Глава 4 учебника «История социологии в Западной Европе и США» под ред. Г.В. Осипова.



  1. Формальная социология (ФС) Г. Зиммеля и Ф.Тённиса.

Идейные истоки ФС. Соотношение понятий «форма» и «содержание». Социальное взаимодействие как исходное понятие ФС.

Георг Зиммель: теория социальной дифференциации, социальных групп и социальных кругов. Взаимодействие и общество. Предмет социологии и ее разделы. Социология как изучение социальных форм. Основные группы социальных форм и их анализ. Основные области исследования социальной реальности. Проблема взаимодействия общества и личности. Социология религии и социология морали. Проблематика культуры (основные выводы «Философии денег»).

Значение ФС Зиммеля для развития социологического знания.

Фердинанд Тённис: теоретико-методологическая систематизация социологии. Структура социологии: чистая (теоретическая) социология как система понятий и идеально типических конструкций; прикладная социология; эмпирическая социология или социография. Анализ основных социальных форм. Концепция воли (естественная и рациональная воля). Два типа социальности – «общность» и «общество».

Значение ФС Тённиса для развития социологического знания.

  1. Методология социологии и структурно-функциональный анализ общества Э. Дюркгейма. Анализ общества Э. Дюркгейма

Интеллектуальные истоки социологии Э.Дюркгейма.

Общество как реальность особого рода. Коллективные представления и социальная реальность. Происхождение общества и происхождение коллективных представлений.

Программа построения социологии как науки: предмет и метод социологии. Социологизм. Предмет социологии. Понятие социального факта. Структура социологической науки: социальная морфология, социальная физиология, общая социология. Разработка социологической методологии. Основные принципы и правила социологического метода.

Структурно-функциональный анализ общества. Понятия социальной функции. Социальная функция как соответствие явления определенной потребности социальной системы.

Теория разделения труда, механической и органической солидарности.

Анализ капиталистического общества. Анализ общества как нормативной системы. Понятие социальной аномии, (виды самоубийств).

Сущность и методология социологического изучения религии. Религия как символическая система.

Вклад Дюркгейма в развитие социологии.

  1. Марксизм и социология. Социологический анализ наследия К.Маркса.

Марксизм и социология – уметь раскрывать значение идей К. Маркса ИМЕННО для социологии.

Интеллектуальные истоки и среда формирования идей К. Маркса.

Философско-антропологическая теория Маркса и проблема отчуждения. Объяснение феномена эксплуатации. Прибавочная стоимость. Личность и общество.

Материалистическое понимание истории. Факторы социального развития. Экономический детерминизм. Формация как социальная система и как этап исторического развития Экономический детерминизм. Социальное развитие и социальный прогресс. Эволюция и революция.

Структура социальной системы. Социальные классы и группы. Маркс о классах и классовой борьбе. Диктатура пролетариата и ее социальные функции.

  1. Социальная система В. Парето.

Развитие социологии в Италии. Источники формирования идей Парето. Этапы творческой эволюции В. Парето.

В.Парето о предмете, задачах и методе социологии. Естественнонаучная модель построения социологии. Логико-экспериментальный метод. Основные понятия социологии Парето – социальный факт, общественное явление, социальные законы и др.

Системный анализ общества. Общество как система. Элементы социальной системы. Механицизм в подходе к обществу. Достижение равновесия в обществе.

Психологический редукционизм Парето. Классификация человеческих действий. Логические и нелогические действия. «Осадки» и «производные».

Теория элиты и циркуляция элит. Политические лидеры (лисы и львы).

Место В. Парето в истории социологии.

  1. Понимающая социология М.Вебера. Веберовский анализ общества и его структур, политическая социология и социология религии.

Теоретические источники веберовской социологии: немецкая историческая школа в политэкономии, неокантианство Баденской школы, «философия жизни» В. Дильтея (см. вопрос 10, кратко), «субъективизм» Г. Зиммеля. М. Вебер и марксизм.

Предмет социологии. Общая концепция социологии как науки. Основные принципы методологии. Представления о социальной реальности.

Концепция идеальных типов М.Вебера. Идеальный тип как инструмент историко-социологического исследования. Соотношение понимания и объяснения у М.Вебера.

