Анализ сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».



Главными героями являются животные: старая Утка, Селезень, Серая шейка, Лиса, Заяц, в котором изображаются характеры героев.

Старая Утка добрая, заботливая, сопереживает дочери, но ничем не может ей помочь:- Даже и подумать страшно, как мы покинем здесь Серую Шейку одну, - повторяла Утка со слезами. - Все улетят, а она останется одна-одинешенька. Да, совсем одна... Мы улетим на юг, в тепло, а она, бедняжка, здесь будет мерзнуть... Ведь она наша дочь, и как я ее люблю, мою Серую Шейку!

Знаешь, старик, останусь-ка я с ней зимовать здесь вместе...

- Если бы можно было тебя перенести на теплый ключ, что и зимой не

замерзает, - совсем было бы хорошо. Это недалеко отсюда... Впрочем, что же

и говорить-то попусту, все равно нам не перенести тебя туда!

Селезень равнодушный эгоист:

- Селезень всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой

Шейке. Конечно, он тоже любил ее, но зачем же напрасно тревожить себя?

Ну, останется, ну, замерзнет, - жаль, конечно, а все-таки ничего не

поделаешь. Наконец, нужно подумать и о других детях. Жена вечно

волнуется, а нужно смотреть на вещи серьезно. Селезень про себя жалел

жену, но не понимал в полной мере ее материнского горя. Уж лучше было

бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку, - ведь все равно она

должна погибнуть зимой.

Заяц трусливый, добрый:

- Ах, как ты меня напугала, глупая! - проговорил Заяц, немного

успокоившись. - Душа в пятки ушла... И зачем ты толчешься здесь? Ведь все

утки давно улетели...

- Я не могу летать: Лиса мне крылышко перекусила, когда я еще была совсем

маленькой...

- Уж эта мне Лиса!.. Нет хуже зверя. Она и до меня давно добирается... Ты

берегись ее, особенно когда река покроется льдом. Как раз сцапает...

- Ах, какая бессовестная эта Лиса... Какая несчастная эта Серая Шейка! Съест

ее Лиса...

Лиса хитрая и ценичная:

- А, старая знакомая, здравствуй! - ласково проговорила Лиса,

останавливаясь на берегу. - Давненько не видались... Поздравляю с зимой…- Соскучилась я по тебе, уточка... Выходи сюда; а не хочешь, так я сама к

тебе приду. Я не спесива...

- Ничего, ныряй, а я тебя все равно съем... Выходи лучше сама.

Серая Шейка слабая, беззащитная, но в тоже время самоотверженная,

терпеливая, умеющая любить:

Серой Шейкой они называли свою калеку-дочь, у которой было переломлено

крыло еще весной, когда подкралась к выводку Лиса и схватила утенка.

Старая Утка смело бросилась на врага и отбила утенка; но одно крылышко

оказалось сломанным…

- Я буду все время думать о вас... - повторяла бедная Серая Шейка. - Все буду

думать: где вы, что вы делаете, весело ли вам? Все равно и будет, точно и я с

вами вместе…

Одна Серая Шейка не могла принимать участия в этих прогулках и любовалась ими только издали. Что делать, приходилось мириться со своей судьбой. Зато как она плавала, как ныряла! Вода для нее составляла все… Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен. Огорчение Серой Шейки дошло до последней степени, когда на берегу показалась Лиса, - это была та самая Лиса, которая переломила ей крыло…

Добродушный старичок Акинтич друг и защитник природы:

- Ах, глупая, глупая... Да ведь ты замерзнешь тут или Лиса тебя съест! Да...

Старичок подумал-подумал, покачал головой и решил:

- А мы вот что с тобой сделаем: я тебя внучкам унесу. Вот-то

обрадуются... А весной ты старухе яичек нанесешь да утяток выведешь.

Так я говорю? Вот то-то, глупая...

Старичок добыл Серую Шейку из полыньи и положил за пазуху. А старухе я ничего не скажу, - соображал он, направляясь домой. - Пусть ее шуба с воротником вместе еще погуляет в лесу. Главное: внучки вот как обрадуются...Это гуманистическое произведение, в котором органично сочетаются нравственные и общественные идеи. Аллегория сказки связана с перенесением социальных явлений в мир птиц, зверей. В то же время животные разговаривают, действуют подобно людям; с ними происходят необычайные, удивительные события. Основное средство, которым пользуется автор при создании сказки, - это олицетворение.

Например,

- А другие дети? – спросил Селезень.

- Те здоровы, обойдутся и без меня - ответила старая Утка.

- Неужели вся река замерзнет? - думала Серая Шейка с ужасом...

- Дедушка, Лиса убежала, - объяснила Серая Шейка.

- Убежала? Вот тебе, старуха, и воротник к шубе... Что же я теперь буду

делать, а? Ну и грех вышел... А ты, глупая, зачем тут плаваешь?

