Вопросы развития креативности личности и коллектива



 

Творчество – универсальное качество любой личности, которое заложено в нем генетически. Оно существует и раз-вивается в человеке с самого раннего возраста; синонимом этому слову служит «фантазия». Нет такого ребенка, ко-торый бы тупо смотрел на игрушки и ничего с ними не де-лал. Мальчики играют, например, машинками, воображая их движение, сборку, разборку и др. Девочки, наряжая кук-лу, представляют ее себе в том или ином виде, в различных жизненных ситуациях или рассматривая с точки зрения субъективной красивости, то есть фантазируют. Эти приме-ры – простейшая, но очевидная иллюстрация фантазий лю-бого ребенка. В отношении взрослого человека творчество


 

Если вы не знаете, куда идете, то неважно, какой вы выберете путь. Ф.М. Достоевский

 


 

61


это и есть фантазии, но направленные в нужное русло его практиче-ской деятельности.

 

Творчество или креативность невозможно оценить количествен-но, но качественно и в сравнительном отношении это сделать мож-но, например, путем введения и последующего анализа некоторой условной функции W. Ее увеличение будет соответствовать возраста-нию творческой активности личности, а уменьшение – ее снижению.

 

Определим процессы изменения креативности личности на про-тяжении временных этапов жизни человека и при влиянии на него внешних объективных и субъективных воздействий.

 

Для этого рассмотрим график (рис. 8), показывающий изменение введенного выше условного коэффициента креативности W в зависи-мости от времени t жизни и деятельности личности.

 

Если не рассматривать этапа времени от времени рождения ре-бенка до начала воспитания его в детских яслях, обозначенного как «?», то можно принять, что начальный уровень креативности опре-деляется участком 1 (интервал времени t1t2) графика. Очевидно, что этот этап можно назвать всплеском фантазии ребенка; малыша ни-кто не обучает методам игры с машинками, домиками и др. Воспита-тель просто развивает его мышечные рефлексы, зрение и другие пси-хофизиологические моменты.

 

  W                  
  1   W3 3 W3       W3  
    2

W2

6

W6

   

9

   
     

W7

 

10

 
               
                   
       

4

W4

7        
                 
                   
                  11  
        5 W5 8

W8

Производство

   
                 
?

Детские Детский

Школа

 

Вуз, техникум или др.

     
 

ясли

садик

   

t

 
               

0 t1

t2 t3   t4   t5      
 

Рис. 8. График временного изменения функции креативности

     
     

W = f(t) личности

         

 


 

 

62


с пяти-шести лет, со старшей группы детского сада, на-чинается обучение грамоте и началам арифметики. На твор-ческие возможности ребенка накладывается необходимость изучения этих предметов, которая не всегда совпадает с же-ланием детей пофантазировать. Конечно, здесь многое за-висит от воспитателя, его педагогического таланта, умения применять необходимые методики преподавания. Но в по-давляющем большинстве случаев это наносит определенный психологический удар по креативности ребенка. Снижается показатель его креативности до значения W2 от ранее имею-щейся величины W3. Это отвлекает его от собственных по настоящему творческих фантазий, что показано участком 2 (интервал времени t2t3) графика рис. 8.

 

После поступления в школу (интервал времени t3t4) про-исходит практически неизбежное снижение функции креа-

тивности, то есть dWdt < 0. В зависимости от педагогическо-

 

го таланта учителя ее снижение может происходить по различным законам (участки 4, 5 или 6). Ученика заставля-ют разучивать «ненужную» ему таблицу умножения, слож-ные правила русского языка и математики и многое другое. Это приводит к зубрежке, а не к использованию внутренней необходимости изучения того или иного предмета, что и определяет снижение творческой активности. Отчетным по-казателем школы служит количество формальных отлични-ков, хотя известно, что многие из великих ученых были весь-ма посредственными учениками.

 

к старших классах школы у учеников может появиться большая заинтересованность в изучении тех или иных пред-метов, что показано участком 6 графиков на рис. 8. Объ-ективно это обусловлено взрослением и осознанием не-обходимости продолжить свое образование. У некоторых появляется увлеченность какой-либо областью знаний: тех-нических или гуманитарных, что и определит их дальней-ший жизненный путь в производственной профессии, нау-ке или др.