Теория социального действия. Признаки и типы социального действия.

Вебер об обществе и его структуре. Социология капитализма. Категория «рациональности».

Политическая социология. Социологический анализ механизмов власти и подчинения. Типы господства.

Социология религии М.Вебера. Анализ мировых религий. «Протестантская этика и дух капитализма», ее методологические и содержательные аспекты.

Вклад М.Вебера в развитие социологии.

  1. Чикагская школа: I поколение. Развитие эмпирической социологии. У. Томас и Ф. Знанецкий.

Деятельность Чикагской школы в социологии, ее специфика. Роль социальных исследований в США первой трети ХХ в., связь с социальным реформизмом. Интеллектуальные источники деятельности школы. Периодизация: временные рамки, основные направления исследований, основные представители по периодам. Причины упадка школы.

Торстейн Веблен и основная проблематика его работ: теория праздного класса, конфликт между бизнесом и промышленностью.

Уильям Томас и Флориан Знанецкий. Работа «Польский крестьянин в Европе и Америке» и ее значение для развития социологического знания (центральные проблемы, структура работы, используемые методы эмпирического исследования, основные выводы).

У. Томас: концепция социальной ситуации, теорема Томаса, побудительные желания, определяющие человеческое поведение, типология личностей.

Ф. Знанецкий: социальные системы как предмет социологии. Классификация социальных систем: социальные действия, социальные отношения, социальные личности, социальные группы. Понятие человеческого коэффициента.

  1. Чикагская школа: II поколение и III поколение. Социальная экология Р. Парка. Исследования города.

Деятельность Чикагской школы в социологии, ее специфика. Роль социальных исследований в США первой трети ХХ в., связь с социальным реформизмом. Интеллектуальные источники деятельности школы. Периодизация: временные рамки, основные направления исследований, основные представители по периодам. Причины упадка школы.

Роберт Эзра Парк и Эрнст Берджесс: Социально экологическая теория и процесс социального изменения. Четыре уровня социальной организации: экологический, экономический, политический, культурный. Цикл ассимиляции: конкуренция, конфликт, аккомодация, ассимиляция. «Соревновательная кооперация» и «консенсус» («согласие»). Город как социальная лаборатория. Концентрическая модель «роста города» (городских зон) Э.У. Бёрджесса. Изучение локальных сообществ. Проблема социального контроля. Концепция «маргинального человека»: связь маргинальности с культурным конфликтом.

Урбанистические исследования. Зонирование. Локальные сообщества.

Уильям Огборн: теория культурного лага, технологический детерминизм, поворот в сторону количественных методов. Луис Вирт: теория городского образа жизни.

  1. Символический интеракционизм (СИ) Дж. Г. Мида

Интеллектуальные источники символического интеракционизма. Значение СИ для развития социологии.

Джордж Герберт Мид – основатель СИ. Идейная близость Мида к У. Джеймсу и Дж. Дьюи. Противопоставление Мидом «психологическому бихевиоризму» «социального бихевиоризма». Мидовская концепция сознания. Концепция социального действия и его четыре основные ступени. Индивидуальное и социальное действие. Жесты и символы: разновидности, функции.

Понятие «самости». Два аспекта или фазы самости: «I» и «Me». Стадии развития самости: имитация, ролевые и коллективные игры. Процесс «принятия роли», роль «обобщенного другого».

Взгляды Мида на общество и социальные институты.

  1. Символический интеракционизм (СИ) Г. Блумера.

Интеллектуальные источники символического интеракционизма. Значение СИ для развития социологии.

Герберт Блумер – интерпретатор и систематизатор социально-психологических идей Мида в социологическом ключе. Символический интеракционизм как альтернатива структурному функционализму и сциентистски-ориентированной эмпирической социологии. Основные допущения и понятийный аппарат блумеровского символического интеракционизма.

Символический и несимволический уровни взаимодействия. Символы и их функции. Истолкование общества как процесса взаимодействия в конкретных ситуациях. Взаимодействие, формирование объектов и значений, интерпретация/реинтерпретация. Ситуационная природа социального порядка. Понятия «совместного действия», «сетей действия», «сцепления действий», «институтов».