- А я, дедушка, не могла улететь вместе с другими. У меня одно крылышко

попорчено... Мамин-Сибиряк тщательно продумал структуру сказки. В ней невелик круг действующих лиц. Сюжет развивается плавно и неторопливо. Вставные эпизоды имеют тесную связь с сюжетом Например, эпизод о первой встрече Лисы и Серой Шейки. Композиционная прозрачность и стилистическая ясность произведения помогают Мамину- Сибиряку, не снижая идейной остроты, воспитывать в детях любовь к родине, к природе. Динамичен язык и стиль сказки, высоко поэтичны картины северной природы. Сюжетными компонентами стали и холодный осенний ветер, и небо, затянутое неуютными серыми облаками, то и дело роняющими мелкий дождь, - все то, что так выразительно оттеняет грустное одиночество маленькой птицы. "Скоро выпал и первый снег, а река все еще не поддавалась холоду. Все, что замерзало по ночам, вода разбивала. Борьба шла не на живот, а на смерть. Всего опаснее были ясные звездные ночи, когда все затихало и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать ее льдом сонную. Так и случилось. Была тихая-тихая звездная ночь. Тихо стоял темный лес на берегу, точно стража из великанов. Горы казались выше, как это бывает ночью. Высокий месяц обливал все своим искрившимся светом. Бурлившая днем горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко- крепко обнял непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом". Кроме того язык произведения достаточно прост и доступен. Присутствует большое количество эпитетов и сравнений.

 

Анализ сказки Гаршин «Лягушка-путешественница».

 

Сказка Гаршина «Лягушка — Путешественница» — забавная и преинтереснейшая история о бравой лягушке. Итак, что же за «Лягушка – Путешественница» перед нами. Сюжет этого приключенческого «экшена» завертелся, закружился вокруг любопытства любительницы комаров да мошек. Набравшись смелости, Лягушка — Путешественница спросила у прилетевших на болото уток, куда они летят, те, в свою очередь, расписали ей всеми красками живописную картину юга. После чего нашему отважному персонажу безумно захотелось воспользоваться «утиными авиалиниями». И вот началось…! Придумывает наша путешественница небывалую идею перелёта. Буквально на ваших глазах, дорогие друзья, на лице лягушки рождается «эврика» Ах, какая идея родилась – утки возьмут в клюв веточку, а она вцепится, да так и полетит. Этот и многие другие эпизоды подчёркивают, что «Лягушка – Путешественница» не проста, она наделена недюжинной сообразительностью и смекалкой. Надо отдать должное героине, на протяжении всей сказки она проявляла себя, как сильная духом, полная молодецкой выдержки квакушка. А ведь как тяжело ей было, когда летела она на воплощённом в жизнь собственном изобретении (ветке, которую держали две утки, кстати, способ не запатентованный). Сердце её замирало от непривычной для лягушек высоты. Однако не совсем просто ведёт себя земноводное. Что же попалось такого «склизкого» в биографии путешественницы? Вроде бы и умна героиня, и вежлива, и обаятельна. А вот взяла и возгордилась. Попросила уток Лягушка — Путешественница лететь пониже, дабы страшно ей так высоко в небе с ними парить. А в тайне захотела она, чтобы народ дивился этакому чуду – жаба в небе! И вот, наша изобретательница добивается восторга и изумления с земли стоящих людей. И именно в этом момент, Лягушка — Путешественница захотела что есть мочи «квакнуть» и рассказать людям, что это она придумала такое изобретение. Далее её полет превратился в ускорение свободного падения отдельно летающих лягушек, а значит полетела она — с руки батюшки Ньютона – вниз, благо, что летели утки низенко и над водоёмом.

Оказавшись в чужом болоте, лягушка недолго горевала, тщеславие вскружило ей голову. И начала наша Лягушка – Путешественница болотным жителям всякие небылицы травить. Будто бы у неё целая стая уток, а она ими всеми управляет, на болоте у них задержалась отдохнуть до весны, затем вернутся её утки и полетят они дальше.

Лягушка – путешественницанемного о морали

Да, друзья, рождённый ползать – летать не может! Все воспеваемые автором качества, такие как сообразительность, находчивость, храбрость и красноречие позволили лягушке — путешественницы взмыть в небо, и приобщиться к летающим созданиям. Но лягушка наряду с добрыми качествами имела и несколько худых, которые и свели её полет на нет. Надо сказать, повезло ещё, что Лягушка -Путешественница шлёпнулась с высоты птичьего полёта своей гордыни в болото. Гордыня и тщеславие – эти чувства настолько захватили ум Лягушки – Путешественницы, что пришлось ей расхлёбывать их плоды уже не в своём, а в чужом болоте.

 

М, Горький. Анализ сказки «Воробьишко».

