Вопросы в государственный экзамен:



 

Ø Предмет социологии (сопоставление различных трактовок).

Ø Социальные связи

Ø Объединения людей в обществе (типология, краткая характеристика).

Ø Социальные институты.

Ø Социальные движения.

Ø Социальные системы.

Ø Социологические трактовки общества.

Ø Типология и функции социальных организаций.

Ø Социальные изменения: типология, специфика.

Ø Самоорганизация общества.

Ø Социальный контроль и порядок.

Ø Социальные регуляции и воздействия.

Ø Социальная патология.

Ø Социальное взаимодействие: понятие, формы.

Ø Социальные конфликты: типология, способы разрешения.

Ø Социальное неравенство.

Ø Социальная стратификация: концепция, реальные процессы.

Ø Социальный статус и мобильность.

Ø Жизненное и социальное пространство.

Ø Личность и группы.

Ø Социализация. Личность и общество.

Ø Культура общества: понятие, функции, структура.

Ø Социокультурные различия в обществе.

Ø Социальные нормы: понятие, типология.

Ø Ценности и ценностные ориентации.

 


Глоссарий

Бедность – постоянный дефицит средств к существованию при систематическом самоограничении жизненно необходимых потребностей.

Дискриминация – это умышленное лишение или ущемление, ограничение прав и свобод граждан, данного человека или объединения людей, по сравнению с общепринятыми правилами и другими субъектами совместной жизни в обществе. Дискриминация может быть не на официальном, а на бытовом уровнях, существовать как предрассудок, предубеждение, неправовая практика взаимодействия с «иными». Различают расовую, национально-этническую, политическую, религиозную, гендерную (в отношении социального пола), возрастную (чаще всего – в отношении беззащитных детей, подростков, стариков), экономическую и др. виды дискриминации.

Дистанция социальная – это степень близости или отдаленности социально организованных субъектов друг от друга, расстояние между статусами в иерархии общества. Дистанция может быть между властвующей элитой и народом (признак – глухота по отношению к требованиям, просьбам, мольбам, призывам о помощи, невнимание к нуждам народа), между управленческим персоналом администраций и «линейными» работниками учреждений, созданных в данном социальном институте.

Институт социальный – это (по М. Веберу) порождение общества как целевого союза», установление (правил поведения, порядка, мер ответственности и т. д.). Институт предлагает обществу взаимосвязанную систему социально ориентированных стандартов и образцов поведения, соответствующие технологии взаимодействия, социальные проекты преобразующей деятельности, возможности совместного использования ресурсов друг друга. Институты формируют в своем пространстве влияния определенные отношения и связи, помогающие поддерживать историческую преемственность устоев жизни, поддерживать равновесие. Институты семьи, быта, труда, государства, брака, политики, власти, образования, науки и т. д. имеют свои учреждения, определенную материальную базу, пространственное размещение, специализированные функции, востребованные в обществе. Институты обеспечивают сходное и предсказуемое поведение, направляют деятельность людей.

Личность – «) Человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие Л. отличают также от понятий «индивид» и «индивидуальность». Л. формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственного окружения и обусловоена также биологическими особенностями» (Краткий энц. словарь. А-М. – М.: Изд-во «РИПОЛ КЛАССИК, 2000. – С. 648).

Нищета – полное отсутствие средств к существованию, невозможность выжить без поддержки со стороны.

Норма социальная – социокультурный регулятор, устанавливающий правила-стандарты и другие ограничения во взаимодействии человека с обществом и его институтами. Норма Обусловлена конкретно-исторической практикой и контекстом социальных изменений. Она может выступать в смягченном варианте, как норматив – ориентир поведения и взаимодействия с другими людьми. Регулятивное воздействие норм зависит от таких свойств, как превентивность, устойчивость, непротиворечивость, доступность, четкая обязательность-адресность, способность к обновлению, перекодификации.

Общество характеризуется важными чертами: это взаимодействие социально организованных индивидов и объединений людей; их социальные связи и отношения направляются институтами для поддержания целостности общества и достаточного системного разнообразия жизни.

