Развитие русской культуры края во второй половине ХVI – ХVIIвв.



Развитие экономики, рост городов способствовали развитию строительного дела и зодчества.

В XVI веке в Казани был построен ряд зданий и сооружений. Это комплекс памятников Казанского кремля. После взятия Казани поначалу спешно были поправлены дубовые стены ханской крепости. Спустя четыре года начали возводить каменный кремль. Псковские мастера под началом Бармы и Ширяя и возвели южную фасадную часть кремля со Спасской башней, двумя круглыми башнями по бокам фасада и стенами между ними. Остальные башни и стены строились в последующие годы XVI- XVII вв.

Из каменных сооружений внутри кремля сохранился с XVI века лишь пятиглавый Благовещенский собор. Изменился внешний вид собора.

До наших дней сохранились лишь иконы XVI века Ефремово Евангелие. Среди них выделялась Гостинодворская церковь. Она посвящена- Николе Чудотворцу.

Второй по важности крепостью стал Свияжск, возведенный при Иване IV в устье реки Свияги. Город был заложен 24 мая 1551 г.

До наших дней сохранилась деревянная Троицкая соборная церковь.

Кроме Троицкой деревянной церкви в Свияжске сохранились каменные сооружения: Никольская трапезная церковь , Сергиевская церковь. В 1556-1560 гг. был построен Успенский собор. Собор был расписан встиле борроко XVI веке .

Во второй половине XVI века из-за отсутствия нормальных условий для художественного творчества, колониальной политики царизма в татарской литературе не создавалось крупных произведений. М. Мухаммедъяр был среди тех, чьи произведения в списках сохранялись и читались в эти десятилетия.
Махмуд Ходжи углы Мухаммедьяр жил в середине XVI века в Казани и Булгаре.
До нас дошли и его поэмы: 'Тухваи мардан' -'Дар мужей'.

В середине 60-х г. XVI века неизвестным автором было написано 'Сказание о царстве Казанском'.

Казань во второй половине ХVI – ХVIIвв.

С присоединениям к русскому государству Казань сохранила свое положение политического и административного экономического центра всей восточной части страны.

Население Казани размещалось по сословно- национальному принципу. Кремль являлся основным местом жительства высшего военного- административного служилого сословия и духовенства. К Кремлю примыкал посад, стены кот-го шли по правому берегу Булака, поворачивали к нынешнему Ленинскому саду, далее шли к современной площади Свободы и холму поворачивались к крепости.

За озером Кабан было отведено место для поселения не крестившихся.

Во второй половине 50-х гг. 16 века в Казани жили 978 служивых людей, 80 представителей духовенства. 915 хозяев посадских и слободских людей. Среди ремесленников и торговцев были люди 119 разнообразных профессий: кожевники, калачики, плотники и др.

Рядом с крепостью размещался торговый центр - Гостиный двор.

Зрелищами для всех служили ярмарки, кулачные бои, публичные телесные наказания и казни преступников.

В XVII веке Казанское и Свияжское воеводство делились на уезды. Уезды делились на волости. Население избирало волостных и деревенских старост. В XVII веке начали интенсивно строить монастыри. Под Казанью было тогда три: Раифский, Семиозерный, Кизический. Всего в крае в то время насчитывалось 20 монастырей.

Экономика. В XVII век образовался общероссийский рынок. Дворцовое, поместно-вотчинное, церковно-монастырское – основные типы хозяйств.

Основное административное правительственное учреждение – приказная палата. Она делилась на пять отделов: судный, стрелецкий, хлебный, разрядный денежный. Такими отделами руководили дьяки.

 Из казанского края вывозили: хлеб, льняное семя, мясо, кожи, овчину, шкуры, меха, мед, воск. Из Сибири привозили меха, с юга поступали: соль, фрукты, вина.

Особенности землевладения, землепользования, сельскохозяйственное производство в ХVII в.

Позиция феодалов края в политических событиях «Смутного времени».

В этот период времени в Москве размещался польский гарнизон. Когда стало известно о действиях и насилиях поляков в Москве, казанцы на призыв о единении и борьбе против польских захватчиков откликнулись совершенно неожиданно: «вся земля Казанского государства» целовала крест Лжедмитрию II. Лишь после того, как Казань посетило официальное посольство от имени ополчения обстановка начала изменяться. Здесь шла политическая борьба, в результате которой был убит второй казанский воевода Богдан Бельский. Лишь в июне 1611 года согласились участвовать в освобождении Москвы от польских оккупантов.

После ухода из Казани воеводы Морозова с ратными служилыми людьми и стрелецкими отрядами в руководстве местного управления остались только дьяки (Шульгин и Дичков).

В этот момент в позицию казанцев попытался вмешаться патриарх Гермоген, находившийся с мая 1611 года в тюремном заключении в стенах Чудова монастыря. В сентябре 1611 года начинается народное движение в Нижнем Новгороде, возглавленное земским старостой, купцом Кузьмой Мининым, а затем и князем Дмитрием Пожарским. Правда, в апреле 1612 года в состав Второго ополчения влилась «казанская рать» под командованием воеводы Василия Морозова. В Нижнем Новгороде Минин и Пожарский так и не дождались прихода казанских ратных людей. Иван Биркин, приведший казанцев, ссылаясь на приказ Шульгина, покинул ратные силы ополчения. С ним ушли и многие казанские ратники. Отказ татарских феодалов поддержать авантюру Шульгина говорит о позиции татарской элиты и их отрицательном отношении в это время к идее обособления Среднего Поволжья от центральной России. К сожалению, о том, что как раз татары были против регионального сепаратизма во время Смутного времени, сегодня в Татарстане почему-то умалчивается. После избрания на царство Михаила Романова лидер казанских сепаратистов Никанор Шульгин пытался оправдаться перед царём и направил ему из Свияжска челобитную. Однако его под конвоем доставили в Москву. Затем он был отправлен в ссылку в Сибирь.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 593; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!