 

С точки зрения воспитания творческой личности, успеш-ность функционирования школы может быть оценена как W = (W3 Wi)®0, где Wi соответствует реально воспи-


 

До глубокой мысли нужно дотянуться. Станислав Ежи Лец

 


 

63


танной креативности выпускника школы по конкретным изуча-емым дисциплинам, которые являются предметом его увлечения.

 

А с точки зрения выпуска максимального количества медалистов, по-казатель должен относиться ко всем дисциплинам. При этом можно утверждать, что такие выпускники школы еще пока не определились с выбором своей будущей профессиональной деятельности.

 

Определенная, но, к сожалению, небольшая, часть школьников участвует в работе технических или других творческих секциях или кружках, в которых разрабатываются различные механизмы, робо-ты, электрические схемы или другие устройства. Разумеется, при этом нельзя ожидать от них гениальных открытий, но можно утверждать, что в подавляющем большинстве случаев результатом этой работы будет увеличение степени креативности личности. Получение како-го-либо диплома или соответствующего призового места в конкур-се работ – рост мотивации продолжения творческой деятельности школьника. Относительно зависимостей (рис. 8) это означает увели-чение показателя W4 до W6. Очевидно, что изложенное относится не только к школам, но и к колледжам, ПТУ, техникумам и др.

 

Заслуживает также одобрения работа вузов, в частности нашего университета по организации регулярных ежегодных выставок-кон-курсов школ и колледжей железнодорожной отрасли региона. Они по-зволяют произвести отбор будущих студентов университета, облада-ющих большей профессиональной креативностью.

 

Что касается существующих принципов работы школы, то мож-но привести высказывание великого русского ученого и педагога В.А. Сухомлинского: «Школа должна быть школой радости. Толь-ко тогда ученики будут учиться так, как позволяют их способности». Однако на все наши школы не найдется достаточного количества по-добных педагогов. Их очень и очень мало, и положение здесь безвы-ходное. Определенная часть педагогов приходит в школу как на ра-боту – для получения жизненно необходимого заработка. Обучение

 

а педагогических вузах непрестижно, и определенная часть студентов поступает в них лишь для получения диплома о высшем образовании, а их дальнейшая работа не связана с педагогической деятельностью.

 

Поступление человека в вуз (техникум или др.) определяет буду-щую профессиональную деятельность личности и должно устанав-ливать направление всей его дальнейшей жизни. Однако определен-ная часть студентов (до 30–40 % или более) заканчивают вуз лишь с целью получения диплома. Особенно часто это происходит, ког-да человек, получивший диплом инженера, свою деятельность видит


 

64


и качестве, например, менеджера по продажам чего-либо. В наибольшей степени это относится к педагогическим ву-зам, где на работу по специальности «учитель» идут менее половины выпускников, а преимуществом подобного вуза является четырехлетний срок обучения. Далее подобные си-туации рассматривать не будем, считая это бесполезной на-грузкой для учебных заведений.

 

К этой же ситуации относится и тот факт, что в большин-стве случаев учебных заведений зачисление в ряды студентов не определяется отбором абитуриентов по профессиональ-ным качествам получения будущей специальности. В наибо-лее значительной и наихудшей степени это проявилось при введении вступительного конкурса по результатам ЕГЭ, ког-да в средней школе происходит не обучение с большой бук-вы, а натаскивание по принципу ответа «да» и «нет». Оче-видно, что этим объясняется неприятие многими учеными, педагогами и инженерами принципов формального тести-рования обучающихся и сохранение необходимости педаго-гических методик, существовавших во времена СССР, когда наше образование в вузе считалось лучшим в мире.

 

Примем, что студент поступил в вуз с начальной степе-нью креативности W4. Очевидно, что за время обучения воз-можны показатели как развития, так и деградации креатив-ности. На графиках рис. 8 это показано участками 7 и 8, соответствующими положительному или отрицательному

 


значениям производной dWdt . Ее знак, как и на этапе обуче-

 

ния в школе, в максимальной степени зависит от преподава-теля. Однако в большинстве случаев преподаватель вуза ка-чественно отличается от преподавателя в школе.

