Декомпозиция контекстной диаграммы



 

Декомпозиция используется при моделировании информационных систем для разделения функций на составляющие части. Диаграммы декомпозиции предназначены для детализации функций и получаются при разбиении контекстной диаграммы на крупные подсистемы (функциональная декомпозиция) и описывающие каждый подсистему и их взаимодействие. Единственная функция, представленная на контекстной диаграмме верхнего уровня, может быть разложена на основные подфункции посредством создания дочерней диаграммы. В свою очередь, каждая из этих подфункций может быть разложена на составные части посредством создания дочерней диаграммы следующего, более низкого уровня, на которой некоторые или все функции также могут быть разложены на составные части. Каждая дочерняя диаграмма содержит дочерние блоки и стрелки, обеспечивающие дополнительную детализацию родительского блока. В связи с этим, нами было произведена декомпозиция контекстной диаграммы A0 процесса «сборки и ремонта компьютера» на 4 функциональных блока (рис.8):

  1. Принятие заказа (входящие «заказы клиентов», выходящие «Информация по заказу», управление «устав предприятия», механизмы «Клиент» и «Персонал»);
  2. Обработка заказа (входящие «Информация по заказу», «Ввод комплектующих» и «Расценки», выходящий «Заказ», управление «устав предприятия», механизм «Персонал»);
  3. Сборка и тестирование (входящий «Заказ», выходящий «Данные о готовой продукции», механизм «Персонал»);
  4. Оформление сдачи заказа (входящее «Данные о готовой продукции», выходящие «Документ», «Готовая продукция» и «Отчеты», управление «Устав предприятия» и «Законодательство РФ»).

Рисунок 8 – Диаграмма декомпозиции процесса «сборки и ремонта компьютеров»

Построение IDEF3 модели

 

IDEF3 – методология моделирования, использующая графическое описание информационных потоков, взаимоотношений между процессами обработки информации и объектов, являющихся частью этих процессов. IDEF3 дает возможность аналитикам описать ситуацию, когда процессы выполняются в определенной последовательности, а также описать объекты, участвующие совместно в одном процессе. Любая IDEF3-диаграмма может содержать работы, связи, перекрестки и объекты ссылок.

Работа (Unit of Work, activity).Изображается прямоугольником с прямыми углами (рис. 8) и имеет имя, выраженное отглагольным существительным, обозначающим процесс действия, одиночным или в составе фразы, и номер (идентификатор); другое имя существительное в составе той же фразы обычно отображает основной выход (результат) работы (например, «Изготовление изделия»). Все стороны работы равнозначны. В каждую работу может входить и выходить ровно по одной стрелке.

Рисунок 8. Работа IDEF3

 

Связи. Связи показывают взаимоотношения работ. Все связи в IDEF3 однонаправлены и могут быть направлены куда угодно, но обычно диаграммы IDEF3 стараются построить так, чтобы связи были направлены слева направо. В IDEF3 возможны три вида связей:

 

Изображение стрелки Название Описание
Старшая (Precedence) стрелка сплошная линия, связывающая единицы работ (UOW). Рисуется слева направо или сверху вниз. Показывает, что работа-источник должна закончиться прежде, чем работа-цель начнется
Потоки объектов (ObjectFlow) стрелка с двумя наконечниками, применяется для описания того факта, что объект используется в двух или более единицах работы, например когда объект порождается в одной работе и используется в другой
Стрелка отношения (RelationalLink) пунктирная линия, использующаяся для изображения связей между единицами работ (UOW), а также между единицами работ и объектами ссылок. Значение задается аналитиком отдельно для каждого случая

 

Перекрестки (Junction). Окончание одной работы может служить сигналом к началу нескольких работ, или же одна работа для своего запуска может ожидать окончания нескольких работ. Перекрестки используются для отображения логики взаимодействия стрелок при слиянии и разветвлении или для отображения множества событий, которые могут или должны быть завершены перед началом следующей работы. Различают перекрестки для слияния (Fan-inJunction) и разветвления (Fan-outJunction) стрелок. Перекресток не может использоваться одновременно для слияния и для разветвления.


