Обеспечение техники безопасности и предупреждения травматизма



Содержание: 1.История возникновения, развитие и современное состояние прикладных единоборств как видов экстремальной спортивной деятельности. ……………………………………………………………………………………………………………2-12 1.2.Обеспечение техники безопасности и предупреждения травматизма. ………………………………………………………………………………………………………….12-16 2.Способы устройства жилища из подручных материалов в разное время года. Устройство жилища из подручных средств. ………………………………………………………………………………………………………….16-21 3.Первая медицинская помощь и самопомощь при заболеваниях в условиях автономного выживания. ……………………………………………………………………………………………………………21-28 Используемая литература…………………………………………………………………29

История возникновения развития и современное состояние прикладных единоборств как видов экстремальной спортивной деятельности.

Достоверных источников о развитии боевых искусств в Древней Руси не сохранилось. О том, что единоборства все же имели место, можно судить только по церковным постановлениям. В одном из них, например, говорится: «Да изгнаны будут от сынов Божьих церквей… а случайно убитые в этих боях будут прокляты сей век и будущий».

То, как проходили эти бои, можно только предполагать, основываясь на описаниях новгородских и других былин. В этих источниках единоборства названы кулачными боями, т. е. их участники, согласно названию, боролись друг с другом на кулаках. Однако в тех же былинах сказано, что нередко в кулачных боях применялись кистени, дубинки, изредка – ножи. Кроме того, в боях использовали посохи, представлявшие собой крепкие шесты длиной более 1 м.

В 1478 году Новгород был присоединен к Московской Руси. Вскоре после этого патриарх Никон приказал сжечь все дубинки для кулачных боев, применяемые в Новгороде.

Кистенем в Древней Руси называли оружие, состоящее из короткой палки, на одном конце которой на цепи или ремне был подвешен металлический шар, а на другом – петля, которая надевалась на руку.

О том, как развивались единоборства в период Средневековья, также известно очень мало. Некоторые сведения сохранились, но они настолько скудны, что по ним сложно воссоздать четкую картину того, как проходили бои и существовали ли мастера, обучающие других искусству сражаться. Русские летописцы не давали себе труда описывать данную сторону жизни. В связи с этим наиболее четкие представления можно получить из описаний европейцев, путешествовавших по России.

Одно из самых подробных описаний было оставлено в первой трети XVI столетия Сигизмундом Герберштейном. Среди прочего он упоминал и о боевых искусствах, в которых сам превосходно разбирался. Вот строки из его записок: «Юноши, равно как и подростки, сходятся обычно по праздничным дням в городе на всем известном просторном месте, так что видеть и слышать их там может множество народу. Они созываются свистом, который служит здесь условным знаком. Услышав свист, они немедленно сбегаются и вступают в рукопашный бой: начинается он на кулаках, но вскоре бьют без разбору и с великой яростью и ногами по лицу, шее, груди, животу и паху, и вообще всевозможными способами одни поражают других, добиваясь победы, так что зачастую их уносят оттуда бездыханными. Всякий, кто побьет больше народу, дольше других останется на месте сражения и храбрее вынесет удары, получает в сравнении с прочими особую похвалу и считается славным победителем. Этот род состязаний установлен для того, чтобы юноши привыкли переносить побои и терпеть какие угодно удары».

В ходе драки допускались удары в грудь и лицо, причем их нельзя было назвать высокими, так как они наносились уже после того, как противник падал с ног. Никаких особых правил и запретов еще не существовало. Сражалось, как правило, большое количество бойцов. Однако бой велся не по принципу «стенка на стенку», а был «толпным», т. е. каждый боец сражался сам за себя и против всех. Участие в таком сражении требовало от бойцов мужества, умения терпеть боль, огромной физической выносливости. Но искусством такой бой назвать было нельзя. Ведь и победителем в нем становился не самый ловкий и хорошо владеющий какими-либо особыми приемами, а самый выносливый.

