Понятие личности в социологии. Основные концепции личности.



В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины˸ ʼʼчеловекʼʼ, ʼʼиндивидʼʼ, ʼʼиндивидуальностьʼʼ, ʼʼличностьʼʼ. Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек - понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и ᴇᴦο ʼʼпервокирпичикʼʼ (от лат. individ неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.

Размещено на реф.рф

Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной (ʼʼнадприроднойʼʼ, социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.

 

В социологии личность определяется как˸1) системное качество индивида, определяемое ᴇᴦο включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.В момент рождения ребенок ещё не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются˸1) биологические, генетические заданные предпосылки;2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, ещё не человек в собственном смысле слова.Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют её структуру.

 

Диалектико-материалистический подход˸ Согласно этой концепции развитие личности – диалектический процесс, он обусловлен 4-мя факторами˸ биологией индивида, ᴇᴦο социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием. Биологическое и социальное рассматривалось в пользу последнего, т.е. то, что дано природой, не является фатальной детерминантой. Биологическое – потенциальная возможность, которая реализуется в способностях при содействии 3-х основных факторов. Акцент делался на социальном, пренебрежение к биологическому привело к гонению на педагогику. В 30-е гг. она была объявлена лженаукой.Антропологический подход˸ в нем личность воспринимается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого. Личность уподобляется понятию индивида.На позиции абсолютного антропологизма стоит классический бихевиоризм. Он отождествляет понятие индивид, личность, человек. Он игнорирует определяющую роль социальной среды в развитии личности.Нормативный подход˸ в нем личность определяется набором положительных качеств, признаков. Следовательно, личность характеризуется такими положительными качествами как высокая сознательность, ответственность, соц. Активность, нравственность.Социологический подход˸ личность рассматривается прежде всего как объект и продукт соц. отношений. Личность – конкретное выражение сущности человека, реализация в нем системы социальных черт и качеств данного общества.Персоналистический подход˸ в определенной мере он выступает в качестве противовеса антропологическому и социологическому подходам. Личность воспринимается как абсолютно самостоятельная и индивидуально неповторимая целостность. Наиболее полное выражение этого подхода проявилось в экзистенциализме. Согласно данной концепции сущность личности рассматривается в её абсолютной духовной самостоятельности и уникальности. Теория ʼʼзеркального Яʼʼ˸ её автором является американский социолог, основоположник теории ʼʼмалых группʼʼ Кули. Он считает признаком истинно социального существа способность выделить себя из группы и осознать свое Я. Обязательным условием этого является общение с другими людьми.Биолого-генетический подход˸ предполагает, что поведение человека заложено в биопрограмме, примитивный детерминизм. При таком подходе игнорируется роль соц. среды, культуры в становлении человека как соц. существа. Учёт биологических и генетических качеств не означает отрицания ролисоц. среды.

 

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 475; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!