Вопроса относительно Качеств Аллаха,



Сокращенная версия книги «Возвышенность Всевышнего Всепрощающего Аллаха»

Автор: имам Шамсу-д-дин аз-Захаби, да помилует его Аллах

Комментарии и проверка сообщений: шейх Насыру-д-дин аль-Альбани, да помилует его Аллах

Содержание

Предмет исследования данного труда и его особая важность

Сомнения и ответы на них

«Мухтасар аль-'Улюу» имама аз-Захаби

Дошедшие до нас сообщения на тему Возвышенности Аллаха со слов таби’инов

Высказывания имамов мусульман после появления Джахма и распространения его взглядов

Высказывания имамов мусульман из поколения, следующего за поколением упомянутых выше

Поколение аш-Шафи’и и Ахмада, да будет доволен ими обоими Аллах.

Поколение Аль-Музани, аз-Зухли, аль-Бухари, Абу Зур’и и прочих.

Поколение ученых начала четвертого века (хиджры).

(Вступление к книге от шейха аль-Альбани)

С именем Аллаха Милостивейшего, Милующего!

Да будет тебе известно, уважаемый читатель, что данная книга посвящена разбору одного из наиболее значимых и важных вопросов вероучения, обсуждение которого породило раскол среди мусульман, длящийся со времени появлении секты му’тазилитов и вплоть до сегодняшнего дня. Речь пойдет о вопросе Возвышенности Всемогущего и Великого Аллаха над всеми Своими творениями, что достоверно установлено священными текстами Писания Аллаха и Сунной Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, переданной таким количеством передатчиков, которое исключает какую-либо возможность ошибки и фальсификации ее текста (т.е. мутаватир), а также подкрепляется здравым чувством веры, изначально заложенным в человека (фитра). И если бы не ряд отклонившихся от Сунны сект, открывших пред собой и теми, кто пришел после них, дверь аллегорической интерпретации (таъвиль), то никто бы из мусульман не впал в отрицание упомянутых текстов. Так, шайтан замыслил и устроил коварную кознь против своего врага - человека, чем смог воспрепятствовать ему вступить на правый путь истины.

Как иначе можно описать подобное, если сами сторонники таъвиля едины во мнении о том, что изначально любые слова должны восприниматься в своих прямых значениях, выходить за пределы которых в пользу метафорических смыслов недопустимо, если не считать случаев, когда принятие того или иного слова в прямом значении невозможно, либо когда существует некая рациональная, контекстная или фразеологическая предпосылка, оправдывающая отклонение от прямого смысла?! Между тем, вы можете видеть, как они вступают в противоречие с этой основой, которую же сами и заложили в качестве таковой, делая это по основанию абсолютно беспочвенному и далекому от элементарной логики человека, верующего в слова Аллаха и хадисы Его пророка. Так, если кто-то, например, скажет: «Пришел правитель…», а затем явится некто из таких сторонников таъвиля и заявит, что понимать это короткое предложение нужно, как «Пришел раб правителя…» и т.п., будет ли оно понято также хоть кем-то в этом мире?! И если вы возразите против такого толкования, он непременно скажет вам, что это выражение является метафорой. А если ему сказать, что к метафорическому толкованию прибегают лишь в случае невозможности принятия слов в прямом смысле или при наличии соответствующей предпосылки, а ни того ни другого здесь не усматривается, он промолчит либо примется оспаривать ваши слова, при помощи ложных аргументов.

Кто-то может сказать нам: «Разве возможно, чтобы обладающий здравым рассудком вел себя таким образом?» - я отвечу, что именно так и ведут себя секты сторонников таъвиля из числа му’тазилитов и попавших под влияние их идей, отрицающих прямые значения божественных Имен и Качеств. Мы не станем погружать вас глубоко во все эти сравнения, и ограничимся лишь двумя конкретными примерами из Корана, один из которых точь в точь соответствует сравнению, приведенному нами выше, а второй имеет непосредственную связь с темой, рассматриваемой в данной книге.

