Педагогическая антопология О.Ф.Больнова
Вопрос:педагогическая антропология как учебная дисциплина:объект,предмет,цель,задачи,методы исследования.
Педагогическая антропология — «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» (К.Д. Ушинский); философское течение, претендующее на создание целостного и всестороннего взгляда на воспитание (В.Б. Куликов); педагогически интерпретированное знание о природе и сущности развития личности, общества и познания (Б.М. Бим-Бад); человека.
Цель педагогической антропологии — вскрытие антропологическихзакономерностей протекания процесса взаимодействия в системе«человек — человек» в ситуации передачи накопленного человечеством опыта последующим поколениям, определение принциповфункционирования этого процесса, формирование категориальногоаппарата.
Объект — отношения «человек — человек» в системе образования.
Предмет педагогической антропологии — целостный человек в его становлении в процессе социализации и воспитания, механизмы, этапы этого становления, источники самодвижения и развития, рассматриваемые через призму педагогического целеполагания, т.е. научного обоснования целей педагогической деятельности.
Задачи педагогической антропологии:
• понять, как очеловечивается, социализируется человек и как люди разного возраста влияют друг на друга;
• определить законы, пути, формы и методы организации гуманистически ориентированного образовательного процесса;
|
|
• узнать и понять человека как воспитателя и воспитуемого;
• выяснить, насколько человек воспитуем и обучаем на разных этапах жизни;
• разобраться, как человек осознает свой рассудочный процесс, контролирует его логичность, истинность, проверяет его результат в процессе педагогического взаимодействия;
• обосновать условия развития человеческой креативности в образовательной системе;
• разработать критерии антропологических образовательных систем и путей их реализации.
Один из методов педагогической антропологии — исторический. Использование педагогической антропологией данных ирезультатовистории облегчается, в частности, с помощью их сопоставительногоанализа.
Метод интерпретации Этот метод заключается в истолковании компонентовпедагогического процесса с позиций сущностных характеристик человека, раскрываемых философской антропологией, с позиции гуманистической и описательной психологии и методологии воспитывающего понимания.Синтез педагогическая антропология осуществляет, в частности, спомощью герменевтики (интерпретации). Интерпретировать — значит раскрыть смысл, содержание чего-либо. Педагогическое толкование — это объяснение того, чем ипочему данное явление или процессзначимы для педагогики. Метод идентификации представляет собой взгляд с позиций философско-антропологического подхода на данные других человековедческих наук и форм общественного сознания (искусство, философия,мораль) с целью выделения и синтеза апробированных источниковпознания и методов воспитания.В педагогической антропологии широко используются: анализ, синтез, сравнение, аналогии, индукция, дедукция и пр.
|
|
Все методы, как правило, используются в комплексе. Основная задача перечисленных методов — осуществлять собственно педагогический синтез человекознания (Б.М. Бим-Бад).Конкретные методы исследования:Биографический изучение дневников, продуктов творчества, интроспекция и анализ воспоминаний. Используется педагогической антропологией для изучения развития личностив единстве с социальной историей.Особое значение для философско-антропологического подходаимеет художественный метод, представляющий интерпретацию произведений искусства, особенно посвященных детству, образованию.Казусный метод (изучение отдельных случаев) полезен при исследовании нетипичных и типичных конкретных судеб, характеров, педагогических ситуаций. Рассмотрение отдельных случаев производится вих связи с общими принципами педагогической антропологии. Частоказусы берутся из клинической практики.наблюдения — массовые и одиночные, как с применением опросныхлистов, так и без них.Применяется также составление характеристик, психограмм и т.п. Экспериментальные исследованияв области педагогической антропологии тесно связаны с инновационными проектами.
|
|
5 вопрос:История понятия "педагогическая антропология", вклад Пирогова и Ушинского в развитие пед.антропологии
Сам термин «педагогическая антропология» возник в 60-е гг. XIX в. в России. Его впервые употребил Н. И. Пирогов в своей знаменитой статье «Вопросы жизни» (1856), а уточнил, наполнил конкретным содержанием К.Д.Ушинский в специальном многотомном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» .Появление этого совершенно непривычного термина не было случайностью. Поиски в сфере народного образования, переосмысление привычных взглядов на воспитание детей представляли значительный интерес для российского общества того времени. Отмена крепостного права ломала многие стереотипы и вызвала к жизни новые социальные, социально-психологические, экономические, юридические, педагогические проблемы. Одновременно с этим в стране нарастало революционное движение, становились все более широко известными материалистические, атеистические взгляды, все более популярны — гуманистические идеи.Ситуация требовала изменений школы — ее организации, содержания образования, педагогического мировоззрения. России требовалась педагогика, ориентированная на сохранение и совершенствование человеческой природы, а не только на передачу и умножение человеческого знания. Такую — новую — педагогику и назвали по-новому, подчеркнув непривычным термином тесную связь человека и воспитания. Очевидно, что на выбор термина повлияла чрезвычайная популярность в то время в мире и в России в том числе дарвиновской антропологии.Для Н. И. Пирогова, как и для К. Д. Ушинского, термин «педагогическая антропология» обозначал «новую педагогику».Определяющую роль в построении этой педагогики играли исходные установки Н. И. Пирогова и К.Д. Ушинского, суть которых можно выразить следующим образом.Человек и ребенок — основные социокультурные ценности. Так, Н. И. Пирогов считал, что и государство, и народ, и человечество существуют только для человека, а ребенок ~- цель самого себя, а не средство достижения какой-либо цели. Воспитание — основное содержание педагогического процесса, целями которого являются:— «сделать нас людьми, воспитать не негоциантов, моряков, солдат, юристов, но людей и граждан» (Пирогов);