 

Одним из самых ярких детских произведений Горького по праву можно определить сказку «Воробьишко». Воробьишко Пудик летать еще не умел, но уже с любопытством выглядывал из гнезда: «Хотелось поскорее узнать, что такое Божий мир и годится ли он для него». Пудик очень любознателен, все-то ему хочется понять: отчего деревья качаются (пусть перестанут - тогда и ветра не будет); почему это люди бескрылые - им что, кошка крылья оборвала?.. Из-за непомерного любопытства Пудик и попадает в беду - вываливается из гнезда; а уж кошка «рыжая, зеленые глаза» тут как тут. Происходит сражение между мамой-воробьихой и рыжей разбойницей. Пудик от страха даже первый раз в жизни взлетел... Все кончилось благополучно, «если забыть о том, что мама осталась без хвоста».

В образе Пудика ясно проглядывает характер ребенка - непосредственного, непослушного, шаловливого. Мягкий юмор, неброские краски создают теплый и добрый мир этой сказки. Язык ясный, простой, понятный малышу. Речь персонажей-птичек основана на звукоподражании:

«- Что, что? - спрашивала его воробьиха-мама.

Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:

- Чересчур черна, чересчур!

Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:

- Чив ли я? Мама-воробьиха одобряла его:

- Чив, чив!»

Рассказ про воробьишку издавался не раз. Маленький Пудик не хотел слушаться родителей и чуть не пропал. Что же выходит: слушайтесь маму и папу, и всё будет в порядке? Так, да не совсем. Горький вовсе не бранит Пудика, а симпатизирует ему. Благодаря своей дерзости птенец научился летать. И на осуждающее мамино «что, что?» (видишь, мол, что бывает, если не слушаться?) птенец отвечает убедительно и мудро: «Всему сразу не научишься!»

В сказке «Воробьишко» есть еще один момент воспитания. Это воспитание доброты к миру, всему его разнообразию. Пудик думает, что он, его папа и мама самые совершенные существа на этой земле. Действительно: они живут высоко, под крышей и смотрят на мир свысока.

Внизу ходят взад и вперед люди, которые гораздо больше Пудика размерами и, конечно сильнее его физически. Но людей «едят мошки», маленькие существа, которые гораздо меньше самого Пудика, доставляют неприятности большому человеку. Что может быть хуже, когда тебя буквально едят? А маленький Пудик сам ест этих самых мошек. Так что же получается: Пудик сильнее мошек, а значит он и сильнее человека?

«Идёт мимо бани мужик, - читаем мы в сказке, - махает руками.

- Чисто крылья ему оборвала кошка, - сказал Пудик, - одни косточки остались!

- Это человек, они все бескрылые! - сказала воробьиха.

- Почему?

- У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?

- Зачем?

- Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек…

- Чушь! - сказал Пудик. - Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.

Пудик не верил маме; он ещё не знал, что если маме не верить, это плохо кончится.

Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:

- Эх, бескрылый человек,

У тебя две ножки,

Хоть и очень ты велик,

Едят тебя мошки!»

Пудик буквально вырос в своих глазах, загордился и пропищал: «А я маленький совсем, зато сам мошек ем». Но тут он вываливается из гнезда и оказывается перед пастью большой рыжей кошки, которая его, знаменитого и лучшего в мире Пудика, готовится съесть. Пудик испытывает холодящий душу страх от того, что может стать пищей для страшной кошки. Оказывается кошка сильнее всех?

И тут на помощь приходит воробьиха-мама. Она бесстрашно бросается на кошку, уводит её от Пудика. Неужели мама сильнее всех? А сильнее-то не мама, а мамина любовь. И это понимают читающие сказку дети. Они ведь сразу поняли, как заблуждается маленький глупенький птенчик, считая себя сильнее человека. Но они поняли, что мама, любая мама - человека, птички, котенка - не даст в обиду своего ребенка. Она не пожалеет не только своего хвоста, но и самой жизни. Значит, маму надо любить и быть благодарным ей за её самоотверженность и ежедневную заботу.

И еще, надо уважать жизнь, животных и птиц. Ведь у всех есть мамы, все радуются тому, что они живут, у всех есть свои мечты и желания. А от того, что мир населён разными существами, он и красив, и звонок и интересен. Вот так, без назидания и в доступной форме Горький преподает маленькому читателю большой урок жизни.

Сказка «Воробьишко» написана в стиле устного народного творчества. Рассказ звучит неторопливо, иносказательно. Как и в народной культуре, воробьи наделены чувствами, мыслями, человеческими переживаниями. Как и в народной сказке здесь присутствует героическое, комическое. Как и в народной сказке, в произведении Горького заложен большой воспитательный фактор.

Таким образом, сказка «Воробьишко» - одно из ярких произведений для детей, вошедших в сокровищницу мировой культуры.