Общество (по Г. Спенсеру) – органическая взаимосвязь частей целостности, подчиненной четырем основным природным законам: приспособления, роста, соответствия (пропорциональности), равной свободы для каждого члена общества.

Община – исконное объединение людей, может быть крестьянской, сельской, земляческой, религиозной. Это социально однородная совокупность людей, совместно проживающих на определенной территории, ведущих общее хозяйственное землепользование и опирающихся на нормативно-ценностные устои, выработанные в длительном взаимодействии с обществом и природой.

Операционализация в социологии – это поиск, раскрытие и измерение тех наблюдаемых объектов, которые служат доказательствами наличия других объектов, недоступных прямому наблюдению. Социолог-исследователь находит эквиваленты того или иного понятия, «заземляет» это понятие, чтобы изучить его содержание в процедурах, операциях определенного исследования.

Организация социальная – это устойчивое объединение людей, реализующих общую цель на основе определенных правил и процедур, разделения обязанностей и ответственности в соответствии со статусной иерархией и при сохранении группового единства. Опора формальных организаций – власть и бюрократия. Организации классифицируются по таким критериям, как характер отношений, виды деятельности, степень иерархичности, соподчиненность, социальное назначение, доминирующая функция, степень сложности конечной продукции и т. д. Традиционно в социологии выделяют «штабные» организации (обслуживают первых должностных лиц в иерархии), функциональные, линейные (непосредственные контакты с потребителями услуг).

Отношения социальные – устойчивая система нормированных взаимодействий (норм, требований, долженствований, функций), построенных на взаимозависимостях людей, институтов. Взаимозависимости могут быть структурно-функциональными (по «принадлежности» к тем или иным элементам структуры, дополнительности в деятельности, обмене недостающими формами и видами деятельности) или интенциональными, внутренне присущими общественной жизни (из норм морали, обычного права). Главный двигатель отношений и укрепления социальных связей – нужда в ресурсах друг друга, взаимных услугах (См. Современная западная социология: словарь. – М.: Политиздат, 1990. – С. 305). Однако закон разделения труда не всегда способствует доброжелательным, солидаризирующим общество отношениям. Не только отношения собственности (по Марксу), но и разделение труда порождает отчуждение, неприязнь, утрату идентичности. Философы связывают отношения с законом, трактуют отношения как проявления свойств вещей и процессов, делят отношения на причинно-следственные, пространственные и временные.

Повседневная жизнь– это упорядоченная совокупность привычных взаимодействий, укладов жизни и правил обихода, сложившихся естественно исторически и регулируемых социальными институтами и самоорганизующимися субъектами в условиях существования сосуществования.

 

Политика социальная – система целенаправленных действий государства и всего общества по защите слабых категорий и групп населения, поддержке активного самообеспечения динамичной части общества и реабилитации лиц, испытавших лишения, дезинтегрированных из социально организованной среды. Принципами социальной политики являются объективность, конкретность, адресность, справедливость, подконтрольность обществу, систематичность, надежность и др. Особое внимание в социальной политике уделяется выживанию обездоленных людей, попавших в трудные жизненные обстоятельства. Социальная политика способствует повышению качества жизни, благополучию общества, солидаризации людей. Одновременно социальная политика имеет и побочные смысловые и функциональные нагрузки – продвижение к власти и удержание власти, создание благоприятного имиджа, облика Человека власти.

 

Порядок социальный – упорядоченная совокупность мер и правил, обеспечивающих безопасность людей, выполнение ими своих обязанностей и осуществление прав и свобод. Порядок устанавливается путем согласования интересов, притязаний и ожиданий или силовым путем (в условиях дезорганизации, массовых нарушений противоправного и аморального характера), особенно при возникновении угрозы жизни и здоровью людей.

 

Продвижение социальное – приобретение более прочных и высоких социальных позиций: упрочение статуса, усложнение ответственности и полномочий, обладание компетенциями с признанным профессиональным влиянием, занятие должностей с более высокими требованиями к квалификации, получение престижных назначений и соответствующего приобретения (в доходах, бытовом благополучии, условиях труда, привилегиях). 

