Методика оформления стенной газеты



Правильное, со вкусом выполненное оформление стенной газеты привлечет внимание читателей к ней, поможет глубже раскрыть ее содержание.

При оформлении стенной газеты на листе бумаги наряду с рисунком широко применяется способ аппликации.

Размер стенной газеты в школе обычно имеет от одного до трех листов стандартной чертежной бумаги.

Обычно газеты делают в виде горизонтального прямоугольника, что дает возможность одновременно читать ее большому количеству людей. Часто стенные газеты помещают на специальных щитах или стендах. Стендам также придают прямоугольные формы, избегая вычурных конструкций, к которым подчас любят прибегать некоторые неопытные оформители, забывающие о том, что стенд по существу выполняет лишь утилитарную роль фона и «украшения» на нем только отвлекут читателя и не помогут популярности газеты, если она не интересна по содержанию и оформлению.

Стенды для стенных газет изготовляются из фанеры или дерева. Берется лист фанеры высотой в 60—70 ом, шириной 90—100 см (такого же формата рекомендуется делать и стенгазету на листе бумаги) и обрамляется узким багетом. На листе размечаются столбцы шириной 12—14 см, между столбцами приклеиваются или прибиваются мелкими гвоздиками деревянные линейки шириной 1—1'/2 см.

 

Виды стенных газетразличны. Чаще всего это один или два листа стандартной бумаги, прикрепленной к щиту. Иногда газету монтируют на оклеенном белой или цветной бумагой специальном щите, который служит фоном для заголовка, статей и иллюстративного материала. Такие газеты выглядят солидней и привлекательней, но наклеивание бумаги требует времени и опыта.

Бывают газеты и с постоянным заголовком на стенде, который затянут холстом или окрашен масляной краской и разбит на колонки для статей и других материалов. Встречаются газеты-непрерывки. Материал в них меняется нецеликом, а постепенно, по мере устранения той или иной статьи. Однако такие газеты теряют остроту новизны, так как по внешнему виду трудно определить, появился в них свежий материал или нет. Формат заголовка стенгазеты, его размещение и оформление будут зависеть от характера и количества текстовых и иллюстративных материалов, используемых в стенной газете, от творческой выдумки оформителя.

Но в любом случае заголовок не должен занимать более 1/6 части высоты стенгазеты.

Очень крупный (широкий) заголовок, который «сжимает» весь материал газеты, и узкий заголовок, как бы прижатый к ее верхнему краю, портят стенгазету.

Заголовок стенной газеты, независимо от ее вида и конструкции, помещается либо непосредственно в плоскости самого листа и органически входит в композицию, либо находится вне ее, будучи укреплен на стенде. В первом случае заголовок выполняется для каждого очередного номера, и его композиция меняется в зависимости от компоновки материалов. Заголовки на стендах или просто отделенные от самой газеты являются постоянными. В них меняются только даты выпуска и очередные номера, хотя и в этом нет необходимости, так как эти материалы можно помещать непосредственно в полосе газеты, в ее начале или конце.

В практике работы некоторых редколлегий наблюдаются частые изменения шрифта букв заголовка, а иногда и названия газеты. Этого делать нельзя. Выполнение хорошего заголовка требует много выдумки, умения и времени. Если редколлегия будет делать заголовок для каждого номера газеты, менять содержание заголовка, это отразится на оперативности в работе; кроме того, читатели могут подумать, что появился новый орган печати.

Оставляя постоянным шрифт и компоновку заголовка, надо в то же время вводить в декоративное оформление самой стенной газеты темы красного календаря или других событий в виде небольших плакатов, иллюстраций, орнаментальных полос и т. п.

Приступая к работе над составлением эскиза заголовка, прежде всего надо найти его формат и композиционно увязать с полосой газеты. Заголовок должен быть прост и выразителен. Заголовок по своей конструкции может быть плоскостным, монохромным (одноцветным) или цветным в две-три краски. При этом не следует увлекаться «живописными» картинками, иллюстрирующими название стенной газеты, целесообразнее применять графические решения. Естественно, что отступления от этого допустимы и даже необходимы при выпуске некоторых специальных номеров стенной газеты, но при всех обстоятельствах характер шрифта заголовка и его композиция не меняются.