Пример первый:

Всевышний Аллах сказал: «И твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами». (Заря, 22). Некоторые так и истолковали эти слова Аллаха, а именно «И придет твой Господь…», некоторые же истолковали этот аят иначе при помощи таъвиля, равно как они истолковали и другие слова Аллаха, сказавшего: «Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах придет к ним, осененный облаками, вместе с ангелами и все будет решено?» (Корова, 208-210). Так, некоторые из них сказали: «Т.е. неужели они ожидают, что Аллах осенит их облаками…», отринув, таким образом, прямой смысл Пришествия, подобающего Всевышнему Аллаху. А некоторые из приверженцев своих прихотей в религии и вовсе впали в крайность, сказав: «В словах Всевышнего Аллаха «Неужели они ожидают чего-либо иного…» речь идет об иудеях, и смысл их заключается в том, что они не примут твою религию (о Мухаммад) до тех пор, пока Аллах не явится к ним осененный облаками для того, чтобы они могли узреть Его воочию. А все потому, что иудеи считали Аллаха подобным Его творениям и допускали в отношении Аллаха такие Качества, как приход и уход». Данное толкование в своих примечаниях к книге «аль-Асма ва ас-Сыфат» (447-448) аль-Кавсари привел со слов Фахруддина ар-Рази и согласился с ним. Вы только вдумайтесь, да поведет Аллах нас прямым путем, как он отверг Пришествие Аллаха, о котором прямо и ясно утверждается в упомянутых аятах!!! Данное Пришествие произойдет лишь в День Воскресения, как отмечается в «Тафсире Ибн Джарира ат-Табари» (12/245-246). Так, комментируя слова «Неужели они ожидают чего-либо помимо того, что к ним явятся ангелы, или явится твой Господь, или явятся некоторые из знамений твоего Господа?!» (Скот, 158) имам ат-Табари приводит слова Къатады и Ибн Джурайджа о том, что это произойдет в День Воскресения. То же самое передается и со слов Ибн Мас’уда в «ад-Дурр аль-Мансур» (1/142).

Итак, этот сторонник таъвиля при помощи изобилия аллегорических толкований отверг Пришествие Аллаха в День Воскресения, подтверждаемое рассматриваемым аятом и многочисленными хадисами на эту тему, но не ограничился этим и приписал мнение о допустимости описывать Аллаха Пришествием иудеям, заявив, что данный аят был ниспослан именно о них.

Это не что иное, как заблуждение и ложь!!!

Что касается заблуждения, то оно явственно прослеживается в искажении аятов Корана, которое ко всему прочему предполагает собой критику имамов этой общины, веривших в Пришествие Аллаха в День Воскресения. А что касается лжи, то она заключается в том, что ни один из имамов не говорил о том, что данный аят был ниспослан об иудеях, не говоря уже о том, что подобное утверждение отвергается контекстом, в котором он упоминается. Так, Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Принимайте ислам целиком и не следуйте по стопам шайтана. Воистину, он для вас – явный враг. А если вы споткнетесь после того, как к вам явились ясные знамения, то знайте, что Аллах – Могущественный, Мудрый. Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах явится к ним, осененный облаками, вместе с ангелами, и все будет решено? К Аллаху возвращаются дела». (Корова, 208-210).

Как вы можете видеть сами, речь в данном аяте обращена к верующим и именно поэтому, комментируя данный аят, имам ат-Табари в своем «Тафсире» (4/259) сказал: «Под словами: «А если вы споткнетесь…» Аллах, Великая Слава Ему, имеет в виду: «Если вы ошибетесь и заблудитесь относительно истины, поступив наперекор Исламу и его законам после тех доводов от Меня, которые явились к вам, и подтверждений истинности Моего руководства, и после того, как для вас стало очевидным дело Ислама на основании доказательств, лишающих вас каких-либо оправданий, о верующие, то знайте…».(и далее по тексту)

Да, следует признать, что в своем «Тафсире» (4/255) по поводу слов Аллаха «Принимайте ислам целиком…» ат-Табари приводит слова ‘Икримы сказавшего: «Данный аят был ниспослан о Са’лябе, ‘Абдуллахе ибн Салляме, Ибн Йамине, сыновьях Ка’ба – Асаде и Усайде, Шу’бе ибн ‘Амре и Кайсе ибн Зейде – и все они были иудеями. Они сказали: «О Посланник Аллаха, раньше мы высоко чтили субботу, а посему позволь нам продолжать соблюдать субботу. И поистине Тора – это Писание Аллаха, а посему позволь нам читать ее в молитвах по ночам». Именно после этого и был ниспослан аят: «Принимайте ислам целиком и не следуйте по стопам шайтана».

