Культура и просвещение в Нижнем Поволжье.



Реформы 2-й половины XIX в. в России затронули все сферы экономической, политической и культурной жизни общества. Наряду с базисными изменениями в экономике, глубоким проникновением капиталистических отношений в традиционный уклад жизни, заметной либерализацией государственной правовой системы, с конца 1850-х гг. в широких общественных кругах происходит коренное переосмысление значения народного просвещения и образования. Активно шло строительство, расширение и благоустройство городов.

Так расширялась и благоустраивалась Астрахань.

Большую роль в жизни города играли базары и рынки, самым значительным из которых был базар Большие Исады, имевший своеобразный характер, отличный от рынков других городов. В 1881 г. Городское управление внесло решение о благоустройстве рынка, и в 1882 г. началось строительство крытого рынка и ряда других, меньших по размеру, корпусов, рыбных и зеленых рядов. По типу пассажа было выстроено в Астрахани центральное здание рынка Большие Исады: прямоугольное в плане, замкнутое в объеме, строение состоит из трех нефов, трех галерей, с металлическими перекрытиями. Центральный неф выделен по высоте. Строительство нового здания рынка сопровождалось сооружением в районе Больших Исад каменных домов под гостиницы, торговые дома, столовые, «номера»... В 1891 г. у Красного моста на средства рыбаков, окрестных жителей, торговцев была построена часовня во имя святого Николая, в народе прозванная «Красивой».

В конце XIX столетия в Астрахани появились разговоры о строительстве в городе трамвайных путей, железной дороги, электрической станции, новых железобетонных мостов через реку Кутум и Варвациевский канал. Город жил интенсивной жизнью; купцы и промышленники жертвовали значительные суммы на благотворительность, за счет которых в городе возводились школы, детские приюты, больницы, богадельни для одиноких стариков. Для осуществления грандиозных строительных планов в город были приглашены и успешно работали архитекторы, получившие образование в «главных архитектурно-строительных школах» России - П.М. Бутков, С.И. Карягин, П.И. Коржинский, П.В. Шкателов, Э.И. Фольрат, К.К. Домонтович, А.С. Малаховский, А.М. Вейзен, Н.Ф. Антонов.

Подобная картина наблюдалась и в других городах Поволжья. Культурным центром Поволжья был Саратов. В городе шло активное строительство, развивалось просвещение и литература. В 1865 г. начал функционировать городской театр на Театральной площади. Первой пьесой, показанной в нем, была пьеса Писемского «Горькая судьба». В том же году в театре при участии находившегося в Саратове А.Н. Островского была поставлена пьеса «Гроза». На сценах саратовских театров шли пьесы Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, Ф. Шиллера, В. Шекспира, оперы М.И. Глинки, П.И. Чайковского и многих других.

В 80-90-х гг. стали создаваться разные общества, которые устраивали любительские спектакли для народных масс. Первый народный театр возник в Вольске в 1886 г.

Большой популярностью пользовался цирк. В 1874 г. уроженцы Саратова братья Петр, Аким и Дмитрий Никитины открыли первый в России «Русский цирк», где была создана труппа известных русских артистов. Цирк Никитиных гастролировал по городам России, в том числе и нашего края. В цирке выступали известные клоуны, силачи – А. Дуров, И. Поддубный, И. Заикин и др.

В 1897 г. в Царицыне появился первый, как тогда называли, «синематограф». В 1907 г. – первый настоящий кинотеатр.

Большим событием в культурной жизни Саратова явилось открытие в 1885 г. в городе художественного общедоступного музея (Радищевский музей). Он был основан А.П. Боголюбовым, передавшим в фонд музея 300 живописных и 250 графических работ.

Следует отметить, что Радищевский музей начал функционировать раньше Третьяковской галереи (1892 г.) и Русского музея (1897 г.).

Особое значение для развития науки в крае имела Саратовская архивная комиссия, основанная в 1886 г. Ее члены занимались собиранием архивных документов, изучением истории края, проводили небольшие археологические раскопки. При комиссии был археологические музей. Архивная комиссия выпускала сборники трудов. Большой вклад в деятельность комиссии внесли А.Н. Минх, А.А. Гераклитов, Ф.Ф. Чекалин и др.

Капитализм объективно требовал более высокого культурного уровня общества, предполагавшего не только распространение элементарной грамотности, но и качественно более глубокой образованности граждан.

Относительно недавно возникшая интеллигенция занималась народным просвещением. Причем ввиду недостаточности профессионально подготовленной педагогической интеллигенции, в просвещении косвенно и непосредственно участвовали представители медицинской и технической интеллигенции, духовенства, местных органов власти и самоуправления, а также представители тех сословий, которые рассматривались как главный объект деятельности просветителей. Создавая воскресные школы, народные библиотеки, организовывая народные чтения, просветители рассматривали их важнейшим условием общедоступность, под которой понимались бесплатность и бессословность.

К началу XX в. в Нижнем Поволжье получили широкое распространение три формы внешкольного образования, неодинаково развивавшиеся в различных местностях региона: народные чтения, народные библиотеки и воскресные школы, иногда имевшие вид повторительных и вечерних курсов для бывших учеников начальных учебных заведений.

Существенное влияние на состояние культурно-просветительской работы в крае оказывала экономическая ситуация в регионе. В то время, как сельскохозяйственное производство развивалось довольно медленно, значение ряда нижневолжских городов неуклонно возрастало, быстро увеличивалось их население.

В крае открывались новые учебные заведения. Наибольшую популярность у населения приобрели частные школы, в которых дети наскоро овладевали элементарными навыками чтения, счета и письма, а затем шли трудиться в мастерские или торговые лавки.

