Экономически активное население и социальные характеристики турецкого общества



Экономически активными в Турции считают всех лиц от 12 лет и старше. В настоящее время их численность превышает 30 млн. чел (существенно меньше половины населения страны). Данных граждан принято подразделять на следующие социальные группы: работадатели (около 300 тыс. чел), лица наемного труда, работающие на себя, семейные работники.

Более 3,3 млн. турецких граждан работают за рубежом (оценка 2002 г.), в том числе почти 60 % в Германии. Сумма денежных переводов турецких граждан на родину превысила в 1998 г. 5 млрд. дол.

Число безработных в 2002 г. составляло около 2,5 млн. чел, в том числе 91 % - женщины.

Уровень оплаты труда один из самых низких в Европе: в обрабытывающей промышленности – 1,8 долл. /час в 1995 г. Доля нищего населения, с доходами менее 2 дол. США в день, составляла 12 %. Доля детей с пониженным весом – 8 %. Уровень грамотности взрослого населения составляет 85 %.

Введено обязательное начальное и среднее образование. Число студентов превышает 1,2 млн. чел. Они обучаются в 69 университетах.

Доля ВИЧ-инфицированных, как и во всех мусульманских странах, незначительна – 0,1 – 0,2 % (для сравнения: в Ботсване – почти 40 %). Табакокурению привержены 65 % мужчин и 24 % женщин.

 

Этнический состав

Следует отметить, что в республике руководствуются при определении гражданства правом почвы. В соответствии со ст. 66-й конституции 1982 г., турками считаются все «кто связан узами гражданства с турецким государством». Современная Турция является многонациональной страной, в которой помимо титульной нации проживает более 25 национальных меньшинств: курды, арабы, армяне (принявшие ислам – «хемшины»), греки, грузины, азербайджанцы, лазы, черкесы, евреи (принявшие ислам – «девирме»), татары, болгары (принявшие ислам – «помаки»), туркмены и др. Специалисты – востоковеды общую численность меньшинств определяют в 13 – 15 млн. человек (более 20 % населения Турции).

Следует отметить, что после победы русского оружия в многолетней Кавказской войне и под влиянием турецкой пропаганды в 1863 – 1864 гг. произошло массовое переселение (порядка 400 тыс. чел) в Турцию так называемых «мухаджиров» - представителей различных горских народов, т.н. черкесов (адыги, абхазы, кабардинцы, чеченцы, ингуши и др.).

После победы Турции в Греко-турецкой войне 1919 – 1922 гг. состоялась оптация – взаимный обмен титульным населением между государствами.

ТУРКИ (самоназвание - тюрк) основное население республики. Численность в Турции св. 55 млн. чел. (2000 г.).

География турецкой диаспоры в современном мире весьма обширна. Турки проживают в Болгарии (св. 900 тыс. чел.), Югославии (ок. 300 тыс. чел.), Греции (ок. 200 тыс. чел.), на Кипре (ок. 200 тыс. чел.), Румынии, Ираке, России, Франции, Бельгии, Великобритании, Австрии, Швейцарии, Аргентине и др.

Большинство турок относится к средиземноморской антропологической расе. Турки сложились из двух основных компонентов: тюркских кочевых скотоводческих племён (огузы, туркмены и др.) и местного малоазийского населения. В этногенезе турок участвовали в разное время также арабские, курдские, южно-славянские (корпус янычар), румынские, албанские и другие элементы. Формирование турецкой народности завершилось примерно в 15 веке.

На территории СНГ к турецкому языку близки башкирский, чувашский и гагаузский языки.

КУРДЫ принадлежат к одной из двух (наряду с армянами) сравнительно крупных этнических групп населения, которые, проживая на территории Турции, избежали тюркизации в османскую эпоху. Их общая численность в мире оценивается, по разным источникам, в 20 – 40 млн. человек, в том числе на территории Турции не менее 12 млн. чел. Проживают курды и в других странах: Иране, Ираке, Сирии, Армении, России (Краснодарский край – около 5 тыс. чел) и др. Общая площадь так называемого Курдистана оценивается в 450 тыс. км2. Самый известный этнический курд – султан Саладин, основатель династии Айюбидов и победитель крестоносцев, имевший честь принимать у себя Святого Франциска Ассизского. Центр турецкого Курдистана – Диярбакыр. Родственные персам по языку и этническому происхождению, курды обитают в малодоступных горных районах Восточной Анатолии.

