Вопрос 2. Невербальные средства общения в деятельности сотрудников ОВД
Взаимодействие в процессе профессиональной деятельности «лицом к лицу» с многочисленными категориями граждан, оказывают воздействие не только за счет языковых средств, но и за счет невербальных компонентов коммуникации. Место и функции невербальной коммуникации в профессиональном общении более чем значительны.
Изучение психологических аспектов профессиональной коммуникации предполагает тщательный анализ множества неречевых способов, посредством которых передается информация, среди которых - жесты, мимика, позы, одежда, прически, даже предметы, окружающие людей, - все это представляет собой определенный вид сообщений, который получил название «невербальные сообщения» (англ. non-verbal - без использования слов, несловесный).
Невербальное общение включает в себя такие формы самовыражения, самоподачи, которые не являются словесными. Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать в большей степени лишь фактические знания, определенную информацию, но одних слов часто бывает недостаточно, чтобы выразить чувства или, например, в рамках побудительного общения оказать влияние на человека, подтолкнуть его к совершению каких-либо действий. Часто чувства, не поддающиеся словесному выражению, легко передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Например, если говорящему трудно справиться с гневом, он повышает голос, отворачивается, а подчас ведет себя и более вызывающе. Невербальное общение может многое сказать о том, что наш собеседник представляет собой и каково его действительное отношение к нам. Наконец, в профессиональной деятельности сотрудника ОВД невербальное общение ценно особенно тем, что оно, как правило, спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и пытаются контролировать свою пантомимику, часто именно через мимику, жест, интонацию возможна «утечка» скрываемых чувств. Любой из элементов невербального общения может помочь нам убедится в правильности того, что сказано словами или, как это иногда бывает, поставить под сомнение.
|
|
Техника невербального общения достаточно сложна в том смысле, что в основном она опирается на психологическое наблюдение и интроспекцию. Основным правилом, которым мы должны здесь руководствоваться, является выработка привычки наблюдения, самонаблюдения и анализа полученных результатов. Слагаемыми техники невербального общения являются также знания о составляющих его элементах, которыми являются: мимика, взгляд, позы, жесты, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственная организация общения, внешний облик (или, как иногда говорят, имидж).
|
|
Рассмотрим структуру невербальных средств общения:
Кинесика
Экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, мимика, походка)
Визуальный контакт (направление движения, длина паузы, частота контакта)
Просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, кашель)
Такесика (рукопожатие, поцелуй, похлопывание)
Проксемика (дистанция, ориентиация).
Кратко проанализируем основные невербальные средства общения. Наиболее значимы кинесические средства - зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, месте, взгляде, походке.
Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица.Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации.
Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все движения мышц лица скоординированы.
|
|
Выражение лица - главный показатель чувств. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом: удивление - поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот; страх - приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт; гнев - брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты; отвращение - брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней; печаль - брови сведены, глаза потухшие, без блеска, внешние уголки губ слегка опущены.
В ходе профессионального общения сотруднику часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда собеседник пытается скрыть свои истинные чувства. В некоторых случаях разобраться в ситуации помогает тот факт, что в силу причин психофизиологического характера левая и правая стороны человеческого лица могут отражать эмоции по-разному.
|
|
Мимика левой части лица, контролируемая так называемым «немым» правым полушарием, хуже поддается осознанному регулированию со стороны человека. Таким образом, фиксируемая нами в общении асимметрия или «странность» выражения может являться предметом анализа. Более того, на левой стороне лица эмоции выражаются более явственно, особенно это касается сильных отрицательных эмоций. О сильной переживаемой или подавляемой эмоции может свидетельствовать непроизвольное подрагивание век (обычно верхнего) глаз, уголков губ - нервный тик, наблюдаемый чаще опять-таки на левой стороне лица.
В исследованиях психологов было показано, что все люди, независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мимическая маска является конфигурацией всего лица, тем не менее основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Так, в исследованиях Тайера и Шиффа испытуемым предъявлялись рисунки лиц, варьировалось только положение бровей и губ. Согласованность оценок испытуемых была очень велика - опознание эмоций было почти стопроцентным. Рассмотрим их подробнее.
С мимикой очень тесно связан взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует. В процессе интерпретации этого компонента невербального поведения следует подвергать оценке следующие характеристики: а) длительность (интенсивность) визуального контакта; б) направленность взгляда; в) размер зрачка.
