Аватара пользователяSulayman Abu Salih



Сообщения: 463

Зарегистрирован: 10 мар 2009, 23:19

Сообщение Sulayman Abu Salih » 23 апр 2017, 21:16

Сомнения и ответы на них

В кругах представителей поздних поколений (халяф) широко распространились обвинения каждого, кто признает нахождение Всевышнего Аллаха поверх всего сущего, в том, что они уподобляют Аллаха творениям, придают Ему телесность или приписывают Ему пространственные ограничение в виде стороны и места. В связи с этим, необходимо дать разъяснения по трем этим обвинениям, развеяв все сомнения вокруг них.

Сомнение первое: Уподобление Аллаха творениям

В принципе, ответом на это сомнение могут служить слова имамов, которые мы цитировали выше и с которыми нам предстоит ознакомиться далее по тексту книги. Здесь я упомяну лишь некоторые из них:

Хафиз Ну’айм ибн Хаммад сказал: «Тот, кто уподобит Аллах Его творению, станет неверным и тот, кто отвергнет что-либо из того, чем Аллах описал Себя, станет неверным. И признание того, чем Аллах описал Себя Сам, а также того, чем Его описал Его посланник, не является уподоблением».

2 – Исхакъ ибн Рахавейх сказал: «Уподобление будет лишь тогда, когда некий человек скажет: «Рука подобная моей руке…» или «Слух подобный моему слуху…» Сие есть уподобление! Что же касается слов, когда человек говорит об Аллахе то же, что Он говорит Сам: «Рука, Слух и Зрение…», не говоря при этом какие они или, что они подобны тому-то и тому-то - то это не будет расцениваться как уподобление. Всевышний сказал: «Нет ничего подобного Ему и Он Слышащий и Видящий!»

Если бы признание нахождения Аллаху поверх всего сущего означало уподобление, то тогда каждый, кто признает любые иные Качества Аллаха, как то, что Он Живой, Могущественный, Слышащий и Видящий, тоже являлся бы уподобляющим Аллаха Его творениям. Однако ни один мусульманин, относящий себя сегодня к последователям Сунны и Единой общины, не заявляет подобного в отличие от отрицающих божественные Качества, му’тазилитов и прочих. Шейх аль-Ислам Ибн Теймийя в «Минхадж ас-Сунна» (2/75) писал: «…Что же касается му’тазилитов, джахмитов и подобных им из числа отрицающих божественные Качества Аллаха, то всех, кто признает Его Качества, они считают уподобляющими Аллаха творениям и придающими Ему телесность. И среди тех, кого они сочли таковыми, были такие известные имамы, как Малик, аш-Шафи’и, Ахмад и его сторонники, о чем упоминает Абу Хатим, автор книги «аз-Зинат», а также другие авторы. Весь их сомнительный аргумент заключался лишь в том, что каждый из этих известных имамов признавал Качества Всевышнего Аллаха, а также говорил, что Речь Аллаха не сотворена и, что Аллах будет увиден людьми в День Воскресения». Хотя именно в этом и заключалось учение сподвижников, их последователей (таби’инов), и всех, кто строго последовал за ними из числа потомков семейства пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и прочих верующих.

Далее на 80 стр. Шейх аль-Ислам говорит: «…Последователи Сунны единогласно заявляют, что нет ничего подобного Аллаху. Однако следует отметить, что само слово «уподобление» (ташбих) в речи людей употребляется неконкретно и обобщенно. Так, если под неприемлемостью уподобления будет иметься в виду то значение, которое не приемлет Коран, и о котором свидетельствует разум, то такое значение будет истинным, ибо ничто из созданных ни в одном из качеств не подобно Качествам, свойственным исключительно Всевышнему Господу! Если же под уподоблением будет иметься в виду, что недопустимо приписывать Аллаху хоть что-либо из Качеств, и говорить, что Ему присущи Знание, Могущество и Жизнь, поскольку эти качества свойственны людям, то тогда придется сказать, что Аллах не является ни Живым, ни Знающим, ни Могущественным, ведь эти имена также присущи людям! То же самое можно сказать и о Речи Аллаха, Его Слухе, Зрении, возможности Его лицезрения и пр. Вместе с тем, оппоненты соглашаются с последователями Сунны в том, что Аллах – Существующий, Живой, Знающий, Могущественный, а также в том, что в отношении созданного также можно сказать, что оно является существующим, живым, знающим и могущественным, но при этом не говорится, что это является уподоблением, которое непременно должно быть отвергнуто».