Сохранив свои обычаи, язык и национальное самосознание, курды поднимали восстания в 1925 и 1930-х гг., которые были жестоко подавлены. С середины 1970-х турецкая армия вела активные боевые действия против курдов и, соответственно, до 1999 г. во многих илах сохранялось чрезвычайное положение. В 1984 г. Курдская рабочая партия (ныне именуемая Народный конгресс Курдистана – НКК) начала вооруженное восстание за отделение, в ходе подавления которого погибло около 30 - 37 тыс. курдов. На юго-востоке страны армейская группировка, призванная противодействовать курдскому сепаратизму, насчитывает более 250 тыс. чел. 

До недавнего времени в официальных документах вместо этнонима «курд» использовалось понятие «горные турки». Официальные турецкие власти НККсчитают террористической организацией и многие годы охотились за ее лидером Абдаллой Оджаланом (приговорен к пожизненному заключению после публичного покаяния). В 2005 – 2006 гг. начались новые волнения, в частности прошли массовые демонстрации курдов в Стамбуле. В сентябре 2006 террористическая организация «Соколы освобождения курдистана» организовала серию взрывов на курортах Анталия и Мармарис. Соседство мощных курдских меньшинств в Ираке и Иране делает проблему интеграции курдов в единое государство Курдистан крайне острой для целостности Турции. Не исключается возможность операций турецких войск на территориях Ирака, подконтрольных курдам, которым американские оккупационные власти собираются предоставить автономию, в рамках превращения Ирака в федеративное государство. С апреля 2005 г. президентом Ирака является курд Джаляль Талабани. Прохождение по территории турецкого Курдистана стратегически важных нефтепроводов (Баку – Джейхан, Киркук – Джейхан) акцентирует турецкие власти на силовое решение проблемы.

АРМЯНЕ (ХАИ) -в прошлом многочисленное национальное меньшинство в Анатолии. Согласно мирному договору 1639 г. Западная Армения вошла в состав Османской империи, а Восточная – отошла к Персии (Ирану). К 1827 г. (Туркманчайский мирный договор) большая часть Восточной Армении вошла в состав Российской Империи. Соответственно, только за 1828 – 1829 гг. на территорию Российской Империи из Турции и Ирана переселилось более 130 тыс. армян. В ходе победоносной для России войны 1877 – 1878 гг. часть Западной Армении также вошла в состав империи.

Ежегодно 24 апреля армяне во всем мире отмечают День траура (в этот день в 1915 г. началась депортация армян в Сирийскую пустыню). Между турками и армянами, курдами и армянами, не было крупных столкновений вплоть до 19 в., когда армянские националисты (организация Дашнакцутюн), ободренные ослаблением Османской империи и подталкиваемые обещаниями помощи со стороны России и других христианских государств (прежде всего Великобритании), начали поднимать восстания против османского правления. В ответ османское правительство в правление султана Абдул-Гамида II в 1894 – 1896 гг. начало репрессии (Сасунская резня, Аданская резня и др.). Новая вспышка конфликта пришлась на 1909 г. В 1914 г. турецкие власти начали изгнание армян из зоны военных действий на кавказском фронте Первой мировой войны и их поголовное истребление, аналогичное холокосту (уничтожению евреев фашистами).

По разным оценкам было вырезано более 1 млн. армян, депортировано в пустынные области – свыше 600 тыс., свыше 300 тыс. вынужденно бежали в Россию и другие страны (Франция, США и др.). По официальным данным из 2,5 млн. армян, проживавших в Турции по состоянию на 1915 г., осталось после кровавых репрессий не более 50 тыс. чел.