В аспекте своей длительности и интенсивности визуальный контакт свидетельствует о расположенности собеседников к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо род вызова нам, либо проявление хорошего к нам отношения.
Что касается направленности взгляда, то следует привести точку зрения американских психологов Р. Экслайна и Л. Винтерсома, которыми было показано, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова - на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается - больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера - только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.
С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбужден или заинтересован чем-то, или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.
Таким образом, не только лицевая экспрессия несет информацию о человеке, но и его взгляд. Он является исключительно важной частью общения. Смотреть на говорящего означает не только выражать свою заинтересованность, но помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Необходимо знать, что отдельные аспекты взаимоотношений выражаются в том, как люди смотрят друг на друга. Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психологических состояниях человека, оно во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело. Связано это с тем, что мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определенных обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформативным, а тело - главным источником информации для партнера. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело, его движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержат очень много информации. Информацию несут не движения человеческого тела, но поза, жест, походка.
Поза - это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способно принять человеческое тело, около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие - закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц; лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные. Одним из первых указал на роль позы человека как одного из невербальных средств общения психолог А.Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению. Показано, что «закрытые» позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше «места в пространстве»; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, - и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.
Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Известно, что, если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, - наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра: человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находится в свободной непринужденной позе.
Практически все люди умеют хорошо «читать» позы, хотя, конечно, далеко не всегда понимают, как они это делают. Каждый жест человека - это как слово в языке. Читая жесты, мы осуществляем обратную связь, которая ифает главную роль в целостном процессе взаимодействия, а жестовые группы это важная составляющая обратной связи. «Бессловесная» обратная связь может предупредить о том, что вам нужно изменить поведение, сделать что-либо, чтобы достичь нужного вам результата в общении с аудиторией, производственной группой или конкретным собеседником.
Так же легко, как и поза, может быть понято и значение жестов, тех разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. Как бы ни отличались разные культуры, везде вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, его взволнованности растет интенсивность жестикуляции, как и при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно почему-то затруднено.
Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:
- коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.);
- модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т.п.);
- описательные жесты, которые имеют смысл только в контексте речевого высказывания.
Рассмотрим некоторые группы жестов, выражающие различные позиции человека в процессе общения, описанные американскими специалистами в области коммуникации Д. Ниренбергом и Г. Калеро.
Жесты открытости. Среди жестов, обозначающих открытость, можно выделить следующие: раскрытые руки ладонями вверх (жест, связанный с искренностью и открытостью); пожимание плечами, сопровождающееся жестом раскрытых рук (обозначение открытой натуры). Например, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда они чувствуют свою вину или настороженно воспринимают ситуацию, то прячут руки либо в карманы, либо за спину.
Жесты защиты. К этой группе относятся жесты, которыми мы реагируем на возможные угрозы, на конфликтные ситуации: руки, скрещенные на груди (используется для выражения обороны). Когда мы видим, что собеседник скрестил руки, вероятно, мы должны пересмотреть то, что делаем или говорим, ибо партнер начинает уходить от обсуждения; руки, сжатые в кулаки, также указывают на защитную реакцию собеседника.
Жесты подозрения и скрытности: рука прикрывает рот (собеседник скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу); взгляд в сторону (показатель скрытности); ноги (или все тело), обращенные к выходу: этот жест - явный знак того, что человек хочет закончить встречу, беседу или то, что происходит; легкое потирание носа (обычно указательным пальцем) - знак сомнения (другие разновидности этого жеста - потирание указательным пальцем за или перед ухом, потирание глаза).
Жесты превосходства - подчиненности. Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатии: когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что его ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства. И, наоборот, когда человек протягивает руку ладонью вверх, он демонстрирует готовность принять подчиненную роль. Когда рука человека при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, при этом большой палец находится снаружи, то это выражает его уверенность в превосходстве над вами.
Походка человека - стиль передвижения, по которой довольно легко можно распознать его эмоциональное состояние. Так, в исследованиях психологов испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причем оказалось, что самая «тяжелая» походка при гневе, самая «легкая» - при радости, самая большая длина шага при гордости, вялая, угнетенная походка - при страдании. Общие и специфические характеристики осанки и походки человека могут многое рассказать внимательному наблюдателю.
А. Штангль в своей книге «Язык тела» приводит различные характеристики осанки и походки человека, часть из которых дана ниже.
