ПРАВИЛО ВЫБОРА МЕСТОЖИТЕЛЬСТВА



В обществах существуют различные правила выбора местожительства молодоженов. В США большинство из них предпочитают неолокальное местожительство -это значит, что они живут отдельно от своих родителей. Патрилокальное местожительство –новобрачная уходит из своей семьи и живет в семье мужа или поблизости от дома его родителей. В обществах, где нормой является матрилокальное местожительство, молодожены должны жить с родителями невесты или поблизости от них.

АЛЬТЕРНАТИВЫ СЕМЬИ

За последние десятилетия возникало несколько альтернатив семейной жизни. Среди них основными являются совместная жизнь без вступления в брак и создание коммуны.

Совместная жизнь

За последние годы значительно увеличилось число гетеросексуальных пар, живущих вместе, но не вступающих в брак. Некоторые нетрадиционные семьи основаны не на сексуальных отношениях, например они включают пожилых женщин, сдающих комнаты студентам колледжа, или пожилых мужчин, нанимающих медсестер или экономок, которые живут в их доме.

Большинство несупружеских пар не имеют детей. Однако они бросают вызов монополии семьи на регулирование интимных связей между взрослыми людьми. Особое беспокойство вызывает юридический аспект этих связей, поскольку нет закона, контролирующего поведение партнеров.

Во многих отношениях пары, не вступающие в брак, напоминают супругов. Например, получены данные, что такие партнеры имеют ценности, взгляды и цели, обычно присущие супругам. Но, как правило, они менее религиозны и реже посещают церковь, чем законные мужья и жены (Ньюкомб, 1979).

Жизнь в коммуне

Тенденция к созданию коммун возникла в 60-е годы как форма протеста против существующего социального устройства. Многие люди, выбравшие коммунальную жизнь, считали традиционную семью неустойчивой и неэффективной. Некоторые коммуны также ставили перед собой религиозные и другие утопические цели. В большинстве коммун проживало много взрослых людей; некоторые состояли в браке друг с другом; вместе со взрослыми жили их дети. Однако брачные и кровные связи играли лишь второстепенную роль в жизни коммун.

Тенденция к созданию коммун как форма идеологическою протеста стала ослабевать в 70-е годы, и в настоящее время ее нельзя считать жизненно важной (Заблоки, 1980). Тем не менее в течение 70-х годов число коммунальных связей продолжало расти, хотя они стали создаваться не по идеологическим, а скорее по практическим мотивам. Например, в коммунах людям могут быть предоставлены более широкие возможности для экономического сотрудничества, чем в нуклеарной семье (Уайтхэрст, 1981).

Некоторые социологи находят сходство между коммунами и расширенными семьями из низшего и рабочего классов (Бергер, Хэкетт, Миллер, 1972). Как и дети в семьях рабочих, юные жители коммун имеют множество образцов для подражания среди мужчин и женщин, часто их опекает несколько людей, заменяющих им отцов и матерей (Бергер, 1972).

Наконец, в коммунах, где принято откровенно выражать свои чувства и не слишком церемониться, отцы часто бросают жену и детей. В результате возрастает число женщин, которые должны быть единственным родителем для своих детей, что тоже характерно для низшего класса. Как и женщины из низшего класса, одинокие женщины, живущие в коммунах, обычно надеются обрести поддержку и любовь со стороны окружающих.

4. Социальные функции семьи:

1. Организация и регулирование сексуального поведения;

2. Рождение детей;

3. Забота о детях, пока они не могут сами о себе заботиться;

4. Социализация детей;

5. Эмоциональная функция (любовь, забота, обеспечение эмоциональной безопасности);

6. Обеспечение досуга и отдыха для членов семьи.

Мердок выделил 4 основные жизненно важные общественные функции семьи:

1. Регулирование потенциально деструктивной сексуальности с помощью такой социально одобренной системы контроля, как брак;

2. Воспроизводство потомства легко определяемыми и ответственными родителями;

3. Производство и распределение таких ресурсов для поддержания населения, как пища, одежда, средства к существованию;

4. Передача культурных образцов от поколения к поколению путем воспитания и обучения.

СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА

Сегодня произошло много перемен в семье и семейной жизни; многие наблюдатели рассматривают их как социальные проблемы, заслуживающие внимания со стороны общества. Среди них следует выделить следующие проблемы:

· снижение уровня браков;

· возрастание числа разводов и супругов, живущих отдельно;

· повышение численности совместно проживающих пар, не вступающих в брак;

· увеличение числа детей, родившихся вне брака;

· возрастание числа семей с одним родителем, возглавляемых женщинами;

· уменьшение уровня рождаемости и размера семьи;

· изменение в распределении семейных обязанностей, обусловленное растущим вовлечением женщин в трудовую деятельность; участие обоих родителей в воспитании ребенка.

В то время как эти перемены происходят неравномерно и вызывают тревогу в разной мере, все вместе они повлияли на создание новой области знания, получившей название "семейная политика" (Каммерман, Кан, 1978). Этот термин относится ко всем аспектам социальной политики, оказывающим прямое или косвенное воздействие на размер семьи, ее устойчивость, здоровье, достаток и т.п.

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 543; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!