СЦЕНАРИЙ КЛУБНОГО ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ЕГО СПЕЦИФИКА
Определяя отличительные черты сценария клубного театрализованного представления, необходимо рассмотреть их по способу и своеобразию средств достижения целей. В связи с этим следует оговорить один существенный момент: мы рассмотрим его не как готовый продукт творчества, а исследуем процесс работы над ним.
Попытки аналитического разбора документально-художественной структуры сценария предпринимались неоднократно, однако в них нет четкости в определении понятия «сценарий» и недостаточно полно раскрыта его специфика. "Многие авторы рассматривают сценарий как продукт творчества, стремятся наделить его признаками определенного вида, рода («особый вид литературы», «особый род публицистики», «драматургическое произведение особого рода» и т. п.). По существу попытки определить понятие «сценарий» сводятся к обозначению его формы. Такой подход ограничивает возможности проникнуть в сущность сценария театрализованного представления. Если учесть при этом, что специфические особенности клубной драматургии, сам факт ее существования подвержены противоречивым мнениям, то можно ли найти сущностное определение сценария как продукта творчества, минуя всесторонний анализ самого творчества, т. е. не рассмотрев работу над сценарием как художественно-педагогический процесс?
Создание сценария — трудный, многоэтапный процесс, включающий различные аспекты творческой деятельности сценариста, направленной на решение воспитательных задач. Сценарий клубного представления всегда имеет два аспекта: художественный и психолого-педагогический.
|
|
Было бы несправедливо отрицать значение предшествующего опыта, ознаменовавшего определенные достижения в теории драматургии клубных театрализованных представлений. Несмотря на ряд ошибочных тенденций в теории и практике 20-х годов, многие особенности сценария, выявленные в то время, остаются специфическими и сегодня.
Раскрывая специфику содержания и организации деятельности клубов на современном этапе, клубоведение определяет один из критериев эффективности клубной работы: в какой степени человек включен в активную добровольную деятельность, когда он выступает уже не только как объект воспитания, но и как участник мероприятия.
Функция организации самодеятельного творчества на протяжении многих десятилетий была важной для клубной деятельности, однако в первые годы Советской власти, как мы уже отмечали, она не могла быть основной. В условиях социалистического общества первостепенное значение приобретает функция клуба по реализации творческих возможностей личности. В решениях XXVII съезда КПСС записано: «Сфера культуры призвана удовлетворять возрастающие запросы различных категорий населения, обеспечивать необходимые возможности для самодеятельного художественного творчества народа, развивать способности, обогащать социалистический образ жизни, формировать здоровые потребности и высокие эстетические вкусы». Именно творческие формы должны преобладать в самодеятельности. И упор надо делать не только на одаренных людей, но и на овладение всеми массами художественной культурой.
|
|
Рассматривая специфические особенности клубного сценария, необходимо учитывать важное теоретическое положение: «Советская педагогика должна иметь совершенно новую логику: от коллектива к личности. Объектом советского воспитания может быть только целый коллектив. Только воспитывая коллектив, мы можем рассчитывать, что найдем такую форму его организации, при которой отдельная личность будет и наиболее дисциплинированна, и наиболее свободна». Такой формой осуществления воспитательных задач клубного театрализованного представления является ситуация художественной самодеятельности (СХС).
|
|
Ситуация художественной самодеятельности — форма культурно-художественной жизнедеятельности участников театрализованных представлений.
Смысл художественно-педагогического воздействия на личность заключается в том, что участники театрализованных представлений являются и объектом воспитательного воздействия, и субъектом воспитания. Совершенно естественно, что если в процессе таких взаимоотношений сцены и зала нарушается равновесие и объект воспитания остается лишь в роли зрителя, не проявляя себя как субъект, эффективность театрализованных представлений значительно снижается.
Сценарий является программой воспитательного воздействия того или иного театрализованного представления. Но от чего зависит воспитательная эффективность самой программы? Как добиться значительного улучшения, усиления педагогического смысла сценария? Эти вопросы волнуют современных практиков и теоретиков культурно-просветительной работы.
