Понятие человеческой деятельности и ее роли в производстве и воспроизводстве общественной жизни: Макс Вебер и Энтони Гидденс.

Феноменология Э. Гуссерля, ее роль в развитии методологии социально-гуманитарного познания.

 

Эдмунд Гуссерль (1859 — 1938):

- основоположник феноменологии;

- доктор математики, но позднее становится философом науки.

 

Глоссарий по феноменологической теории Э. Гуссерля:

- «эпохе»— (Центральная категория Ф. теории!!!)процесс «заключения в скобки наших философских воззрений и убеждений, связанных с нашей естественной установкой, которая навязывает нам веру в существование мира вещей», т.е. исследователь отказывается осуществлять о мире предварительные суждения, основанные на его предшествующих взглядах.Результатом осуществления эпохе является появление у исследователя возможности описывать «феномены»;

- «феноменологическая редукция» — (Центральная категория Ф. теории!!!) сопутствующий «эпохе» процесс сведения вещей (более сложных категорий) редукцию вещей к феноменам (более простым и обобщённым категориям) и вынесение за скобки обсуждения их [вещей] реального статуса. Впервые нечто похожее было предложено Рене Декартом;

- «коперниканский переворот» —результат освобождения сознания исследователей отнатуралистической установки (с одновременным принятием феноменологической установки) как итог процессов «эпохе» и «феноменологической редукции»;

- «феномены» — (Центральная категория Ф. теории!!!)явления, которые предстают созданию после осуществления «эпохе», то естьпосле полного отрешения исследователя от философских, идеологических, политических, научных представлений, полученных ранее. Только путём описания «феноменов», по мнению Гуссерля, можно постичь суть вещей, а не факты, которые с ними связаны;

- «вещи» — некие относительно обособленные и устойчивыечасти бытия, которые воспринимает человек. Вещью может быть что угодно, подпадающее под обозначенные критерии, — от цветов, телефонов, рыбок до неба, Луны, звёзд и т.п.;

- «идеация»(Центральная категория Ф. теории!!!)способность субъекта познания непосредственно наблюдать идеальные явления. У Гуссерля также способность к непосредственному усмотрению объективно-идеальной основы языковых выражений.

 

Основные положения феноменологической теории Э. Гуссерля:

1. основная идея теории состоит в свершении в создании исследователя «коперниканского переворота» — отказа от натуралистической установки (Ф. редукция) и предвзятости в целом (эпохе) в пользу чистого сознания и феноменологической установки;

2. «Предмет феноменологии — царство чистых истин, априорных смыслов — как актуальных, так и возможных, как реализовавшихся в языке, так и мыслимых»;

3. выработалновый метод (суть в лозунге «Назад к вещам!»), в соответствии с которым:

- постичь суть вещей можно только путём описания феноменов;

- иные методы изучения вещей не позволят постичь их сути, поскольку направлены на изучение фактов о вещах, а не самих вещей («Феноменолога не интересует та или иная моральная норма, его интересует, почему она — норма. Изучить обряды и гимны той или иной религии, несомненно, важно, но важнее понять, что такое религиозность вообще, что делает разные обряды и несхожие песнопения религиозными». То есть, феноменолог изучает не отдельные внешние характеристики (цвет, размеры, дизайн) стола или стула, а то, почему именно эти объекты материального мира являются столом и стулом, а не другие, что есть стол, а что есть стул);

- выявляет априорные (т.е. полученные доопытаи независимо от него, то есть знание, как бы заранее известное — термин в теорию познания ввёл Иммануил Кант) условия мыслимости предметов и чистые структуры сознания независимо от сфер их приложения;

- Ф. установка реализуется именно через этот метод;

- применяя этот метод субъект познания выходит за пределы конечного эмпирического мира (эмпирический субъект) и становится субъектом феноменологическим, то есть способным иметь априорное (доопытное) знание;

- с помощью этого метода Гуссерль надеялся превратить философию в строгую науку — теорию научного познания, способную дать правильное представление о «жизненном мире» и его конструировании.

4. феноменология«первая философия» (Гуссерль); наука о чистых принципах сознания и знания;

5. познание— поток сознания, внутренне организованный и целостный, однако относительно независимый от конкретных психических актов, от субъекта познания и его деятельности;

6. мир конструируется сознанием, поскольку субъективность, сознание взять в скобки (осуществить в отношении их редукцию и эпохе) нельзя. Следовательно, сознание — суть основание всякой реальности.

 

Зачем нужна новая (феноменологическая) философия?

- старая философия не давала того уровня глубины знания, опираясь на которое человечество могло бы развиваться благополучно. Именно в недостатках прежней философии, по Гуссерлю, надо искать причины кризиса европейских наук и кризиса европейской цивилизации;

- существовавшие ранее критерии научности перестали действовать, поэтому надо выработать новые;

- приведение разума к познанию своих возможностей и раскрытие возможностей мудрости осуществляется для Гуссерля с помощью философии.

