УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ – ЭССЕ – ПО ФИЛОСОФИИ 

весна 2013 г.

 

1. Роль «бессознательного» в жизни человека.

2. Философия о соотношении истинного и прекрасного.

3. Роль личности в истории.

4. Единство сознания, языка и общения.

5. Подходы к соотношению мозга и сознания.

6. Что такое философия: многообразие дефиниций.

7. Соотношение философии и религии.

8. Может ли философия быть наукой?

9. Апории Зенона как обоснование взглядов Парменида.

10. Киники: философия как образ жизни.

11. Стоики и их учение (Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет).

12. Основные черты средневековой философии.

13. Можно ли считать доказанными «доказательства бытия Бога» Фомы Аквинского?

14. Правосознание как форма общественного сознания.

15. Мифология в структуре современного общественного сознания.

16. Общество будущего как общество свободного времени.

17. Движущие силы развития современного общества

18. Соотношение единичного, особенного и всеобщего в истории развития человечества.

19. О категориях «сущность» и «явление» в исследовании общественных отношений.

20. Объективные и логические противоречия.

21. Имеется ли рациональное зерно в представлениях механистического материализма о происхождении и функциях сознания?

22. Можно ли считать Данте философом?

23. Космогония Декарта и космогоническая гипотеза И. Канта.

24. Учение Т. Гоббса о языке.

25. Проблема свободы воли в системе Б. Спинозы.

26. Педагогические идеи Дж. Локка.

27. Вольтер о философских идеях И. Ньютона.

28. “Теодицея” Лейбница и трактат И. Канта “О неудаче всех философских попыток теодицей”.

29. Проблема сущности жизни в “Разговоре Д'Аламбера и Дидро”.

30. Учение о категориях у Аристотеля и И. Канта.

31. И. Кант и Л. Фейербах: сравнение этических учений.

32. Опыт переоценки ценностей в философии Ф. Ницше.

33. Проблема сознания в философии.

34. Сознание человека и компьютер.

35. Философия киников и эпикурейцев: различие и тождество

36. Гностицизм и его религиозно-философское значение (Василид, Валентин, Маркион).

37. Основные черты арабской средневековой философии.

38. Влияние индийской философии на европейскую культуру.

39. Основные положения и идеи «Книги перемен».

40. Зачем В.И. Ленин написал работу «Материализм и эмпириокритицизм»?

41. Моральный нигилизм Ницше и его влияние на европейскую философию ХХ века.

42. Учение Бэкона об «идолах» познания и современность.

43. Принцип фальсификации К. Поппера.

44. Значение философии Л. Витгенштейна для развития теории познания.

45. Эсхатология Августина Аврелия и ее значение для формирования философии истории.

46. Понятие «конца истории» в философии

47. Философия практики Б. Кроче и понятие «полезного».

48. Аскетизм и его роль в развитии западного человека.

49. Социально-философская сущность концепции общества благосостояния.

50. Теория утопии К. Манхейма.

51. Мифология в структуре современного общественного сознания.

52. Роль творческого меньшинства в жизни цивилизации по А. Тойнби.

53. Совесть как моральный регулятор общественной жизни.

54. Психоаналитическая интерпретация мифологии.

55. В чем заключается диалектика исторического и логического?

56. Какие положении (идеи) «теории научного коммунизма» не подтвердились на практике, а какие не потеряли своего значения?

57. В чем можно усмотреть сходство магии и науки (Дж. Фрэзер)?

58. Почему религия враждебно относится к магии?

59. Существуют ли мифы в современном сознании?

60. В чем различие «языка человека» и «языка животных»?

61. Синонимичны ли понятия «человек» и «личность»?

62. В чем принципиальное отличие теоретической позиции К.Г. Юнга от позиции З. Фрейда?

63. Почему современное общество называют обществом всеобщего отчуждения?

64. В чем смысл утверждения А. Камю: «Будь я деревом или животным… проблема смысла исчезла бы вовсе»?

65. Почему «Сизифа следует считать счастливым» (А. Камю)?

66. Почему говорят, что массовый человек «спускается на несколько ступенек по лестнице цивилизации»?

67. Что понимают под упадком современной культуры?

68. Всемирно-историческое значение Советского периода истории России.

69. Нужна ли современной России идеология?

70. Этнические конфликты и их регулирование

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ЭССЕ

 

Эссе – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем соответствующей дисциплины или самостоятельно избранная студентом по проблематике читаемого курса. Цель написания эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого подхода к пониманию и осмыслению проблем научного знания, возможности его прикладного использования, а также навыков письменного изложения собственных мыслей и отношения к различным социально-психологическим и общественным явлениям.