В книге Герберштейна упоминается и о различных дуэлях, происходивших в тот период в России. Нередко такие дуэли представляли собой обычный рукопашный бой без правил, длившийся до тех пор, пока один из противников не будет убит. Реже участники дуэли проводили фехтовальную схватку. В России, правда, дуэль называлась Божьим судом, несмотря на то что в ней принимали участие только наемные бойцы. Однако, по свидетельству Герберштейна, хотя они и обладали храбростью, силой, выносливостью, но им все же не хватало профессионализма.

Герберштейн оставил свою рекомендацию европейским бойцам – фехтовальщикам и «рукопашникам», советуя им при сражении с московитами не пытаться победить их силой, а некоторое время обороняться, определить слабое место противника, а затем наступать, пользуясь его слабой техникой и не очень хорошим владением защитными приемами.

 

В первой половине XVII века в России вошли в моду показательные поединки. На них присутствовали дворяне и даже царь. В поединках принимали участие не только русские, но и немецкие бойцы. Сохранившиеся описания этих поединков свидетельствуют о том, что немцы производили на царя значительное впечатление и уезжали из России с высокими наградами.

В XVIII столетии появились первые подробные описания «стеночных» кулачных боев, сделанные русскими специалистами. Из этих источников следовало, что правила проведения поединков по-прежнему оставались очень жестокими, а профессионализм находился на очень низком уровне. Однако были предприняты попытки изменить такое положение вещей. Например, в 1726 году вышел полицейский указ, в котором говорилось: «…чтобы увечного в бою не было б и кто упадет, лежащих никого не били б». Однако бойцы резко протестовали против этого указа, заявляя, что он ущемляет их права. Только по прошествии нескольких десятилетий удалось заставить их хотя бы иногда соблюдать вышеупомянутые требования, а еще спустя некоторое время появилась поговорка «Лежачего не бьют».

Во время боя, даже так называемого кулачного, продолжали использовать кистень, короткую дубинку или нож. Противник мог дать достойный отпор только в том случае, если заранее также запасался оружием. Как правило, у каждого вступающего в бой имелись «заначки», или «вкладыши», – тяжелые железные стержни, медные монеты или свинцовые пули, спрятанные под одеждой.

Одиночные бои нередко происходили перед началом «стеночного» сражения или как отдельные поединки, в которых принимали участие представители всех сословий, в том числе и дворянского. К тому времени сформировались и некоторые правила проведения боя. Вообще, поединок в этот период все больше начинал походить на борьбу.

 

В XVIII веке во время поединка удар можно было наносить костяшками сжатых в кулак пальцев, при движении руки сбоку – внутренней частью кулака, при размахе сверху – нижней частью. Допускались и такие приемы, как подбивы и зацепы ног.

В 1890-х годах в России появился бокс. Он развивался как самостоятельное единоборство, а не как элемент рукопашного боя. При этом он возник не на основе «стеночного боя», и русские боксеры, как правило, не принимали участия в таких кулачных схватках. Исключение составлял Нур Алимов, выступавший под псевдонимом Кара-Малай, что в переводе с татарского означает «черный парень».

Верхом мастерства считалось проведение подсечки. Особое внимание стали уделять меткости удара. Однако главными качествами бойцов по-прежнему продолжали считаться сила, храбрость, выносливость, способность выдержать удар.

В XIX и начале XX века в России стали известны различные виды единоборств – такие, как международные системы фехтования, английского и французского бокса, дзюдзюцу. Некоторые сохранялись в чистом виде, правила других изменялись. Однако школ практически не существовало; солдат Российской армии, даже тех, кто входил в состав спецподразделений, основам рукопашного боя еще не обучали.

В России развитие боевых искусств началось только после Октябрьской революции, в 1920-х годах. К тому времени были уже образованы школы раннего самбо и появился вид единоборства с простым названием «рукопашный бой». Ему обучали солдат некоторых подразделений Красной армии. Кроме того, эти предшественники современных спецназовцев обучались ведению боя с применением короткого оружия, изучали навыки оказания сопротивления штыковому противнику без оружия и т. д.