 

О философии и науке:

- «в изначальном смысле …универсальную науку, науку о мировом целом, о всеохватывающем единстве всего сущего»;

- «Философия, наука — это название особого класса культурных образований. Историческое движение, принявшее стилевую форму европейской сверхнауки, ориентировано на лежащий в бесконечности нормативный образ, не на такой однако, который можно было бы вывести путем чистого внешнего морфологического наблюдения структурных перемен. Постоянная направленность на норму внутренне присуща интернациональной жизни отдельной личности, а отсюда и нациям с их особенными общностями и, наконец, всему организму соединенных Европейских наций»;

- стремление к идеальному нормированию жизни и деятельности, возникнув в Древней Греции, открыло для человечества путь в бесконечность. Основано на определенной установке:

1-мифо-религиозная,

2-практическая и

3-теоретическая установки — не ней базируется западная наука; предполагает включение в интеллектуальную деятельность, направленную на поиск норм, облегчающих познание и практику. Благодаря философии, идеи которой передаются в ходе образования, формируется идеально ориентированная социальность.

 

Проверка представлений о содержании норм с точки зрения их правильности основывается на критериях рациональности. Эти критерии различаются у разных групп, классов, наций. Причем «именно отсутствие, — как полагает Гуссерль, — у всех сторон истинной рациональности и есть источник ставшего невыносимым непонимания людьми своего общественного существования и собственных бесконечных задач». Достижение такой истинной рациональности — задача философии, по Гуссерлю.

 

Влияние на философию и науку:

- большая популярность в мире;

- гарант от «сползания» в крайности науки (формализм, сциентизм, техницизм), за которыми не видно самих исследуемых объектов (тех самых вещей, к которым Ф. призывает вернуться «назад!»);

- минусы:

1-не проработана проблема практики — сведена только к сопоставлению феноменов сознания;

2-«эклектичность» — Ф.-ги недостаточно четко отделяют друг от друга чувственные и рациональные формы познания.


 

Понятие человеческой деятельности и ее роли в производстве и воспроизводстве общественной жизни: Макс Вебер и Энтони Гидденс.

 

Праксиология (от греч. prak. tik. os — деятельный) — один из разделов философии, посвященный исследованию человеческой деятельности.

Человеческая деятельность— особый способ бытия индивида и общества.

В социальной философии:

- значение деятельности — способ социализации личности, т.е. усвоения накопленного обществом опыта, ценностей, норм.

- деятельность (социальное действие) — клеточка социального организма, характеризуемая субъективной мотивацией и ориентацией на других и обеспечивающая связь личности и общества.

В онтологии:

- деятельность — способ бытия человека, в котором наиболее полно раскрываются его сущностные силы.

В теории познания:

- деятельность — это практика, т.е. основа познания и важнейший критерий истинности знаний.

В философии:

- деятельность — особая форма активности, присущая человеку и имеющая содержанием целесообразное изменение внешнего мира.

В психологии:

- деятельность — такое отношение человека к любому объекту (миру), которое имеет предпосылкой не просто знание о нем, но и представление о том, что он может получить в результате его преобразования — образ. Сама деятельность регулируется посредством осознания внешнего мира, т.е. формирования психического образа.

 

Деятельность всегда имеет мотив и не может быть безмотивной.

Мотив деятельности — тот предмет, на который направлена деятельность.

 

Строение деятельности:

А) Потребности:

1) витальные (как живого существа);

2) социальные (общественного развития, адаптации в обществе); и

3) духовные (познавательные, религиозные, нравственные, эстетические и т.п.).

Б) Действия и операции:

- деятельность состоит из действий, т.е. процессов, подчиненных особой цели, т.е. представлению о результате;

- цель образуется в сознании в процессе соотнесения потребности и мотива и объективных обстоятельств деятельности;

- операции — способы достижения цели; определяются условиями деятельности.

 

Атрибуты (свойства) деятельности характеризуют ее механизмы, благодаря которым деятельность мотивируется и осуществляется.А именно:

А) Субъектность— деятельность опосредована прошлым опытом, ее потребностями и установками, мотивами и целями, эмоциональными и волевыми качествами, познава­тельными способностями и т.д.

Б) Предметность— направленность на внешние к человеку и пре­образуемые им силы природы и общества. Но предметом может быть и сам человек.

В) Результат деятельности выражен в опредмечивании (превращается в предмет). Человеческая деятельность осуществляется с помощью орудий — орудийность. Орудие – связь между человеком и миром преобразуемых вещей. В созданных человеком орудиях и предметах потребления опредмечены духовные силы. Орудия несут в себе информацию о технологии деятельности и тем самым связывают человека с другими людьми. Чтобы воспользоваться вещами, созданными другими, человек должен проникнуть в их замысел, назначение, раскрыть их духовное содержание —распредмечивание, т.е. мысленное освобождение духовного содержания произведенного продукта от его материальной оболочки.