Теория «коллективного поведения» Блумера. Элементарные формы коллективного поведения (действующая и экспрессивная толпа, масса и общественность), социальные движения, институционализация, кристаллизация социальных структур. Теория коллективного поведения как объяснение социального изменения: роль элементарных форм коллективного поведения в изменении «структур» и «институтов».

  1. Символический интеракционизм: социология повседневности И. Гофмана.

Интеллектуальные источники символического интеракционизма. Значение СИ для развития социологии.

Влияние на Гофмановскую концепцию идей функционализма (Э. Дюркгейм, А.Р. Рэдклифф-Браун, У.Л. Уорнер), символического интеракционизма и чикагской социологической традиции.

«Взаимодействие лицом-к-лицу». Драматическая перспектива анализа повседневных взаимодействий лицом-к-лицу в работе «Представление себя другим в повседневной жизни». Концепция «управления впечатлениями».

Концепция «стигматизации». «Норма» и «девиация» как относительные понятия. «Испорченные идентичности» как объект социологического анализа.

Анализ фреймов (рамочный анализ): понятие, первичные системы фреймов, ключи, фабрикации, крепления.

  1. Феноменологическая социология А. Шюца.

Исторические условия формирования феноменологического направления в социологии. Кризис европейской культуры и феноменология Э. Гуссерля.

Альфред Шюц – основоположник феноменологической социологии («социальной феноменологии»). Австро-германский и американский периоды в его работе. Влияние феноменологии Э. Гуссерля (в особенности поздних его идей) и понимающей социологии М. Вебера на мышление Шюца.

Задачи социологии – восстановление абстрактных научных понятий с жизненным миром, миром повседневного знания и деятельности. Мир как набор типологических конструкций. Конструкты первого и второго порядка. Когнитивный стиль. «Биографически детерминированная ситуация» и «тезис взаимности перспектив». Феноменологическое переопределение природы социального мира. «Жизненный мир», его характеристики. Интерсубъективность. Интерсубъективное конструирование «жизненного мира». Небанальная значимость «здравого смысла». Феноменологическая трактовка действия. «Действие» и «акт». Интенциональность действия. «Проект». Взаимодействие временных перспектив в организации действия. «Мотивы для-того-чтобы» и «мотивы потому-что», их интерсубъективное сочленение. «Наличный запас знания». Социальное распределение знания. Пространственно-временная дифференциация социального мира с точки зрения эго: партнеры («чистое мы-отношение»), современники, предшественники и преемники. Градации близости/анонимности.

Концепция «возвращающегося домой».

  1. Социальный конструктивизм П. Бергера и Т. Лукмана.

Феноменологическая «социология знания» как общая социологическая теория, нацеленная на теоретический синтез разных социологических подходов (Вебер, Дюркгейм, Маркс, Мангейм, Шелер, Мид) на основе социальной феноменологии.

Человеческая реальность – как социально конструируемая реальность. Субъективный и объективный аспекты «общества». Анализ общества как объективной реальности. Концепция институционализации: хабитуализация, институционализация, легитимация. Анализ общества как субъективной реальности. Вхождение в «общество» как интернализация объективированных смысловых структур (понятий, схем интерпретации, «рецептов») через взаимодействие с социальным окружением. Первичная и вторичная социализация, различия между ними. Идентичность.

Социология и социолог.

Другие исследования Бергера (социология религии) и Лукмана (социология языка, социология морали).

  1. Этнометодология Г. Гарфинкеля.

Синтез теоретических положений символического интеракционизма, феноменологической социологии и философии американского прагматизма. «Документальный метод интерпретации» действительности. Этнометодология – как теория и метод исследования повседневного взаимодействия.

Этнометодология как радикальная альтернатива всем прежним разновидностям социологического анализа. Стирание грани между «профессиональным социологом» и «обывателем». Трактовка «профессиональной социологии» как практически обусловленного и фундированного этнознания.

Этнометодологические эксперименты по разрушению повседневных рутин («breaching experiments»), их задачи и смысл.

«Рефлексивность» как свойство организации обыденных практических действий. «Общие понимания», «фоновые ожидания», «воспринимаемо нормальные среды». Этнометодологическое переистолкование природы социального порядка. Проблема «индексичности». «Индексичные» и «объективные» выражения.