 

Сказка А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Образ главного героя. Художественные и педагогические ценности сказки, смысл финала.

 

 

В основе сюжета этой сказочной повести А. Н. Толстого лежит борьба Буратино и его друзей с Карабасом Барабасом, Дуремаром, лисой Алисой и котом Базилио — борьба за овладение золотым ключиком, который для Карабаса Барабаса является символом богатства, власти над бедняками. Для Буратино же, папы Карло, пуделя Артемона, Пьеро и Мальвины золотой ключик — символ свободы. Им нужен театр, чтобы ставить спектакли и радовать зрителей.

Много приключений пришлось пережить Буратино с первого дня его появления на свет, когда его мысли были «маленькими-маленькими, коротенькими, пустяковыми-пустяковыми», до того момента, когда он понял: «Надо спасти товарищей — вот и всё».

Буратино вызывает наше восхищение, что не мешает, однако, смеяться над его весёлыми проделками. Этот деревянный мальчишка — хороший товарищ и верный друг, имеющий, правда, и некоторые человеческие слабости и недостатки. А друзей у Буратино много: это и Мальвина, которая пытается привить ему хорошие манеры, и Пьеро, влюблённый в Мальвину, и другие герои.

Злые силы олицетворяют в произведении Карабас Барабас, продавец пиявок Дуремар, лиса Алиса, кот Базилио. Автор высмеивает их на протяжении всей сказки. И мы смеёмся вместе с ним, вспомнив, например, как свирепый Карабас, засунув бороду в карман, чихает без остановки, отчего на кухне всё дребезжит и качается…

Сюжет сказки развивается стремительно: всё движется, бежит, летит. Порой даже не знаешь, кому из героев надо сочувствовать, а кого следует считать противником. Это удивительно, но даже отрицательные герои вызывают нашу симпатию. Может быть, поэтому вся сказка — от начала до конца — читается на одном дыхании, легко и весело.

П.П. Бажов. Анализ сказки «Серебряное копытце».

 

 

Сказ П.П.Бажова «Серебряное копытце» воплощает в себе жанровые особенности двух типов сказки: волшебной и бытовой.

Бытовая сказка, потому что в ее основе всего одна сюжетная линия, действие происходит в правдоподобной жизненной обстановке, главные герои - обычные люди, описывается их повседневная жизнь.

Волшебная сказка, потому что в сказе присутствуют чудесный персонаж (козлик Серебряное копытце), и волшебный помощник (кошка), они совершают чудеса, происходящие в сказе.

В сказе автор использует фольклорные элементы, также присущие сказке:

-традиционный зачин

-присказки

-речевые повторы

-загадочные элементы

-эпитеты

-синонимы

-сравнения

-поговорки

-сказочные формулы

-рифмованные предложения

-уменьшительно-ласкательные суффиксы

-диалектные слова

-традиционный символ: цифра «3».

Элементы фольклора обогащают сюжет сказа, высвечивают черты характеров героев. Сказ «Серебряное копытце, как и народная сказка, учит добру, трудолюбию, вызывая сочувствие и уважение к героям произведения. Главная мысль сказителя: красота человека в его труде.

11.Анализ сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

 

 

В сказочной пьесе С. Маршака «Двенадцать месяцев» продолжается непримиримая борьба между добром и злом. Милая, ласковая девочка-падчерица несет в себе добро. Она тяжело работает, выполняя прихоти бабушки и ее дочери. Кажется, что их радуют издевательство над бедной девочки. А когда женщины узнали о приказе молодой эгоистической королевы принести из зимнего леса подснежников, жадность затмила их разум. Они теряют остатки человечности. Но, как говорится, мир не без добрых людей. Такими для девочки оказались братья-месяцы, которые не только спасли ей жизнь, но и помогли выполнить бессмысленное задание. Зато она пообещала сохранить тайну и никогда не рассказывать о волшебную поляну.

Человеческая глупость и зло не имеют границ. Вот, наверное, потому королева всем свитой отправляется в лес, чтобы собственными глазами увидеть чудо. Сирота отказывается раскрыть тайну, поскольку дала обещание братьям месяцам. Разгневанная неповиновением королева приказывает девочку утопить, а подаренную месяцы кольцо бросает в прорубь. Но, к счастью, это сказка, потому зло не может остаться не наказанным. Дед, старший брат месяцев, за жадность и жестокость превратил бабу и ее дочь на собак. Но оставил им шанс, стать лучше. Только от них зависит, смогут ли они стать снова людьми, вечно останутся собаками.

Итак, в пьесе добро победило, потому что на его защиту выступили мудрость, отзывчивость, справедливость братьев-месяцев. А победит добро в нашей жизни, зависит только от нас. Не делайте людям зла, помните, оно всегда возвращается.