Г) Деятельность разумна, осмысленна и, как правило, целесообразна. Рациональность— способность разумно определять цели деятельности и свободно и сознательно управлять ими. Сознательность и целесообразность указывают на видовые отличия человеческой деятельности от активности животных. Сознательность обусловливает целесообразный характер деятельности. Целесообразная деятельность ориентиро­вана на заранее запланированный результат. Но деятельность может быть и бесцельной, самоценной, бессознательной. Но не всякая бесцельная деятельность бессознательна (игра).

Д) Продуктивность. Деятельность продуктивна, утилитарна (практически применима), но может быть и непродуктивной и внеутилитарной (исполнение ритуалов).

Е) Материальная и духовная деятельность. Материальная — оперирование предметами, а духовная — образами этих предметов. В системе объективного идеализма признается существование некоей абсолютной и саморазвивающейся идеи вне ее материального носителя. Но в реальной жизнедеятельности не существует духовной такой.

З) Знаковый аспект деятельности. Единство материальной и духовной деятельности означает, что процесс деятельности, ее результат — синтез материально-вещественного субстрата и духовного содержания, что независимо от человека, делает ее результаты системой знаков, т.е. носителей информации о духовном мире человека. Деятельность продуцирует идеальное, поскольку в предметной форме она производит предмет, а в знаковой — духовное содержание — знания, способности, нравственные установки, мастерство и отношение к своей профессии, к самому себе и другим.

 

Необходимая предпосылка деятельности— ориентация в своеобразном «языке», посредством которого передается информация о способах использования орудий, их назначении. Необходима и подготовка человека к их применению: выработка навыков и передача опыта и способов деятельности либо прямо, либо с помощью языка. Поэтому общение - фундаментальный вид деятельности.

Деятельность обусловлена культурой. Не случайно деятельность определяется как социальная по своей природе активность, программируемая и реализуемая механизмами культуры. Культура придает ей специфически человеческий характер.

 

Условия выживания и воспроизводства общества:

1. Общественное производство— совместная деятельность людей, направленная на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. Обеспечивает целостность общества. Является длящимся во времени и циклически повторяющимся процессом.

2. Духовное производство — деятельность, обеспечивающая формирование сознания, важнейшее условие человеческого общения и взаимодействия между индивидами.

В современной социальной философии и социологии знания анализируется «индустрия знаний», т.е. сфера их производства и распространения, включающая в себя:

1) научные исследования и разработки;

2) образование;

3) средства массовой коммуникации (радио, телевидение, печать, телефон и т.д.);

4) информационные машины, в т.ч. компьютеры и информационные сети;

5) информационные услуги (Ф.Махлун).

3. Социальные связи и социальные отношения: организационно-экономические, производственно-технологические, социально-экономические

4. Институт собственности и социальное неравенство

5. Управление. Политическая система как средство согласования связей и интересов людей

 

Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества — это история деятельности людей.

 

Макс Вебер. Понимающая социология (основные тезисы о человеческой деятельности):

1) концентрировался на индивиде (как отдельном представителе общества) и культуре, притом что предшественники все исторические, культурные и т.д. явления рассматривали с позиции общества как единого целого (принижение роли индивида), не уделяя внимания тому, что общество состоит из индивидов, которые и являются движущей силой общества и творят эти исторические и прочие явления;

2) отсюда тяготение Вебера к принципу методологического индивидуализма — рассмотрение различных коллективных институтов (нации, политические и религиозные структуры, предприятия) исключительно как продукт действий отдельных личностей (наиболее ярко описано в Главе 1 «Экономики и общества»);

3) о соотношении объективности и субъективности:

- социальное действие можно исследовать через призму субъективных взаимоотношений между индивидами. При этом следует основываться на понимании субъективных смыслов и целей, которые сами индивиды придают своим действиям. Таким образом, предмет социологии составляют все идеи и мировоззрения, детерминирующие поведение человека. Вебер отказался от попыток использования естественно-научного метода в анализе и считал социологию «наукой о культуре»;

- роль субъективного фактора в социальных науках осложняет процесс выведения общих законов той или иной стороны общественной жизни:

«Не существует совершенно никакого «объективного» научного анализа культуры… Всё знание культурной действительности… всегда является знанием, искажённым точкой зрения»;

- объём объективного знания, которое когда-либо будет получено в сфере общественных наук, пугающе мал. С целью построения объективной системы общественно-научных знаний в целом соглашался, но считал её недостижимой.

 

Социальное действие —действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.

