Глава 2. Понятие медиатекста.



Различные ученые и словари определяют текст как информационное пространство, как речевое произведение, как знаковую последовательность.

Г. Я. Солганик в "Стилистике текста" пишет, что "текст (от латинского textus – ткань, сплетение, соединение) можно определить как объединенную смысловой и грамматической связью последовательность речевых единиц: высказываний, сверхфразовых единиц (прозаических строф), фрагментов, разделов и т.д.".

В книге "Текст как объект лингвистического исследования" Гальперина И.Р. текст определяется как "произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами токсической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку."

Большой Энциклопедический Словарь дает следующее определение текста:

"Текст (от лат. textus – ткань – соединение) 1) последовательность предложений, слов (в семиотике – знаков), построенная согласно правилам данного языка, данной знаковой системы и образующая сообщение; 2) словесное произведение; в художественной литературе – законченное произведение либо его фрагмент, составленный из знаков естественного языка (слов) и сложных эстетических знаков (слагаемых поэтического языка, сюжета, композиции и т.д.)"

В "Толковом Словаре Ожегова" о понятии "текст" говорится следующим образом: Текст, -а. муж. " Всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ, а также часть, отрывок из них)" [36, с.158].

2. В лингвистике: текст рассматривается как "внутренне организованная последовательность отрезков письменного произведения или записанной либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению". [36, с.180].

В семиотике под текстом понимается осмысленная последовательность любых знаков, любая форма коммуникации, в том числе обряд, танец, ритуал и т.п. В филологии, в частности языкознании, под текстом понимается последовательность вербальных (словесных) знаков.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь дает такое определение:

"Текст – (от лат. textus – ткань, сплетение) – в лингвистике понимается как продукт речевой деятельности, относящийся к "речи" в ее противопоставлении "языку". Обладает – определенной прагматической установкой, жанровой и стилистической принадлежностью, специфическими внутренними и внешними связями, характеризуется связностью и цельностью. Представляет собой предмет изучения ряда дисциплин, исследующих различные аспекты структуры и функционирования текста" [37, с.859].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основными характеристиками текста являются:

- связность и целостность

- относительная завершенность

- определенная направленность, т.е. текст образует сообщение

- принадлежность к определенному функциональному стилю

- литературная обработка в соответствии с определенным стилем

- единицы текста объединены лексической, стилистической, логической и грамматической связью.

Массовая коммуникация добавляет к традиционному пониманию текста новое измерение. В отличие от линейного толкования текста как объединённой общим смыслом последовательности вербальных знаков, текст в массовой коммуникации приобретает черты объёмности и многослойности. Это происходит за счёт совмещения вербальной части текста с медийными свойствами того или иного средства массовой информации. Так, в прессе вербальная часть текста сочетается с графической и иллюстративной; на радио вербальный компонент получает дополнительную выразительность с помощью аудиосредств – голосовых качеств и музыкального сопровождения. Телевидение ещё более расширяет границы текста, соединяя словесную часть с видеоизображением и звуковым рядом.

Вербальные и медийные компоненты текста тесно взаимосвязаны и могут сочетаться друг с другом на основе самых разных принципов: дополнения, усиления иллюстрации, выделения, противопоставления и т.д., образуя при этом некую целостность, неразрывное единство, которое и составляет сущность понятия "медиатекст".

Я.Н. Засурский определяет медиатекст как "новый коммуникационный продукт", особенность которого заключается в том, что он может быть включен в разные медийные структуры вербального, визуального, звучащего, мультимедийного планов, а также в разные медийные обстоятельства: газеты и журналы, радио и телевидение, Интернет и мобильная связь и т. п. [6, с.6].

Федоров А.В. в "Словаре терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности" определяется медиатекст как информационное сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепереадача, видеоклип, фильм и пр.) [30, с.280].

Медиатекст – конкретный результат медиапродукции – информационное сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.).

Медиаязык – комплекс средств и приемов выразительности, используемых при создании конкретных медиатекстов.