Эссе содержит следующие разделы:

1. титульный лист;

2. содержание, или краткий план, выполняемой работы;

3. введение;

4. основную часть, включающую 1-2 параграфа;

5. заключение;

6. список использованной литературы (библиографию).

В зависимости от специфики изучаемой дисциплины формы представления эссе и его тематика могут значительно различаться. В некоторых случаях это может быть анализ отечественной или зарубежной литературы по какой-либо проблеме или аналитический обзор периодической печати по тому или иному вопросу. В эссе может быть также реализован сравнительно-аналитический подход к освещению психологических феноменов в современной отечественной и зарубежной литературе.

В эссе может быть реализована попытка самостоятельного осмысления того или иного аспекта практического применения психологических знаний. Эссе может основываться на описании и обобщении авторской позиции в том или ином литературном источнике (монография, книга, статья в журнале).

Эссе должно быть напечатано 12 или 14 шрифтом через 1,5 интервала (MS Word), общим объемом от 5 до 15 (примерно) страниц. Страницы эссе должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется.

Введение должно включать обоснование интереса выбранной темы, ее актуальность или практическую значимость. Важно учесть, что заявленная тема должна быть адекватна раскрываемому в эссе содержанию, иначе говоря, не должно быть рассогласования в названии и содержании работы.

Основная часть предполагает последовательное, логичное и доказательное раскрытие заявленной темы эссе с ссылками на использованную и доступную литературу, в том числе электронные источники информации. Каждый из используемых и цитируемых литературных источников должен иметь соответствующую ссылку.

Цитата – должна быть дословной, заключается в кавычки, рядом в скобках указывается фамилия автора, год издания, соответствующая страница.
Например: (Иванова А.А., 1994, с. 12).

Пересказ мысли в кавычки не заключается. Главное – уметь пересказать близко к тексту, не искажая основной мысли автора. Но ссылка при этом также обязательна, однако достаточно указать имя автора и год издания источника.
Например: (Иванова А.А., 1994).

Однако при этом в списке литературы дается полное библиографическое описание каждого использованного источника. Например:
Иванова А.А. Социальное мышление: стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. № 4. С. 11-23. Если источник из Интернета: Gartner P.Globalisierung als Epochenbruch? / htpp://opentheory.ru/gk-sachsen-3/text.phtml.

Сноски можно делать и по-другому, в квадратных скобках. Например: [5, с. 25] или [3; 10; 15]. Первая цифра означает номер источника в списке использованной литературы, вторая – страницу, на которой изложена мысль, которую вы используете. Через точку с запятой разделяются несколько источников. Культура оформления письменной работы, и в частности эссе обязательно включает наличие выводов по каждому разделу и общего заключения.

Заключениеобычно содержит до 1 страницы текста, в котором отмечаются достигнутые цели и задачи, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме и перспективные направления возможных исследований по данной тематике.

Литература должны быть обозначены несколько литературных источников, среди которых может быть представлен только один учебник, поскольку эссе предполагает умение работать с научными источниками, к которым относятся монографии, научные сборники, статьи в периодических изданиях.

Требования к написанию и оценке эссе могут меняться в зависимости от их формы и содержания, при этом особое внимание уделяется следующим критериям:

- самостоятельность выполнения работы;

- творческий подход к осмыслению предложенной темы;

- способность аргументировать основные положения и выводы;

- обоснованность, доказательность и оригинальность постановки и решения проблемы;

- четкость и лаконичность изложения собственных мыслей;

- использование литературных источников и их грамотное оформление.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Учебники и учебные пособия

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 2009. 592 с.

2. Конев В.А. Социальная философия. Учебное пособие. Самара: Изд-во СГУ, 2006. 287 с.

3. Краткая история философии: Учебное пособие. / Под общ. ред. В.Г. Голобокова. М.: Олимп: АСТ, 2002. 560 с.

4. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х., Философия. М.: ИНФРА-М, 2004. 519 с.

5. Марков Б.В. Философия. СПб.: Питер, 2009. 432 с.

6. Налетов И.З. Философия. М.: Инфра-М, 2007. 400 с.

7. Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М.: Гардарики, 1999. 400 с.

8. Тимошин Н.И. Философия. Учебное пособие. Самара: Изд-во СГАКИ, 2005. 640 с.

9. Философия: Учебник для вузов / под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. М.: Гардарики. 2007. 828 с.

10. Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М.: Проспект, 2010.670 с.

11. Философия: учебник / под ред. Э. Ф. Караваева, Ю. М. Шилкова. М.: Юрайт, 2004. 520 с.

12. Философия: учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко . М.: Юристъ, 2008. 506 с.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 340; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!