Анализ сказки С. Михалкова «Три поросёнка».

 

«Три поросёнка» — одна из самых популярных детских сказок.

В отличие от своих беспечных младших братьев (в версии Михалкова — Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа), поросёнок Наф-Наф обладает завидной предусмотрительностью. Не пожалев сил, он строит себе настоящий каменный дом (в то время как братья ограничились соломенной и деревянной хижиной). И когда злой коварный Волк, охочий до свежей свинины, без труда рушит жилища Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа, именно дом Наф-Нафа становится надёжным прибежищем для всех трёх поросят.

Три поросёнка являются широко известными персонажами и используются во многих фильмах и мультфильмах.

Анализ сказки Сутеева «Палочка - выручалочка».

 

Автор сказки «Палочка-выручалочка» В. Сутеев сам иллюстрировал свои произведения. А также он писал сценарии к мультфильмам. Ещё у Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой. Художник и писатель в одном лице – это настоящий волшебник!

В сказке Сутеев описывает: какой Ёжик? - Воспитанный, вежливый, смелый, добрый, умный, находчивый, сообразительный, скромный.)

– Какой Заяц? - Невоспитанный, грубый, трусливый; благодарный.

Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными... Недаром известная русская пословица гласит: "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия.

 

Анализ сказки К.И. Чуковского «Айболит».

В основе поэмы - сказки К. И. Чуковского «Айболит», лежит тема большой любви к животным и прославление тяжелой и трудной, но в то же время очень интересной профессии - доктор ( врач лечащий людей и животных ).

Доктор Айболит в центре сюжета. Он является воплощением доброты, ума, чуткости, сострадания к ближним, сильным героем идущим к поставленной цели, побеждающим все зло - и это главные качества характеризующие большинство героев сказок Чуковского.

Идеей сказки является факт исцеления бедных, больных животных живущих в далекой Африке добрым доктором Айболитом.

Создавая сказки для малышей К. И. Чуковский непосредственно следовал своим заповедям. Сказка написана простым детским языком, эмоциональна, доступна для детей, легко воспринимается, но в то же время она оказывает большое воспитательное значение.

Рассмотрим же сказку на основе заповедей Чуковского :

1. Соблюдена графичность и образность.

«Но вот перед ним море -

Бушует, шумит на просторе.

А в море высокая ходит волна,

Сейчас Айболита проглотит она …

Но тут выплывает кит :

«Садись на меня, Айболит,

И, как большой пароход,

Тебя повезу я вперед !»

2. Живопись лирична, множество глаголов и предлогов дают ощущение постоянного движения.

«И пришла к Айболиту лиса …

И пришел к Айболиту барбос …

И прибежала зайчиха

И закричала : «Ай, ай !

Мой зайчик попал под трамвай !

Он бежал по дорожке,

И ему перерезало ножки,

И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой !»

Вместе с его героями тоже хочется, что то делать, как то действовать, чем то помочь.

3. Подвижность и переменчивость ритма.

«Но вот, поглядите, какая - то птица

Все ближе и ближе по воздуху мчится.

На птице, глядите, сидит Айболит

И шляпою машет и громко кричит :

«Да здравствует милая Африка !»»

4. Музыкальность поэтической речи.

 

«Вот и Гиппо, вот и Попо,

Гиппо - попо, Гиппо - попо !

Вот идет Гиппопотам.

Он идет от Занзибара,

Он идет к Килиманджаро -

И кричит он, и поет он :

«Слава, слава Айболиту !

Слава добрым докторам !»»

5. Присутствует игра.

«И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по животикам,

И всем по порядку

Дает шоколадку,

И ставит и ставит им градусники !

И к полосатым

Бежит он тигрятам,

И к бедным горбатым

Больным верблюжатам,

И каждого гоголем,

Каждого моголем,

Гоголем - моголем,

Гоголем - моголем,

Гоголем - моголем потчует»

К. И. Чуковский прекрасно использовал свои заповеди в сказке «Айболит». Эту сказку и сейчас очень любят дети, и после будут любить и читать ее вновь и вновь. Это все благодаря высокому мастерству и таланту великого поэта.

 

Анализ сказки Ш Перро "Кот в сапогах"

«Кот в сапогах» - одна из самых знаменитых сказок французского писателя Шарля Перро, впервые увидевшая свет в конце XVII века. Как и другие произведения автора, изначально книга издавалась под именем сына писателя, т.к. такие легкомысленные произведения могли навредить репутации уважаемого человека в возрасте. Несмотря на то, что для современного читателя жанр сказки является более чем привычным, на момент своего создания они были смелым новаторским решением, положившим начало детской литературе.

«Кот в сапогах» не является авторским произведением в полном смысле слова, поскольку такой сюжет о животном-помощнике был достаточно распространенным в западном фольклоре. Главной заслугой Шарля Перро является обобщение известного сюжета и придание ему более близкой для современников, интересной литературной формы.

