, они должны быть конвертированы в LYR файлы в приложении GMG-Image. Изображения могут быть растянуты по размеру сечений, также можно использовать координаты изображения, включенные в LYR файл, либо задать прямоугольную область сечения, под которое Вы хотите подложить изображение. В этом упражнении мы будем моделировать рабочий процесс, используя скриншот вертикального сечения сейсмических данных в глубинном масштабе. Выберите Fit To Cross Section и нажмите OK.

 

Откройте файл “salt_image.lyr”. Изображение будет наложено на сечение, как показано ниже.

 

 

9.) Мы планируем построить модель из пяти горизонтов, которые оцифруем на импортированном разрезе. Нажмите кнопку New Horizon. Назовите первый горизонт “Water Bottom”. Пропикируйте самый верхний непрерывно прослеживающийся горизонт. Убедитесь, что пикировка горизонта полностью охватывает интервал сечения, включая начальную и конечную точки. Целью этого упражнения является демонстрация процесса оцифровки, поэтому неважно, если Вы пропикировали горизонт немного не так, как показано ниже.

 

Нажмите кнопку New Horizonеще раз. Дайте имя второму горизонту “Miocene”. Пропикируйте его, как показано ниже.

 

 

Снова нажмите кнопку New Horizon. Назовите третий горизонт “Eocene”. Пропикируйте его, как показано ниже.

 

Снова нажмите кнопку New Horizon. Назовите четвертый горизонт “Jurassic”. Пропикируйте его, как показано ниже.

 

В последний раз нажмите кнопку New Horizon. Назовите пятый горизонт “Top Salt”. Пропикируйте его, как показано ниже. Помните, что пикировка всех горизонтов должна полностью охватывать интервал сечения, включая начальную и конечную точки. Поскольку соляное тело распространено на ограниченном участке сечения в центре разреза, мы искусственно продлим описание горизонта поверхности соли до начальной и конечной точек нашего сечения модели.

 

 

10.) Поскольку мы полностью описали все горизонты модели вдоль сечения CrossSection1, нам нет необходимости описывать те же горизонты вдоль сечения CrossSection2.

 

Нажмите кнопку Cross Section View. Выберите CrossSection2 из списка сечений. Сейчас Вы находитесь в режиме редактирования горизонтов модели вдоль сечения CrossSection2. Нажмите кнопку Horizon View. Вы увидите пять кружков, которые показывают, где горизонты, определенные вдоль сечения CrossSection1 пересекают сечение CrossSection2.

 

 

Выберите Image – Load из меню Import. Мы хотим на сечение CrossSection2 наложить другое изображение. Выберите Fit To Cross Section и нажмите OK. Откройте файл “salt_image2.lyr”.

 

Сейчас Вам надо через имеющиеся точки пересечения описать на этом сечении все пять горизонтов. Выберите горизонт ‘Water Bottom’ из списка горизонтов. Пропикируйте его, как показано ниже. Поскольку горизонты в пересечениях должны быть увязаны, нельзя удалять кружки – значки пересечения.

 

 

Повторите эту процедуру для каждого горизонта. Выберите очередной горизонт из списка и пропикируйте его. Проще всего пикировать горизонты последовательно от самого мелкого до самого глубокого. Когда Вы завершите работу, Ваше сечение должно выглядеть, как показано ниже.

 

После того, как Вы завершили описание горизонтов вдоль обоих сечений, сохраните модель под именем “salt_model.gmf”.

10.) Теперь на горизонты модели должна быть наброшена сетка.

Нажмите кнопку Model Grid и выберите Gridding из выпадающего меню. Выберите Model Extent для Method For Gridding Top Horizon. Выберите Ordinary Kriging для Method For Gridding Model Horizons. Кликните флажок Limited Kriging Depth и введите значение 20 в поле ввода. Задайте Inc (dx = dy) равным 100 и Snap равным 1.0. Нажмите OK. Потребуется несколько секунд, чтобы рассчитались сетки для всех пяти горизонтов.

 

Нажмите на кнопку Model Grid и выберите Smoothing из выпадающего меню. Нажмите на кнопку Select All Horizons. Выберите 5 Point Box Filter из списка Smoothing Method и нажмите OK.