После образования СССР начал проявляться интерес граждан нового государства к комплексным боевым искусствам. Однако хороших мастеров рукопашного боя в стране в то время было немного, и самые лучшие из них, как правило, являлись сотрудниками НКВД, а учиться у них мог далеко не каждый. Тем более именно в данный период в СССР «превышение пределов самозащиты» стало преследоваться законом. В связи с этим осваивать боевые приемы разрешалось только для «служебного пользования», а наиболее эффективные из них вообще были засекречены.

 

Одним из мастеров высокого класса являлся Нил Николаевич Ознобишин. Дворянин по происхождению, он посвятил свою жизнь цирковому искусству и прославился как талантливый артист цирка. Одним из его увлечений стал бокс, приемы которого Ознобишин имел возможность изучать во многих странах, где побывал во время гастролей.

 

В 1915 году в Москве состоялся первый чемпионат Москвы по боксу. В нем принимали участие многие известные мастера того времени, в том числе и Нил Ознобишин. Абсолютным чемпионом Москвы стал татарин Кара-Малай (кстати, в том же году он завоевал и титул чемпиона России).

В период с 1918 по 1926 год Ознобишин являлся одним из тренеров бойцов Красной армии, а в 1930 году была издана его книга «Искусство рукопашного боя». Несмотря на то что данная работа была напечатана в издательстве НКВД РСФСР и это считалось гарантией одобрения советской властью всей деятельности мастера, ему не удалось избежать преследований в период сталинских репрессий.

 

В 1941 году Ознобишин был арестован и сослан в Казахстан на пять лет. О дальнейшей его жизни ничего не известно.

 

Нельзя не упомянуть и о другом тренере – Иване Лаврентьевиче Солоневиче. Он основал свою школу, основные принципы которой изложил в книге «Самооборона и нападение без оружия». Основную технику он перенял у вольно-американской борьбы (ныне просто вольная борьба). В отличие от Ознобишина, предпочитавшего технику английского бокса, Солоневич делал упор на силовые удары, боксерские уклоны и нырки.

Как и Ознобишин, Солоневич был репрессирован. Ему удалось бежать из мест ссылки и перебраться за рубеж через финскую границу. Он принимал активное участие в основании движения «народного монархизма», написал несколько книг, в том числе и «Белую империю». Солоневич умер в 1940-х годах.

Ознобишина и Солоневича можно считать наиболее известными мастерами, стоявшими у истоков развития отечественного бокса. В то же время в СССР стал развиваться такой вид борьбы, как самбо. На формирование техники этого боевого искусства значительное влияние оказали В. А. Спиридонов и В. С. Ощепков.

 

Офицер русской армии В. А. Спиридонов окончил специальное училище государственной безопасности, где готовили диверсантов. Там он получил навыки нового вида единоборства под названием «боевая борьба», основывавшегося на японском искусстве ближнего боя. Используя полученные знания, Спиридонов создал собственную школу боевых искусств.

В. С. Ощепков родился на Сахалине, половина территории которого в то время принадлежала Японии. Он поступил в школу Кодокан-дзюдо, где в период обучения ему удалось получить второй дан. Некоторое время он работал на Дальнем Востоке, в Китае и Новосибирске. Приехав в Москву, он заинтересовал своими способностями многих любителей боевых искусств. За короткий срок он стал не менее популярен, чем Спиридонов, также основав свою школу. Судьба обеих школ складывалась следующим образом.

Даном в японских видах системы боевых единоборств называется степень мастерства ученика школы.

В 1930-е годы, в период массовых репрессий, Спиридонову приходилось скрывать то, что он использует традиции японской школы, а Ощепкову – нет. Система Спиридонова, предназначенная в основном для обучения диверсантов, официально перестала существовать.

В числе учеников Спиридонова значились сотрудники НКВД, приемы продолжали применяться, но практическое овладение ими проводилось только «для служебного пользования».

В наши дни лучшим последователем системы Спиридонова является А. А. Кадочников. Он получил подготовку в спецподразделении флота в качестве боевого пловца. Кадочников предложил свои разработки, которые пригодны для применения во время боевых действий и при обычной уличной потасовке. Свою систему он назвал боевым самбо.