 

\endash одной стороны, это обусловлено тем, что должность преподавателя вуза не носит такого массового усредненно-го характера подготовки, как должность учителя в школе.

 

\endash вузе отбор студентов происходит по степени их профессио-нальности и заинтересованности в области своих предме-тов. Поэтому можно утверждать, что в большинстве случаев преподаватель вуза находится ближе к «школе радости» по В. А. Сухомлинскому. Это определяет осознание студентом


 

 

Наука не профсоюзное собрание. Истину в ней не отыскивают голосованием. Л.А. Арцимович

 


 

65


необходимости получения новых знаний, которые потребуются ему на протяжении успешной дальнейшей производственной или науч-но-технической деятельности.

 

Преподаватель вуза, обладающий высоким уровнем научно-техни-ческой подготовки, не только ведет дежурный процесс обучения. Он производит объективный отбор и стремится к передаче своих знаний выпускникам, частности, с целью подготовки кадров высшей степени квалификации – аспирантов, магистров. Эти кадры помогают препо-давателю и в проведении работ по новым направлениям исследова-ний, что обеспечивает преемственность в передаче знаний.

Очевидно, что в этом случае показатели креативности в точках W7

 

в W8в значительной степени зависят и от студента. Совместной це-лью преподавателя и выпускника вуза является выполнение введен-

ной выше целевой функции  W = (W3 Wi)®0.

После окончания вуза полученный уровень креативности, напри-мер, W7 может радикально изменяться как в сторону больших значе-ний, так и меньших (участки 9 и 10 графиков рис. 8).

 

Если инженер попадает в производственный коллектив, выполняю-щий рутинную работу и не занимающийся творческой деятельностью, то он подпадает под соответствующее воздействие коллег. Молодой специалист не обучен методам критического, но вместе с этим и ува-жительного отношения к старшим товарищам, а такая деятельность коллектива представляется ему идеальной и необходимо ей подчи-ниться. В этом случае его творческая активность отображается участ-ком 11 (рис. 8). Иногда молодой специалист, получив заряд творче-ской деятельности в вузе, и испытывая творческий дискомфорт, ищет себе другую работу.

 

Другое дело, когда молодой специалист попадает в творческий коллектив, где существует атмосфера необходимости создания но-вых научно-технических решений и присутствует дух благожелатель-ной соревновательности. Такая ситуация отображается участками 9 и 10 графиков рис. 8.

 

Креативность личности или коллектива развивается при выпол-нении нескольких основных условий.

 

Данные, изложенные в настоящем разделе, предполагают постоян-ное и непрерывное во времени развитие профессионализма и креатив-ности личности, а не создание лишь одного какого-либо изобретения, после чего изобретательская деятельность субъекта прекращается. Здесь следует отметить, что не может быть идеальных и окончатель-ных технических решений, так как пределов их совершенствования


 

66


не существует. Один из признаков креативности личности – признание, принятие и осознание этого положения.

\endash Бруно утверждал, что... особенностью живого ума яв-ляется то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять.

 

Креативность личности должна быть результативной, то есть иметь практический выход. Умозрительная креатив-ность, схожая с мечтами Манилова, ставит потенциального изобретателя в положение непризнанного гения.

 

Зависть является продуктивным и полезным свойством человека. Однако при этом следует различать два вида за-висти.

 

Существует белая зависть, когда работник, увидев создан-ное коллегой по работе оригинальное техническое реше-ние, начинает задумываться над его совершенствованием. У него возникает вполне правомерная мотивация: «Я чем хуже? Надо попробовать сделать лучше». При этом возникает здра-вое чувство соревновательности, свойственное любой лич-ности, обладающей собственным «Я».

