Художественная культура Венеции.



Венеция раньше других городов Италии стала независимой и позже других эту независимость потеряла. Уже в нач.XVI века Венеция становится основным центром итальянского Возрождения, сохраняя его лучшие традиции. Расцвету венецианской школы способствовало то, что она держалась в стороне от политических распрей, развивая торговые связи с другими странами мира – первенство в экономике и торговле. Богатая, процветающая республика. Символ – крылатый лев святого Марка.

По традиции дож в Венеции имел большую власть и избирался пожизненно. Несмотря на закулисную политику олигархии, город выглядел ярко и празднично. Религиозные праздники превращались в народные гуляния и карнавалы.

«Веселящуюся Венецию особенно легко представить по полотнам Каналетто: он с документальной точностью изображал эти традиционные карнавалы и торжества. Площадь Св. Марка загружена толпой, чёрные и раззолоченные гондолы – птицы снуют по зелёным водам лагуны, развеваются стяги, ярко вспыхивают алые балдахины и плащи, мелькают чёрные полумаски…» Н. А. Дмитриева

Торговые связи с востоком, Византией и Индией – культурные влияния иных стран и народов. Собор Святого Марка – синтез различных архитектурных традиций – мозаика Византии, скульптура Древнего Рима, традиции готики. Венецианская готика – Дворец Дожей.

Быт и нравы Венеции увлекали таких живописцев как Джентиле Беллини, Чимо де Канельяно, Витторе Карпаччи, Антонелло де Мессина. Они писали жизнь Венеции, воспевая красоту города, пейзажи. Итальянские художники называли свои картины историями. Особая достоверность, но при этом поэтичность – отличительная черта венецианских живописцев. Джованни Беллини «Озёрная мадонна».

Джорджоне.

Был учеником Беллини. Дж. Вазари, увидев картины Джорджрне после его смерти был поражён совершенством и благородством образов.

«Хотя он и происходил из смиреннейшего рода, он всю жизнь был никем иным, как человеком благородных и добрых нравов. Воспитывался он в Венеции, и всегда находил радость в любовных утехах, а также наслаждался игрой на лютне, столь усердно и со столь удивительным искусством, что его игра и пение почитались в те времена божественными… Он посвятил себя рисунку и находил в нём великое удовлетворение, да и природа ему в том благоприятствовала, что влюблённый в прекрасные её создания, он не желал работать над чем-либо, что не было срисовано им с натуры… Джорджоне довелось увидеть несколько произведений руки Леонардо… Манера эта настолько понравилась ему, что он в течение жизни следовал ей…  Природа наделила его талантом столь легким и счастливым, его колорит в масле и фреске был то живым и ярким, то иногда ровным и настолько растушёванным в переходах от света к тени, что многи тогда признали в нём художника, рождённого для того, чтобы вдохнуть жизнь с фигуры и передать свежесть живого тела в большей степени, чем кто-либо из живописцев…» Дж. Вазари

«Мадонна Кастельфранко» – композиция уравновешенная, линия, очерчивающая фигуры, пластична и упруга. В центре внимания – прекрасный человек в гармонии с природой. Утверждает в искусстве станковую картину. На его полотнах не действие, а состояние.

В известном полотне «Юдифь» не иллюстрируется тема. Действенная сторона подвига «за кадром». Перед зрителем – итог: одинокая фигура молодой женщины, в глубокой задумчивости стоящая на каменной террасе. Её атрибуты – меч и голова – почти не привлекают внимания.

Психологическое начало. «Гроза»– внутренняя поэтичность, загадочность. «Впервые изображено состояние природы: тяжёлые тёмные тучи, прорезанные молнией, как бы застывший перед грозой лес. Излюбленный в дальнейшем мотив Джорджоне – нагое женское тело на фоне зелёной травы».

Самая известная картина – «Спящая Венера». Бессюжетное, покой и естественность. Последняя картина художника. Он умер в 33 года от чумы.

Тициан.

Прожил около ста лет. Слава к нему пришла при жизни. Его композиции и портреты отражают новую грань философии гуманизма. У него было много учеников, но ни один не достиг вершин мастерства учителя.

В портретах раскрывается ренессансное понимание человека.

«В портрете Ипполито Ринальди раскрывается незаурядный характер человека умного, тонкого… Художник сумел передать внутренний мир, достоинство сильного и красивого человека».

Ряд его портретов поражают психологической сложностью. Отсутствует спокойная фиксация образа.

«В портрете Павла III переданы те качества, которые делают портрет драматичным. Тициан не польстил своей модели – руки Павла нервны, выразительны, они впились в ручки кресла, лицо полно злобы, недоверчиво, некрасиво. В нём есть почти гротескность, портрет далёк от ренессансной гармонии личности».

В женских портретах («Девушка с фруктами», «Флора» и др.) – восхищение красотой молодости и обаянием женственности.

Карл V назначил его своим придворным художником и относился к нему с искренним почтением. Однажды Тициан уронил кисти, а император их поднял и подал ему. Придворные возмутились, на что Карл ответил: «Герцогов и графов я могу сделать сколько угодно, а Тициана же сделать не может никто».

Поздние работы – «Несение креста», «Пьета», «Коронование терновым венцом». Новые мотивы творчества.

«Тициан не отказался от утверждения красоты мира, от утверждения права человека на утверждение красотой, на радости земной, а не небесной жизни. Но картины стали сложней. В них … преклонение перед духовно сильным человеком и перед теми испытаниями, которые несёт жизнь духовно освобождённой, противостоящей мраку личности. В них борются любовь к жизни и непостижимость смерти». Л. А. Ефремова.

В конце жизни Тициан писал больше пальцами, нежели кистью. Отсюда особая динамичная тициановская манера живописи. Умер от чумы.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 495; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!