Когда заголовок находится на стенде отдельно от полосы стенной газеты, иногда применяют рельефы и объемы для букв и эмблемы.

Разновидности стенных газет

«Боевые листки» — небольшие оперативные стенгазеты.

Оформляются боевые листки на заранее заготовленных, однотипных бланках. Бланки эти обычно состоят из трех-четырех столбцов, на них пишется текст, рисуются заголовки, иллюстрации, карикатуры.

«Молнии». Сообщают они о каком-либо важном событии, об отдельном факте и по форме напоминают призыв. Выпускаются «молнии» сразу же после события, о котором в них говорится. Оформляются чаще всего на больших по формату листах бумаги в виде плаката с коротким текстом, в ряде случаев сочетающимся с рисунком, карикатурой. Для ускорения их выпуска заголовок и некоторые другие детали выполняются заранее по трафарету, остальное пишется от руки.

Сатирические газеты. Различного рода «Крокодилы», «Колючки», «Ежи» и другие сатирические газеты включают в себя карикатуры, шаржи, басни, частушки, эпиграммы и другие сатирические и юмористические материалы.

Оформляются они ярко, но не кричаще. К оформлению сатирических газет предъявляются те же требования, что и к оформлению всех остальных видов стенгазет.

Световая газета. Существует несколько способов оформления световых газет. Световая газета выпускается на специальной пленке, покрытой прозрачной эмульсией, или стекле.

Верстка стенной газеты

Собрав материал в очередной номер газеты, приступают к его оформлению. При верстке материала в стенной газете не следует подражать многотиражным газетам с их строгим членением полос на вертикальные колонки. Такие колонки можно сочетать со свободной композицией из материалов, разбросанных по плоскости газеты в определенном ритме.

Фотографии и рисунки подрезают в удобные для монтажа форматы. Затем, следуя компоновке предварительной верстки, материал раскладывают на листах бумаги, предназначенных для монтажа газеты. Предварительная верстка должна определить места для передовой статьи и отделов газеты, распределить иллюстративный материал и решить, какие дополнительные декоративные элементы необходимы для художественного оформления номера.

Наиболее важные по содержанию заметки помещаются на самом видном месте, менее значительные следуют за ними.

Так, обычно вначале идут статьи, в которых описываются положительные факты, говорится о достижениях и планах, а критические заметки, карикатуры помещаются в конце. Все это не исключает возможности выпуска такого номера стенгазеты, в котором критические материалы займут ведущее место.

Для того чтобы номер стенгазеты был правильно сверстан, нужно предварительно сделать его макет.

Берется лист бумаги, на нем размечается, куда будут наклеены заметки, фотографии, где разместятся рисунки, карикатуры. Текст заголовков заметок в газете пишется полностью.

Большие статьи развѐрстываются: на два, реже три столбца вверху или в середине газеты. Высота статьи, разверстанной на два столбца, не превышает 25 см, высота статьи, состоящей из трех столбцов, несколько меньше — примерно 20 см.

Заголовки пишутся на ширину двух или трех столбцов — о зависимости от разверстки.

Если вы хотите особо выделить тот или иной материал, его следует обвести рамкой.

Иногда большая и значительная по содержанию заметка выделяется в так называемый подвал. Она развѐрстывается в нижней части газетного листа на три-четыре столбца и занимает треть высоты газеты (и низкий и слишком высокий подвал портят вид газеты). От остального материала подвал отделяется жирной чертой. Заголовок к нему делается крупный и размещается или на ширину всего подвала, или на ширину двух-трех столбцов.

Несколько небольших статей, фотографий, рисунков, раскрывающих одну тему, в отдельных случаях имеет смысл включить в специальную подборку.

Подборку можно поместить на «открытии», в центре или на «отлете». Это зависит от степени важности материала, который в ней подобран.

Не рекомендуется помещать рядом две подборки, лучше отделить их одну от другой столбцом из заметок, не связанных с темами обеих подборок.

Шапка подборки делается крупнее и ярче, чем все другие заголовки в номере.

Можно шашку и заголовки статей в подборке сделать одним цветом, а заголовки всех других статей в номере — другими цветами.