 

Программа исследования  – это документ, регламентирующий последовательность, технологию исследовательской деятельности, ее объемы и смысловое наполнение, правила информационного обмена, специфику познавательных процедур.

 

Равенство социальное – в век Просвещения под равенством понимали предпосылку свободы, позднее стали более осмотрительно относиться к идеалу равенства. Набравший силу новый класс (буржуазии) в своих революционных выступлениях отстаивал равенство как ликвидацию феодальных привилегий, как необходимость формализовать институты и правила, чтобы все были равны перед законом. В современной социологии равенство связывают с формально равным доступом к благам, услугам, ресурсам общества, а не как уравниловку. Равенству на «старте жизни» способствует повышение качества жизни, солидарность в обществе, преодоление грубых и несправедливых различий между слоями общества. Это касается, например, доступа к образованию выходцев из малоимущих семей, детей-сирот, инвалидов и т. д. Эффективная социальная политика сглаживает кричащие противоречия в обществе, частично выравнивает возможности разных социальных кругов и категорий населения, дает шансы для развития личностей.

 

Роль социальная – совокупность требований общества к данному субъекту деятельности, это особый тип поведения, оценка исполнения, санкции. Это ожидаемое поведение в зависимости от статуса, например, должностного положения. Выполнение статусных предписаний и их оценка осуществляются в широком контексте общественной жизни или ситуационно, что зависит от уровня статусной иерархии и от роли субъекта деятельности. Сегодня отмечается влияние на ролевое исполнение со стороны локальных культур, местных сообществ.

 

Связь социальная – это факторы, технологии и результаты совместной деятельности. Термин введен в научный оборот классиком французской и мировой социологии Э. Дюркгеймом для обозначения взаимодействия, ценного для участников. Польский ученый с мировым именем Ян Щепаньский считает существенными чертами социальной связи соприкосновение в пространстве, взаимное наблюдение, готовность к взаимодействию, взаимоконтроль.

Система социальная – это целостное единство, упорядоченное множество элементов, находящихся во во взаимосвязях и отношениях друг с другом и сохраняющих инвариантную основу целостности. Система стремится сохранить равновесие в столкновении с внешней средой и «откликнуться» на воздействие извне и внутрисистемные изменения. По Толкотту Парсонсу, общество предстает как система действия, состоящая из подсистем: личности с функцией целедостижения, поведенческой подсистемы с функцией адаптации (с помощью ресурсов), социальной с функцией интеграции, культуры – с функцией создания и хранения образцов, т. е. действий, смыслов, символических средств, ценностей, информационных обменов.

Социализация – процесс воспроизводства состава общества, интеграция людей в социальные структуры, связи и отношения с помощью социализирующих институтов и механизмов. Это гражданское становление человека, усвоение личностью социально значимых и востребованных качеств и одновременная самореализация индивидуальности во взаимодействии с обществом.

Социология – это наука о взаимодействии институтов, объединений людей, отдельных личностей по поводу реализации жизненно важных интересов в условиях совместного существования. Эти интересы могут быть общими или дифференцированными. Социология исследует общественную жизнь и систематизирует знания о ней в аспекте социальной интеграции и дезинтеграции, учитывая «принадлежность» человека к различным слоям, группам, категориям людей. Социологические законы отражают социальную реальность и представления о ней в мире, обществе и различных сообществах.

 

Статус социальный – положение людей и/или групп в системе общественных отношений разного уровня. Различают статус прирожденный, приписанный, предписанный (по семейному происхождению, пол, возраст, раса, национальность) и достигаемый. В концепции стратификации основанием для определения статуса являются профессиональные различия, образование, богатство, близость к власти или обладание властью, степень обладания ресурсами, степень влияния, престиж. В последние годы в социологическом анализе статусов, ролей и социальных дистанций стали употреблять экономическую терминологию: актуализировались оценки людей с позиций накопленного и используемого капитала (экономического, социокультурного, политического, духовного и т. д.).

