Дружественность и враждебность учеников и учителей 6 страница
НО ДРУЖЕСТВЕННЫЙ НАСТРОЙ УЧИТЕЛЯ ЧАСТО ТОЛКАЕТ ЕГО НА НЕСДЕРЖАННОСТЬ СОВЕТОВ. ОБЪЯСНЕНИЙ, ТО ЕСТЬ ИЗЛИШНЮЮ ЩЕДРОСТЬ В ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ, НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ ВМЕСТО РЕБЕНКА. А ведь это означает, что интересы воспитанника несколько забыты или поняты слишком прямолинейно, банально, непрофессионально. Сколько можно педагогу и родителям забывать, что дети получают радость от своего труда, а не от труда «помогающего» им взрослого! Каждый из нас может вспомнить таких детей, подростков и взрослых, которых отучили радоваться своему труду, так как долго «дружественно» отстраняли от участия в работе, оставляя возможность только пользоваться результатами чужого труда. Некомпетентный дружественный педагог
может вырастить ленивого тунеядца или нахала, делая за него в детстве всю трудную работу.
Дружественность, характеризующаяся щедростью в выдаче информации партнеру и в собственном добывании деловой информации, может легко превратиться в «слабость». А слабость, имея, разумеется, не только отрицательные, но и положительные педагогические свойства, все же склоняет человека к тщательному выдаванию информации при редком ее добывании. Полезно это в педагогике бывает лишь в той ситуации, когда необходимо поддержать слабого, когда есть опасность задавить своей взрослой «силой» и знаниями робкую нерешительность ребенка.
Можно предположить, что «слабость» педагога бывает полезна и тогда, когда дети начинают чувствовать свою силу. Смешно обычно выглядят педагоги, которые на полном серьезе начинают «качать права» перед ребенком, как бы настаивая на том, что «я сильнее». Отсюда один шаг до позиционного выяснения отношений, поводом к которому стало проявление укрепляющейся «силы» ребенка. Вообще все виды позиционной борьбы — лесть, выговор, объяснение, самоунижение — характеризуются обильным, ярким, бурным словоизлиянием. По логике наших педагогических представлений учителям лучше всего сводить их к минимуму, к шутке, юмору, парадоксу, не давать себе «растекаться мыслью по древу», то есть демонстрировать себя, свои чувства и соображения по всем и всяким поводам. Вспомним, кстати, частые сетования методистов на то, что учителя не умеют говорить эмоционально и заразительно. Может быть, это им не так уж и надо? Ведь такое умение больше всего необходимо в позиционной борьбе самовосхваления. В режиссуре известно: чтобы борьба была деловой, достаточно точности, конкретности, предметности в обмениваемой информации. Это правило со всей очевидностью относится и к об-Щению взрослого с детьми на любых занятиях, но результаты Действия этого правила в условиях школы специфичны. Учебники 0 всем предметам содержат в основном конкретные вопросы. И те ^рные ответы, которых ждут учителя, так же конкретны. От сопряжения же таких конкретностей педагогам лучше бежать. И если их нтересует лишь соответствие ребенка конкретным критериям про-эаммы, то перед нами не педагогический процесс, а инвентариза-Мя старшим поколением поколения младшего. Избегать инвентари-йЦИонной засушенной деловитости учителям поможет противопо->Жное правило режиссуры: чтобы деловой диалог «смягчить», необ-'ДИмо при обмене информации подыскивать и употреблять образ-; обобщающие выражения, смыслы. Тогда сугубая деловитость раз-^яется легкой добродушной позиционностью. 92
|
|
|
|
§ 9. Информативная направленность обучения
Заметим, что позиционность, уместная и допускаемая в малых дозах — ценный педагогический инструмент. Такие позиционные формы, как шутливо обобщающие вопросы, учительский юмор и колкие парадоксы, незаменимы для осуществления некоторых неизбежных педагогических задач. Притом сами эти формы поведения отличаются краткостью и, в отличие от других позиционных форм, не изнуряют учеников длиннотами (как, например, монологи самовосхваления или разноса).
|
|
Образный намек на то, чего не заметил ваш собеседник, часто спасает от инвентаризационных советов и занудных дидактических рекомендаций. Шутливый, парадоксальный вопрос учителя может помочь ученикам избежать банальных ответов. Доля позиционности в добывании информации не противоречит проявлению того интереса взрослого к ребенку, который лежит и в основе всех форм педагогического совершенствования и повышения квалификации. Интереса, который помогает каждому учителю оценить эффективность всех и всяких советов, рекомендаций, разработок.