При верстке газеты надо всячески избегать следующих технических ошибок: разверстывания статьи на два столбца неравными частями в виде так называемых «ножек» и «флажков»; перерезов — слившихся в одну сплошную линию заголовков, как бы перерезавших газету на две части.

Надо помнить, что под каждой заметкой оставляется место для подписи автора, а в конце газеты, в самом низу крайнего-правого столбца, — пространство высотой 2—5 см для списка членов редакционной коллегии. Состав редколлегии указывается по алфавиту, причем после фамилии редактора пишется в скобках: «редактор».

Редакционная коллегия — коллективный редактор; каждый читатель стенгазеты должен знать ее состав, знать, кто редактирует газету, кому можно сдавать заметки.

Закончив предварительную верстку, составляют эскиз декоративного оформления номера стенной газеты в его окончательной композиции. Композиция по своему виду может быть симметричной или асимметричной, композиционно замкнутой и т. д., но во всех случаях обязательно соблюдение зрительного равновесия в цвете и в рисунке. Найдя композиционное решение в эскизе, отмечают карандашом на плоскости будущей газеты окончательное положение сверстанных статей и иллюстраций, после чего приступают к оформлению номера, верстая и наклеивая материалы в соответствии с эскизом.

Если стенная газета монтируется на щите, предварительно оклеенном бумагой, то эту бумагу можно затонировать гуашью или темперой в любой приятный для глаза цвет, который и будет служить фоном для статей и других материалов. Тогда статьи, обычно написанные на белой бумаге, будут контрастней выделяться на окрашенном фоне. Можно верстать и монтировать в случае необходимости газету большого формата при отсутствии обычной бумаги на обратной стороне обоев. Некоторые праздничные номера, особенно новогодний, можно монтировать и на лицевой стороне светлых обоев, если со вкусом подобрать их рисунок и цвет.

Аккуратное наклеивание материалов — также важный момент в подготовке выпуска стенгазеты. Испачканные красками или замазанные клеем заметки имеют небрежный вид.

Прежде чем приклеивать заметку к газетному листу, на нем карандашом отмечается место, предназначенное для этой заметки. Приклеенную фотографию нужно подержать под грузом 5—10 минут, чтобы она не скрутилась и таким образом не отклеилась.

 

Иллюстрации в стенгазете

Важно правильно расположить иллюстрации в стенгазете. Наиболее значительные по содержанию рисунки и фотографии должны помещаться вначале.

Если иллюстрация относится к определенной заметке, она должна стоять рядом с ней или в середине текста.

Можно включать иллюстрацию и в заголовок заметки (об этом уже говорилось выше). Иллюстрации здесь, если их удачно скомпоновать, помогут сломать оплошную линию заголовков, которая образуется вверху стенгазеты и портит ее.

Не рекомендуется помещать большое количество иллюстраций в одной части стенгазеты, оставляя другую ее часть свободной, — получается впечатление темного пятна, портящего общий вид стенгазеты.

Иллюстрация теряет вид, если она плохо подписана. Подписи выполняются мелким шрифтом, обычным пером или перьями с округлым окончанием (№ 1—3). Лучше их делать черной или цветной тушью, можно чернилами. Пишутся мелкие шрифты и тонкой колонковой кисточкой (№ 1—3) акварельными красками.

Привлекательный вид стенной газете придают концовки, заставки, инициалы.

Концовки и заставки могут быть сюжетными и декоративными. Сюжетные концовки и заставки обычно представляют собой небольшой рисунок, отвечающий теме заметки. Концовки, завершающие заметку, и заставки, помещаемые в начале ее, не только делают стенгазету более красочной, но и помогают выделению того или иного материала, отграничивают одну заметку от другой.

В отдельных случаях иллюстрации, снабженные соответствующей подписью, приобретают характер самостоятельной заметки.

Тем более вдумчиво надо подойти к рисунку. Тот, кто не владеет им в достаточной мере, должен прибегнуть к приемам копирования или использовать аппликацию (нужные иллюстрации можно всегда подобрать в разрозненных номерах журналов, вырезать из плаката, почтовой открытки и т. п.).

Широко практикуются в стенных газетах карикатура и дружеский шарж.

 


 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1841; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!