ЮВЕНТОЛОГИИ КОНЦЕПЦИЯ Ф. МАЛЕРА

ЮВЕНОЛОГИЯ

 

Ювенология (также ювентология, юнология; лат. juventilis — молодость, греч. logos — учение) — «наука о юношестве, молодежи», одна из попыток преодоления теоретической сложности изучения молодежи как комплексного объекта исследований. Согласно позиции, разделяемой представителями ювенологии, она представляет собой новую научную парадигму, в основе которой лежит интегративное направление: системное междисциплинарное исследование подрастающего поколения в широком спектре взаимосвязей с окружающей средой. Ювенология «аккумулирует и синтезирует знания о становлении молодого поколения, процессах формирования зрелой личности, накопленные, осмысленные и обобщенные многими известными учеными и научными школами, а также дисциплинами, которые обладают уже достаточно высоким уровнем институционализации» (Основы ювентологии, 2002: 27). В числе таких дисциплин называются медицина, педагогика, демография, социология, этнография, психология, экономика, право и др., ювенология также стремится опираться на данные подростковой медицины, валеологии, психологии семейных отношений, социальной работы и др.

Стремление к комплексному изучению молодежной проблематики проявилось довольно рано, и уже в первых специальных работах о молодежи Г. Стенли Холла, Ш. Бюлер, Э. Шпрангера и др. обнаруживается тенденция к применению для исследования методов разных наук. Но это скорее результат незавершенности процесса дифференциации наук, проявление своего рода научного синкретизма в изучении человека и общества, который впоследствии был отвергнут в пользу узко специализированного знания. Узкая специализация в исследованиях молодежи стала осмысливаться как бесперспективная в период студенческого бунта 1960-х гг., и уже в начале 1970-х гг. зазвучали призывы к формированию интегральной науки о молодежи (или о молодости), и они привели к появлению теорий ювенологии, претендующих иногда на статус самостоятельной науки.

Одним из первых вопрос в этой плоскости поставил польский социолог Владислав Адамски (Adamski, 1971). Он исходил из признания как определенной специфики молодежи (но подчеркивал при этом ее дифференциацию по социально-классовому признаку), так и особенностей ее исследования, невозможного в полном объеме в рамках какой-либо одной из имеющихся наук. Тогда же с довольно близкой аргументацией в пользу ювенологии высказывался австрийский социолог Леопольд Розенмайр, вли­яние которого на концептуальное развитие социологии молодежи, впрочем, как и на тематику и характер интерпретации эмпирических исследований в этой области социологического знания, в конце 1960-х — начале 1980-х гг. было значительным (Rosenmayr, 1972: 244). Позже аналогичную позицию заняли польский ученый С. Мика, болгарский — Б. Нимерко и др. Наиболее последовательными в этом отношении были болгарский исследователь К.Господинов и румынский ученый Ф. Малер, автор книги «Введение в ювентологию» (Mahler, 1983). Малер развил идеи К. Манхейма и Л. Розенмайера о статусно-ролевой природе молодежи и проинтерпретировал «Статус-Роль» в качестве интегральной модели молодежи. Ее преимущество виделось автору в том, что «Статус-Роль выражает позицию и отношения одного социально-исторического коллективного субъекта (в нашем случае— молодежи) к другим субъектам и обществу в целом» (Mahler, 1983: 196). На этой базе, согласно рассматриваемой концепции, могут быть преодолены негативные эффекты психологизации социологии молодежи, в частности психологический редукционизм, присущий многочисленным исследованиям по молодежной проблематике.

Стремление создать комплексную науку о молодежи в большинстве случаев свелось к более широкому представлению о социологии молодежи (что представляется вполне закономерным — с учетом развития социологического знания). По такому пути пошли, в частности, Адамски, Розенмайр, Малер. К.Господинов, представивший ювенологию как научный синтез «общей теории социализации и общей теории реализации», признал за ней статус науки опять-таки социологического порядка: для него ювенология— это гипотеза о выделении предельно широкой биосоциальной (социобиологической) науки о молодежи и молодом человеке, в которой структуроопределяющим моментом является социология молодежи (Господинов, 1985:43). Пожалуй, дальше всех пошел Малер, который в своих разработках представлял позицию сторонников «скачка от многосторонности к глобальному единому системному изучению» молодежи (Mahler, 1983: 93).