Бесхитростное, простое воспроизведение учителем деловой конкретности учебника делает урок безжизненным. Таков результат попирания диалектичности. Конкретность произносимого учителем должна отличаться от конкретности напечатанного в учебнике.
Деловая конкретность произносимого учителем возникает лишь при условии отражения в том, что он говорит и о чем спрашивает, личных, групповых, возрастных особенностей и интересов учеников, а не при абстрактном, соответствии какой-то программной «истине». Истина субъектна, она не равна формулировке в учебнике или ответу в арифметическом задачнике.
|
|
Если взрослый ориентируется на самобытность ребенка, интересуется ею, то он непременно находит для ребенка конкретный путь, позволяющий ему изучать и осваивать законы, правила, алгоритмы, открытые прошлыми поколениями, и путь этот лежит через индивидуальные и самостоятельные ученические озарения, исследования, заблуждения и опыты. Такая конкретность, деловитость и интерес требуют в педагогике новых форм и методов работы, личного учительского поиска и собственных открытий.
Ниже мы приводим контрольные вопросы и фрагменты ответов, основанных на материале всех предыдущих параграфов первой части. Для неудобства читателей-учителей мы сознательно расположили фрагменты ответов в произвольном порядке.
Вопрос 1.Вам вдруг нужно зачем-то отобрать инициативу, то есть, прервать самостоятельное, вольное использование времени урока учениками, или их отдельной группкой, или отдельным лидером. Что вам нужно делать, чтобы инициатива оказалась в ваших руках?
93^__________Часть I: ПЕДАГОГИКА КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕЖИССУРА
Вопрос 2.Вы чувствуете, что часто втягиваетесь в позиционную борьбу. Почти от любых слов и поступков детей вы начинаете ворчать и скандалить — при ориентации на увеличение дистанции, или, наоборот, умиляться и таять — при ориентации на уменьшение дистанции, существующей между вами. А по стратегическим или тактическим соображениям вы хотите общения делового. Что следует делать? Как убрать позиционные мотивы из своего поведения?
Вопрос 3.Вы чувствуете у детей, по вашему мнению, совершенно неадекватное, «дикое» отношение к себе. Ваши деловые задания, предложения, просьбы, вопросы встречаются или слишком равнодушно, или слишком холодно, или слишком восторженно. Это задевает или даже оскорбляет вас. (Разумеется, что «слишком», а что «не слишком» — всегда субъективно и лежит на вашей совести.) Чего лучше всего не делать в данную минуту? И в чем пересмотреть представления о своих правах и обязанностях, чтобы в дальнейшем освободиться от подобной педагогической оскорбленности?
Вопрос 4.Вы поняли, что стали заложником детских капризов, желаний. Дети рассчитывают только на ваше согласие, потакание. В их глазах вы теряете право на отказ. Что следует изменить в своем поведении конкретно в сию секунду? Что вообще следует менять в своем поведении, чтобы больше не портить детей?
Вопрос 5.Отдельный ученик или их группка стали испытывать вас конфликтной ситуацией. Вас провоцируют на «некрасивое» поведение, на наказание или позиционный взрыв. Какие особенности вашего поведения могут помочь снять разногласие, избежать конфликта?
Вопрос 6.Какими приемами поведения можно прикрыть (замаскировать) свой страх или реальную слабость, если вы почему-либо считаете, что это необходимо и учеников лучше лишить возможности вам посочувствовать или даже вас пожалеть?
