Н.Пазешкиан. Позитивная психотерапия. Характеристика позитивного подхода к пациенту и заболеванию.



Интересным, хотя недостаточно популярным у нас направлением является так называемая позитивная психотерапия, или терапия, центрированная на конфликте. Это направление было разработано Носсратом Пезешкианом, который основал в германии Международный центр позитивной психотерапии. В дальнейшем эта работа была успешно продолжена сыном Н.Пазешкиана Хамидом Пазешкианом, который издал в 1993 г. монографию «Основы позитивной психотерапии». Это направление, безусловно, не того уровня, что психоанализ, бихевиоризм или гештапьт, но заслуживает внимания своим оригинальным подходом и уже известным практическим эффектом, а также продолжающимся распространением в Германии и Северной Америке. Есть сторонники этого направления и в России.

Основу позитивной психотерапии составляют три правила:

- позитивное отношение пациента к своей болезни, а клиента к своей проблеме, неврозу (Как уже говорилось, данное пособие ориентировано на немедицинскую психотерапию, но в связи с близостью многих проблем, периодическое употребление терминов «пациент» и «болезнь» оправдано);

- содержательная оценка конфликта (то есть того, что беспокоит клиента);

 - пятиступенчатая терапия самопомощи (при консультативном руководстве психотерапевта).

 С Точки зрения авторов позитивной психотерапии считается, что основу любого человека составляют две ведущие способности и потребности - познавать и любить. Способность и потребность к познанию они относят к рациональной, интеллектуальной сущности человека. Этой сферой, как известно, «ведает» левое полушарие головного мозга. Способность и потребность любить они относят к эмоциональной, духовной сущности человека, которой «ведает» правое полушарие. Действительно, нельзя не согласиться, что любой нормальный человек в любом сознательном возрасте испытывает как те, так и другие потребности и страдает от их неудовлетворения, даже если не признается в этом не только другим, но и самому себе. Интересно наблюдение позитивных психотерапевтов, что в Западной Европе и Северной Америке большинство людей больше ориентированы на рациональное, интеллектуальное познание мира, людей и самих себя, тогда как у представителей Востока (Китай, Япония) развита способность к духовному, чувственному познанию. Эти наблюдения привели к выводу о надежности межкультурального подхода в психотерапевтической работе с клиентом, с учетом его этнических и культурно- исторических предрасположенностей. Например, важно учитывать, что в разных странах различное отношение к алкоголю, супружеству, детям и т.д., что должно учитываться психотерапевтом при анализе проблем (все они связаны с этими вопросами). Термин «позитивная психотерапия» наиболее наглядно объясняется взглядом его сторонников на различные заболевания. В какой-то мере это созвучно тому, что российский психолог, академик Ю.М.Орлов называет саногенным мышлением (опт лат. зано - здоровье). Можно сказать, что позитивная психотерапия старается помочь пациенту или клиенту в каждом минусе увидеть свой плюс. Например, боль рассматривается как полезный сигнал о неблагополучии какого-то органа, позволяющий принять своевременные меры к его лечению. Такой подход, безусловно, положительно влияет на больного, особенно со склонностью к ипохондрии (преувеличению опасности заболевании).

 

Конфликты и сферы его разрешения

Исследования Пазешкиана и его сотрудников в более чем" 20 культурах привели к формулированию следующих "четырех сфер разрешения конфликта" через:

1. Тело (посредством ощущения)

2. Деятельность (посредством сознания).

3. Контакты (посредством традиции).

4. Фантазию (посредством интуиции).

Эти формы реакции на конфликты являются широкими категориями, которые каждый понимает в зависимости от собственных представлений, желаний и конфликтов.

 

Тело (ощущения). На первый план выступает тело - я - чувство, как человек ощущает свое тело? Как воспринимаются ощущения и информация из внешнего мира? Через ощущения ребенок вступает в контакт с окружающим миром в начале своего развития. Совокупность действий контролируется ощущениями. Ритм сна и принятия пищи может иметь большое значение для развития пунктуальности. Некоторые люди впадают в панику, если они слышат, что кто-то кричит. Воспоминания о гневно кричащих родителях и постоянных родительских требованиях вести себя тише делают шум субъективно непереносимым. Так же может быть и с другими ощущениями. Грязная, неряшливая внешность сама по себе не является причиной для волнения. И только потому, что мы испытали на себе, что грязь - это плохо и быть грязным - отвратительно, мы реагируем па испачканного человека с отвращением. Таким образом, эти сферы становятся "местом" ослабленного сопротивления, и к ним привлекается больше внимания. Конфликты перерабатываются психически и психосоматически.

Деятельность (сознание). Это качество имеет особое значение в индустриальных обществах, особенно в американо-европейских культурных кругах. Сюда относятся виды и способы, которыми выражаются нормы Деятельности, и таким образом они включаются в собственную концепцию. Мышление и сознание позволяют систематически и целенаправленно решать проблемы и улучшать деятельность. Здесь возможны две взаимно противоположные реакции на конфликт: а) уход в работу, б) уход от деятельности. Типичными симптомами являются проблемы самооценки, перенапряжение, стрессовые реакции, боязнь не справиться с заданием, нарушение концентрации и реже встречающиеся симптомы: пенсионный невроз, апатия, нарушение деятельности и т. д.

Контакты (традиции).Эта сфера предполагает способность завязывать и сохранять контакты: контакт с самим собой, с партнером, с семьей, отношения с другими людьми, группами, социальными слоями и чужими культурными кругами, связи с животными, растениями и предметами. Мы имеем возможность завязывать контакты и регулировать полученные из социального опыта критерии выбора: от партнера ожидают, например, вежливости, честности, справедливости и, порядка, определенных занятий по интересам и т. д. И мы выбираем себе таких партеров, которые в какой-то мере соответствуют этим критериям. Мы можем реагировать на конфликты тем, что мы ставим под сомнение наши отношения с окружающим миром: одной из крайностей является бегство а общительность, чрезмерную активность, группу, где должны помочь снять ему остроту проблемы Человек пытается в разговорах с другими добиться симпатии и солидарности: "Когда я расстроюсь из-за свекрови, то я звоню своей подруге и часами говорю с ней об этом". Здесь имеет место социальная суперактивность, эмоциональная зависимость от группы и т. д. В другом случае можно наблюдать, наоборот, избегание общества

Фантазия (интуиция). На конфликты можно реагировать, активизируя фантазию: представляя себе решение конфликта, можно в мыслях представить себе желаемый успех или мысленно наказать и даже убить своего врага. В качестве "личного мира" фантазия отделяет от ранящих проявлений действительности и создает на некоторое время приятную сферу (например, алкоголизм или наркомания). Она может создать иллюзию того, что какого-либо "злого дела" или болезненного расставания не было. Она может также и пугать, в качестве проекции собственных страхов сделать действительность невыносимой Фантазия смешивается с восприятием и ведет к симптомам, которые встречаются у шизофреников. Чтобы уменьшить пугающую, динамическую силу фантазии, некоторые люди принуждают себя к определенному поведению, "зашнуровываются в корсет", который помогает сдерживать угрожающие фантазии в определенных рамках и защищаться от бесконтрольных проявлений своих чувств. Интуиция и фантазия выходят за рамки непосредственной действительности и могут играть роль того, Что мы начинаем смыслом деятельности, смыслом жизни, желанием, планами на будущее или утопией.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 533; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!