В целом и у Малера, и у Господинова, и у других сторонников ювенологии недоставало аргументов для выделения науки о молодежи в комплексе социальных наук, во всяком случае исходя из сложившихся в науковедении критериев. Хотя, впрочем, не исключено, что сами эти критерии с течением времени могут быть уточ­нены или даже пересмотрены в силу развития исследований неоднородных социальных объектов.

Проблематика ювентологии активно стала разрабатываться в российской науке в 1990–2000-х гг. Особая роль в активизации интереса к этому пути молодежных исследований принадлежит В. В. Павловскому, представившему ювентологию как проект интегративной науки о молодежи, а также Е. Г. Слуцкому, опубликовавшему ряд работ о ювенологии и ставшему инициатором создания Национальной академии ювенологии (создана в 1996 г. первоначально под названием Академия ювенологии), в которой опредставлены ученые и практики из 25 городов России.

Пока нереализованной задачей остается достижение того уровня комплексности исследований молодежи ювенологами, который декларируется ими и состоит в том, чтобы преодолеть барьеры между науками в интересах получения целостного представления о молодежи. Работы ювенологов, как правило, раздельно, с позиций отдельных наук, освещают те или иные стороны объекта исследований, создавая пока в итоге лишь сборники работ о молодежи, где каждый из специалистов занимается своим аспектом молодежной проблематики. В то же время само намерение комплексного исследования способствует расширению исследовательских задач, усилению внимания к взаимодействию наук, изучающих молодежь.

ЮВЕНТОЛОГИИ КОНЦЕПЦИЯ К. ГОСПОДИНОВА[1]

 

Ювентологии концепция К. Господинова — теоретическая конструкция единой науки о молодежи, выдвинутая болгарским социологом Костой Господиновым в 1970-е гг.

На международном симпозиуме социологов молодежи «Приморско ’77» Господинов выступил с докладом «Ювентология и/или социология молодежи (опыт теоретического введения)» (Международные симпозиумы…, 1987: 171–172). В докладе были представлены ккратком изложении основные аргументы в пользу ювентологии как научного синтеза «общей теории социализации и общей теории реализации».

Импульс к осмыслению Господиновым своей ювентологической концепции дали международные сравнительные исследования, в которых одним из активных участников был Господинов (вместе с российским социологом В. Н. Шубкиным, венгерским социологом Ф. Гажо и др.), опыт проведения которых показал сложность сопоставления полученных в разных научных парадигмах данных. В своей концепции ювенологии Господинов исходил из синтетической природы такой науки, но признавал за ней статус науки социологического порядка: для него ювентология — это гипотеза о выделении предельно широкой биосоциальной (социобиологической) науки о молодежи и молодом человеке, в которой структуроопределяющим моментом является социология молодежи (Господинов, 1985: 43). Само название такой синтетической науки выступало как эффемизм: социобиология или биосоциология тогда в странах социализма рассматривались как псевдонаучные доктрины, и Господинов не мог этого не учитывать (там же: 42–43).

Концепция ювентологии Господинова придает междисциплинарности особое значение в синтезе знания о молодежи. Рассматривая особенности монодисциплинарных и междисциплинарных исследований, секторального и системного подхода к молодежи, автор приходит к выводу об ограниченности синтеза научного знания по «горизонтальному типу» (например, по типу «социология-социология») и необходимости «вертикального синтеза», что означает: 1) связь областей научного знания, обеспечивающих социальное познание молодежи (т. е. синтез социологии, социальной психологии, психологии и др.); 2) связь областей научного знания, обеспечивающих биологическое познание молодежи (т. е. синтез антропологии, морфологии, физиологии и др.); 3) связь в границах социального и биологического познания молодежи и молодых людей, т. е. синтез психофизиологического, биосоциального и/или социобиологического порядка (там же: 41). Этот третий пункт признается особенно существенным, из чего следует, что социология молодежи имеет довольно ограниченные возможности для обеспечения такого «вертикального синтеза». Господинов, отмечая эту ограниченность, постулировал включение социологии молодежи в состав ювентологии, но с учетом того, что эта составная часть выступает как «бесспорный флагман» в обеспечении синтеза научных знаний о молодежи в рамках такой интегральной науки. Сама же ювентология, по Господинову, — часть более обширной науки о генерационной стратификации общества, а значит — об общественно-историческом законе смены поколений (там же: 43).