 

11.) Нажмите кнопку Velocity View чтобы задать свойства слоев. Как и в предыдущем задании, мы хотим задать скорости Vp (P-wave), а значения остальных параметров слоев оставить по умолчанию. Введите значения Vp как показано в таблице.

 

Layer                                   Vp

 

Top-Water Bottom                1500 m/s

Water Bottom-Miocene         2100 m/s

Miocene-Eocene                  2900 m/s

Eocene-Jurassic                   3500 m/s

Jurassic-Top Salt                 4000 m/s

Top Salt-Bottom                   5500 m/s

 

12.) Посмотрите модель в 3D Window, чтобы проверить наличие ошибок. Если у вас растровые изображения импортированы вдоль сечений, они будут отображаться в 3D Window. Если вы хотите проверить, как горизонты модели пересекаются в сечениях, щелкните правой кнопкой мыши на ветви Model Дерева проекта. Выберите из менюSet Active Opacities(задать активную окраску). Переместите ползунок, чтобы сделать все горизонты вашей модели полупрозрачными. Нажмите OK, когда завершите проверку. 

 

 

Закройте 3D Window. Сохраните Вашу модель еще раз, поскольку она будет нужна в следующих упражнениях.

 

13.) Третий вариант построения модели демонстрирует возможность описания линз или выклиниваний. Модель, с которой мы будем работать, базируется на модели, представленной в статье Laurain, R., and Vinje, V., 2001, PreStack Depth Migration and Illumination Maps: Expanded Abstracts, SEG 71st Annual Meeting, San Antonio, MIG2.7.

 

Выберите New Model из меню File. Установите единицу измерения Meters и размеры модели, как показано ниже. Это будет 2.5D модель.

 

 

14.) Воспользуйтесь кнопкой Manual Entry и задайте единственное сечение двумя точками: от точки (0,0) до точки (15000,0). Используйте имя по умолчанию ‘CrossSection1’. Нажмите кнопку Horizon View.

 

Выберите Image – Load из меню Import. Откроется диалоговое окно Image Placement. Выберите Fit To Cross Section и нажмите OK. Откройте файл “laurainModel.lyr’.

 

Отключите кнопку Fixed Aspect Ratio. Будет проще описывать горизонты, если разместить в окне весь глубинный интервал модели.

 

15.) Нажмите кнопку New Horizon и добавьте горизонт под названием ‘Water Bottom’. Оцифруйте его по границе голубого и зеленого слоев. Нажмите кнопку New Horizon второй раз и добавьте второй горизонт под названием ‘Target’. Оцифруйте верхнюю границу оранжевого слоя (на изображении подписан ‘Target Horizon’). В окошке Horizon Order Вам будет предложено определить место, где будет размещен новый горизонт. Выберите место нового горизонта между Water Bottom и Bottom (Water Bottom – Bottom) и нажмите OK.

 

 

После того, как Вы описали ‘Target Horizon’, модель должна походить на модель, показанную ниже.

 

 

16.)  Красное пятно на изображении представляет соляное тело. Нажмите на кнопку New Horizon и добавьте новый горизонт под названием ‘Top Salt’. Оцифруйте верхнюю кромку соляного тела (если Вам поступит запрос, куда поместить горизонт Top Salt, поместите его между горизонтами Water Bottom и Target). При оцифровке горизонта следуйте тому, как показано на картинке ниже. Все горизонты должны сечь всё пространство модели, поэтому обязательно начните пикирование с левого края модели и закончите, кликнув на правом краю модели.

 

 

Увеличьте изображение соляного тела. Нажмите кнопку New Horizon и добавьте горизонт под именем ‘Bottom Salt’. Начните пикирование подошвы соляного тела с середины, как показано ниже (если поступит запрос куда поместить горизонт Bottom Salt, поместите его между горизонтами Top Salt и Target). 

 

 

Когда Вы достигните правого края соляного тела, кликните на точке пикировки горизонта Top Salt. Появится окно с вопросом ‘Pinch horizon?’ (отрезать горизонт?). Выберите Right чтобы отрезать этот горизонт от этой точки до правого края модели. Этот прием позволяет создавать в Model Builder нулевую толщину пласта.