Спустя многие десятилетия после кровавых событий, армянский вопрос остается актуальным. Так в 2006 г. Министерство сельского хозяйства Турции приняло решение о переименовании латинских названий некоторых видов домашних животных (!). Например, овца (латинское название переводится как «баран армянский») теперь - «баран восточный анатолийский». Прежние названия признаны «угрожающими территориальной целостности страны» и изъяты из обращения внутри страны.

Армения настаивает на признании Турцией массового геноцида армян.

 

Конфессиональный состав

В Турции подавляющее большинство мусульман составляют сунниты, шиизм исповедуют только 5-6 млн. человек, их в Турции называют "алеви", т.е. последователями Али - это отдельные группы турок на востоке страны, часть курдов и некоторые племена юрюков и туркмен.

Следует отметить, что ислам суннитского толка не представляет единого духовного учения, поскольку распадается на ряд школ (мазхабов), по-разному трактующих Коран. Более 90 % мусульман Турции являются приверженцами ханифитского мазхаба. Возникла данная школа в 8 веке н.э. в городе Куфа (современный Ирак) и названа по имени ее основателя Абу Ханифа. Суннизм ханифитского толка разрешает своим сторонникам брать в жены и представительниц других единобожных религий, т.е. иудаизма и христианства, истоки которых общие (Авраамово колено). Кроме Турции ханифизм преобладает в таких странах как Албания, Афганистан, Пакистан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Киргизия, Казахстан, Джибути, Эритрея, Россия.

Османское государство управлялось султаном, который стал "халифом", т. е. главой всего исламского мира, после турецкого завоевания Египта (1517 г.). В стены молельной ниши мечети Ахмедие (Голубая мечеть в Стамбуле) вделан кусок священного для мусульман черного камня (метеорита) из Каабы – храма в Мекке (Саудовская Аравия). Поклонение Каабе было распространено у арабов еще в доисламский период. В разные периоды центрами халифата были: Медина, Дамаск, Багдад, Каир. В 1924 г. халифат в Турции был ликвидирован.

В области суфизма, мистико-аскетического направления в шиизме, сформировались тарикаты (дервишские ордена), пытавшиеся найти путь к мистическому единению человека с Богом.

Два важных суфийских ордена, которые появились на раннем этапе турецкой истории - Мевлеви и Бекташи.

Орден крутящихся дервишей Мевлеви представляет собой мистическую группу, члены которой являются последователями персоязычного поэта Мевляны, или Джалаледдина Руми (1207- 1273 гг.). Орден базировался в Центральной Турции, в городе Конья, в котором и погребен его основатель. Последователи Мевлеви ежегодно в декабре проводят фестиваль, посвященный памяти основателя ордена. Во время религиозной церемонии крутящиеся дервиши одеты в развевающиеся белые платья и конические шляпы. Орден Мевлеви находит последователей среди городской интеллигенции и представителей правящих классов в отличие от сельского населения.

Члены ордена Бекташи были последователями мусульманского мистика Хаджи Бекташи Вели (1209 – 1271 гг.). Орден базировался в городе Хаджибекташ (иль Кыршехир), в котором похоронен его основатель. После того как тарикат объявил Али полноправным наследником Мухаммеда в качестве халифа, движение стало пользоваться большой популярностью у турецких шиитов, считавших Хаджи Бекташи Вели одним из своих лидеров. Орден Бекташи воспринял много немусульманских обрядов, включая крещение. Их дервиши были ответственны за обращение христианского населения деревень Анатолии и Балкан в исламскую веру. Долгое время орден был связан с корпусом янычар, элитной частью османской армии, воины которой ранее были христианами. Орден прекратил существование на территории Турции в 1925 г., когда парламент принял закон о ликвидации дервишских орденов и закрытии их обителей.

Турок Махмед Ак Джу, стрелявший в Папу Иоанна Павла II, по- прежнему находится в тюремном заключении, несмотря на личное пожелание Папы проявить к нему снисхождение.

Ежегодно более 200 тыс. турецких граждан совершают хадж в Мекку (Мекка аль-Мукарамма) и Медину. В Саудовской Аравии они находятся на попечении Министерства хаджа королевства, прилетая в Джидду.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1452; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!