Архитектурные структуры и точки зрения (Architectural Structures and Viewpoints)



Любая система может рассматриваться с разных точек зрения – например, поведенческой (динамической), структурной (статической), логической (удовлетворение функциональным требованиям), физической (распределенность), реализации (как детали архитектуры представляются в коде) и т.п. В результате, мы получаем различные архитектурные представления (view). Архитектурное представление может быть определено, как частные аспекты программной архитектуры, рассматривающие специфические свойства программной системы. В свою очередь, дизайн системы – комплекс архитектурных представлений, достаточный для реализации системы и удовлетворения требований, предъявляемых к системе.

SWEBOK не дает явного определения, что такое “архитектурная структура”. В то же время это понятие достаточно важно. Я хотел бы предложить его толкование как применение архитектурной точки зрения и представления к конкретной системе и описания тех деталей, которые необходимы для реализации системы, но отсутствуют (в силу достаточно общего взгляда) в используемом представлении. Таким образом, представление (view), концентрируясь на заданном подмножестве свойств является составной частью и/или результатом точки зрения, а архитектурная структура – дальнейшей детализацией в отношении проектируемой системы.

Модель Захмана [Zachman] является великолепным и, кстати, классическим источником комплекса архитектурных точек зрения и представлений, построенных в системе координат “вопрос-уровень детализации”. Каждое архитектурное представление является результатом ответа на вопрос (Как? Что? Где? и т.п.) в контексте необходимого уровня абстракции (содержание, то есть концепция: бизнес-модель, то есть функциональность и т.д.). Например, физическая модель данных (Physical Data Model) является ответом на вопрос “что?” в контексте технологической модели, а логическая модель данных, отвечая на тот же вопрос, находится на один уровень абстракции выше – в контексте системной или логической модели.

Архитектурные стили (Architectural Styles)

В рассматриваемой редакции SWEBOK допущено несоответствие между структурой декомпозиции данной области знаний и описанием охватываемых ею тем. Если архитектурные стили присутствуют в декомпозиции, в самом описании области знаний темы 3.1 и 3.2 смешаны (по форматированию и структуре) в рамках темы “3.1”, (о чем сообщено ассоциированному редактору данной части SWEBOK).

Архитектурный стиль, по своей сути, мета-модель или шаблон проектирования макро-архитектуры - на уровне модулей, "крупноблочного" взгляда. Например, архитектура распределенной сервисно-ориентированной системы может строится в стиле обмена сообщениями через соответствующие очереди сообщений, может проектироваться на основе идеи взаимодействия между компонентами и приложениями через общую объектную шину, а может использовать концепцию брокера как единого узла пересылки запросов. В то же время, на более концептуальном уровне, мы можем говорить о выборе клиент-серверного стиля или распределенного стиля архитектуры системы. Таким образом, архитектурный стиль – набор ограничений, определяющих семейство архитектур, которые удовлетворяют этим ограничениям.

Шаблоны проектирования (Design Patterns)

Наиболее краткая формулировка того, что такое шаблон проектирования, может звучать так – “общее решение общей проблемы в заданном контексте”. Что это значит в реальной жизни? Если мы хотим организовать системы таким образом, чтобы существовал один и только один экземпляр заданного ее компонента в процессе работы с данной системой – мы можем использовать шаблон проектирования “Singleton”, описывающий такое общее поведение.

В то время, как архитектурный стиль определяет макро-архитектуру системы, шаблоны проектирования задают микро-архитектуру, то есть определяют частные аспекты деталей архитектуры.

Чаще всего говорят о следующих группах шаблонов проектирования:

  • Шаблоны создания (Creational patterns) - builder, factory, prototype, singleton
  • Структурные шаблоны (Structural patterns) - adapter, bridge, composite, decorator, facade, flyweight, proxy
  • Шаблоны поведения (Behavioral patterns) - command, interpreter, iterator, mediator, memento, observer, state, strategy, template, visitor

В SWEBOK данная тема, в силу упомянутого выше несоответствия между структурной декомпозицией и описанием области знаний “проектирование”, имеет номер 3.2 (следующая тема, в свою очередь, представлена в SWEBOK как 3.3).


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 353; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!