 

 

Продолжите пикирование горизонта Bottom Salt в левую сторону. Когда вы подойдете к примыканию границы подошвы соли к кровле с левой стороны, кликните на точке пикировки горизонта Top Salt. Появится окно с вопросом ‘Pinch horizon?’ (отрезать горизонт?).

 

 

Выберите Left,чтобы отрезать этот горизонт от этой точки до левого края модели. Завершив эти действия, мы получили модель с линзой соли посередине.

 

 

17.) Теперь следует накинуть сетку на горизонты модели.

Нажмите кнопку  Model Grid и выберие Gridding из выпадающего меню. В открывшемся диалоговом окне выберите Model Extent в Method For Gridding Top Horizon. Выберите 2.5D в Method For Gridding Model Horizons. Задайте инкремент сетки 50.0 метров. Нажмите OK.

 

 

 

18.) Нажмите кнопку Velocity View для того, чтобы задать параметры пластов. Так же как и в прошлый раз, мы собираемся ввести значения скоростей Vp (P-wave), а значения остальных параметров оставить по умолчанию. Введите значения Vp,как показано в таблице ниже:

 

Layer                                   Vp

 

Top-Water Bottom                1500 m/s

Water Bottom-Salt Top         2400 m/s

Salt Top-Bottom Salt            4000 m/s

Bottom Salt-Target               2400 m/s

Target-Bottom                      3600 m/s

 

 

Ключевым моментом в создании этой модели является то, что все горизонты должны быть описаны от начала до конца модели независимо от их реального положения. Если Вам надо ввести в модель линзу, или смоделировать выклинивание горизонта, можно сделать это, отрезав нижний горизонт в точке примыкания к верхнему горизонту. Если Вы хотите, чтобы пласт с нулевой толщиной был невидим при прослеживании лучей, необходимо проследить, чтобы у горизонтов были одинаковые свойства. В нашем случае пласты над и под линзой соли имеют скорость 2400 м/с и не будут генерировать отражений в зонах их прямого наложения.

Проверьте модель в 3D Window. Когда завершите, закройте 3D Window и сохраните модель под именем “laurain.gmf”.

 

19.) Четвертое и последнее задание этой темы имеет целью показать как можно создать модель в обратными разломами (reverse faults). В MESA Model Builder отсутствует возможность описания горизонта, если он кусочно проявляется на разных глубинах (в случаях взбросовой тектоники), однако, имеется метод, позволяющий смоделировать обратные разломы (reverse faults).

 

Выберите New Model из меню File. Установите размерность Feet и размеры модели, как показано ниже. Модель будет 2.5D.

 

 

20.) Нажмите кнопку Manual Entry и задайте единственный срез двумя точками: начальная точка (0,500), конечная точка (8000,500). Используйте имя по умолчанию ‘CrossSection1’. Нажмите кнопку Horizon View.

 

Выберите Image – Load из меню Import. Появится диалоговое окно Image Placement. Выберите Fit To Cross Section и нажмите OK. Откройте файл “reverse_fault.lyr’.

 

21.) Горизонты, во-первых,  должны быть описаны от начальной до конечной точек пространства модели, и во-вторых, они не могут повторяться с глубиной, поэтому для описания горизонтов этой модели необходимо применить способ описания выклиниваний.  

 Нажмите кнопку New Horizon и добавьте горизонт. Подтвердите имя горизонта по умолчанию ‘Horizon1’. Пропикируйте горизонт с начальной точки модели, далее по плоскости скольжения разлома и до последней точки модели, как показано ниже.

 

 

Нажмите кнопку New Horizon и добавьте второй горизонт. Подтвердите имя горизонта по умолчанию: ‘Horizon2’. Опишите кровлю коричневого горизонта двумя точками: первый раз кликните на пересечении начала модели с кровлей горизонта, а второй раз кликните на пересечении горизонта с плоскостью разлома. После этого появится окно с вопросом ‘Pinch horizon?’ (отрезать горизонт?). Выберите Right,чтобы обрезать горизонт справа, как показано ниже.