Признаки Социального действия:

1. осмысленный характер;

2. ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.

Четыре типаСоциального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:

1. целерациональное— когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант её достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики;

2. ценностно-рациональное— определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем её достижение оказывается важнее побочных последствий: капитан последним покидает тонущий корабль;

3. традиционное— определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими: крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды.

4. аффективное — определяется эмоциями.

 

Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.

 

Энтони Гидденс. Теория структурации (основные тезисы о человеческой деятельности):

- британский социолог;

- основоположник теории структурации;

- один из продолжателей идей понимающей социологии Веббера.

 

Теория структурации. Основные тезисы:

1) социальные действия создают структуры и их воспроизводят; структуры и действия тесно взаимосвязаны. Отсюда вывод Гидденса о «двойственности (дуальности) структуры»: структуры делают возможным социальное действие, а социальное действие создает те же самые структуры — т.е., социальные практики (устоявшиеся модели социальных действий) имеют и структурный, и поведенческий компоненты.Структурная среда сдерживает поведение индивида, но одновременно делает его возможным.

Пример:

язык — это структура, состоящая из правил общения, которая кажется независимой от любого индивида. Чтобы язык сохранился, на нем должны говорить и писать в соответствии с существующими правилами. Язык изменяется: появляются новые слова, забываются старые. Это пример того, как люди своими действиями могут трансформировать и воспроизводить структуры;

2) «structuration» (структурация) — термин, введённый Гидденсом для описания взаимодействия структур и социальных действий;

3) Социальная система— образец социальных отношений, существующий в определенное время и в определенном пространстве.

- социальные системы и институты тесно связаны с деятельностью людей — агентов (поскольку изначально занимают в обществе активную позицию);

- структура влияет на поведение человека благодаря знанию об обществе («общее знание» о том, как вести себя и как поступать с вещами), которым располагают агенты. В своем поведении агенты используют знание правил общества, зафиксированных в его структуре. Они также пользуются материальными и властными ресурсами, являющимися частями структуры общества;

- агент влияет на структуру: если сведения, подчерпнутые из «общего знания» не работают, агент переосмысливает свою деятельности, меняет модели деятельности и таким образом меняет социальную структуру;

- расширительное осмысление субъективных моментов социальных отношений: утверждает, что знание конституирует социальные отношения, а не просто воспроизводит их объективную данность;

4) использует логику герменевтической традиции в социологии:

- агенты всегда до некоторой степени осознают то, что они делают;

- общественный порядок (к которому стремятся индивиды), следовательно, является результатом некоторых запланированных социальных действий, а не результат механической эволюции;

- т.о., социологи, в отличие от ученых в естественных науках, должны интерпретировать социальный мир, который уже интерпретирован акторами, населяющими его.

5) Гидденс отметил существование специфической формы социального цикла:

- социологические понятия формируются,

- затем внедряются в повседневную жизнь и

- изменят образ мыслей людей.

Поскольку социальные акторы способны к рефлексии и склонны следить за текущими событиями и структурные условиями, они адаптируют свое поведение в соответствии с меняющимися представлениями социальной жизни. В результате знания социальной науки об обществе оказывают влияние на деятельность человека. Гидденс называет эту двухуровневую интерпретативую и диалектическую взаимосвязь между социальным научным знанием и человеческой деятельностью "двойной герменевтикой".

6) подчеркнул важность власти, которая является средством достижения цели и поэтому прямо фигурирует в действиях любого человека. Власть как способность людей изменять социальный и материальный мир, тесно связана со знаниями и пространством-временем. В «Новых правилах социологического метода» Гидденс писал, что:

• Социология не данная априори вселенная объектов, а вселенная, создаваемая активными действиями субъектов.

• Производство и воспроизводство общества, таким образом, должно рассматриваться в качестве квалифицированного поведения со стороны его членов.

• Сфера деятельности человека ограничена. Люди создают общество, но в качестве исторически ограниченных субъектов, а не по их собственному выбору.

• Структуры должны рассматриваться не только как ограничения на человеческого поведения, но как инструменты его реализации.

• Процессы структурирования включают взаимодействие смыслов, норм и власти.

• Социолог не может рассматривать жизнь общества и в качестве независимого "явления", не используя собственные субъективные знания ней, поэтому для него она - "объект расследования". Он всегда конструирует «объект исследования».

• Погружение в социальную жизнь является необходимым и единственным способом для наблюдателя произвести такое конструирование.

• Социологические концепции, следовательно, подчиняются правилам «двойной герменевтики».

• В целом, основными задачами социологического анализа являются:

(1) герменевтическое объяснение и объединение различных форм социальной жизни в рамках описательных метаязыков социальной науки;

(2) объяснение производства и воспроизводства общества как результата социального действия.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 419; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!