Эта популярная и сегодня история повествует о том, что для успешной судьбы главными являются не материальные ценности, а личностные качества (смекалка, ум, нестандартный подход к решению проблем), благодаря которым можно найти выход из любых затруднений, завоевать признание и любовь, победить противников, которые значительно превосходят в силе.

В основе сюжетной линии сказки «Кот в сапогах» лежит рассказ о младшем сыне мельника, получившем в отличие от двух других в наследство от отца лишь кота. Однако это животное оказывается не обычным, а волшебным. Смелый и смекалистый кот знакомится с королем и преподносит ему подарки от имени своего хозяина, якобы маркиза, а затем разыгрывает сценку с ограблением сына мельника, помогая последнему стать познакомиться с дочерью короля. После этого хитрый кот побеждает злого людоеда и дарит своему хозяину замок с обширными землями. Король, увидев богатство новоиспеченного маркиза, позволяет хозяину кота жениться на принцессе, в которую тот влюблен.

 

Анализ сказки Андерсена "Гадки утенок

ГАДКИЙ УТЁНОК - герой сказки Х. К. Андерсена «Гадкий утенок» (1843). Мытарства некрасивого «утенка» , который на самом деле лебедь, обычно интерпретируют как метафору судьбы художника. Между тем сокровенный смысл этой философической сказки Андерсена, близкой к притче, в извечном столкновении двух сил: добра и зла. Преображение когда-то некрасивого птенца в прекрасного лебедя - лишь внешняя сторона сюжета. Суть - в изначально благородной натуре маленького Г. у, от природы щедро открытого любви и добру. Гонимый всеми, он не только не озлобился, когда тупые и чванливые обитатели птичьего двора с негодованием отринули его за непохожесть на них самих; он готов был усомниться в себе самом, обвинить в своих несчастьях себя. Андерсен, конечно, антропоморфизирует мир птичника, в котором царит совершенно человеческая иерархичность, где абсолютно серьезно обсуждается предложение «переделать» маленького уродца. Правда, когда Г. у. после бесконечного унижения и травли решился смиренно принять смерть - раз уж с его безобразием и жить нельзя, - он выбирает для «казни» не уток-гусей-индюшек, а величественных и благородных красавцев лебедей. И оказалось, что они - его собственное отражение. Андерсен радуется за своего героя: «Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца! » Но Г. у. хорош даже не тем, что в действительности он - лебедь. Наверняка он и уткой был бы замечательной.

 

Златовласка

Классическая сказка о любви прекрасной Златовласки к юному Иржику. Злой Король велит своему повару Иржику приготовить ему рыбу. Несмотря на строгий запрет, Иржик решает отведать чудесную рыбу и начинает понимать язык зверей. Правда выходит наружу, и король, вместо того, чтобы казнить Иржика, посылает его на поиски невесты, златовласой принцессы. Чтобы добыть ее, Иржик должен выполнить три задания, в этом ему помогают муравьи, рыба ивороны, которых он спасает в пути.Эта сказка учит не бояться трудностей. Надо всегда помогать другим в сложной ситуации. У Иржика много друзей, потому,что он помог всем, кого встретил на своём пути, и они поэтому помогают нашему герою.

 

Т.Александрова "Домовенок Кузя"

Как же приятно окунуться в атмосферу старой доброй, волшебной сказки! Это потрясающее чувство, что ты опять окунулся в детство.Сказка "Домовенок Кузька" Т. Александровой - это сказка на все времена. Она приятно радует не только взрослых, но и удивит наших детей, которые в век современных технологий пресыщены разными новшествами.Эта сказка о еще маленьком (всего семь веков) домовенке Кузе. Это маленький шалун-мальчишка, с которым случаются разные истории потому, что он еще наивен, доверчив, добр ко всем окружающим. И вместе с читателем Кузя растет, находит новых друзей, умнеет, делая выводы из своих поступков. А юный читатель узнает много нового из русского фольклора, из истории своей Родины.В книге три части "Кузька в новом доме", "Кузька в лесу", "Кузька у Бабы Яги". Первая часть рассказывает о событиях, которые происходят в настоящем. Остальные две - это воспоминания Кузи о его приключениях, которые он рассказывает девочке Наташе.В книге очень много слов, которые были придуманы самой писательницей, поэтому маленьким детям будет тяжело воспринимать сказку. А где-то с 5 лет ребятишки с удовольствием окунутся в мир волшебства, при условии что, читать им будет взрослый. Для самостоятельного прочтения я рекомендую эту сказку в младшем школьном возрасте.Интересен тот факт, что у домовенка Кузи есть день рождения 8 октября 1972 года. Именно в этот день был придуман персонаж. А еще интересно, что первые картинки к сказке рисовала сама автор Татьяна Ивановна Александрова. Правда, иллюстрировали выпущенную книгу другие художники Г. Александрова и А. Скориков, а рисунки Татьяны Ивановны отказались печатать, сославшись на то, что она не член Союза художников. Красиво иллюстрированная увлекательная сказка про приключения домовенка Кузи и его друга Нафани. В книжке много ярких рисунков, дополняющих содержание..