Сомнение второе: Сторона

Ответом на данное сомнение будут слова Ибн Теймийи, сказанные им в «ат-Тадаммурийи» (стр. 45): «Под словом «сторона» может подразумеваться нечто существующее в реальности помимо Аллаха, и в этом случае это нечто будет являться творением Аллаха, как например, в том случае, когда под стороной имеется в виду Трон или небеса. Также под стороной может подразумеваться не нечто существующее в реальности помимо Аллаха, как в том случае, когда под ней имеется в виду то, что находится поверх материального мира. Известно, что в шариатских текстах (в отношении Аллаха) понятие «сторона» и не утверждается, и не отрицается, в отличие от того, как утверждается о Его Возвышенности, Вознесении, нахождении Поверх всего сущего, восхождении творений к Нему и т.п. Также известно, что нет ничего сущего помимо Творца или творений, и что касается Творца, Пречист Он и Возвышен, то Он отделен от Своих творений: ничто из Его Сущности не пребывает в творениях, и ничто из творений не пребывает в Нем. Поэтому тех, кто отрицает «сторону» (в отношении Аллаха) следует спросить: «Говоря о стороне, вы имеете в виду, что это нечто сущее из числа созданного? Если так, то Аллах не находится внутри созданных вещей! Или же под стороной вы имеете в виду то, что снаружи материального мира? Если так, то вне всяких сомнений, Всевышний Аллах находится поверх мира! Если вы имеете в виду первый смысл, то (такое отрицание стороны в отношении Аллаха) будет правильным, но если вы имеете в виду второй смысл – то нет!»

Из этих слов становится ясным, что слово «сторона» не приводится ни в Коране, ни в Сунне. А посему не следует ни утверждать его в отношении Аллаха, ни отрицать, поскольку, как в его утверждении, так и в отрицании содержатся риски, о которых было сказано выше. И если бы в утверждении в отношении Аллаха «стороны» не было бы иного риска, кроме как предоставления возможности оппонентам, для приписывания заявляющим о Возвышенности Аллаха того, что они не говорят, то и этого было бы вполне достаточно, чтобы воздержаться от таких слов.

Также не следует и отрицать понятие «сторона», вообразив себе, что признание Возвышенности Всевышнего Аллаха обязательным образом подразумевает признание в отношении Него стороны (направления), поскольку такое отрицание влечет за собой целый ряд опасностей, а в частности, неприятие категоричных доказательств в пользу признания Возвышенности Аллаха. Также к рискам такого отрицания относится непризнание того факта, что верующие увидят своего Всемогущего и Великого Господа в День Воскресения. Так, му’тазилиты и шииты прямо говорят об этом, и в качестве обоснования этой позиции шиит Ибн аль-Мутаххир так и пишет в своей книге «Минхадж»: «…поскольку Аллах не находится в какой-либо стороне (направлении)». Что же касается аш’аритов, а вернее их поздних представителей, которые признали, что Аллах будет увиден, то они впали во взаимное противоречие, говоря, что Аллах будет узрен, но не в направлении, имея в виду не вверху. Шейх аль-Ислам в «Минхадж ас-Сунна» (2/252) писал об этом так: «Большинство людей, и из числа признающих то, что Аллах будет увиден, и из числа отрицающих это говорят, что несостоятельность мнения этих (аш’аритов) является очевидной по умолчанию, равно как и несостоятельность их мнения в вопросе Речи Аллаха. Именно поэтому Абу ‘Абдуллах ар-Рази отметил, что в вопросе Речи Аллаха и в вопросе лицезрения Аллаха, их мнение не разделяло ни одно из мусульманских течений…». Далее шейх аль-Ислам принялся твердо и уверенно опровергать отрицающих божественные Качества из числа му’тазилитов и шиитов, и я советую вам пройти по ссылке и прочесть эти слова, поскольку они действительно бесценны.