Вопрос 7.Какими особенностями своего поведения вы — если того захотите — сможете оградить учеников от чувства неуверенности в себе, от сознания своей слабости, бестолковости, зависимости от вас?
* -.можно легко представить себе ответ на этот вопрос в рамках традиционного курса педагогики в училище и институте. § 9. Информативная направленность обучения
94
Студентка на экзамене: «Для этого я должна более внимательно относиться к индивидуальным успехам учеников. Хвалить их за это. Чаще ставить хорошие отметки. Быть более доброжелательной и ровной». Методист таким ответом бывает доволен. А вот учитель-практик, реально столкнувшийся с этой проблемой, — нет. Потому что...
• ...за ходом информации. Не скупитесь выдавать информацию в интересах дела, а все, что связано с выяснением позиций во взаимоотношениях, ограничивайте краткой юмористичностью, шутливой афористичностью.
• ...поймав себя на осознании ситуации, замолчите и займитесь любым конкретным, узким, точным делом. Лучше, если оно будет связано с общением. Только — спокойствие. Только — минимум в выдаче и в добывании информации.
• ...из-за того, что вы слишком расслабились, слишком спокойно стали разгуливать по классу или слишком удобно примостились на край стола или расселись на своем месте. В вашем облике исчезли и целеустремленность, и настойчивость, столь необходимые вашим ученикам...
• ...если вспомнить спокойного, уверенного в себе лектора-преподавателя в вузе, который, не гневясь и не сердясь, давил вас, студентов, своим авторитетом и всезнанием, а его похвалы ваших верных ответов вместо раскрепощенности нагнетали еще большую зависимость и чувство слабости. Малое...
• ...тогда найдите хоть что-нибудь, чем можете заинтересоваться и начните наступательно добывать информацию от тех, с кем общаетесь в данной...
• ...что у вас лицо может быть и серьезным, и улыбающимся. Что вы можете и молчать, и напористо узнавать, и терпеливо выслушивать. Что вы знаете не только учебный материал, но и разные присказки, поговорки, и даже просто занятные выражения из популярных песен, мультфильмов, книг. Смените «пластинку»...
• ...у некоторых педагогов похвала, не раз повторенная, приводит к возвеличиванию одних учеников над другими и никогда—к чувству равенства с педагогом в знаниях. Другое дело, когда похвала исходит от сверстников, но чтобы такое случилось, от учителя требуется предварительная готовность к...
• ...во время любой из этих пауз придумайте обобщающее, красочное, образное, убийственное (или возвеличивающее)
Часть I: ПЕДАГОГИКА КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕЖИССУРА
сравнение, метафору и выдайте ее партнеру, сразу же заготавливая новую.
...начните скупее выдавать деловую информацию. На время как бы закройте свой банк советов и помощи. Тогда ученики.■•
...достичь проявления собственной слабости в сравнении с силами партнеров (скромности) помогают готовность и торопливость в выдаче деловой информации и предусмотрительность, осторожность обращения с информацией в борьбе позиционной...
...то, что учитель считает лишь случайной небрежностью, упущением, окружающими его учениками воспринимается по-другому. Каждая случайность в поведении совершенно справедливо обязывает их к определенным выводам...
...знаете одиннадцать опорных (простых) словесных воздействий, сообразите, какими вы уже пользовались, и начинайте действовать по очереди теми, которые остались, на ходу подбирая удобную (или выгодную) аргументацию. ...чем настойчивее, категоричнее вы будете добывать, тем яснее и понятнее ученикам будет общение с вами. А чем больше и чаще вы, добывая, будете выдавать, тем сложнее будет композиция происходящего общения — со всеми вытекающими последствиями...
...громкость вашего голоса неуместна. Исправляйте ситуацию. Если речь была слишком тиха — поступенчато набирайте громкость. Если же громкость была велика, — убрав ее совсем, начинайте поступенчатое усиление до уместного уровня.
...для успеха важнее, если учитель выясняет сильные и слабые стороны ученика, а не сразу выдает «лекарство».