 

Другой вид – черная зависть. Многие встречались (или встретятся) с людьми, рассуждения которых сводятся к вы-сказываниям: «Я что, хуже? Я бы тоже так же смог, даже луч-ше, но не хочу». Это относится к описанным выше непри-знанным гениям, которые нашептывают из-за угла, пытаясь скомпрометировать чужие идеи и по-настоящему креатив-ную личность, представляя себя лучшим.

 

Молодежи необходимо учитывать эти обстоятельства на современном этапе общественного развития, когда взаимоот-ношения между людьми становятся более сложными, жест-кими и прагматичными. Исчезает технический идеализм в работе, романтика той или иной профессии и т.д. Значитель-но снижается мотивация к получению профессии инжене-ра, которая, например, была воспитана в 1950–1960-е годы прошлого века такими писателями, как Д. Гранин, К. Пау-стовский и др.

 

Опрос среди студентов, изучающих настоящий курс, пока-зал, что в группах по настоящему креативными личностями являются примерно 25–35 % общего числа студентов. По-ви-димому, на таких студентов и следует ориентироваться при


 

 

Замыслы попадают в голову изнутри. Станислав Ежи Лец

 


 

67


их отборе для обучения более высокого уровня подготовки (маги-стратура, аспирантура).

 

Условия совершенствования и результативности креативности личности могут быть изображены в виде структурной схемы (рис. 9).

 

Результативная креативность личности

 

                 
Профессио-   Анализ миро -   Настойчи-   Случайность
нализм   вого пат ентно го   вость и уве-   и элемент ве-
   

фонда

  ренность   зения
                 

 

Рис. 9. Элементы результативности креативности личности

 

Первое условие: постоянное повышение уровня личностного про-фессионализма (по тематике создаваемых изобретений). Вряд ли это положение нужно доказывать. Нельзя изобрести устройство, относя-щееся, например, к устройствам электроснабжения, если нет никако-го опыта работы с подобными системами или если потенциальный изобретатель работает совсем в другой области техники. Это, говоря языком методов математических доказательств, является необходи-мым, но недостаточным условием для развития свойства креативно-сти у личности.

 

Разумеется, сказанное не относится к пионерным изобретениям, на которые рассчитывают начинающие изобретатели, обладающие чрезмерным профессиональным самомнением. Но создание такого редкого изобретения – это случайный, а не закономерный результат творческой деятельности, если, конечно, не приплетать сюда мисти-ку. В некоторых случаях у начинающих изобретателей, в силу значи-тельных амбиций, свойственных молодым, возникает мнение о пио-нерности созданного ими какого-либо технического решения. Роль хорошего научного или административного руководителя заключа-ется в том, чтобы как-то сбить амбиции молодого (или немолодого) специалиста, но не отбить полностью интерес к творчеству.

 

Второе условие предполагает необходимость знакомства с па-тентным фондом по материалам передовых стран мира (США, Япо-ния, Великобритания, Франция, Германия), включая СССР и Россию (см. разд. 1). Это условие, как и первое, является также необходи-мым, но недостаточным. При выполнении первого условия повыша-ется уровень знаний специалиста на основе критического изучения известной научно-технической литературы, включая техническую


 

68


документацию. Изучение патентного фонда дает информа-цию о наиболее передовых технических решениях, которая зачастую не публикуется в общедоступной научно-техниче-ской литературе и в периодической печати. В настоящее вре-мя в этом отношении большую помощь оказывает Интернет, который содержит практически всю нужную (и ненужную) информацию по патентам и публикациям в периодической отечественной и зарубежной печати.

документации к отечественной и зарубежной техниче-ской аппаратуре, поставляемой в настоящее время на объек-ты эксплуатации сети железных дорог, в большинстве слу-чаев не раскрывается сущность деталей и функциональных узлов приборов и систем. Детали и узлы этих устройств по-лучаются «черными ящиками», заменяемыми в случае необ-ходимости (при отказе устройства) соответствующими сер-висными организациями. Возникли некоторая секретность

 

= технический монополизм разработчиков и производите-лей, а нет обсуждений и критики технических решений ши-рокой научно-технической общественностью. Тогда во мно-гих случаях разработка новой аппаратуры, претендующей на конкурентоспособность определенного уровня, может не оправдать возлагаемых на нее надежд. Изучение и анализ изобретений из патентного фонда позволяют знать о совре-менных технических решениях, а при соответствующем кри-тическом подходе – создавать конкурентоспособные изобре-тения, обладающие лучшими характеристиками.