Говоря вкратце о понятии «сторона», можно сказать, что если под этим словом имеется в виду нечто существующее в реальности помимо Аллаха, то значит речь идет о сотворенном, а Всевышний Аллах надо всеми Своими творениями, и ни что из них не ограничивает и не объемлет Его, ибо Он отделен от Своих творений, о чем в книге будет упомянуто со слов целой группы имамов. Если же под «стороной» имеется в виду что-то несуществующее в реальности, то что свыше материального мира, то там нет ничего за исключением Одного лишь Аллаха!

Именно это последнее значение и подразумевается в словах признающих Возвышенность Аллаха, передающих со слов предшественников (саляф) утверждение в отношении Всевышнего Аллаха стороны, о чем, в частности, с их слов сообщается в цитате от аль-Къуртуби, упоминаемой в конце данной книги.

Ибн Рушд в «аль-Кашф ‘ан манахидж аль-адилля» (стр. 66) писал: «Что касается Качества «сторона» (направление), то с самого начала последователи Шариата не прекращали утверждать его в отношении Аллаха, Пречист Он, вплоть до тех пор, пока не появились му’тазилиты и не отвергли его. Затем в этом за ними последовали поздние аш’ариты, такие как Абу аль-Ма’али и те, кто взял его себе в пример. Однако все буквальные смыслы Шариата подразумевают признание стороны (у Аллаха), как например слова Всевышнего: «Милостивый вознесся на Трон». (Та Ха, 5), или «Его Престол объемлет небеса и землю». (Корова, 255), или «…и восемь ангелов понесут над собой Трон твоего Господа». (Неизбежное, 17), или «Он низводит Свое веление с неба на землю, а затем оно восходит к Нему, - и все это в течение дня, который продолжается тысячу лет по тому, как вы считаете». (Поклон, 5), или «Ангелы и Дух (Джибриль) восходят к Нему в течение дня, равного пятидесяти тысячам лет». (Ступени, 4), или «Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто над небом, не заставит землю поглотить вас? Ведь тогда она заколеблется». (Власть, 16), а также и другие аяты. И если в отношении этих аятов дать волю аллегорическим толкованиям, то весь Шариат станет истолкованным. И если сказать, что все эти аяты являются иносказательными, то значит и весь Шариат станет иносказательным, поскольку абсолютно все законоположения сходятся в том, что Аллах над небесами, и что ангелы нисходят от Него с откровениями к пророкам…»

Сомнение третье: Место

Если вы усвоили ответ на предыдущее сомнение о «стороне», то вам будет легко понять и ответ на сомнение о «месте», и заключается он в следующем: если под «местом» подразумевается нечто существующее в реальности, что и приходит в первую очередь на ум большинству людей сегодня, когда они слышат это слово, воображая себе, что именно это мы и имеем в виду, когда признаем Качество Всевышнего Аллаха – Возвышенность, то ответом будет то, что Всевышний Аллах чист и свободен от нахождения в «месте» в упомянутом значении, ибо творения не объемлют собой Аллаха, ведь Он несравнимо больше и огромнее них, один только Престол Аллаха объемлет собой все небеса и землю. Сказал Всевышний Аллах: «Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Правой Рукой». (Толпы, 67). В обоих «Сахихах» и других сборниках хадисов достоверно сообщается о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Аллах возьмет Землю в Пригоршню, и свернув небеса Своей Правой Рукой, скажет: «Я Властитель! Где же цари земные?!»

Если же под местом имеется в виду нечто несуществующее в реальности, а именно та вышина, которая находится за пределами материального мира, то Всевышний Аллах находится поверх этого мира, но не в «месте» в смысле какого-то существующего в реальности материального пространства, а так, как Он существовал прежде, чем создать все Свои творения.

И если вам доведется услышать или прочесть о том, что кто-то из имамов или ученых приписывает Аллаху «место», то знайте, что под ним подразумевалось нечто несуществующее в реальности. Этими словами они лишь хотели утвердить Качество Аллаха – Возвышенность, а также опровергнуть джахмитов и прочих отрицателей, отвергнувших наличие у Аллаха этого Качества, а затем заявивших, что Аллах находится в каждом, существующем в реальности, материальном месте.

Выдающийся ученый Ибн аль-Къайим в своей касыде «ан-Нунийя» (2/446-447) писал:

«Аллах всего Превелик, Высочайший и нет поверх Него ничего,


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 242; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!