 

Структура социальная – это группировка по значимым, системообразующим признакам, отражающая состав, соподчиненность, характер социальных связей. В позитивизме структурой считали совокупность причинных связей между социальными фактами, в марксизме – деление общества на классы, лиц умственного и физического труда, на городское и сельское население, а также по социально-демографическим признакам. Принципиально иное деление общества предлагается в концепциях стратификации, критериями такого деления становятся атрибуты достижения, личного успеха и общественного признания. Власть, богатство, привилегии, права, влияния, ценности (блага) и услуги по-разному распределяются между слоями (стратами) общества. Главными основаниями для подвижности, перехода из одной страты в другую становятся происхождение, власть и могущество, богатство, престиж профессии, образование, происхождение (родственные или этнические связи), длительное проживание в стране или данной местности, высоко ценимые в обществе индивидуально-личностные качества и заслуги.

 

Факт социальный – это истинное знание, исходное положение для дальнейшего объяснения жизни. Эмиль Дюркгейм подчеркивал независимость факта от индивидуального сознания и его принудительную силу по отношению к индивиду, видел в этом объективность социально существующего факта. Факт наделяется такими чертами, как статистичность, интегративность, историчность, инвариантность, единичность. Научный социальный факт устанавливается на основе верификации отобранных и классифицированных по четким критериям фактов самой социальной реальности, а затем – выявлении причинно-следственных связей между преобразованными в системе знаний и интерпретированными фактами. Социальный факт – это элементарное обобщение конечного множества признаков тех или иных явлений. Современные трактовки отошли от позитивизма в понимании социального факта.

 

Ценности – это значимые для личности, общества и отдельных его составляющих предметы или смыслы, символы, любые продукты исторического и ситуационного взаимодействия людей, это социальное наследие, утрата которого приносит чувства горя, боли, обиды, попранного достоинства и воспринимается как лишение. Люди не только оценивают что-то значимое, но и стараются сохранить и преумножить это для последующих поколений. Ценности входят в культуру общества и регулируют социальные связи и отношения, служат образцами. Ценностью может быть родина, сама жизнь, человек, труд, семья, честь, доброе имя в обществе и т. д. Наличные ценности (блага, смыслы жизни) и идеальные, воображаемые (идеалы, символы) соприкасаются и функционируют как звенья единого регулятивного и социализирующего механизма, связанного с нормами, традициями.

 

Ценностные ориентации – элемент сознания человека, формируется как избирательное отношение к социальной практике и наличному арсеналу ценностей. Чтобы люди проявили ориентации на ценности, они должны иметь «набор» реальных или конструируемых воображением ценностей. Ценностные ориентации – еще не сами ценности, а продвижение к ним, некое направление к сложившейся нормативно-ценностной системе разных уровней (общества, непосредственного социального окружения, отдельной личности и т. д.). Среди привычных основных типов ценностных ориентаций, характерных для жизни человека, можно отметить ориентации на профессиональное продвижение (в том числе – на карьерный рост), на политическую известность, на укрепление семейной жизни, на обогащение и в целом – на достойное, респектабельное существование, на глубокие дружеские отношения, на самореализацию и разностороннее развитие личности (включая здоровый образ жизни). Люди имеют предпочтения, выстраивают иерархию ориентаций, при этом стремятся к достаточному разнообразию в наборе ценностей для выбора.

Л. Л. Шпак

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Основы социологии»:

 

а) основная литература:

1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 446 с.

2. Гидденс, Энтони. Социология=Sociology / Э. Гидденс; науч. ред. В. А. Ядов. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 703 с.

3. Голенкова, З. Т. Общая социология: учеб. пособие / З. Т. Голенкова, М. М. Акулич, В. Н. Кузнецов. – М.: Гардарики, 2005. – 474 с.

4. Култыгин, В. П. Классическая социология / РАН. Ин-т социал.-полит. исслед. – М.: Наука, 2000. – 526 с.

5. Назаренко, Сергей Владимирович. Социология : учеб. пособие / С. В. Назаренко. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 496 с.

6. Немировский, Валентин Геннадиевич. Социология : учебник / В. Г. Немировский . - М. : Проспект, 2010. - 542 с.

7. Смелзер, Нейл. Социология: учеб. пособие для студентов / Н. Смелзер; пер. с англ.; науч. ред. В. А. Ядов. – М.: Феникс, 1994. – 686 с.