Эмпирическая ориентированность этнометодологии. Влияние этнометодологии на исследования в области социологии науки. Другие исследования этнометодологов. Разные версии этнометодологии. «Анализ разговора» (Х. Сакс, Э. Щеглофф, Г. Джефферсон). «Когнитивная социология» А. Сикурела.

  1. Структурный функционализм Толкотта Парсонса.

Периодизация развития структурного функционализма.

Функционализм и структурализм в британской социальной антропологии первой половины ХХ века: Бронислав Малиновский и Альфред Реджинальд Рэдклифф-Браун. * (как предтеча структурного функционализма)

Три проблемы научной теории Т. Парсонса: понятие и содержание социальной системы, ее структуры, структурных компонентов и функций; проблема социетального порядка, интеграции и стабильности социальных систем; проблема социальных изменений и эволюции.

Синтез теории социального действия и теории социальных систем. Формирование концепции социального действия, и ее роль в построении функционалистской социологической теории. Структура «элементарного» действия (AGIL): адаптация, целедостижение, интеграция, поддержание ценностного образца. Понятие «социальной системы», «функции», «структуры». Системы, подсистемы, иерархичность систем. Разнообразие социальных систем. Принцип функциональной специализации подсистем. Взаимодействие подсистем. Теория «генерализованных символических посредников». Подсистемы системы действия (поведенческая, личностная, социальная, культурная), их характеристика. Подсистемы общества (экономическая, политическая, социетальное сообщество, фидуциарная), их основные структурные элементы и соответствующие «генерализованные посредники». Подсистемы системы условий человеческого существования. Модель «кибернетического континуума» («кибернетическая иерархия условий и контролей»).

Стабилизационная направленность структурно-функционального подхода Т. Парсонса. Общественное равновесие как интеграция мотивов действия, гармонизация ролей через нормативные стандарты. Роль культуры и культурных ценностей. Понятие институционализации.

Социальное изменение как «подвижное равновесие». Дифференциация как основа эволюционного учения Парсонса. Развитие общества в направлении «обобщенной адаптивной способности». Дифференциация и усложнение эволюционных систем. Интеграция и ценностная генерализация. Стадии эволюции: примитивная, продвинутая примитивная, промежуточная, современная.

Влияние Парсонса на социологическую теорию.

  1. Функционализм Роберта Кинга Мертона.

Периодизация развития структурного функционализма.

Функционализм и структурализм в британской социальной антропологии первой половины ХХ века: Бронислав Малиновский и Альфред Реджинальд Рэдклифф-Браун. * (как предтеча структурного функционализма)

Критика прежнего антропологического функционализма и трех его постулатов (функционального единства, универсальной функциональности и функциональной необходимости). Критика понятийной путаницы в антропологическом функционализме. Критика Р. Мертоном теории Т. Парсонса. Понятия «функции», «дисфункции», «функциональных альтернатив и эквивалентов»; различение «явных» и «латентных» функций. Баланс функциональных и дисфункциональных следствий.

Концепция социальной структуры. Мертон о социальной структуре и ее элементах. Нормативный, вероятностный и идеальный уровни структуры. Нормативная структура как отношение между ролями, статусами, ценностями и институтами. Бюрократические структуры и личность. Роль интеллектуалов в бюрократических структурах. Теория референтных групп. Понятие «ролевых наборов».

Мертоновская концепция аномии. Истолкование девиации как нормального способа приспособления к противоречиям в социальной структуре. 5 типов приспособления к социальной структуре с противоречащими друг другу терминальными и инструментальными ценностями. Способы индивидуальной адаптации к структурной аномии: конформизм, инновация, ритуализм, ретретизм, мятеж/бунт.

Стратегия построения социологической теории и развития социологического знания. Критика «большой теории». «Теории среднего уровня» (middle-range theories). Социальная теория и эмпирические исследования, их взаимосвязь. Теории «среднего уровня» как синтез теории, метода и фактов. Вклад Мертона в социологию знания и социологию науки. «Этос науки»: ценности универсализма, коммунизма, беспристрастности, организованного скептицизма. Понятие «самосбывающегося пророчества».

Вклад Р. Мертона в развитие структурно-функционального анализа в социологии.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 627; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!