Ахмад ибн Наср аль-Хуза’и, шахид (погиб в 231 г.х.).



Достоверно передается, что Ибрахим аль-Харби рассказывал: «Однажды Ахмада ибн Насра спросили о Знании Аллаха, и он сказал: «Знание Аллаха с нами, а Сам Он над Своим Троном». Также его спросили о Коране, и он сказал: «Это Речь Аллаха». Тогда его спросили: «Он сотворен?» - на что он ответил: «Нет».

Жена мухаддиса Макки ибн Ибрахима.

221 – Ахмад ибн ‘Али аль-Аббар сказал: «Рассказал нам Мухаммад ибн ‘Абду-р-Рахман аль-Балхи, что Макки ибн Ибрахим рассказывал следующее: «Однажды жена Джахма пришла к моей жене и сказала (с издевкой): «О, Умм Ибрахим! Вот твой муж рассказывает хадисы о Троне. Ну и кто же смастерил этот Трон?» - на что она ответила: «Его смастерил Тот же, Кто смастерил эти твои зубы» - а у жена Джахма были торчащие зубы».

Къутайба ибн Са’ид, шейх Хорасана (150-240 гг.х.).

222 – Абу Ахмад аль-Хаким и толкователь Корана Абу Бакр ан-Наккаш рассказывали: «Рассказал нам Абу аль-‘Аббас ас-Саррадж, что он слышал, как Къутайба ибн Са’ид говорил: «Вот слова имамов Ислама, Сунны и Единой общины: «Мы знаем о нашем Господе, что Он поверх седьмого неба, над Своим Троном, как сказал Он, да возвеличится Его величие: «Милостивый вознесся (истава) над Троном».

Также Муса ибн Харун передает, что Къутайба сказал: «Мы знаем о нашем Господе, что Он поверх седьмого неба, над Своим Троном».

Итак, такой правдивый имам, как Къутайба, передает, что в этом вопросе есть единогласное мнение (иджма’), а он встречался с такими имамами, как Малик, аль-Ляйс, Хаммад ибн Зейд и другие великие ученые. Он прожил долгую жизнь, и знатоки хадисов толпились у порога его дверей. Передается, что как-то раз он сказал одному человеку: «Проведи со мной зиму, и я приведу тебе от пяти моих передатчиков сто тысяч хадисов». Умер Къутайба в двести сороковом году (хиджры).

Абу Ма’мар аль-Къаты’и, знаток хадисов (умер в 236 г.х.).

223 – Ибн Абу Хатим в своем труде передает сообщение от Яхьи ибн Закъарии ибн ‘Исы, а тот от Абу Шу’айба Салиха аль-Харави о том, что Абу Ма’мар Исма’ил ибн Ибрахим говорил: «В конечном итоге убеждения джахмитов означают, что над небесами нет Бога».

Абу Ма’мар являлся одним из шейхов аль-Бухари и Муслима. Он умер в двести тридцать шестом году (хиджры) и являлся одним из имамов Сунны, на что среди прочего указывают его слова: «Если бы моя мулица могла говорить, то даже она бы сказала, что она суннитка».

Яхья ибн Ма’ин, господин знатоков хадисов (умер в 233 г.х.).

224 – Передается, что ан-Наджжад рассказывал: «Рассказал нам Джа’фар ибн Абу ‘Усман ат-Таялиси о том, что Яхья ибн Ма’ин говорил: «Если спросит тебя джахмит: «Как Аллах нисходит?», - то ты спроси его: «А как Он возносится?»

Вопрос «как?» в обоих этих случаях не допустим в отношении Всевышнего Аллаха, данная тема в принципе не поддается разумному осмыслению.

Имя Яхьи ибн Ма’ина совершенно не нуждается в представлении, ибо он является знаменосцем в науке о хадисах. Умер Яхья в Медине, городе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в двести тридцать третьем году (хиджры).

65 – ‘Али ибн аль-Мадини, имам мухаддисов (умер в 234 г.х.).

225 – Мухаммад ибн Ибрахим передал от Нафи’а следующие слова: «Рассказал нам аль-Хасан ибн Мухаммад ибн аль-Харис, что он слышал, как однажды ‘Али ибн аль-Мадини спросили: «В чем состоят убеждения сторонников Единой общины (аль-джама’а)?» - на что он ответил: «Они верят в то, что люди увидят Аллаха и в то, что у Аллах есть Речь, а также в то, что Аллах поверх небес, вознесся (истава) на Свой Трон». Тогда его спросили о том, как быть со словами Всевышнего: «Не бывает тайной беседы трех, чтобы Он не был четвертым…» - и он ответил: «Прочти слова, которые идут перед ними: «Разве ты не видишь, что Аллах знает…».[236]

Аль-Бухари приводил много хадисов в своем Сахихе от ‘Али ибн аль-Мадини и говорил: «Ни перед кем я не чувствовал себя ничтожным за исключением Ибн аль-Мадини».