Ретюнских, ученик Кадочникова, разработал собственную систему, которая получила название «Российская отечественная система самозащиты» (РОСС). В ее основу легли основные приемы самбо, дзюдо и личный опыт Ретюнских.

Что касается Ощепкова, то он был арестован как «агент японского милитаризма» и вскоре скончался в тюрьме. На основе его школы и был создан такой вид борьбы, как самбо. Официально основателем этого вида боевого искусства был объявлен А. Харлампиев.

В 1938 году был издан указ Комитета по делам физкультуры и спорта, согласно которому разрешалось официальное существование этого вида единоборств. В документе не упоминалось о создателе самбо и его знаниях, полученных на Востоке, а лишь говорилось о том, что новые технические приемы были сформированы «…из наиболее ценных элементов национальных видов борьбы нашего необъятного Советского Союза – грузинской, таджикской, казахской, узбекской, киргизской и некоторых лучших приемов других видов борьбы». Однако первые руководители этой школы, не желая разделить судьбу Ощепкова, сделали все для того, чтобы она перестала быть похожей на восточное боевое искусство. Сначала она считалась лучшей боевой школой в стране, но со временем переродилась в одно из многих, причем не самое лучшее спортивное единоборство.

После распада Советского Союза появились люди, называвшие себя мастерами различных «древних видов украинских, белорусских» и других видов борьбы, якобы на долгое время забытых. Таковы единоборства с оригинальными названиями «славяно-горицкая борьба», «казачий стиль», «велесовая борьба» и т. д. Однако документально существование таких видов борьбы не подтверждено.

 

В отличие от России в мусульманских республиках и у народов Сибири существовали строгие правила ведения борьбы. Так, удары ногами не допускались. Разрешалось проводить отталкивание ногой в некоторых конных видах борьбы. Причем толчок следовало наносить в бок лошади, что в соответствии с другими приемами помогало выбить противника из седла. Согласно правилам одной из школ, было вполне допустимо фиксировать руки на поясе противника, в другой же это строго воспрещалось. Удары, как в русских кулачных боях, в Азии не применялись.

В Средние века в Европе сложились свои традиции и особенности проведения поединков. Их суть заключалась в том, что бой проводился воинами, одетыми в доспехи или латы. В связи с этим кулачный удар не был распространен. Чаще всего противника били ладонью или тыльной стороной руки, защищенной железной перчаткой.

В Европе причина популярности рукопашного поединка заключалась именно в том, что его участники были защищены латами.

В Средние века в Европе были широко распространены поединки. Среди представителей городской буржуазии наиболее популярной являлась борьба. С 1200 года регулярно проводились турниры, в которых лучшие из лучших демонстрировали свое мастерство.

Весь поединок разделялся на периоды – раунды, но они не были ограничены во времени. Раунд заканчивался после того, как один из участников падал на землю. Каждый матч включал в себя от 30 до 70 раундов. Общая продолжительность матча могла составлять от 20 минут до 4 часов. Однако техника бокса продолжала оставаться очень простой. От участников поединка по-прежнему требовалось не мастерство, а выносливость и сила.

 