 

При изучении и анализе мирового патентного фонда креа-тивный человек может испытывать положительные эмоции, обусловленные наличием собственного «Я». Это вызывает-ся тем, что если в результате критического анализа мате-риалов патентного фонда специалист создает новое, более совершенное техническое решение, то он осознает свое опре-деленное научно-техническое превосходство. Одновремен-но с этим он чувствует себя равноправным участником ми-рового прогресса в своей области техники. У него появляется вполне здравое техническое самомнение. Подобные обсто-ятельства – одни из важнейших нематериальных стимулов развития свойства креативности у личности.

 

Во многих случаях отсутствие достаточной настойчиво-сти и уверенности в себе может привести личность к положе-


 

 

Внести свое в таблицу умножения можно только переврав ее. Эмиль Кроткий

 


 

69


нию упомянутого выше непризнанного гения. Однако настойчивость

 

в уверенность не могут быть беспредельными – случаются отдельные неудачи и потери времени, иногда значительные, в попытках решить так и нерешенные автором вопросы. При этом следует не забывать, что отрицательный результат – это тоже результат, который должен приводить к созданию нового технического решения. В любом слу-чае наилучший и общеизвестный жизненный принцип – оптимизм.

 

Остается последний структурный элемент схемы – «случайность и элемент везения» (рис. 9). Возникает вопрос, который нельзя форма-лизовать: почему у одних людей с одинаковой профессиональной под-готовкой больше плодотворных технических идей, а у других меньше? Его решение может лежать в области везения и случайности. С дру-гой стороны, непознанность функционирования человеческого моз-га. Некоторые философы, теологи и психологи считают данную об-ласть познания мистической и принадлежащей только Судьбе, Богу или Всемирному Разуму. В это можно верить или не верить, это не яв-ляется научно-техническим вопросом творческой деятельности лич-ности и ее способностей. Человек должен делать то, что ему нравит-ся и что ему под силу. Известно выражение Ф. Энгельса: «Творчество является высшим из известных нам наслаждений»

 

Положительный практический результат, получаемый якобы в результате везения и случайности, нельзя принимать за закономер-ность. Это можно проиллюстрировать несколькими фактами.

 

Известны примеры творческого озарения личности. Скажем, ле-генда, что И. Ньютону пришла мысль о возможности создания зако-на всемирного тяготения после того как на него упало яблоко. Другой пример: Д.И. Менделееву во сне приснилась Периодическая система элементов. Можно оспаривать реальность существования этих фак-тов, но с материалистической точки они могут быть вполне объяс-нены. Дело в том, что этим экстремальным фактам предшествовала длительная и напряженная работа личности по отысканию, осмысли-ванию и анализу известных научных положений, гипотез и предпо-ложений. У ученого это, в конце концов, вылилось в создание единой картины тех или иных процессов. Поэтому эти факты нельзя относить к элементу случайности и везения. В должной степени они относятся к элементу настойчивости и уверенности. Таким образом, это нахо-дится в полном соответствии с высказыванием Л. Пастера: «Случай благоприятствует только подготовленным».

 

Применение в жизни всех элементов структурной схемы (рис. 9) может обусловить появление озарения творческой личности при ре-


 

70


шении той или иной научно-технической проблемы. И нече-го рассчитывать на какое-то яблоко или вещий сон. Все дело

 

и тренировке мозга, которая способствует развитию творче-ской активности личности.

Положения, изложенные в данном разделе, в полной мере распространяются и на коллективы, но с некоторыми уточ-нениями.

 

Под термином «коллектив» далее понимаются различ-ные сообщества людей, которые решают технические зада-чи, возникающие из потребностей практики. К ним, напри-мер, относятся дорожные конструкторско-технологические бюро, небольшие коллективы при дорожных лаборатори-ях и подразделениях ВОИР отделений и управлений дорог, предприятия малого бизнеса (ОАО, ЗАО, ООО), производя-щие приборы и системы для железнодорожного транспорта, и другие функционально аналогичные организации. Нельзя также сбрасывать со счетов небольшие группы изобретате-лей – неформальные инициативные коллективы.