Развитие идей ювентизации привело Господинова к трактовке понятия молодежи, которая в известной мере поднимается над принятой в социологии ее (молодежи) атрибуции как социально-демографической группы. Подход, предложенный Господиновым, состоит в определении понятия молодежи и его операционализации на основе парадигмы «социализация-ювентизация», в других его работах — на основе парадигмы «реализация-социализация» (Господинов, 1983), т. е. строится в понятийном отношении как диада. Эта идея обладает определенной конструктивностью как переход в понимании молодежи на более высокий уровень абстракции.

Лит.: Господинов, К. (1983) Реализация и социализация на младежта: къмизграждане на едина синтетична теория // Философскамисъл. София. Г. 39. Бр. 8; Господинов, К. (1985) Къмизследвания на младежкитеизследвания // Известия НИИМ. София, 1985. Т. IV; Луков, В. А. (2009) Ювентизация // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 255–256; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон +. 528 с.; Международные симпозиумы «Приморско». 1970–1985 (1987). София. 318 с.

 

ЮВЕНТОЛОГИИ КОНЦЕПЦИЯ Ф. МАЛЕРА

 

Ювентологии концепция Ф. Малера — совокупность теоретических положений интегральной науки о молодежи — ювентологии, выдвинутая румынским социологом Фредом Малером (1930–1992) в период его работы в Научно-исследовательском центре проблем молодежи в Бухаресте (Mahler, 1982, 1983, 1984).

Наиболее обстоятельно концепция ювентологии представлена в фундаментальной работе Малера «Введение в ювентологию», опубликованной в 1983 г. В теоретико-методологическом аспекте она опиралась на активные попытки ряда ученых, в том числе румынских (Bădina, Mahler, 1970; Datculesku, 1976), сделать прорыв в исследованиях молодежи на путях обоснования и применения междисциплинарного подхода.

Новый взгляд на молодежь и ее социальный статус в современном обществе, утверждал Малер, требует некого нового понимания молодежной проблематики. Кризис в развитии теоретически значимого и практически эффективного знания о молодежи стал очевидным: длительная история донаучного и научного знания о молодежи вопреки накоплению большого количества данных и разработок пока не привела к достижению удовлетворительного уровня интеграции, в котором нуждаются и теория, и практика. Напротив, сложные и противоречивые отношения молодежи с обществом и ее стремление обрести свою идентичность и самоопределиться выступают доказательством отсутствия теории, на которую можно было бы опираться, а значит — и соответствующего социального и образовательного законодательства, которое должно на ней базироваться. Это также одна из главных причин недостаточности разработанной молодежной политики. Уходя от одностороннего аналитизма, следовало бы обратиться к новой парадигме в понимании молодежи — целостной и гуманистической, утверждал Малер и полагал, что такая парадигма заключена в ювентологическом подходе, который определяется как глобальный анализ молодежи и ее структуральных и динамических отношений с обществом в целом: «Мы уверены, — подчеркивал Малер, — что новая парадигма имеет свою основу в достаточно дифференцируемых и сложных проблемах социального бытия молодежи в современных обществах, сообществах и группах...» (Mahler, 1983: 291).

В теоретико-методологическом аспекте Малер признавал базой ювентологии «марксистский недогматический подход к социальному развитию, который характеризуется телеономическим детерминизмом, отвергающим односторонний детерминизм материальных факторов (pastfactors) поведения человека и утверждающим важность, иногда первостепенную, духовных факторов будущего, главным образом целей, на практике понимаемых не только как привыкание людей к объективным требованиям, но как сознательное и свободное осуществление трансцендентного statusquo и альтернативных миров, обществ и образов жизни» ...» (Ibid.: 291–292).