В основе концепции медиатекста лежит органичное сочетание единиц вербального и медийного ряда. Определение медиатекста выходит за рамки традиционного взгляда на текст как на последовательность слов, напечатанных или написанных на бумаге. Понятие медиатекста гораздо шире: оно включает голосовые качества, музыку и звуковые эффекты, визуальные образы – иначе говоря, медиатексты фактически отражают технологии, используемые для их производства и распространения.

Основными задачами медиатекста являются:

1) воздействие на массовое сознание;

2) призыв к действию;

3) сообщение информации.

Исходя из задач, можно определить основные функции медиатекста:

1) информационная (информативная) функция

2) воздействующая функция

3) коммуникативная функция

4) экспрессивная функция

5) эстетическая функция

Информационная функция состоит в том, чтобы информировать как можно более широкую аудиторию о значимых для общества проблемах и о взглядах авторов на эти проблемы.

Информация медиатекстов имеет несколько особенностей. Во-первых, она не только описывает факты, но и отражает мнения, настроения, содержит комментарии и размышления авторов. Это отличает ее, например, от научной информации.

Еще одной особенностью информации текстов СМИ является то, что перед автором такого текста не ставится задача полного всестороннего описания того или иного явления, он стремится писать, прежде всего, о том, что вызывает интерес у определенных общественных групп, выделяя те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории.

Сообщение о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается осуществлением второй функции медиатекстов – функции воздействия. Цель текста массовой информации состоит не только в том, чтобы описать положение дел в обществе, но и в том, чтобы сформировать у аудитории определенное отношение к излагаемым фактам и убедить в необходимости определенного поведения. Медиатекстам нередко присущи открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность.

Функция воздействия активно влияет на отбор языковых средств медиатекстов.

В различных медиатекстах одна из указанных функций может выступать в качестве ведущей, при этом важно, чтобы функция воздействия не вытесняла информационную функцию: пропаганда полезных для общества идей должна опираться на полное и достоверное информирование аудитории.

Коммуникативная функция проявляется во всех формах языка. В медиатекстах она состоит в поддержке общественной коммуникации. Коммуникативность медиатекстов заключается в том, что они создаются для максимально широкой аудитории. Находясь на значительном расстоянии в пространстве, автор публицистического текста стремится приблизиться к адресату по времени, по тематике сообщений, а также по речевым стилистическим особенностям. Коммуникация предполагает и обратную связь – ответ адресата. Для газеты обратной связью являются письма читателей, ответы должностных лиц, статьи, присылаемые в ответ на предыдущие публикации. Радио и телевидение перешли от писем к телефонным звонкам слушателей и зрителей, в ходе которых они могут задать вопросы, высказать свое мнение, рассказать об известных им событиях. Зрители часто привлекаются к съемке телепередач в студиях. Современное интерактивное телевидение ищет новые формы поддержания контакта со зрителями.

Экспрессивная функция медиатекста позволяет автору выразить свои чувства. Медиатекст отличается явно выраженным и эмоционально окрашенным отношением автора к излагаемым фактам, в нем ярко отражается личность самого автора.

Эстетическая функция медиатекста направлена на удовлетворение своей формой в единстве с содержанием эстетического чувства адресата.

Концепция медиатекста как объёмного многоуровнего явления дополняется устойчивой системой параметров, позволяющей предельно точно описать тот или иной медиатекст по различным его признакам. Названная система включает существенные параметры:

1) способ производства текста (авторский – коллегиальный)

2) форма создания (устная – письменная)

3) форма воспроизведения (устная – письменная)

4) канал распространения (средство массовой информации – носитель: печать, радио, телевидение, Интернет)

5) функционально-жанровый тип текста

6) тематическая доминанта или принадлежность к тому или иному устойчивому медиатопику (политика, бизнес, спорт, культура, погода, новости внешней и внутрирегиональной жизни и т.д.).

Отдельного внимания заслуживает функционально-стилевая типология медиатекстов.

Подходы к возможностям функционально-жанрового описания текстов массовой коммуникации чрезвычайно многообразны. Среди них выделяется классификация, разработанная в рамках теории медиалингвистики, которая позволяет гибко сочетать устойчивую структуру с бесконечным разнообразием и подвижностью реального текстового материала.

Данная классификация выделяет четыре следующих основных типа медиатекстов:

- новости

- информационная аналитика и комментарии.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 6335; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!