После Второй Мировой Войны на мировой арене появился такой вид спорта как дзюдо. Однако, после того как дзюдо стало массовым видом спорта, он потерял изначальную привлекательность, будучи ослабленный спортивными правилами и весовыми категориями. На мировой арене появился новый вид борьбы, наиболее эффективной, особенно при встрече противников разной весовой категории. Так, человек небольшого роста и хилого телосложения мог победить более сильного и тяжелого противника. Этот вид спорта получил название каратэ-до — «путь пустой руки» . Развитие и популярность того или иного вида спорта (единоборств) было связано с поиском наиболее эффективной и универсальной системы, которой могли бы заниматься люди, вне зависимости от возраста, здоровья и уровня физической «формы». Поиск универсальной системы базировался еще и на том, чтобы, овладев такой системой, можно было побеждать более сильных противников. Поэтому, в последние несколько десятков лет в развитии спортивных единоборств намечается тенденция к универсализации, что приводит к образованию новых видов единоборств и преобразованию уже существующих. В России и за рубежом развиваются и популяризируются так называемые «смешанные» или «комплексные» единоборства. Такое название они получили потому, что в отличие от классических единоборств в них используется комплексный (смешанный) технический арсенал как ударных (удары руками из бокса, удары руками и ногами из кикбоксинга, тайского бокса, тхэквондо), так и борцовских технических действий (броски, захваты и болевые приемы из дзюдо, самбо, греко-римской и вольной борьбы). До настоящего времени специалисты так и не пришли к единому названию таких видов единоборств. Так, например, некоторые специалисты делят такие виды единоборств на «ударно-бросковые», «бросково-ударные» и «ударно-силовые дожимания и перетягивания». Однако, арсенал техники борьбы («бросковые») включает в себя не только броски, но и болевые приемы, удушения, удержания и другие действия, не являющиеся бросками. А «ударно-бросковые» единоборства включают в себя не только удары и броски, но и комбинации, смешение этих действий, переходы от ударов к борцовским действиям. На наш взгляд, для подобного рода технических действий (ударных и бросковых) больше подходит название «комплексные» или «смешанные» единоборства. Такие названия отражают суть этих видов единоборств, так как в них происходит не только слияние ударной и бросковой техники, но и синтез различных методик технико-тактической, физической, психологической и моральной подготовки различных систем, которые рассматриваются не отдельно, а в комплексе, как взаимосвязанные звенья единой системы. К «комплексным» («смешанным») видам единоборств можно отнести: рукопашный бой, армейский рукопашный бой, ушу-саньда, спортивно-боевое самбо, панкратион, джиу-джитсу, микс-файт. Абсолютное большинство из названных видов единоборств включены в Единую всероссийскую спортивную классификацию и развиваются признанными в России и аккредитованными в Росспорте общероссийскими федерациями. Правила соревнований по различным видам смешанных единоборств допускают применение широкого арсенала технических действий, что позволяет принимать участие в состязаниях и побеждать представителям разных стилей и направлений единоборств. К тому же правила соревнований включают в себя практически весь арсенал классических единоборств: удары руками и ногами, броски, захваты и болевые приемы. В результате техника и методика смешанных видов единоборств складывается, в настоящее время, из зарекомендовавших себя видов бокса и борьбы. Ситуация, сложившаяся, в настоящее время, в системе подготовки спортсменов смешанных видов единоборств позволяет отметить следующее: 1) происходит популяризация смешанных видов единоборств и как следствие, увеличение количества спортивных секций и спортивных клубов, культивирующих различные виды комплексных единоборств; 2) несмотря на то, что смешанные виды единоборств приобрели большую популярность, многие аспекты и проблемы управления учебно-тренировочным процессом изучены недостаточно, особенно это можно отнести к процессу подготовки детей и юношей; 3) отсутствие справочной литературы, учебно-методических пособий, учебных фильмов по правильной организации и планированию учебно-тренировочного процесса вынуждает тренеров разрабатывать программы подготовки и тематические планы, основываясь только на личном опыте, накопленном, как правило, в других видах единоборств; 4) в смешанных видах единоборств на сегодняшний день нет единой терминологии, существуют противоречия в названиях технических действий и приемов. Все это может привести к замедленному прогрессу либо вообще к его отсутствию в тренировках занимающихся, а также к нарушениям физического развития спортсменов. При подготовке юношей тренерам приходится использовать методику подготовки взрослых спортсменов, либо методику других видов единоборств. Практика показывает, что использование отдельно методики ударных действий и методики борьбы не оправдывает себя, а вопросы ввиду специфичности и неординарности оптимального их сочетания недостаточно изучены. Методика же подготовки взрослых спортсменов не подходит для детей и юношей по двум причинам: дети и юноши имеют свои возрастные особенности, которые необходимо учитывать при занятиях спортом; зачастую взрослые спортсмены приходят в рукопашный бой уже сложившимися спортсменами. Занятия же с детьми и подростками приходится начинать практически с нуля, что, несомненно, накладывает свой отпечаток на методику и программу подготовки. Таким образом, вопросов, которые нуждаются в своей разработке в смешанных видах единоборств много, в силу того, что этот вид относительно молодой и используются методики тренировки без научного обоснования, из других видов спорта, на основе личного восприятия и интуиции тренера, в то время как необходимы собственные научные основы подготовки спортсменов смешанных видов единоборств, что и определяет актуальность настоящего исследования. Особенности соревновательной деятельности всмешанных видах единоборств. С развитием техники приёмов и многочисленных улучшений в процессах физической подготовки спортсменов, стало ясно, что необходимо изменить чрезмерно свободные правила. Главным образом такая необходимость возникла из-за охраны здоровья бойцов и желания избавиться от стереотипа «человеческих петушиных боёв», характерного для начала 1990-х. Новые правила включали в себя разделение на весовые категории, использование специальных перчаток, дополнительные ограничения в разрешённых приёмах и временные рамки для боев. Правила в смешанных видах единоборств видоизменяются, совершенствуются, дополняются, чтобы более полно обеспечить зрелищность соревнований, физическую подготовку спортсменов, объективность оценки действий спортсменов . 1) Весовые категории. Ввиду распространения знаний техники приемов, методики подготовки, разница в весе стала значительным фактором. 2) Защитная экипировка. Вместо больших и не удобных при захвате и броске боксёрских перчаток в ММА используются накладки на руки с открытыми пальцами. Относительно боксёрских перчаток, накладки для ММА значительно тоньше: профессионалы используют 4-унциевые, а любители — 6-унциевые перчатки. Накладки были введены промоутерами для защиты кулаков, снижения количества рассечений и связанных с этим остановок боев, что в свою очередь меняет зрелищность боев. 3) Ограничения по времени, запрещенные приемы. Во избежание длинных и не зрелищных боев, в котором бойцы, экономя энергию, проводили мало технико-тактических действий, было введено ограничение по времени. Бои без ограничения во времени также затрудняли трансляцию по телевидению в прямом эфире. В большинстве профессиональных организаций бои длятся три раунда по пять минут, в то время как в титульных боях количество раундов увеличивается до пяти.

