Исхакъ ибн Рахавайх, ученый Хорасана (166-238 гг.х.).



Харб ибн Исма’иль аль-Кирмани рассказывал: «Однажды я спросил Исхакъа ибн Рахавайха: «Что нам следует говорить о Словах Всевышнего: «Не бывает тайной беседы трех, чтобы Он не был четвертым»?» - и он сказал: «Где бы ты ни был, Он ближе к тебе, чем шейная артерия, но при этом Он отделен от Своих творений». Затем он привел слова Ибн аль-Мубарака: «Аллах над Троном и Он отделен от Своих творений», а потом сказал: «Самым главным и самым понятным аргументом в этом вопросе являются слова Всевышнего: «Милостивый вознесся (истава) над Троном».

Данное сообщение со слов Харба приводится у аль-Халляля в «ас-Сунна».

234 – Ахмад ибн Саляма рассказывал: «Я слышал, как Исхакъ ибн Рахавайх говорил: «Однажды я оказался в одном собрании с этим приверженцем нововведений (имея в виду Ибрахима ибн Абу Салиха) у амира ‘Абдуллаха ибн Тахира. Амир спросил меня о сообщениях, в которых упоминается нисхождение Аллаха, и я привел их ему. Тогда Ибн Абу Салих сказал: «Я не верю в Господа, который спускается с неба на небо». Я же сказал: «А я верю в Господа, который делает то, что пожелает».

Имам Исхакъ словно сам рассказал тебе это.[240]

235 – Ан-Наджжад рассказывал: «Рассказал нам Ахмад ибн ‘Али аль-Аббар, а ему ‘Али ибн Хашрам, а ему Исхакъ, сказавший: «Однажды я вошел к Ибн Тахиру, и он спросил меня: «Что это за хадисы вы рассказываете?! Вы передаете, что Аллах нисходит на нижнее небо?!» Я сказал: «Да. Их передают те же самые заслуживающие доверия передатчики, которые передают хадисы о шариатских законоположениях (ахкам)». Он спросил: «Он что же нисходит, покидая Свой Трон?» А я спросил: «А в силах ли Аллах низойти, не покидая Свой Трон?» Он ответил: «Да». Тогда я сказал: «Зачем же ты тогда вообще говоришь об этом?»[241]

236 – Абу Хамид ибн аш-Шаркый рассказывал: «Я слышал, как Хамдан ас-Сулями и Абу Давуд аль-Хаффаф говорили: «Мы слышали, как Исхакъ рассказывал: «Ибн Тахир спросил меня: «О, Абу Я’къуб! Вот вы передаете хадисы о том, что наш Господь нисходит каждую ночь. А как Он нисходит?» Я сказал: «Да наделит Аллах эмира могуществом! По отношению к Аллаху не применяется слово «как?». Воистину, Он нисходит без всяких «как?»

237 – Ибрахим ибн Абу Талиб рассказывал: «Я слышал, как Ахмад ибн Са’ид ар-Рибатый говорил: «Однажды я присутствовал в собрании Ибн Тахира, и в этом же собрании находился Исхакъ. Его спросили, достоверен ли хадис о нисхождении Аллаха, и он ответил: «Да». Тогда один из военачальников спросил его: «Как Он нисходит?» - на что он сказал: «Чтобы я описал тебе нисхождение Аллаха, для начала тебе необходимо признать за Ним нахождение Поверх всего сущего». Этот человек сказал: «Я признаю, что Он Поверх всего сущего». Затем Исхакъ сказал: «Вот Аллах говорит: «Придет Твой Господь и ангелы рядами». Тогда Ибн Тахир сказал: «Но ведь это будет в Судный день о, Абу Я’къуб». На что Исхакъ сказал ему: «А кто может запретить Тому, кто придет в Судный день, прийти и сегодня?»[242]

Абу Бакр аль-Халляль рассказывал: «Сообщил нам аль-Маррузи, а ему Мухаммад ибн ас-Саббах ан-Найсабури, а ему Абу Давуд аль-Хаффаф Сулейман ибн Давуд следующее: «Исхакъ ибн Рахавайх сказал: «Всевышний Аллах говорит: «Милостивый вознесся (истава) над Троном». Все обладатели знания сошлись во мнении о том, что Он вознесся (истава) над Троном и при этом знает обо всем сущем вплоть до самого низа седьмой земли».

Обратите внимание на то, как этот имам говорит о наличии единогласного мнения (иджма’) в этом важнейшем вопросе подобно тому, как в свое время об этом говорил Къутайба, о чем уже упоминалось ранее (см.№222).

239 – Ибн Абу Хатим рассказывал: «Рассказал нам Ахмад ибн Саляма ан-Найсабури, о том, что он слышал, как Исхакъ ибн Ибрахим аль-Ханзали, да будет доволен им Аллах, говорил: «Между обладателями знания нет разногласий в том, что Коран – это Речь Аллаха, и он не сотворен. Как вообще нечто изошедшее от Всемогущего и Великого Господа может быть сотворенным?!»[243]

Исхакъ ибн Рахавайх был одним из самых именитых имамов иджтихада и выдающихся знатоков хадисов. Он умер в двести тридцать третьем году (хиджры) в возрасте семидесяти с лишним лет, и более в Хорасане не осталось никого, кто был бы подобен ему в знаниях.

68 – Абу ‘Абдуллах ибн аль- А’раби, выдающийся знаток арабского языка своего времени (151 – 231 гг.х.).

240 – Сообщается, что Мухаммад ибн Ахмад ибн ан-Наср ибн Бинт Му’авия ибн ‘Амр рассказывал: «Абу ‘Абдуллах ибн аль-А’раби был нашим соседом, и как же прекрасны были его ночи (проведенные в поклонении). Он сообщил нам, что как-то раз Ибн Абу Дуад[244] спросил его: «Известно ли тебе, чтобы в арабском языке слово «истава» имело значение «овладевать» (иставля)?» - и он ответил: «Нет, не известно».[245]

241 – Сообщается, что Нифтавайх рассказывал: «Рассказал нам Давуд ибн ‘Али следующее: «Однажды, когда мы были у Ибн аль-А’раби, к нему пришел некий мужчина и спросил: «О, Абу ‘Абдуллах, каков смысл Слов Всевышнего: «Милостивый вознесся (истава) над Троном»? – на что он ответил: «Их смысл в том, что Он над Своим Троном, как Он и поведал об этом». Тогда этот мужчина сказал: «Нет, это не так. А смысл их лишь в том, что Он овладел (иставля) Троном». Ибн А’раби сказал: «Замолчи! С чего ты это взял?! Арабы не говорят про человека, что он овладел (иставля) какой-либо вещью, если у него нет соперника, также претендующего на нее. И про того из них, кто одержит верх, и говорится, что он «овладел» (иставля). Что же касается Всевышнего Аллаха, то у него нет никаких соперников, и Он над Своим Троном, как Он и поведал об этом». Затем он сказал: «Овладение возникает лишь после (предшествующей ему) борьбы. Так, например, поэт ан-Набига в своей поэме писал:

«…Или же тот, кого опередил ты, подобно

скакуну, что финишною лентой овладел (иставля)…»[246]


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 346; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!