 

 

Повторите эту процедуру еще дважды, чтобы описать кровлю и подошву оранжевого пласта. Нажмите кнопку New Horizon, подтвердите имя горизонта по умолчанию и обрежьте горизонты справа. Если в окошке Horizon Order Вам будет предложено определить место, где будет размещен новый горизонт, выберите место нового горизонта между предыдущим горизонтом и подошвой модели. Помните: если Вам будет предложено определить место, где будет размещен горизонт, необходимо кликнуть левой кнопкой мыши на первую точку этого горизонта. Когда Вы закончите, Вы должны получить четыре горизонта, как показано ниже.

 

Горизонты левого крыла разлома определены. Теперь предстоит описать горизонты правого крыла. Нажмите кнопку New Horizon и подтвердите имя горизонта по умолчанию: (“Horizon5”). Начните пикинг горизонта кровли коричневого пласта справа налево: первый клик сделайте на пересечении горизонта с правым краем модели. Если в окошке Horizon Order Вам будет предложено определить место, где будет размещен новый горизонт, выберите место этого горизонта между Top и Horizon1 (Top-Horizon1). Помните: если Вам будет предложено определить место, где будет размещен горизонт, необходимо кликнуть левой кнопкой мыши на первую точку этого горизонта (Horizon5). Второй раз кликните на пересечении кровли коричневого пласта с плоскостью разлома. После этого появится окно с вопросом ‘Pinch horizon?’ (отрезать горизонт?). Выберите Left,чтобы обрезать горизонт. Ваша модель должна походить на модель, показанную ниже.

 

 

Повторите эту процедуру еще дважды, чтобы описать кровлю и подошву оранжевого пласта. Нажмите кнопку New Horizon, подтвердите имя горизонта по умолчанию (“Horizon6”). Когда в окошке Horizon Order Вам будет предложено определить место, где будет размещен горизонт Horizon6, выберите место нового горизонта между Horizon5 и Horizon1. Оцифруйте поверхность оранжевого пласта справа налево и выберите Left,чтобы обрезать горизонт.

 

Нажмите кнопку New Horizon, подтвердите имя горизонта по умолчанию (“Horizon7”). Когда в окошке Horizon Order Вам будет предложено определить место, где будет размещен горизонт Horizon7, выберите место нового горизонта между Horizon6 и Horizon1. Оцифруйте подошву оранжевого пласта справа налево и выберите Left,чтобы обрезать горизонт.

После выполненных действий Ваша модель должна походить на модель, показанную ниже.

 

22.) Теперь следует накинуть сетку на горизонты модели.

 

Нажмите кнопку Model Grid и выберие Gridding из выпадающего меню. В открывшемся диалоговом окне выберите Model Extent в Method For Gridding Top Horizon. Выберите 2.5D в Method For Gridding Model Horizons. Задайте инкремент сетки 20.0 футов. Нажмите OK.

 

23.) Нажмите кнопку Velocity View для того, чтобы задать параметры пластов. Так же как и в прошлый раз, мы собираемся ввести значения скоростей Vp (P-wave), а значения остальных параметров оставить по умолчанию. Введите значения Vp,как показано в таблице ниже:

 

Layer                                   Vp

 

Top-Horizon5                       6000 ft/s

Horizon5-Horizon6                7000 ft/s

Horizon6-Horizon7                8000 ft/s

Horizon7-Horizon1                9000 ft/s

Horizon1-Horizon2                6000 ft/s

Horizon2-Horizon3                7000 ft/s

Horizon3-Horizon4                8000 ft/s

Horizon4-Bottom                  9000 ft/s

 

Ваша скорость модель должна выглядеть так, как показано ниже. Так как горизонты модели должны распространяться через всю модель, мы можем сделать горизонты невидимым для процедуры прослеживания лучей (Raytracer) при наличии идентичных скорости и плотности по обе стороны разлома. В этом примере, мелкая часть Horizon1 имеет скорость 6000 фт/с с каждой стороны разлома. Самая глубокая часть Horizon1 имеет скорость 9000 фт/с с каждой сторону разлома. Эти части Horizon1 не будет генерировать никаких отражений во время трассировки лучей.

 

  

 

Сохраните модель под именем “reverse_fault.gmf”. Выйдите из Model Builder.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1093; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!