 В данной работе рассмотрена история создания смешанных видов единоборств и становление их как вида спортивных соревнований. Дана краткая характеристика некоторых его видов. Приведены правила, весовые категории и экипировка спортсменов. Ключевые слова: смешанные виды единоборств, ММА, история, правила ведения боя, соревновательная деятельность Актуальность иобщая характеристика смешанных видов единоборств. Будучи одной из древнейших цивилизаций, Китай имеет огромный опыт в развитии и продвижении боевых единоборств. Но до недавнего времени Китай был страной замкнутой. В связи с этим, до недавнего времени специалистов в области единоборств интересовало боевое искусство Японии.

 

Обеспечение техники безопасности и предупреждения травматизма

1.1. К занятиям борьбой допускаются , прошедшие инструктаж по технике безопасности, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. При проведении занятий по борьбе необходимо соблюдать правила поведения, расписание занятий, установленные режим занятий и отдыха.

1.3. При проведении занятий по борьбе возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:

-травмы при выполнении бросков, приёмов, без использования гимнастических матов, нарушение страховки и самостраховки;

-травмы при нахождении в зоне броска другой пары;

-недостаточный интервал и дистанция между обучающимися при выполнении упражнений;

-посторонние предметы (цепочки, серьги, браслеты, часы и т. д.)

1.4. Занятия по борьбе должны проводиться в спортивной одежде и спортивной обуви.

1.5. В местах проведения занятий по борьбе должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

1.6. Тренеры-преподаватели и обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения и выходы экстренной эвакуации.

1.7. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан: немедленно сообщить тренеру-преподавателю, который сообщает об этом администрации школы, оказать первую помощь пострадавшему.

1.8. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать правила борьбы, ношения спортивной одежды и спортивной обуви, правила личной гигиены, соблюдать дисциплину, требования тренера-преподавателя.

1.9. Обучающимся запрещается употреблять спиртные напитки, наркотические и токсические вещества, курить.

1.10. Лица, допустившие невыполнение или нарушение настоящей инструкции привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего распорядка и при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!