...постоянно возвращают учителя к позиции узнающего, спрашивающего: «Почему он выполняет ваше задание? Почему у него оно быстро получается? Почему ему хочется получить новое задание?» и т.д. Поэтому дружественно настроенный педагог гораздо чаще и больше занят добыванием информации, чем ее выдачей.
...а для «осаждения» или «охлаждения» достаточно бывает сухости, сдержанности, настороженности в обмене информацией, то есть — небольшой враждебности. ••осуществлял движение к добровольно принятой цели. Не заваливайте его ни вопросами, ни советами-подсказками. § 10. Учитель как герой нашего времени
96
Дожидайтесь его самостоятельности терпеливо. Будьте готовы не только помочь, поддержать, удивиться неожиданности, но и уйти в тень, промолчать, отложить...
...не надеетесь на выполнение, начните подчеркнуто растягивать гласные. Первое время подчеркивать можно и шутливой «гнусавостью», если по-другому еще не получается. Шутливость позволит вам с большей легкостью менять, перебирая, способы, отыскивая для этой ситуации...
...если быть ориентированным на создание добровольных или случайных группок учеников для сотрудничества, для совместной творчески-познавательной работы, то сами задания, задачи, условия, приспособления и их последовательность учитель начнет обнаруживать в своем же собственном педагогическом багаже в соответствии с особенностями возникающих конкретных моментов.
§ 10. Учитель как герой нашего времени
Зрители довольно быстро определяют среди персонажей спектакля или кинофильма «положительного героя» для достаточно единодушного сочувствия ему. Существуют разные типажи «положительных героев», каждый из которых вызывает симпатии у своего круга зрителей-почитателей. Но глядя даже на «чужой» типаж «положительного героя», невозможно его роль принять за отрицательную или, скажем, эпизодическую. На сцене или экране все «положительные герои», — мужского ли, женского ли они пола, молодые ли, преклонного ли возраста — это люди, как правило, чуткие, потому страдающие, но умеющие переносить свои страдания мужественно. Их добродетельность и умные усилия в переделывании или упорядочивании жизни могут не находить отклик среди «близоруких» окружающих. Но к ним герои великодушны. У героев есть недостатки, и иногда очень существенные, но сами эти недостатки в глазах зрителя подчеркивают присущие им достоинства. Герои умеют быть упрямыми, хотя сами уступчивы (или наоборот). Часто темперамент бойца-защитника позволяет им быть остроумными и находчивыми. При победе героя зрительские симпатии достаются ему, а не побежденному противнику. Режиссеры, работая с актерами, исполняющими роль положительных героев, как правило, добиваются от них инициативности, силы, дружественности.
^
97 __________Часть I: ПЕДАГОГИКА КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕЖИССУРА
А теперь представим: кого из театральных или экранных любимых положительных героев мы с удовольствием пригласили бы, например, в гости или в совместную рабочую командировку? Тут наши оценки уже могут меняться. На некоторых положительных (к даже любимых) героев нам хотя и нравится смотреть со стороны, но быть с ними соседями по коммунальной кухне или коллегами по работе мы бы не хотели. Такое расхождение объяснимо, вероятно, принципиальным различием позиций «созерцателя» и «участника». Действительно, совсем не одно и то же — смотреть со стороны, как принципиальный человек горячо борется за свои идеалы, и — представить себя в роли его коллеги, партнера, собеседника, который рано или поздно сталкивается с ним на узкой тропинке.
Сейчас нас интересуют только те герои, с которыми мы бы согласились жить бок о бок, с которыми нам было бы интересно, хорошо, с кем рядом мы чувствовали бы себя комфортно или даже были бы счастливы. Их-то мы и будем в дальнейшем подразумевать, употребляя выражение «положительный герой».