 

При коллективном творчестве возникают вопросы взаи-модействия личности с руководителем и коллегами по ра-боте.

 

Важным из положений, которые должны реализовывать-ся в коллективе, является высказывание академика Л. Арци-мовича: «Наука не профсоюзное собрание. Истину в ней не отыскивают голосованием».

 

Если формальный или неформальный руководитель (ли-дер) коллектива придерживается позитивных тенденций в творчестве, то значимых негативных ситуаций обычно не возникает. Такой коллектив можно признать объективно креативным, успешно создающим объекты интеллектуаль-ной собственности и конкурентоспособную аппаратуру.

 

Однако случается, что руководитель ставит себя в поло-жение непризнанного гения, поддерживая свою научно-тех-ническую значимость (иногда незаслуженную) администра-тивными методами. Тогда при достижении и утверждении руководителем качества непризнанности гения последствия для всего коллектива будут печальными, так как этот коллек-тив может стать коллективным непризнанным гением по от-ношению к творческой личности в коллективе. Молодые со-трудники, а иногда и сотрудники со стажем, воспринимая и


 

 

один раз, и никто больше вам

 

не поверит. Л.А. Арцимович Работа экспериментатора сродни работе минера: стоит ошибиться

 


 

71


принимая эту позицию руководителя, теряют интерес к творчеству. Для молодого специалиста заложенные на начальном этапе работы знания, приемы и навыки во многих случаях определяют его даль-нейшую научно-техническую жизнь и даже дальнейшую жизненную позицию.

 

Очевидно, что в некоторых случаях возникают конфликты меж-ду изобретателем и руководителем, которые разрешаются не толь-ко за счет уступок руководства, но и при наличии здравой и реаль-ной оценки самомнения и креативных возможностей изобретателя. Обидчивость изобретателя (заслуженная или незаслуженная) обще-известна. Задача руководства заключается в умении правильно «экс-плуатировать» творческую личность и получать при этом требуемые для предприятия результаты работы, учитывая, что многие изобре-татели руководствуются в профессиональной деятельности спорным принципом: «Талантливым людям всегда трудно жить». В творче-стве, как и в любом виде деятельности, одним из основных принци-пов жизни должен быть принцип компромисса, но, конечно, не бес-принципность.

 

Психологические основы функционирования человека в социуме разработаны американским психологом Дж. Уотсоном. Они в полной мере могут быть применены и к личности изобретателя. Основные теоретические положения этой теории определяют следующий по-стулат: при помощи манипуляций внешними стимулами можно фор-мировать у человека различные черты поведения. Из этого следуют такие практические выводы [39–41].

 

с Человек полностью зависит от своей среды, и всякая свобода действий, которой, как ему кажется, он может пользоваться, – чи-стая иллюзия.

 

с Одна из главных причин сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятными могут быть результаты та-кого подражания для нас.

 

с На человека влияют не только внешние условия, он также по-стоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем его самооценки.

 

Стимулы воздействия на студента, принятые за методологию на-стоящего учебного курса:

– способности к творчеству есть практически у каждого человека;


 

72


– при желании личность может развить в себе более или менее значительную степень творчества и создавать техни-ческие решения на уровне изобретений;

 

– человек-изобретатель не является исключительной личностью;

– изобретатель является двигателем технического про-гресса;

– человек, создавший техническое решение, защищенное государственным патентом, причастен к мировому прогрес-су в соответствующей области науки и техники.

 

Теоретические основы проблемы влияния творческой личности на прогресс общества и науки описаны в [47–48].

В заключение приведем несерьезное, но вполне достовер-ное высказывание академика Л. Арцимовича: «Наука – спо-соб удовлетворения собственного любопытства за счет го-сударства». К этому можно добавить: а государство должно рационально направлять это любопытство.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 356; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!