Научным объектом ювентологии, согласно Малеру, является молодежь, рассматриваемая эпистемологически как общность (totality) и онтологически как юный человек (conditionhumainejuvénile). Юный человек имеет две взаимосвязанные характеристики: 1) телеономическая ориентация (молодежь — возраст самой обширной сознательной направленности на будущее по сравнению со всеми другими возрастными группами, а также возраст изучения этой ориентации на будущее посредством нужд, интересов, запросов, проектов, идеалов и выбора целей и адекватных средств их достижения); 2) социотемпоральное двойное измерение: молодые люди в то же время — во временном континууме — соотносятся с прошлым (настоящим) и будущим, а также — в континууме социального пространства — коррелируют с различными микро-сообществами, начиная с их семьи, с окружающими, учащимися и работающими, с обществом как с целостностью, а также с их собственным поколением. Малер подчеркивает, что данное определение юной личности следует понимать как «конкретное универсальное» (Гегель): юный человек не существует как таковой, но только в специфических чертах исторической и динамической реальности. «Молодежь всегда hicetnunc, однако, имея ее в качестве научного объекта, мы можем абстрагироваться от его бесконечного разнообразия (thecommonessence)» (Ibid.: 292).

Для того чтобы выявить основные черты генезиса и развития молодежи, Малер принимает во внимание три главных блока качеств, обозначая их понятиями «генезис», «структура» и «динамика». Основной структурой он признает континуум между репродукцией и изменением с тремя основными измерениями: «прошлое», «настоящее» и «будущее». Построенная румынским теоретиком модель демонстрирует соотношение качеств молодежи в этой сетке измерений: прошлое связывается с такими качествами, как незрелость, первичная социализация, первоначально получаемый Статус-Роль, маргинальность; настоящее выражают: совершеннолетие, конформизм, переходный Статус-Роль, интеграция; будущее характеризуют: персонализация, ожидаемая и освободительная социализация, проектируемый для достижения Статус-Роль, участие. Эти блоки качеств главным образом выражают основные стадии эволюции молодежи от подросткового периода к юности и в то же время фокусируют внимание на отношении между онтогенетическими и онтосоциальными факторами молодежи и общества. Более того, подчеркивается идеал нового социального статуса молодежи, который реализуется через изменение в положении молодежи в социальной структуре и посредством нового вида социализации (более не конформистской, а «ожидаемой» и «освободительной»). С точки зрения молодого человека, главным результатом является персонализация, которую Малер определяет как самореализацию и самовыражение молодежи, а также как актуализацию и реализацию ее потенциала.

В итоге Малер признает необходимым радикально изменить квази-универсально воспринимаемую суть молодежи и цель ее существования: переход к зрелости. «Это изменение является фундаментальным для нового понимания социального притязания молодежи, а также политики общества (и ее различных групп), которая относится к молодежи... Молодые люди беспомощны не потому, что они молоды, а потому что они таковы внутри общества, сообществ, групп, в которых структура является вертикальной, а лидерство принадлежит доминирующим классам, группам и/или отдельным личностям взрослых людей; статус молодежи, созданный и налагаемый последними, представляет собой маргинальность без настоящего и будущего, поскольку проявляет зависимость от взрослых (социальная беспомощность) и откладываемое на будущее признание (postponedgratification), в результате которого налицо неспособность овладеть настоящим и будущим (временная беспомощность). Таковы последствия социально неравных статусов, приписываемых молодежи в обществе, сообществах и группах (включая семью) и конформистской патерналистской социализации» (Ibid.: 293–294).

Из изложения концепции Малера следует, что ювентология в его представлении меньше всего идея в области методологии исследований молодежных проблем. В аспекте междисциплинарности она даже и не ставит особых задач, оставаясь преимущественно со­циологической концепцией. Именно как социологическое по своему характеру должно рассматриваться центральное для кон­цепции Малера понятие «Статус-Роль» молодежи, которое он развил, опираясь на оригинальную (как оценивает ее Малер) кон­цепцию Статуса-Роли своего румынского коллеги К. Мамали.