 

Сказка Киплинга "Слоненок"

Интересная сказка от известного английского писателя – мастера приключенческой литературы Редьярда Киплинга об очень любопытном слонёнке, который постоянно совал свой нос куда не следует и от того сильно страдал:

«- Простите, - вежливо ответил слоненок, - но отец меня бил, мать меня била, не говоря уж о дяде страусе и тете жирафе, которая дерется так же больно, как дядя гиппопотам и дядя павиан. Бил меня даже здесь на берегу двухцветный питон, а он своим тяжелым-претяжелым хвостом колотит больнее их всех. Если вам все равно, то, пожалуйста, хоть вы меня не бейте».И вот однажды слонёнок задаётся очень важным вопросом: «Что у крокодила на обед?» Одно только упоминания об этом опасном хищнике наводит на обитателей джунглей страх, хотя сам слонёнок с крокодилом не встречался и совсем не понимает, что в нём такого ужасного?! Недолго думая, слонёнок отправляется на его поиски.

Эта одна из версий происхождения у этого крупного млекопитающего хобота совсем небольшая, однако, на мой взгляд, несколько жестокая.

 

Н.Носов "Приключеня Незнайки и его друзей"

Действие этого произведения Н. Н. Носова происходит в стране, где живут малыши-коротыши — мальчики и девочки ростом с небольшой огурец. Все жители Цветочного города — и дети и взрослые, если можно так сказать, в одном лице: по роду занятий — взрослые, по характеру и поведению — настоящие дети. Они очень образованны: придумывают хитроумные машины, строят воздушный шар, живут в вертящихся домах.Охотник Пулька, главный малыш-коротыш Знайка, поэт Цветик, доктор Пилюлькин и другие — все они яркие личности, каждый занят своим делом. И только Незнайка никак не может найти себя в жизни, за всё берётся и всё бросает, при этом умудряется всё испортить.Незнайка — шалун, хвастунишка, фантазёр и невежда. Из-за своей беспечности и самоуверенности он постоянно попадает в комические положения. Но он мил и обаятелен, никто на него зла не держит, из компании его не выгоняют. Почему? Наверное, потому, что он естествен и отзывчив, всегда готов помочь своим друзьям. Да и сам писатель не скрывает тёплых чувств к Незнайке.Все шестнадцать друзей-коротышек покоряют читателя тем, что живут «по правде», как настоящие дети. Цветочный же, Зелёный и Солнечный города —это примеры справедливого устройства городов детей, где все хорошо трудятся, любят науки, искусство и никто не посягает на свободу другого.Произведение Носова очень занимательно, интересно и поучительно. А мораль его проста: без труда и учения не станешь умелым и уважаемым человеком.Мой любимый герой - Незнайка. Он персонаж сказочной повести Н.Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал. В своей ярко- голубой шляпе, канареечных брюках и оранжевой рубашке с зелёным галстуком Незнайка любил целыми днями слоняться по улицам, сочинять разные небылицы и всем их рассказывать. Незнайка - самый известный коротышка сказочного Цветочного города, фантазёр и хвастун, непоседа и забияка. Он в центре всех увлекательных, а порой опасных приключений и происшествий на Земле и на Луне. Незнайка похож на ребенка своей любознательностью, неусидчивостью, со своими недостатками.К тому же Незнайка подвижен, открыт, общителен и не лишен талантов. Первый раз, взяв в руки кисти и краски, он за одну ночь нарисовал портреты всех своих друзей.Или вот еще: создал стихотворные шедевры:Торопыжка был голодный,проглотил утюг холодный.

Не знать Незнайку невозможно. Каждый ребенок хоть однажды слышал про этого герой, или смотрел мультфильм, или читал книгу. Вызывающе пёстрый и яркий наряд и агрессивное поведение выделяют его в любой толпе. Незнайка известный врун, хвастун и лентяй, но зато у него огромное обаяние, он неотразим, и эти сразу запоминается читателю.

Сказка Э Мошковской "Вежливое слово"

Стихи Эммы Мошковской удивительно самобытны и своеобразны. Прежде всего, благодаря умению автора передать мироощущение и переживания ребёнка, его непосредственность и простодушие. «У неё есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная весёлость, умение играть с детьми, не подлаживаясь к ним», – написал о стихах Эммы Мошковской Самуил Маршак, одобряя её дебют в детской поэзии. Читайте вашим детям хорошие книги!

Театр открывается!