Хорошая непринужденная осанка свидетельствует о высокой восприимчивости и открытости окружающему, способности к немедленному использованию внутренних сил и свободе от какого-либо ограничивающего принуждения. Неподвижность же или напряженность тела указывает на реакцию самозащиты, избежание контактов, закрытость, часто чувствительность, а также на неловкое старание быть корректным. Плохая, вялая осанка,
сутулая спина обнаруживают покорность, смирение, угодничество. Позы конвенциального рода (одна или две руки в карманах, руки заложены за спину или скрещены на груди и т. д.) свидетельствуют о недостатке самостоятельности и потребности в незаметном включении себя в общий порядок.
Различают несколько типов походок:
- ритмичная походка - расслабленная форма приподнятого, но уравновешенного настроения, типична для гуляющих;
- равномерная походка (по типу армейского маршевого шага) - волевая деятельность или стремление к цели;
- широкие шаги - часто экстраверсия, целеустремленность, предприимчивость, непринужденность, абстрагирующее мышление;
- короткие, маленькие шаги - чаще интроверсия, осторожность, расчет, быстрое мышление и реакции, сдержанность, тип мышления скорее конкретный;
- ритмически-сильная походка (с усиленными движениями бедер) -наивно-инстинктивные и самоуверенные натуры, раскачивание плеч в резонанс - в основном аффективные, самовлюбленные индивиды;
- шаркающая, «провисающая» походка - отказ от волевых усилий и стремлений, вялость, медлительность, леность;
- твердая, угловатая, «ходульная», «деревянная» походка - зажа-тость, недостаток контактов, робость, неспособность к свободному проявлению;
- постоянное приподнимание вверх (на напряженных носках ног) -стремление вверх, ведомое сильной потребностью, чувством превосходства, особенно интеллектуального.
А. Штангль различает также несколько способов посадки человека:
- закрытая посадка (ноги и ступни сомкнуты) - боязнь контакта, недостаток внутренней уверенности в себе;
- беззаботно-открытая посадка (ноги или, по крайней мере, бедра широко расставлены) - недостаток дисциплины, леность, равнодушно-примитивная бесцеремонность;
- ноги, положенные одна на другую, - естественная самоуверенность, благодушное настроение, нет готовности к деятельности или защите;
- посадка на кончике стула, с выпрямленной спиной - высокая степень заинтересованности в предмете разговора;
- посадка при постоянной готовности вскочить (например, одна ступня под сидением стоит полностью, другая позади нее на носке) - типична для неуверенно-боязливых натур или злобно-недоверчивых.
По мнению Дж. Ниренберга и Г. Калеро, в общем можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать, а те, кто обычно держат руки в карманах, скорее всего критичны и скрытны, им очень нравится подавлять других людей. Те, кто находится в угнетенном состоянии, тоже часто ходят, держа руки в карманах, волоча ноги и редко глядят вверх или в том направлении, куда они идут.
Таким образом, характер отношений, а также некоторые личностные особенности человека могут отражаться в его осанке, посадке, походке, другой типичной для него позе. Так, высокомерные люди наклоняют корпус назад, выпячивая грудь и отбрасывая голову. Люди скромные пытаются быть незаметными, поэтому сутулятся, голову втягивают в слегка приподнятые плечи. Типичный подхалим наклоняет весь торс вперед, взгляд при этом устремлен на собеседника, на лице широкая, подобострастная улыбка. Определение характера человека по его внешности - дело, безусловно, сложное. При этом необходимо учитывать, что некоторые люди пытаются замаскировать внутреннее содержание внешней игрой, однако определенную информацию об индивидуально-психологических особенностях личности и поведения человека его типичные позы все же содержат.
Следующие виды невербальных средств общения связаны голосом,характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.
Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическимявлениям. Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. Экстралингвистическая система - это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т. д. Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замешают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния. Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх - тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы. Скорость речи также отражает чувства: быстрая речь - взволнованность или обеспокоенность чем-либо, либо личные проблемы. Медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости. В массовых исследованиях было получено от 60 до 90% правильных суждений относительно величины тела, полноты, подвижности, внутреннего состояния и возраста, основывавшихся только на голосе и на манере говорить. А. Штангль приводит следующие характеристики человеческого голоса:
- скорость речи:оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствуют об оживленности, импульсивности собеседника, его уверенности в себе; спокойная медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность; заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенности, легкую возбудимость человека;
- громкость:большая громкость голоса, как правило, присуща истинной силе побуждений (жизненной силе) либо кичливости и самодовольству; малая громкость указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека; сильные изменения в громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседников;
- артикуляция:ясное и четкое произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности и на недостаток живости;
неясное, расплывчатое произношение свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли;
- высота голоса:фальцет (дословно - «головной голос») присущ человеку, у которого мышление и речь больше исходят из интеллекта; грудной голос - мышление и речь с участием эмоционального, естественные, а не сознательно созданные; высокий пронзительный голос - признак страха и волнения, а низкий тон голоса - это расслабленность, покой и достоинство;
- режим, или течение речи:ритмичное говорение (ровное перетекание слов с легкими периодическими колебаниями) - богатство чувств, уравновешенность, скорее хорошее основное настроение; строго цикличное, правильное говорение - сильное сознание переживаемого; напряжение воли, дисциплина, педантичность, холодность чувств; «округло-текучая» манера говорить (типична для пикников) - глубокая, полная, эмоциональная жизнь; «угловато-отрывистая» манера говорить (типична для шизотимиков) - трезвое, целесообразное мышление.
Итак, нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства, мысли, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему. Более того, хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое психологическое движение совершается в момент произнесения той или иной фразы, и наоборот, наблюдая за жестами в ходе речи, можно определить, каким голосом говорит человек. Поэтому не нужно забывать, что иногда жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос. Следовательно, необходимо контролировать данный процесс и синхронизировать его.
К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуи. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства.
Рукопожатия, например, делятся на три типа: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное. Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу, возможен при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся. Такесические средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функцию индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении.
Нельзя забывать и о том, что общение всегда пространственно организовано. Одним из первых пространственную структуру общения стал
изучать американский антрополог Э. Холл, который ввел сам термин «проксемика»,буквальный перевод которого означает «близость». К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. На проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы.
Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку - дистанции, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями: интимное расстояние, персональное, социальное, публичное. Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно. Кроме того, в исследованиях было установлено, что интровертированные люди склонны к сравнительно большей дистанции при разговоре, чем экстравертированные.
Ориентация и угол общения - проксемические компоненты невербальной системы. Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей. Если общение носит сопернический или оборонительный характер, то люди садятся напротив; при обычной дружеской беседе - занимают угловую позицию; при кооперативном поведении - занимают позицию делового взаимодействия с одной стороны стола; независимая позиция выражается в расположении по диагонали. Обычно, в ходе общения или на стадии контакта, дистанция между партнерами устанавливается как бы сама собой (естественно, если они не находятся в стесненных условиях). Нам необходимо помнить, что произвольное сокращение дистанции с нашей стороны может быть истолковано как агрессивное действие, вторжение в личностную сферу собеседника, тем самым мы создаем дополнительные трудности в установлении контакта.
По избранной нашим собеседником дистанции можно иногда определить его личностные свойства: уравновешенный человек с чувством собственного достоинства подходит к собеседнику ближе, тогда как беспокойные, нервные люди держатся подальше от собеседника. Общественный статус, национальные традиции также влияют на расстояние между собеседниками, например, южане имеют устойчивую тенденцию к его сокращению.
Внешний облик. Предметное окружение. Некоторые психологи включают в понятие личности человека не только устойчивую систему социально значимых черт человека и его субъективные психические процессы, но и тесно связанное с ними и деятельностью человека материальное окружение (его тело, одежда, квартира, обстановка, предметы труда и пр.). Этот факт нашел даже свое отражение и в народной пословице; «По одежке встречают - по уму провожают», т.е. свое впечатление о человеке мы формируем на основании его внешнего облика. Правильная оценка личности имеет важное, если не решающее, значение при установлении психологического контакта и в ходе профессионального общения.
Следует обратить внимание на признаки, предупреждающие об опасности нападения, которые проявляются в невербальном поведении.
