Связь с предметом и психосексуальное развитие



Итак, связь ребенка с неживым предметом, развиваясь, расщепляется.

Первое расщепление связано с разделением мира вещей на игрушки и «неигрушки». Это происходит в ходе столкновения ребенка с первыми правилами поведения.

Второе расщепление происходит уже в самом мире игрушек: игрушки с фиксированным значением отделяются от «магических предметов», символом которых является волшебная палочка. Но на этом развитие взаимодействия с игрушкой не кончается.

Если игра с игрушками с фиксированным значением (игрушечный телефон, игрушечная посуда) плавно переходит в овладение взрослыми средствами труда и предметами быта, то игра с «магическими предметами» получает свое развитие в появлении так называемых игр «по правилам» (лото, классики, крестики-нолики, шахматы), любовь к которым иногда сохраняется на всю4 жизнь (бега, лотерея, карты и др.).

В этом и состоит третье расщепление: основой игры становится безличное правило, а не игрушка и не роль.

Нужно отметить, что в скрытом смысле «правило» уже существовало и на более ранних этапах развития игры. Но на этапе игры с материалом «правило» задавалось свойствами материала (например, вода всегда льется вниз) и предмета, на стадии ролевой игры «правило» было однозначно связано с ролью («маме» положено укладывать спать «ребенка», а «богатырю» — стрелять из лука). И только на третьей фазе правило отделяется и от предмета, и от человека и начинает существовать самодостаточно.

Основным психологическим фактором обеспечивающим удовольствие игрокам, является противостояние непредсказуемости, будь то непредсказуемость противника или непредсказуемость сочетания цифр на брошенных костях. И в том, и в другом случае человек вступает в игру с Судьбой и противопоставляет себя Року. Если признать, что в игре человек любого возраста компенсирует и проигрывает то, что в практической жизни ему еще недоступно, то непредсказуемость Судьбы никогда не окажется полностью подвластной даже самому могущественному и образованному взрослому человеку. Этим иллюстрируется и то, что, чем более беспомощным чувствует себя взрослый человек в реальной жизни, тем более он склонен искать иллюзорное чувство победы в азартных играх и лотереях.

Игры «по правилам» делятся на два вида: игры с Судьбой (карты, лотерея, рулетка) и игры с противником (шашки, шахматы). Второй тип может перерасти в вид профессиональной спортивной деятельности и перестает быть игрой в вышеназванном смысле слова, т.е. формой компенсации беспомощности.

В свете изложенных выше стадий психосексуального развития ребенка становится ясным соответствие определенных типов игры и игрушки определенным стадиям психосексуального развития ребенка.

Первые манипуляции ребенка с предметом соответствуют оральной фазе, игры с материалом — анальной фазе. На анальной фазе с целью отреагирования амбивалентного отношения к объекту появляются игры типа «построить и разрушить». Надо отметить, что эти игры неспецифичны по отношению к полу ребенка, их содержание в общем одинаково у мальчиков и девочек. С начала Эдиповой фазы возникают ролевые игры, основной задачей которых является освоение ребенком своей психосексуальной роли не только в семье, но и в мире человеческих занятий вне семьи. На этой же фазе у детей обоего пола популярны игры, скрытым мотивом которых является любопытство к различиям полов, например игры «в доктора», позволяющие «легально» удовлетворять интерес к человеческому телу.

Игры с правилами характерны для латентной фазы, то есть в норме —6—7 лет, к моменту начала школьного обучения.

В последующие годы интерес к играм может сохраняться, но игра уже не является ведущим фактором личностного и психосексуального развития, а, скорее, служит компенсации «сбоев», возникших в ходе этого развития.

Психологический смысл игровой коррекции

Игра является не только основной деятельностью дошкольника, в которой он овладевает разнообразными навыками и новыми формами поведения, но и выступает как форма своеобразной аутопсихотерапии ребенка. Это происходит потому, что в игре ребенок может вернуться к травмирующим переживаниям своей жизни или к обстоятельствам, в которых он не достиг успеха, и в безопасной для себя ситуации, находящейся полностью под его контролем, заново проиграть то, что причиняло ему боль, расстроило или напугало.

Основной психотерапевтический механизм такой «целебной» игры состоит в том, что повторение действия без травмирующего эмоционального «аккомпанемента» приводит к угасанию болезненного аффекта. Этим и объясняется то, что в играх дети нередко возвращаются к малоприятным обстоятельствам своей жизни. На это обратил внимание еще 3. Фрейд. В одной из своих работ он описывает следующий случай:

Родители устроили для своих детей похороны канарейки, смерть которой дети очень тяжело переживали и постоянно плакали. Впоследствии родители с удивлением обнаружили, что их дети несколько раз играли в одну и ту же игру «похороны птички» и по всему было видно, что эта игра доставляет детям удовольствие.

С точки зрения взрослой логики можно было бы предположить, что дети не захотят возвращаться к травмирующему событию. Радость детей в ходе этой игры была связана с тем, что они нашли способ угасить за счет многократного повторения без отрицательного подкрепления ситуации похорон птички, изжив и отреагировав острое чувство утраты. Думается, что и в мире взрослых этому же служат повторяющиеся ритуалы поминовения умершего — через 9 дней, 40 дней и через год.

Основоположник широко известного метода психотерапии психодрамы — Якоб Морено уже в начале века обратил внимание на данную особенность детских игр и смог использовать ее в ходе создания психотерапевтической техники для взрослых.

В наше время принцип отреагирования аффекта в игре использовался для психологической помощи детям, перенесшим землетрясение в Армении. Эти дети были способны очень долго «играть в землетрясение», до тех пор, пока не теряли к этому интерес. Вместе с потерей интереса снижался и аффект.

Игра совершалась в противне с песком, на котором стояли модели домов, машины, мосты и пр. Тряся противень с песком, дети разрушали постройки, подражая при этом голосом гулу землетрясения.

По замыслу психологов, эта игра была адресована детям дошкольного и младшего школьного возраста, однако в нее С увлечением играли даже подростки. Это объясняется тем, что в острой психотравмирующей ситуации актуализируются механизмы регрессии, т.е. оживления эмоциональных реакций и способов поведения, типичных для более младшего возраста.

Указанные свойства детской игры делают ее в руках опытного воспитателя, педагога и психолога действенным средством психологической помощи ребенку. Правильно подобранные игры могут помочь ребенку изжить свои психотравмы, преодолеть страхи, скомпенсировать последствия нарушенных отношений в семье и овладеть новыми способами поведения, которые он не может освоить без целенаправленной помощи взрослого.

Ниже будут рассмотрены варианты игр, которые уместны не только в группах детского сада, но и могут быть переданы воспитателем родителям ребенка для использования в семейном воспитании.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!