Многовариантное использование
Пространства клуба
Сценические площадки в рамках клубов могут принимать различные формы: всевозможные виды открытой сцены, арена, фойе и т. д. вплоть до использования лестниц и балконов. Тем не менее в клубах сохраняются по-прежнему два пространства: одно — для актеров, другое — для зрителей. Даже когда актеры сходят со сцены и спускаются в зрительный зал, они все равно остаются «пришельцами» из другого пространства, а присутствие их в зале носит временный характер. Реальное пространство клуба остается не функционирующим, хотя должно быть «единицей действия», «единицей информации».
При ориентации режиссеров на такое сценическое пространство необходимо, чтобы в их поле зрения были уже не отдельные предметы, а все многообразие предметного мира и даже деятельные отношения, осуществляемые с помощью этих предметов.
Современные технические новшества оказывают большое влияние не только на сценические площадки. Техника принесла с собой в искусство и новые, невиданные прежде темы, и необычные формы, ритмы, темпы. Все это существенным образом сказывается и на сценарном творчестве, предусматривающем включение в драматургическую ткань произведения действий, одновременно разыгрывающихся на нескольких площадках с параллельной работой нескольких экранов и т. п.
Сценическое пространство должно быть организовано так, чтобы каждый зритель в зависимости от цели сценария мог стать участником действия и иметь свободный выбор места в организованном пространстве; чтобы в нем были подготовлены участки пространства, откуда зрители могли бы сразу, непосредственно войти в действие; где могло бы идти одновременно несколько сценических действий, где зрители могли бы быть в роли наблюдателей сценического действия (изолированность), и открытые участки пространства для общения всех участников.
|
|
Естественно, что такое пространство не может быть спроектировано заранее. Пространство все время должно меняться, как бы строиться в соответствии с целями и задачами, замыслом представления, сценарно-режиссерским ходом. Поэтому к пространству следует относиться как к чередованию всевозможных форм, которые оно может принимать. Главное — чтобы пространство являлось активным участником действия. Как только сложился замысел в целом, рожденный ассоциативным методом исследования документального материала, и органически связанный с ним сценарно-режиссерский ход, найдено пространственно-временное и пластическое решение театрализованного представления, можно приступать к разработке замысла каждого блока.
|
|
Разработка замысла блоков, эпизодов,
Единиц сценической информации
На каждом этапе работы над сценарием появляется необходимость сбора нового материала — «фактов жизни» и «фактов искусства».
При разработке замысла сценария «Ехал поезд...» был собран документальный и художественный материал, который подбирался по одной тематике и подробно разбирался. Из прочитанного круга литературы студенты отобрали материал о выборе профессии, определению места человека в жизни. После этого они расширили объем исследуемой литературы, включив в него и периодическую печать за последние два года.
На этапе разработки замысла перед сценаристом стоит цель — найти форму (жанр), адекватную содержанию. При нахождении формы представления необходимо исходить из всей совокупности сценических заданий, которые отражают авторское отношение. Более конкретно авторское отношение к проблеме реализуется через замысел (например, вокзал как исходная; точка выбора своего жизненного пути). Внутреннюю сущность формы обеспечивает верно найденный жанр. Отношение к аспектам проблемы диктует выбор жанра — представление-притча. Этот жанр позволяет достигнуть высокого педагогического эффекта.
|
|
Замыслы блоков мы также рассматриваем через призму жанра, тем самым сохраняя авторское отношение ко всем аспектам проблемы. В результате получается, что жанр сценария включает в себя жанры каждого блока и эпизодов. В таком случае замыслы эпизодов должны соответствовать жанру каждого блока, а замысел единиц сценической информации должен раскрывать жанр эпизода. Найденный жанр определяет особенности работы на каждом этапе. Можно сказать о жанровой направленности отбираемого материала, которая найдет свое полное воплощение уже в режиссуре.
На этапе разработки замысла нельзя делать поспешного вывода, об использовании всего собранного материала, так как часть его будет дополняться или исключаться в связи с целевыми установками последующих операций.