К началу всё готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово.В три часа открылась касса,

Собралось народу масса,

Даже Ёжик пожилой

Притащился чуть живой…- Подходите,

Ёжик, Ёжик!

Вам билет

В каком ряду?

И вдруг,

Отпихнув

Старух,

Стариков,

Барсуков,

Бурундуков…

Вдруг ворвался Косолапый,

Отдавил хвосты и лапы,

Стукнул Зайца пожилого…

— Касса, выдай мне билет!

— Ваше вежливое слово?

— У меня такого нет

.Сказка Л.Прокофьевой "Не буду просит прощения"

Трудные слова: Рупор,мелькали снежинки,запахнела шубку,заломило руки, зябче(холоднее), поплёлся,стелются,старая попона. Герои: Великие холода, Волшебник с котом, Вася, мама, тетя, Лиса-красавица,Медведица, Елка, Лошадь. Слова повторы: тепло-тепло.Сказка авторская,вид сказки-социально-бытовая.

Рассказ Л.Понтелеева "Честное слово"

Рассказ Леонида Пантелеева «Честное слово» повествует о смелом и благородном мальчике, который обладал сильной волей и храбрым сердцем. Повествование ведётся от лица автора, который стал случайным участником описываемых событий. Он отдыхал в парке и услышал плач маленького мальчика. Старшие ребята велели ему стоять на посту, и он не мог уйти, не мог нарушить данное им честное слово. Автор видит, как серьёзно мальчик относится к игре, и это вызывает у него улыбку. Но она сразу же сменяется восхищением силой воли этого маленького человека. Автор придумывает, как освободить мальчика от данного слова. Только приказ командира, которого рассказчик случайно встретил около парка, смог заставить ребёнка покинуть свой пост. Этот герой вызывает уважение. Он ещё маленький и доверчивый, но уже смелый, мужественный, несгибаемый. Для него собственное честное слово оказывается дороже всего. Ни холод, ни голод не могут поколебать его волю. Авторскому восхищению нет предела: «Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей». Этот рассказ учит нас мужеству, благородству, честности. Людям, обладающим такими качествами, нечего бояться. Читателю хочется быть похожим на этого мальчика.самые лучшие человеческие качества - честность, храбрость, достоинство - проявляются не только в исключительных обстоятельствах, но и в самой обычной, будничной обстановке. Вот почему написанный в мирные дни рассказ "Честное слово" о верности маленького мальчика данному слову так актуально прозвучал в первые дни войны. Его не только опубликовали, но и читали по радио.самые лучшие человеческие качества - честность, храбрость, достоинство - проявляются не только в исключительных обстоятельствах, но и в самой обычной, будничной обстановке. Вот почему написанный в мирные дни рассказ "Честное слово" о верности маленького мальчика данному слову так актуально прозвучал в первые дни войны. Его не только опубликовали, но и читали по радио.Трудные слова: зарябило,поспешно,караул, часовой, небось,околыш.

Рассказ Л.Н. ТОлстого "Филлипок"

Основные мысли рассказа - стремление к знаниям через преодоление препятствий. Мудрость как итог познания. Страх перед трудностями познания и поиск путей их преодоления.Крестьянский мальчик Филиппок, герой Л. Толстого, учился в сельской школе во второй половине 19 века. У него как и у других школьников того времени были псалтырь, чернильницы, перья, колокольчик, перочинный нож, пенал. Ученическая форма Филиппка - косоворотка. Еще у него огромные валенки. сам он маленького роста. Филиппок про себя говорит: "Я бедовый, я ловкий". Герой рассказа произносит свое имя так: "Хвилипок". У Филиппка была сильнейшая тяга к знаниям, однако по дороге в школу у его настигли неприятности, и он вынужден был убежать, свернув тем самым с пути в школу. После длительной рефлексии тяга к знаниям все же победила, и Филиппок в школу все-таки пошел. ФИЛИПОК — маленький деревенский мальчик, младший в семье. Он непоседлив, решителен и смел. Не желая оставаться с бабушкой и скучать, Филипок один отправился в школу. На пути мальчику встретились собаки, от которых ему удалось убежать. Филипок боялся, что учитель его прогонит. Оробев и растерявшись, мальчик заплакал. Но потом, когда учитель разрешил ему остаться в классе, быстро осмелел. Это любознательный и активный ребёнок.

Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уже и немножко читать умел.

- Ну-ка, сложи своё имя.

Филипок сказал:

- Хве-и – хви, ле-и – ли, пе-ок – пок.

Все засмеялись.

- Молодец, - сказал учитель. – Кто же тебя учил читать?

Филипок осмелился и сказал:

- Костюшка! Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!

Учитель засмеялся и сказал:

- Ты погоди хвалиться, а поучись.

Трудные слова:постреленок, подобрал полы.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 4656; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!