На страницах клубной периодики, в литературе, освещающей вопросы сценарной практики, печатаются материалы о причинах низкого качества театрализованных представлений. В большинстве случаев они заключаются в неумении вовлечь зрительскую аудиторию в активное действие, т. е. предоставить участнику роль субъекта воспитания. Очевидно, что на уровне драматургического становления сценариев не планировалось создание в зрительном зале ситуации художественной самодеятельности, которая есть не что иное, как творчество масс, организованное по художественным законам. Показательно, что характерной особенностью клубной драматургии в 20—30-е годы являлось то, что она строилась на действиях самих участников представлений. Эта специфическая черта проявлялась по мере становления и развития клуба, который понимался как «школа самообучения самодеятельности». Цель клубной драматургии состояла не столько в организации действия на сцене, сколько в планировании его в .чале. Иными словами, задача состояла в том, чтобы наметить такую ситуацию, в которой участники представления могли бы реализовать свои духовные потребности. Эта особенность в настоящее время отличает драматургию клубных театрализованных представлений.
|
|
Сочетание реального и условного, серьезного и игрового составляет важнейшую характеристику существования зрителей-участников клубных театрализованных представлений, находящихся в ситуации художественной самодеятельности). Однако реализация «игрового принципа» в ситуаций самодеятельности всегда происходит по-разному.
Заслуживают осуждения бытующие до сего времени ложные позиции, одна из которых заключается в том, что «зритель — всегда участник театрализованных представлений», а вторая — «в театрализованном представлении зритель остается зрителем». Именно такие переходы из участников в зрителей, а из зрителей в участников составляют условия, которые предполагают формы театрализации. Если же полностью ликвидировать деление на исполнителей и зрителей, сделать всех участниками, то процесс воздействия потеряет всякий смысл.
Созданию ситуации художественной самодеятельности как формы осуществления педагогических целей театрализованного представления наряду со сценарными способствуют режиссерские и актерские средства. В число сценарных средств, направленных на возникновение и эффективную реализацию ситуации, входят: точная постановка проблемы будущего представления, педагогически оправданное использование документального и художественного материала, взятого в соответствии с логикой взаимодействия «правды факта» и «правды жизни», нахождение композиционных приемов, умение сценариста понять специфику аудитории и добиться того, чтобы у сценария был точный адрес идейного и художественно-педагогического воздействия. К сценарным приемам создания (планирования) ситуации художественной самодеятельности относятся различные виды композиционных и сюжетных приемов; к режиссерским приемам — сценические.
Сценарий театрализованного представления должен быть программой художественно-педагогического воздействия, максимально учитывающей то, что она реализуется средствами клуба через самодеятельность масс.
Для агитации и пропаганды наиболее плодотворным является такой процесс, при котором аудитория получает планируемую идею не в качестве готового вывода, а приходит к нему в результате самостоятельной деятельности (самодеятельности), направленной на осмысление фактов и документов, соответствующим образом организованных пропагандистом. Лишь этот путь в должной мере обеспечивает возможность формирования знаний у аудитории на уровне убеждений.
Таким образом, одним из существенных решающих моментов организации процесса агитации и пропаганды вообще и художественной пропаганды в частности становится создание такой ситуации, которая бы: 1) вызывала потребность самостоятельной деятельности и 2) обеспечивала ее реализацию. Но специфическая особенность клуба как института культурно-просветительной работы заключается в том, что свое культурно-просветительное влияние он осуществляет лишь через создание ситуации самодеятельности. Именно клуб в силу своей природы обеспечивает оптимальные условия для эффективного процесса художественной пропаганды. Следовательно, художественная пропаганда — один из возможных способов бытия искусства. Но поскольку эффективность художественной пропаганды в конечном счете зависит от того, насколько успешно будет создана ситуация самодеятельности, постольку художественную пропаганду, а значит и клубное театрализованное представление — ее вид, можно рассматривать как специфический вид искусства.
Клубоведению как науке еще предстоит выяснить характер и сущность воспитательного процесса, где объектом и субъектом воспитания является человек, включенный в ситуацию художественной самодеятельности. Но уже сегодня очевидно, что успешный в художественном и педагогическом отношении сценарий должен наиболее эффективно программировать создание и динамичное развертывание ситуации в планируемом представлении.
Отвечая на вопрос: «Что же делает сценарий именно клубным?», можно сказать — это организационная, идейная и художественно-педагогическая основа для проявления феномена «клуба» и его основы «самодеятельности»
Теоретически рассмотрев, что такое сценарий клубного театрализованного представления в процессе его становления, мы определили, что его цель — художественно-педагогическое воздействие; средства — «факты жизни» и «факты искусства»; форма осуществления воспитательных задач клубного театрализованного представления - ситуация художественной самодеятельности.
Метод организации сценарного материала будет рассмотрен отдельно.
ЧАСТЬ II
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 368; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!