Умер ‘Али ибн аль-Мадини в месяце зу-ль-ка’да в двести тридцать четвертом году (хиджры).

Ахмад ибн Ханбаль, шейх-уль-Ислам, да смилуется над ним Аллах и да будет земля ему пухом, а Рай – конечной обителью (164-241 гг.х.).

По рассматриваемому вопросу от этого имама было передано бесчисленное количество высказываний. Имам Ахмад является знаменосцем Сунны, стойко перенесшим инквизицию му’тазилитов. Община Ислама свидетельствует о том, что он является одним из обитателей Рая. Количество переданных от него сообщений о том, что он объявлял неверными утверждавших о сотворенности Великого Корана; о том, что он подтверждал наличие у Аллаха божественных качеств, а также Его Возвышенность и Предопределение; о том, что он утверждал о превосходстве Абу Бакра и ‘Умара над другими сподвижниками; о том, что вера увеличивается и уменьшается; и о многом другом из положений религии, описание которых займет много времени, достигает степени мутаватир.

226 – Юсуф ибн Муса аль-Къаттан, шейх Абу Бакра аль-Халляля, рассказывал: «Как-то раз Абу ‘Абдуллаха (имама Ахмада) спросили: «Аллах поверх седьмого неба над Своим Троном, отделен от Своих творений, а Его Могущество и Знание во всех местах?» - и он сказал: «Да, Он над Своим Троном, но нет ничего скрытого от Его знания».

Данное сообщение передает аль-Халляль.[237]

227 – Абу Талиб Ахмад ибн Хумайд рассказывал: «Однажды я спросил Ахмада ибн Ханбаля о мужчине, который сказал, что Аллах с нами, прочитав в подтверждение аят: «….Не бывает тайной беседы трех, чтобы Он не был четвертым…». Он сказал: «Этот человек стал джахмитом. Они берут конец аята и игнорируют его начало. Ты прочел ему начало этого аята: «Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо то, что на небесах, и то, что на земле…»? Это означает, что с ними Его знание (а не сам Аллах)». Так же и в суре «Каф» Аллах говорит: «Мы сотворили уже человека и знаем, что нашептывает ему душа; и Мы ближе к нему, чем шейная артерия» - «Это означает, что с ними Его знание».

228 – Аль-Марвази рассказывал: «Однажды я сказал Абу ‘Абдуллаху: «Один человек сказал: «Я говорю ровно так, как говорит Аллах: «…Не бывает тайной беседы трех, чтобы Он не был четвертым». Я говорю то же самое и не говорю что-то сверх этого». Ахмад сказал: «Это слова джахмитов. На самом деле, это Его Знание с ними. Начало этого аята указывает на то, что речь идет о Его Знании».

Данное сообщение приводится у Ибн Батты в книге «аль-Ибана» от ‘Умара ибн Мухаммада Раджи от Мухаммада ибн Давуда от аль-Марвази.

229 – Ханбаль ибн Исхакъ рассказывал: «Однажды Абу ‘Абдуллаха спросили: «Что значат слова Аллаха «…Он с вами…»?» и он сказал: «Это Его знание. Его Знание объемлет все сущее, а наш Господь над Троном без каких-либо пространственных границ и без описаний».

Приводится у аль-Лялякаи.

230 – Аль-Асрам рассказывал: «Однажды я сказал Абу ‘Абдуллаху: «Я был у одного мухаддиса и он рассказывал людям хадис: «… и Милостивый наступит на него Своей Ступней». Среди присутствующих у него был один юноша, к которому он повернулся и сказал: «У этих слов есть свое толкование» - на что Абу ‘Абдуллах сказал: «Смотри, он говорит точно так же, как и джахмиты!»

231 – Ибн Абу Хатим сказал: «Рассказал нам Салих, сын Ахмада ибн Ханбаля, следующее: «Я слышал, как мой отец доказывал, что Коран не сотворен. Так он говорил: «Всевышний сказал: «Милостивый, Он научил Корану». В этом аяте Аллах поведал нам, что Коран – это часть Его Знания».[238]

232 – Я’къуб ад-Давраки рассказывал: «Ахмад сказал мне: «В своих утверждениях ляфзыты[239] крутятся вокруг того же самого, что говорил Джахм. Они полагают, что Джибриль принес (от Аллаха) нечто сотворенное».


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 861; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!