Статус-Роль представляет собой интегральную модель молодежи (Ibid.: 199). Ее преимущество состоит в том, что «Статус-Роль выражает позицию и отношения одного социально-исторического коллективного субъекта (в нашем случае — молодежи) к другим субъектам и обществу в целом» (Ibid.: 196). На этой базе, согласно рассматриваемой концепции, могут быть преодолены негативные эффекты психологизации социологии молодежи, в частности психологический редукционизм, присутствующий в многочисленных исследованиях по молодежной проблематике. Малер утверждал: «...Несмотря на то, что молодые люди находятся в отношениях с системой (включая социальные подсистемы) в качестве индивидуумов-в-роли и как таковые могут и должны изучаться через призму теоретической модели статуса и роли, молодежь не сводится только к индивидуумам, которые ее составляют, а представляет собой реальность как таковую, определяемую конкретно-исторически, имеет одну позицию и отношение на общественно специфическом уровне, модель анализа которого может быть представлена только концепцией Статуса-Роли» (Ibid.). В этом утверждении малеровскаяювентология отходит от идеи междисциплинарности и даже, напротив, она очищает социологию молодежи от предметных сращений с другими науками.

Таким образом, концепция Малера является по существу строго социологической. Переименование социологии молодежи в ювентологию, произведенное румынским ученым, скрывает за собой нечто другое, менее всего связанное с науковедческими дискуссиями. В действительности Малера интересует утверждение иного взгляда на положение молодежи в обществе. Он подчеркивает, что беспомощность молодежи — эффект социально детерминированный, это неотъемлемая часть торможения развития (maldevelopment) и навязываемая доминирующая модель образа жизни, характерная для современных авторитарных патерналистских обществ. Малер же выступает «против любого рода иерархического взгляда на возраст (life-spans)» и отрицает «абсолютную правду» главенства взрослых, «стариков» над молодежью, как и противоположную идею. Он ищет ортогональное решение, которое видит в радикально новом понимании взаимной связи между возрастами и возрастными группами. «Такая радикально гуманистическая концепция развития человека могла бы внести ясность в осмысление эволюции человека как результат полного кумулятивного утверждения каждого возраста в его специфике, sumtotal оптимального раскрытия очевидного потенциала каждого. Таким образом, мы должны избегать любых вертикальных иерархических систем разных возрастов, при которых «низшие» получают указания от «высших»; мы должны мыслить в категориях горизонтальной преемственности возрастных отрезков (agespans), каждый из которых специфичен и равен в своем значении и важности, обладая неким образцом своего идеала в самом себе и таким образом не испытывая субординации с другими или — как в большинстве современных обществ — с «идеальным» возрастом взрослых» (Ibid.: 296). Иными словами, речь идет о почти утопической идее изменения межпоколенных отношений, которая выведена за рамки межличностных связей и поднята на уровень мезо- и макросоциальных отношений, чему должны соответствовать создаваемые в обществе новые структурные и аксиологические предпосылки, способствующие самореализации и персонификации молодого человека. Эта смелая идея скорее политического, чем собственно научного характера и вела Малера к строительству ювентологии как глобальной науки о молодежи с расчетом на то, что это один из необходимых шагов к повышению роли молодежи в обществе.

Таким образом, в концепции ювентологии Малера стремление создать комплексную науку о молодежи сводилось к более широкому представлению о социологии молодежи (что представляется вполне закономерным — с учетом развития социологического знания). Хотя Малер в своих разработках концепции ювентологии представлял позицию сторонников «скачка от многосторонности к глобальному единому системному изучению» молодежи (Ibid.: 93), на практике это оказалось скорее заявкой, чем действительным достижением.

 


[1]ГосподиновКоста (1943–?) — болгарский теоретик в сфере социологии молодежи, сыгравший заметную роль в формировании научной школы, связанной с деятельностью в 1970–1980-е годы Научно-исследовательского института молодежи в Софии (НИИМ).


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 2936; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!