|
|
— открыть средства «к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты» (Ушинский);— «приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой» (Пирогов).Средства своего «воспитательного влияния» новая педагогика должна была «черпать» из природы человека, т. е. исходить из объективных законов человеческого развития.Педагогическая деятельность рассматривалась в педагогической антропологии как целостный процесс, направленный на целостное же развитие не только сознания, чувств и воли ребенка, но и на совершенствование его телесных, душевных и духовных стремлений, взаимосвязанных между собой. Большое значение придавалось предоставлению детям возможности для самостоятельной, «вольной и излюбленной», деятельности — физической, умственной и духовной.От воспитателя требовалось умение воздействовать на детей без насилия, не «навязывать своих убеждений воспитаннику, но пробуждать в нем жажду этих убеждений и мужество к обороне их как от собственных низких стремлений, так и от других» (К. Д. Ушинский).Идеи педагогической антропологии нашли своих сторонников в России. Их активно и творчески претворяли в жизнь многие педагоги. Их продолжали развивать выдающиеся деятели педагогики: ГТ.Ф. Каптерев, А. Ф.Лазурский и многие другие. Педагогическая антропология сегодня играет роль интегрированного знания о ребенке как целостном существе, полноценном представителе вида ХОМА САПИЕНС полноправном участнике воспитательного процесса.
Она выполняет ряд функций, являясь:теорией современного педагогического знания;
научной основой гуманитарного педагогического мировоззрения;теоретическим обоснованием педагогических новаций в области воспитания.Объектом современной педагогической антропологии являются отношения человек—человек. Предметом — ребенок как участник воспитательного процесса.Таким образом, педагогическая антропология отличается от коллективистического (изучает отношения человек—общество) и индивидуалистического (изучает отношения человека к себе самому) человековедения. Она открывает подлинный облик ребенка и в то же время делает знания о человеке актуальными для педагогики, позволяет опираться на антропологическое знание в процессе организации и осмысления педагогического процесса.Специфика данной отрасли человековедения состоит в том, что педагогическая антропология сама не открывает ничего нового. Но, следуя за К. Д. Ушинским, расставляет акценты в уже известном, актуализирует и интегрирует в педагогику самую разнообразную информацию, имеющую отношение к ребенку, его физическому и духовному бытию, развитию, воспитанию. Эта интеграция и эти акценты делают педагогическую антропологию и вечно живой, и постоянно обновляющейся, и актуальной научной дисциплиной.Итак, мы убедились в том, что понятие «педагогическая антропология» восходит к кантовской «антропологии». Педагогическое человековедение не просто заимствовало у великого философа его термин, оно усвоило идеологию И. Канта, его взгляды на природу человека и на воспитание.
Педагогическая антопология О.Ф.Больнова
Отто Фридрих Больнов (1912–1991) — один из наиболее известных сторонников педагогической антропологии, последователь «философии духа» Исходный пункт его философских идей — философия жизни и «философия духа», на основе которых он пытается дать обоснование педагогической антропологии. Поэтому для него очевидным является факт взаимодействия между феноменами образования и способом жизни человека, или человеческой экзистенцией. Результаты специальных наук о человеке должны быть поняты с единой позиции — с позиции педагогической антропологии. Однако педагогическая антропология является не простой интеграцией данных наук о человеке, а специфической постановкой задачи — антропологического подхода к этим данным, антропологического рассмотрения этих данных.Антропологический способ исследования задается вопросом о том, насколько полны специально-научные данные о человеке, исходя из целостности человека, из жизни человека как целостного феномена. Антропологический способ рассмотрения предполагает осознание безосновности человеческой жизни, которая никогда не может быть полностью постигнута ни в одной из концепций человека. Этот способ оказывается весьма созвучен феноменологическому методу редукции. Разъясняя его в книге «Антропологический способ рассмотрения в педагогике» (1965), Больнов выявляет четыре принципа, методологическизначимых для антропологических исследований: 1) принцип антропологической редукции; 2) принцип Органона; 3) принцип антропологической интерпретации отдельных феноменов; 4) принцип открытых вопросов.
Больнов обращает внимание на изменения в образе человека, произошедшие на протяжении XX века. Если в 20–30-х годах образ человека был наполнен оптимизмом и верой в его творческие силы, то в последующем этот образ человека был утрачен, в нем стали усматривать демоническое, злое существо. Отмечая важность взаимодействия между экзистенциалистской философией и педагогикой, Больнов специально останавливается на трех проблемах педагогики, которую он называет экзистенциальной — наставление, встреча и обязательство. По его словам, экзистенциальная философия не дает каких-либо окончательных ответов, а лишь выявляет трудности современной ситуации, а выдвигаемый им проект «экзистенциальной педагогики», или педагогической антропологии, значим для прояснения экзистенциальных сфер существования человека, его различных пластов, где используются различные методы воспитания и образования. Для Больнова несомненно, что антропология является ключом для любой педагогической системы, что любая система образования имплицитно или эксплицитно основывается на определении воспитания и целей образования, которые формулируются философской антропологией
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1858; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!