Важным общественно-политическим событием в Астраханском крае стало открытие в 1810 г. на средства астраханского купца Николая Агабабова первой частной национальной школы – Армянского Агабабовского училища в составе двух классов. До 1865 г. в армянском Агабабовском училище обучались дети только армяно-григорианского вероисповедания, а с 1866 г. стали приниматься и дети православного вероисповедания и дети католиков. Основной контингент учащихся составляли дети городских сословий - от 77 до 93%, дети дворян и чиновников - от 4 до 17%, дети духовенства и сельских сословий поступали в училище крайне редко.

В 30-70-е гг. XIX в. только в Астрахани были открыты 8 мужских и 4 женских приходских училища, 3 детских приюта, пансион для калмыцких мальчиков, епархиальное женское училище. В 1867 г. Мариинское училище 1-го разряда было преобразовано в женскую гимназию.

Первая русско-калмыцкая частная школа открылась в 1852 г., обучались в ней только мальчики. В 80-е гг. появились и женские школы. К 1895 г. было всего 7 низших калмыцких школ с числом учащихся 192 человека.

Первая русско-казахская школа была открыта в 1841 г. В школе преподавали два учителя, один обучал персидскому и арабскому языкам и был вместе с тем магометанским вероучителем; другой обучал русскому языку, чистописанию, грамматике и арифметике. Ревизия, проведенная в 1861 г., показала, что преподавание в школе велось плохо: дети обучались только чтению и письму на русском и татарском языках и магометанскому закону, занятия проводились бессистемно, библиотеки не было.

Первая русско-татарская школа была открыта в 1882 г., в ней, кроме Корана, изучался русский язык и четыре правила арифметики. Всего же к концу XIX в. было 37 татарских школ с числом учащихся 1328 (из них 188 девочек); процент грамотного населения составлял около 3,6 от всего татарского населения.

Важное значение в системе народного образования края имели церковно-приходские школы. Однако контрреформы 80-х гг. XIX в., направленные на ужесточение политического режима в стране, не миновали и сложившуюся к тому времени систему школьного образования.

Потребность в образовании среди крестьянского населения особенно заметной становится к исходу XIX в. в силу происходивших социально-экономических изменений. Однако для учащихся недоставало школьных помещений, не было необходимого количества подготовленных учителей.

Важным шагом в развитии народного образования в крае было открытие средних учебных заведений. Среди них - мужская гимназия, открывшаяся 29 июля 1806 г. на базе Главного народного училища: это была третья гимназия в обширном Казанском учебном округе.

Отличительной чертой Астраханской гимназии являлось то, что в ней обучались не только дети, но и взрослые из служащих и чиновников, поступающих для усовершенствования в науках. В числе первых выпускников-взрослых служащие гражданской Палаты Алексей Колпиков, Андрей Акимов, Никанор Стасевич и Михаил Стасевич.

В сентябре 1877 г. в Астрахани было открыто реальное училище. Это было 7-е реальное училище в пределах Казанского учебного округа. «Реальные училища имеют целью доставлять в них юношеству общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний, и дают право окончившим курс учения в училищах и дополнительном при них классе по какому-либо из его отделений поступать в высшие специальные училища, подвергаясь только проверочному испытанию».

Первое женское среднее учебное заведение в Астрахани - Институт благородных девиц - был открыт в 1836 году. Основная задача образования и воспитания «благородных девиц» состояла, прежде всего, в приобретении умения «блеснуть» в обществе. Кроме закона божьего, особое внимание уделялось изучению французского языка, обучению танцам, хорошим манерам поведения. Это учебное заведение просуществовало 30 лет. В 1861 г. в его стенах обучались 32 человека. Для города с населением 45 000 человек число обучающихся девочек составляло всего 0,07%. Далеко не все желающие могли определить своих дочерей в это, выражаясь сегодняшним языком, элитное учебное заведение.

Под влиянием демократических настроений общественности и потребностей времени Астраханский институт благородных девиц в 1867 г, был преобразован в Мариинскую женскую гимназию, которая сразу же стала пользоваться большой популярностью среди населения края. Об этом свидетельствуют данные о числе учениц в различные годы: 1867 г. -120; 1873 г. - 225; 1882 г. - 363; 1890 г. - 351 человек.

Открывались в городе и учебные заведения духовного ведомства. Среди них - духовная семинария, епархиальное училище и пр.

Постепенно увеличивалась роль профессиональных учебных заведений. В 1871 г. в Саратове состоялось открытие Александровского ремесленного училища, куда зачислялись дети низших слоев городского населения. В самом конце века появились фельдшерская школа и среднетехническое училище.

В сентябре 1896 г. в Царицыне появилось первое ремесленное училище, где готовили слесарей и столяров.

Заметную роль в деле образования и просвещения населения края играла периодическая печать. В Астрахани с 1838 г. стала выходить газета «Астраханские губернские ведомости». В первой половине 60-х гг. издавалась газета прогрессивного направления «Волга». С 1866 г. в Астрахани выходила еженедельная коммерческая и литературная газета «Восток». С 15 апреля 1889 г. начался выпуск газеты «Астраханский вестник». В ее редакции сотрудничали П.М. Никольский и Б.А. Маркович – друзья Чернышевского, а также писатель Е.Н. Чириков и др.

В Саратове издавались газеты «Саратовский справочный листок» и Саратовский дневник». Кроме официальных материалов, в газетах печатали сообщения о событиях в губернии, статьи по экономике, по истории местного края, по сельскому хозяйству, домоводству и другие.

В Царицыне с 1885 г. стала выходить газета «Волжско-Донской листок», затем появились «Царицынский листок объявлений» и «Царицынский вестник».

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 249; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!