При проведении различных мероприятий оперативно-служебного характера крайне важным специальным навыком является распознавание в ходе общения признаков готовящегося нападения. При любом контакте необходимо в первую очередь тщательно фиксировать комплекс вербальных и невербальных сигналов, свидетельствующих о возможных агрессивных проявлениях, в целях их своевременного пресечения, взятия ситуации под контроль, включая речевое и физическое воздействие, маневрирование и даже отступление. Можно указать четыре группы наиболее доступных при наблюдении признаков, информирующих о готовящемся или возможном нападении:
- резкое снижение подвижности глаз, сужение зрачков. Как правило, пристальный взгляд, чаще всего направленный в точку нанесения удара или объект действия - часть тела, которую хотят захватить, оружие. В некоторых случаях нападающий может фиксировать удаленные посторонние предметы или с безразличным видом смотреть на них «пустыми» глазами;
- быстрая смена цвета лица, иногда происходят быстрые циклические ускоряющиеся изменения: покраснение кожных покровов сменяет крайняя бледность. Возрастание динамики протекания мимических процессов, возникновение непроизвольных движений мускулатуры лица, особенно заметных на его левой стороне, тики. Закрытие рта, смыкание зубов, сжатие, напряжение (появление оскала) или закусывание губ;
- поза с небольшим разворотом туловища, ноги, расставленные на ширину плеч с переносом центра тяжести на одну из них. Наблюдается выдвижение вперед плечевого пояса с одновременным заметным опусканием плеча ведущей руки. Сами руки находятся в приведенном прижатом к корпусу и слегка согнутом положении. Кисти сжаты и напряжены. Иногда фиксируется заметное дрожание суставов.
- замедление темпов речи, нарушение ее логического строя, возникновение многократных повторов отдельных оборотов или слов. Непосредственно перед нападением наступает молчание и «синдром оглушения» - внезапно разговор прекращается, делаются попытки сократить дистанцию общения, несмотря на предупреждения или команды; восстановление речевого контакта затрудняется.
Необходимо отметить, что ряд признаков может проявляться с различной интенсивностью или искажаться, ввиду особенностей темперамента, характера и наличия определенных привычек, а также актуального психофизиологического состояния. Например, у лиц, находящихся в алкогольном опьянении или в сильном возбуждении, указанные признаки выражаются чрезвычайно бурно; напротив, наркоманы, употребляющие препараты группы опия, из-за снижения пантомимических возможностей выглядят спокойными, расслабленными, их движения замедленны, мимические реакции практически отсутствуют, лицо слабо изменяет окраску даже в моменты значительного эмоционального напряжения; речь вялая, взгляд малоподвижный, отсутствующий. Поэтому к процессу наблюдения при оценке угрозы нападения и прогнозировании поведения необходимо подходить систематически: учитывать и анализировать не отдельные признаки, а их группы, комплексы.
Вывод по третьему вопросу. Невербальные сообщения - необходимая составляющая профессионального общения сотрудника ОВД. Возможность невербальных компонентов выражать, обозначать (соответственно, замещать знаки другого уровня), олицетворять, воздействовать на чувства, вызывать образ, служить средством реагирования и составляет основу тех психологических эффектов, которые возникают при их использовании в целях воздействия. Они являются индикаторами эмоциональных состояний и показателями многообразных отношений между коммуникантами к определенной ситуации. В любой, даже сугубо официальной и деловой ситуации присутствует и активно ее формирует невербально выраженное отношение субъекта общения к самой ситуации, к партнеру и к себе самому. Все вышесказанное обуславливает огромную важность, необходимость высокого уровня компетентности в использовании невербальных средств коммуникации сотрудником ОВД.
Заключение.
В деятельности сотрудника ОВД общению принадлежит ведущая роль. В подавляющем числе случаев общение - это не просто разговор сотрудника с другим человеком, а акт поведения и действий, осуществляемый для решения определенных профессиональных задач. Профессиональные особенности его определяются тем результатом, который должен быть достигнут (дача показаний, установление истины, изменение поведения гражданином и др.), протеканием в режиме права и правоотношений, контактом, как правило, с непростыми людьми, обстановкой напряженности, зачастую - конфликтности и противоборства.
Профессиональное общение - это процесс взаимодействия сотрудника ОВД с гражданами, в ходе которого происходят взаимное познание, обмен информацией и взаимовлияние друг на друга. Профессиональное общение выступает как психологический фактор и средство достижения служебных задач. Общение лежит в основе всей работы сотрудника полиции, то есть его структура определяется конкретным видом деятельности. Достижение положительных результатов в общении в значительной степени зависит от личности сотрудника полиции и лиц, с которыми устанавливаются коммуникативные связи, от наличия между ними психологического контакта, умения сотрудников полиции обладать навыками экспресс-диагностики личностных особенностей граждан, регулировать их эмоциональное состояние, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, оказывать на граждан эффективное психологическое воздействие.
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 6808; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!