Типы перекрестков

Обозначение Наименование Смысл в случае слияния стрелок (Fan-inJunction) Смысл в случае разветвления стрелок (Fan-outJunction)
Асинхронное «И» (Asynchronous AND) Все предшествующие процессы должны быть завершены Все следующие процессы должны быть запущены
Синхронное «И» (Synchronous AND) Все предшествующие процессы завершены одновременно Все следующие процессы запускаются одновременно
Асинхронное «ИЛИ» (Asynchronous OR) Один или несколько предшествующих процессов должны быть завершены Один или несколько следующих процессов должны быть запущены
Синхронное «ИЛИ» (Synchronous OR) Один или несколько предшествующих процессов завершены одновременно Один или несколько следующих процессов запускаются одновременно
Исключающее «ИЛИ» XOR (Exclusive OR) Только один предшествующий процесс завершен Только один следующий процесс запускается


Объект ссылки. Объект ссылки в IDEF3 выражает некую идею, концепцию или данные, которые нельзя связать со стрелкой, перекрестком или работой. Они используются в модели для привлечения внимания читателя к каким-либо важным аспектам модели. При внесении объектов ссылок помимо имени следует указывать тип объекта ссылки (рис. 9) [6].

 

Рисунок 9. Объект ссылки

Построение DFD диаграммы

 

Диаграммы потоков данных(Dataflowdiagramming,DFD) можно использовать как дополнение к моделиIDEF0для болеенаглядного отображениятекущих операций документооборота в системах обработки информации.

Диаграммы потоков данныхиспользуются для описания документооборота и обработки информации и представляют модельную систему каксеть связанных между собой работ.

Диаграммы потоков данных (DFD)показываютвнешние источники и приемники данных, потоки данных и хранилища (накопители) данных, к которым осуществляется доступ.

DFD описывает:

1. функции обработки информации (работы);

2. документы (стрелки, arrows), объекты, сотрудников или отделы, которые участвуют в обработке информации;

3. внешние ссылки (externalreferences), которые обеспечивают интерфейс с внешними объектами, находящимися за границами моделируемой системы;

4. таблицы для хранения документов (хранилища данных, datastore).

Для изображения диаграмм потоков данных в BPwinиспользуется нотацияГейна-Сарсона(рис. 10).

Рисунок10. Нотация Гейна-Сарсона

Этапы построения модели

1. Выделение внешних объектов, с которыми система должна быть связана.

2. Формирование DFD диаграммы первого уровня.

3. Функциональная декомпозиция каждого подпроцесса с помощью диаграмм нижнего уровня.

4. Составление словаря данных.

5. Построение спецификаций процесса, если его нельзя выразить комбинацией подпроцессов.

При дополнении модели IDEF0 диаграммойDFD, в палитре инструментов на новой диаграммеDFDпоявляются новые кнопки:

- добавить в диаграмму внешнюю ссылку (ExternalReference). Внешняя ссылка является источником или приемником данных извне модели.

- добавить в диаграмму хранилище данных (Datastore). Хранилище данных позволяет описать данные, которые необходимо сохранить в памяти прежде, чем использовать в работах.

В отличие от IDEF0, где система рассматривается как взаимосвязанные работы,DFDрассматривает систему как совокупность предметов.

РаботывDFDпредставляют собой функции системы, преобразующиевходы в выходы. Хотя работы изображаются прямоугольниками со скругленными углами, смысл их совпадает со смыслом работ вIDEF0, они имеют входы и выходы, но не поддерживают управления и механизмы, какIDEF0 (рис. 11).


 

 

Рисунок11. Изображение работы

Внешние сущностиизображают входы в систему и/или выходы из системы. Внешние сущности изображаются в виде прямоугольника с тенью и обычно располагаются по краям диаграммы (рис. 12). Одна внешняя сущность может быть использована многократно на одной или не­скольких диаграммах. Обычно такой прием применяют, чтобы не рисовать слишком длинных и запутанных стрелок.

Рисунок12. Внешняя сущность

Стрелки (потоки данных)описывают движение объектов из одной части системы в другую. Поскольку вDFDкаждая сторона работы не имеет четкого назначения, как вIDEF0, стрелки могут подходить и выходить из любой грани прямоугольника работы. ВDFDтакже приме­няются двунаправленные стрелки для описания диалогов типа команды-ответа между работами, между работой и внешней сущностью и между внешними сущностями (рис. 13).

Рисунок13. Потоки данных (стрелки)

Хранилище данныхизображают объекты в покое. В материальных системах хранилища данных изображаются там, где объекты ожидают обработки, например в очереди. В системах обработки информации хранилища данных являются механизмом, который позволяет сохранить данные для последующих процессов (рис. 14).

Рисунок14. Хранилище данных

В отличие от стрелок IDEF0, которые представляют собой жесткие взаимосвязи, стрелкиDFDпоказывают, как объекты (включая данные) двигаются от одной работы к другой. Это представление потоков совместно с хранилищами данных и внешними сущностями делает моделиDFDболее похожими на физические характеристики системы - движение объектов (dataflow), хранение объектов (datastores), поставка и распространение объектов (externalentities) (рис. 15).

Рисунок15. Пример диаграммы DFD


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1523; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!