Соотнесем понятие «положительный герой» с далекими, возможно, уже полузабытыми образами учителей, учивших нас когда-то в школе. Конечно, каждым из нас большинство из вспомнившихся учителей явно не воспринималось ни в качестве «героев», ни в качестве «положительных». Хотя были и такие, кто представлялся нам либо «просто положительным», либо «настоящим» «положительным героем». Их было мало, и, возможно, встречали мы их не в общеобразовательной школе (а, например, в клубе, Доме пионеров и т.п.), но — они были, и под обаянием такого педагога мы находились более или менее продолжительное время. В своих предпочтениях мы были, как и зрители на киносеансе, не одиноки. По каким же признакам мы тогда узнавали в учителе «положительного героя»?
Теперь, представив современного рядового учителя, подумаем, что в его поведении следует изменить, чтобы в глазах учеников он стал обаятельным «положительным героем». Ведь режиссер, руководствуясь «техникой действий», советует актеру, как тому себя вести, чтобы зрители признавали в нем «положительного героя», симпатизировали ему, «заряжались» от него верой в Добро. Наиболее универсальные советы мы адресуем обычным Учителям, чтобы становилось все больше и больше обаятельных, симпатичных, «заряжающих» педагогов.
Совет первый заключается в том, чтобы «герой» почти всегда "Ыл в чем-то заинтересован. Об этой заинтересованности окружающие догадываются по степени телесной мобилизован-н ° с т и. Поэтому, подходя к двери, за которой предстоит рабо-Тать, вам прежде всего следует «проверить» свою мобилизацию.
7-527§ 10. Учитель как герой нашего времени
98
О мобилизации мы уже писали, но приведем несколько поясняющих этот театральный термин примеров. Легкоатлет на старте — все тело подготовлено к преодолению препятствий, он ждет. только сигнала. Хозяйка, кипятящая молоко, — она ловит момент, когда нужно снять с огня ковш. Мать, которая уходит от кроватки с засыпающим ребенком, — ее внимание сконцентрировано и на звуках дыхания засыпающего ребенка, и на бесшумности своих движений. По мобилизованности можно отличить в музейных залах заинтересованных экспонатами посетителей от праздношатающихся. Перечень этих примеров читатель легко может продолжить, вспомнив себя или своих знакомых в состоянии большой мобилизованности. Вспомним, как мобилизован-но — и увлеченно, и заинтересованно — играют дети, как непросто им выключиться из игры, если взрослые бездумно (бестактно) вмешиваются и отвлекают их на что-то другое.
Столь же сосредоточенно, собранно, мобилизованно должен выглядеть и педагог при исполнении своих обязанностей. Один его мобилизованный вид уже дает ученикам ощущение ценности времени и важности выполняемой работы.
Напомним также, что большая мобилизованность — как внешняя (телесная), так и внутренняя (психическая) — бывает до примитивности простой, а бывает сложной. Сложная — когда одновременно много разных дел и забот. Простая — когда дело одно и к тому же срочное (впрочем, последнее условие не обязательно).
К сожалению, в школе, если и проявляется у педагога мобилизация — то чаще всего для того, чтобы навести лишь внешний порядок или добиться формальной тишины. Когда же эти простые и близкие цели достигаются — дети или подобрали бумажки, или «закрыли рты», или достали нужные тетради и устремили свои глаза на учителя — он, удовлетворенно вздохнув (точнее — выдохнув), устраивает себе «привал» и с прохладцей командует дальнейшим ходом занятия. И так до следующего нарушения порядка.
Распространено представление, что без такого прямолинейного наведения порядка учителю не обойтись. Согласно же нашим представлениям о педагогике и нашему опыту практической работы погоня за таким формальным, скороспелым порядком не позволяет учителю заняться установлением порядка естественно-рабочего и долговременного. Поэтому мы и на уроках со школьниками, и на семинарских занятиях с педагогами, наоборот, тратим усилия, чтобы нарушить привычную видимость поверхностного порядка. Нам всегда приходится «разрушать» правильность рядов, «перемешивать присутствующих, позволяя им (или вынуждая их) то так, то этак передвигать и стулья, и столы, добиваясь «рабочего шума».
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 582; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!