Возникновение и эволюция общинных отношений в первобытном



Обществе.

Многообразие исторического развития связано с особенностями и различиями возникновения

общественной жизни в различных регионах Земли. На ее возникновение повлияли климатические и

географические условия, положение регионов. Различная скорость общественного развития привела к

неравномерности темпов исторического формирования разных народов. У всех народов была общая

исходная точка развития – первобытное, или примитивное, общество. Но даже на рубеже XX-XXI столетий

народы достигали разных его уровней, что обусловлено различными причинами. И даже сегодня нашу

планету населяют племена, живущие в условиях первобытного общества.

Первобытное общество – первая форма бытия человеческого общества или первая стадия его

исторического развития. Видимо для этой формы жизнедеятельности людей были характерны

коллективизм для обеспечения жизненных условий и относительное социальное равенство членов

общества.

В развитии первобытного общества четко прослеживаются две стадии:

- стадия ранней первобытной общины;

- стадия поздней первобытной общины;

На первобытной стадии развития люди из камня, кости, рога, дерева и возможно других природных

материалов создавали орудия, но пищу еще производить не умели. Основными способами добывания

средств для обеспечения жизни являлись собирательство и охота, позднее рыболовство. Избыточный

продукт был крайне мал, либо добывать его не удавалось. Скорее всего сообщества людей создавало

продукта не больше, или не на много больше, чем его требовалось для физического обеспечения

существования всех его членов. Этот тип ведения хозяйства называют присваивающим.

 

В условиях присваивающего ведения хозяйства скорее всего существовала общая собственность на

средства производства и предметы потребления, особенно в пищу, которая распределялась между

членами общества независимо от участия или неучастия в ее добывании. Такое распределение

называют уравнительным.

Начав осознанно трудиться, человек вынужден был вести учет добычи, результатов труда, создание

запасов. По мере развития человека шел процесс накопления знаний – он начал учитывать время, смену

времен года, движение ближайших небесных тел (Солнца, Луны, звезд). Стали появляться члены общины,

которые способны вести учет и им создавались условия для такой деятельности, поскольку учет помогал

поддерживать порядок и давал возможность выжить.

Исходя из накопленных знаний можно было уже делать первые необходимые для выживания прогнозы:

когда следует начинать делать запасы, как и сколько времени их хранить, когда начинать ими

пользоваться, когда и куда можно и нужно мигрировать и.т.д.

Тогда же, вероятно, появился учет реально воспринимаемых предметов, планирование и организация

трудовой деятельности, распределение продуктов и орудий труда. Появление излишков продуктов могло

привести к обмену, который мог осуществляться как обмен натурального продукта на натуральный

продукт, так и с использованием обменного эквивалента (украшений, раковин).

 

Учет потребовал ведения записей. Ими могли быть зарубки, насечки, обнаруженные археологами. К

доисторическому периоду можно отнести появление вариантов учета, при котором значение имели цвет,

форма знака, его длина. Так складывалась экономика в примитивных обществах.

Первобытное объединение людей первоначально полностью совпадало с материнским родом.

В силу характерной для общинно-родового строя экзогамии (запрет браков между близкими

родственниками) род не мог существовать вне связи с другим родом,

что привело к возникновению парного брака и парной семьи, но еще неустойчивой.

 

Совместное поселение супругов привело к тому, что новое объединение людей перестало совпадать с

родом. Парный брак начал формироваться у древнейших ископаемых людей. Начинает

складываться родство по определенной линии, запрещается кровосмешение, что в конечном итоге

приводит к общественной регуляции брака, появлению рода и семьи.

Теперь в состав общины стали включать людей, принадлежащих другому роду. Тем не менее

определяющую роль в каждой общине выполнял один определенный род, и в этом смысле община

продолжала оставаться родовой, в большинстве своем материнской. Что касается современного человека,

то он является результатом перехода от коммунальной общины к дуальной организации общины. Племя

состояло из двух родов, и браки совершались между женщинами и мужчинами, которые принадлежали

разным родам.

Появление дуальной организации племени было связано с матриархатом, который характеризовался

доминирующим положением женщины. В общественном создании и ритуальных обрядах матриархат нашел

отражение в культе богине-матери и других женских божествах. Женщина стала символом продолжения

рода и плодородия. Утверждение женщины во главе рода и приоритет женских видов труда привел к

изменению мировосприятия. Дуализм племени отразился на дуальном восприятии мира – дуализм неба и

земли. Причем       мать-земля имела приоритетное значение.

 

В период позднего палеолита происходит своего рода социальная инновация – исключение из брачных

отношений    близких      родственников.

Все    происходящие изменения можно охарактеризовать как палеолитическую революцию (здесь

понятие «революция» означает коренное качественное изменение).

 

Развитие земледелия привело общество еще к одному важному явлению – к неолитической революции.

Примерно с IX тыс. до н.э. на Ближнем Востоке начинается переход к производящему хозяйству, который

можно назвать неолитической революцией. На европейском континенте первые следы производящей

экономики относятся к рубежу VII – VI тыс. до н.э. (на юге Балканского полуострова). В VI – IIIтыс. до н.э.

присваивающее       хозяйство   сменилось производящим.

 

Наметилось первое разделение труда – земледелие и скотоводство; возникают ремесла (прядение,

ткачество, гончарное производство). Развитие скотоводства, плужного земледелия, металлообработки,

ремесел подняло роль мужчин в хозяйственной деятельности, в обществе и семье. В результате

возрастания роли мужчин осуществляется переход от матриархальных отношений к патриархальным. Этот

переход повлек за собой переустройство уклада жизни, появлению новых традиций, норм, ценностей.

Эпоха патриархата – это время разложения первобытного общества. Община превращается из первобытной в сельскую, соседскую.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 359; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!