8. Социология в России: учеб. пособие / под ред. В. Я. Ядова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Ин-та социол. РАН, 1998. – 695 с.

9. Социология: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов. – М.: Наука, 1995. –374 с. – (Программа «Обновление гуманитарного образования в России»).

10. Татарова, Г. Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях: учеб. пособие / Г. Г. Татарова. – М: Новый учебник, 2004. – 206 с.

11. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс. – 3-е изд., доп. и перераб. / Ж. Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2005. – 534 с.

12. Фролов, С. С. Социология: учебник / С. С. Фролов. – М.:Наука,1994. – 250 с.

13. Шпак, Л. Л. Социология: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / Л. Л. Шпак; КемГУ. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 213 с.

Б) дополнительная литература по курсу «Основы социологии»

Первоисточники

1. Ковалевский, М. М. Очерк истории развития социологических учений / М. М. Ковалевский // История XIX века: сборник. – Т. 5. – СПб., 1906. – С. 292-339.

2. Парсонс, Т. Развитие социологии как научной дисциплины / Т. Парсонс // Личность. Культура. О-во = Culculture. Personality. Soc. – М., 1999. – Т. 1, № 1. – С. 22-36.

3. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин; пер. с англ.; общ. сост. и предисл. А. Ю. Согомонов. – М.: Политиздат, 1992. – 543 с.

 

Статьи, монографии

1. Андрющенко, Е. Г. О положении социологии в российском обществе / Е. Г. Андрющенко // Личность. Культура. О-во = Culture. Personality. Soc. – М., 2001. – Т. 3, № 7. – С. 44-57.

2. Горшков, М. К. Российское общество в условиях трансформации (Социол. анализ) / М. К. Горшков; Рос. независимый ин-т социал. и национал. пробл. – М.: РОССПЭН, 2000. – 376 с.

3. Григорьев, С. И. Основы неклассической социологии: Новые тенденции развития культуры социол. мышления на рубеже XX–XXI вв. / С. И. Григорьев, А. И. Субетто. – М.: РУСАКИ, 2000. – 208 с.

4. Давыдов, А. А. Системный подход в социологии: новые направления, теории и методы анализа социальных систем / А. А. Давыдов. – М.: РОССПЭН, Ком-Книга, 2005. – 328 с.

5. Здравомыслов, А. Г. О судьбах социологии в России // А. Г. Здравомыслов / Социс. – 2000. – № 3. – С. 136-145.

6. Лапин, Н. И. Когда Огюст Конт ввел термин “sociologie” / Н. И. Лапин // Социс. – 2003. – № 4. – С. 25-33.

7. Тощенко, Ж. Т. Социология: пути научной реформации / Ж. Т. Тощенко // Социология. – М., 1999. – С. 82-92.

8. Тощенко, Ж. Т. Спорные вопросы структуры социологического знания / Ж. Т. Тощенко // Социология. – 2004. – № 1 – С. 102-106.

9. Шляпентох, В. Э. Проблемы качества социологической информации: достоверность, репрезентативность, прогностический потенциал / В. Э. Шляпентох. – М.: Центр социального прогнозирования, 2006. – 664 с.

10. Шпак, Л. Л. Социология повседневной жизни: учеб. пособие / Л. Л. Шпак. – Кемерово: Изд КемГУ, 2001. – 376 с.

11. Штомпка, П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе / П. Штомпка // Социс. – 2001. – № 2. – С. 3-12.

12. Штомпка, П. Социальное изменение как травма / П. Штомпка // Социс. – 2001. – № 1. – С. 6-16.

13. Штомпка, П. Социология социальных изменений / П. Штомпка; пер.с англ. под ред. В. А. Ядова. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 19-66, 170-231, 367-390.

14. Ядов, В. А. Методологическое обоснование повторных и сравнительных исследований / В. А. Ядов // Социс. – 1985. – № 1. – С. 17-25.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Рабочая программа и учебные материалы выполнены с использованием лицензионного ПО Windows 7, Microsoft Office Word – 2007, мультимедийные презентации выполнены в программе Microsoft Office PowerPoint.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 370; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!