Как на предыдущих этапах работы над сценарием, так и в предстоящих постоянным объектом нашего анализа являются «факты жизни» и «факты искусства».
При разработке замысла каждого блока мы исходим из их сценических заданий. При этом нельзя забывать, что каждое сценическое задание определяется нашей позицией. Чтобы данная технологическая операция пришла к своей логической завершенности, возникает необходимость нахождения в сценарии, блоках и эпизодах исходных ситуаций. Исходная ситуация — это художественно осмысленный драматургический факт, из которого будет развертываться дальнейшее действие. Что же будет исходной ситуацией сценария театрализованного представления «Ехал поезд...»? Такой ситуацией будет являться выбор своего места в жизни, своего пути. Этот вопрос ставится как перед зрителями-старшеклассниками, так и перед исполнителями. Зрители и исполнители становятся участниками представления, поскольку их объединяет общая проблема выбора жизненного пути.
|
|
Посмотрим, как студенческий замысел был реализован в исходной ситуации сценария.
Сценарий театрализованного представления «Ехал поезд...» с проводниками и вечными путешественниками, пассажирами, продавцами мороженого, оркестром и дискуссией, с песнями, стихами и другими мелочами жизни. Документальный маршрут поезда: Вокзал — Станция Случайности — Полустанок Моды (или путь к престижности) — Станция Выгоды — Станция Сбывшихся надежд.
Представление для тех, кто считает себя молодым!
Блок I. Пролог «Дороги»
Сценическое задание блока: показать, что в нашей стране перед молодежью открыты все дороги.
Эпизод 1. «Встреча»
Сценическое задание эпизода: создать обстановку непринужденного, откровенного общения, установить правила игры, создать условные группы по интересам.
Во Дворец культуры приходят приглашенные участники представления — десятиклассники. Их встречает красочно оформленный лозунг: «В добрый путь, выпускники!» Звучат песни о дорогах, стройках, профессиях. Начинают работать билетные кассы, справочное бюро, которые дают информацию участникам представления, в какой кассе они могут приобрести билет на формируемые поезда: строителей, учителей, работников сферы обслуживания и т. п.
В фойе участников представления встречают актеры-исполнители, уже занявшие места в разных поездах. Проводники по билетам распределяют ребят по вагонам.
С тележками, груженными чемоданами, коробками и другим реквизитом, который понадобится в дальнейшем, передвигаются рабочие железной дороги.
Актеры-пассажиры в зале ожидания начинают петь песни, рассказывать забавные истории о той или иной профессии. Это Вечные путешественники.
По селектору звучат объявления диспетчера:
— Внимание! Внимание! На нашем вокзале работает буфет, справочное бюро и газетные киоски. Все к услугам пассажиров.
— Внимание! Внимание! Встреча потерявших друг друга у справочного бюро.
— Уважаемые пассажиры! Через несколько минут наш поезд отправится до станции Сбывшихся надежд. Доброго вам пути!
Вместе с участниками представления в зале ожидания появляются актеры-пассажиры с чемоданами и музыкальными инструментами: гитарой, барабаном, контрабасом, скрипкой и т. д. Это оркестр, который будет сопровождать пассажиров в дороге.
Музыканты занимают отведенные им места; зажигаются светофоры (красные и зеленые), которые являются световой аппаратурой и одновременно своеобразным знаком.
Оркестр начинает музыкальное вступление. На центр фойе выкатывается своеобразный поезд, состоящий из цепочки исполнителей, движущихся друг за другом и разделенных чемоданами (это напоминает сцепку железнодорожных вагонов). Чемоданы, вытянутые по вагонам в длинный ряд, служат в поезде окнами. За каждым чемоданом — актер-пассажир. Одной рукой каждый из них держит перед собой чемодан, другой — облокачивается на него, как на раму окна. Под чемоданами — мелькающие в ритме музыки ноги, над чемоданами — синхронно мотающиеся головы, которые следят за воображаемым пейзажем, проносящимся мимо. И все это движется, подчиняясь музыкальному ритму и перестуку барабанщика. Впереди этой процессии паровоз —широченный детина с бородой и в шляпе, держащий перед собой не чемодан, а цилиндрический баул. Он продвигается вперед, двигая вращающимися, подобно паровозным шатунам, руками и ногами, и пыхтит в такт музыки трубкой. Под веселый чарльстон танцующий поезд движется среди участников представления. Резкий звук на электрогитаре — скрежет тормозов, удары по тарелкам — сталкиваются вагоны, соответствующий отыгрыш в чемоданном строе. Все оказываются на чемоданах, немного раскачиваясь в такт музыки, исполняют зонг:
Когда Вам надоели закаты и рассветы
Над местной речкой иль возле пруда.
Если Вам нужен запах свежих роз,
Добро пожаловать к нам на паровоз.
Наш паровоз,
Представьте, без колес.
Угля не надо и воды,
Но паровоз всегда в пути,
И он по разным адресам
Всех развезет, поверьте нам! (2 раза)
Эпизод 2. «Требуются»
Сценическое задание эпизода: дать возможность каждому участнику театрализованного представления выбрать ту или иную ролевую функцию: строителя, официанта, парикмахера, ремонтника и т. д.
Сценическое задание единицам сценической информации: вызвать искреннее желание каждого участника действовать согласно выбранной им ролевой функции, проявить инициативу, фантазию.
Музыкальная отбивка. К актерам, сидящим на чемоданах, носильщики подкатывают тележки с необходимым реквизитом для игровой программы. Все игры должны включать в себя аспекты проблемы, содержащейся в последующих эпизодах. Для этого разыгрываются психологические ситуации по типу деловых игр: 1. На стройке. 2. В ресторане. 3. В парикмахерской и т. д. Задача такого конкурса — выявить представления участников о человеке данной профессии (ролевой функции). Чей поезд лучше покажет человека, ролевая функция которого максимально отражает призвание к профессии, тот и получит максимальное количество очков.
Во время перехода от одной ситуации к другой оркестр и актеры исполняют песенную отбивку:
Эта тряска, эта качка —
Ничего в ней нет такого.
Это школьная задачка:
Поезд шел из пункта А.
Это маленькая повесть
Все о том же — ехал поезд
К пункту Б из пункта А.
Это все куда как просто —
Время, скорость, расстояние,
Время множится на скорость,
Восемь пишем — два в уме.
Мы дочитываем повесть,
Повесть, школьная задачка,
Будка, стрелка, водокачка,
Подъезжаем к пункту Б.
Одновременно все участники достраивают художественное оформление пространства театрализованного представления: ставят указатели путей, переводят стрелки, устанавливают информационное табло: «Требуются рабочие руки...», «Приглашаем на работу...», «...Институт объявляет набор студентов по следующим специальностям...» и т. д. После последнего конкурса над каждым входом в зрительный зал зажигается зеленый свет светофоров.
Проводники просят пассажиров занять свои места согласно билетам и набранным очкам в предыдущем конкурсе. Участники представления проходят в зрительный зал, в оформлении которого сохраняются элементы вокзала, путей, вагонов и т. д.
Как видим из приведенных выше двух эпизодов первого блока, замыслы их возникают из конкретно заданных сценических заданий. Режиссерское видение сценического задания, художественное (игровое) его решение и является, собственно говоря, замыслом.
Общий замысел всего сценария словно огромная матрешка: в замысле сценария — замыслы блоков; в замысле блоков — замыслы эпизодов; в замысле эпизодов — замыслы единиц сценической информации.
Смысловое задание эпизода дает толчок творческому поиску замысла эпизода. В свою очередь смысловые задания единиц сценической информации, обладающие необходимым эмоциональным зарядом, взрывают ассоциативные пласты творческого воображения автора, и в зависимости от смыслового объема единиц информации возникают конкретные, детально ощутимые замыслы каждой единицы: реального факта, образной мизансцены, действующего реквизита, пластического номера и т. д.
Каждое сценическое задание на всех уровнях содержит в себе микроцель. Ячейка каждой операции, каждого этапа существует по тем же законам, что и система в целом. Это говорит о том, что система жизнеспособна, ибо она (методика) носит диалектический характер.
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 301; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!