Однако я замечу, что даже с учетом того, что в данном предании речь идет об уже уверовавших из числа иудеев, оно недостоверно по причине пропуска в иснаде. И даже если бы оно было достоверным, все равно нельзя было бы говорить, что данный аят был ниспослан относительно иудеев, поскольку такое обобщенное высказывание, сделанное без необходимых уточнений, означает, что речь идет об иудеях, оставшихся неверными, в то время, как все обстоит с точностью до наоборот.

А теперь поразмыслите сами, да помилует нас Аллах, сможете ли вы найти во всех этих прямых и ясных аятах какую-либо из упомянутых выше предпосылок, вынуждающих человека, услышавшего эти аяты, понять их не в прямом, а метафоричном смысле?! Нет и еще раз нет! Они же (сторонники таъвиля) поняли Пришествие Всевышнего Аллаха, как пришествие, подобное пришествию кого-либо из Его созданий, что является чистейшей воды уподоблением. И именно это ошибочное понимание вынудило их отвергнуть факт Пришествия Аллаха и отнести данный аят на счет иудеев, прибегнув к его аллегорическому толкованию! Вместе с тем они вполне могли признать данное Качество Всевышнего Аллаха так же, как признавали его мусульмане первых поколений нашей общины (саляф) без какого-либо уподобления, в соответствии со словами Аллаха: «Нет ничего подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий». (Совет, 11), а иначе им придется также аллегорически истолковать Слух и Зрение Аллаха на том основании, что в Коране и Сунне Всевышний Аллах заявил о наличии у Своих творений зрения и слуха, и сказать: «Если мы признаем за Аллахом слух и зрение, то тем самым мы Его уподобим Его же творениям!» Именно таким образом и поступили му’тазилиты, интерпретировав Зрение и Слух Аллаха как Его знание, полагая, что при этом они исходят из принципа отведения (танзих) от Аллаха всякого подобия. Из чего выходит, что они уверовали в первую часть аята, а именно: «Нет ничего подобного Ему…», но не уверовали во вторую – «… и Он – Слышащий, Видящий!»

Что же касается аш’аритов и других представителей поздних поколений общины (халяф), то они уверовали в обе части данного аята, сумев совместить как принцип отведения от Аллаха всякого подобия (танзих), так и необходимость признания Его Качеств (исбат), говоря: «Слух и Зрение Аллаха не такие, как наши слух и зрение». Это и есть истина, и им следовало бы поступать таким образом с любым из Качеств, которым Аллах описал Себя, и говорить: «Пришествие Всевышнего Аллаха – это истина, однако оно не подобно нашему пришествию. Нисхождение Аллаха – это истина, установленная хадисами-мутаватир, однако оно не подобно нашему нисхождению…» и т.д. со всеми Качествами Аллаха. Но, к великому сожалению, они не занимают такой позиции в отношении многих из Качеств Аллаха, и в частности к тем, которые мы обсуждаем сейчас, интерпретируя их так, как мы упоминали выше или как то иначе, и, поступая так же в отношении Вознесения Всевышнего Аллаха, о котором мы поговорим далее.

Пример второй:

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, ваш Господь – Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон». (Преграды, 54), а также: «Аллах вознес небеса без опор, которые вы могли бы увидеть, а затем вознесся на Трон». (Гром, 2).

Представители поздних поколений общины истолковали Вознесение (истива), упомянутое в этих и подобных им аятах, как овладение (истиля), и в оправдание такого толкования в их кругах широко распространилось цитирование слов поэта, сказавшего:

«Возвысился (истава) Бишр надо всем Ираком

Не прибегнув к мечу и не пролив крови ни капли…»

При этом они делают вид, словно им неизвестно о согласованности мнений имамов тафсира, хадиса и арабской лингвистики о том, что данная интерпретация является неверной и о том, что смысл слов «…вознесся на Трон…» заключается в возвышении и подъеме на него. На страницах данной книги вам предстоит самим увидеть слова этих имамов эпоха за эпохой, переданных с их уст при помощи достоверных цепочек рассказчиков. Среди них вам встретятся также и те, кто передал единогласное мнение ученых об этом, как например, Исхакъ ибн Рахавайх и Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, имен которых было бы уже достаточно, как непреложного довода в этой теме.

И, несмотря на все это, мы не перестаем видеть, как ученые поздних поколений общины, за исключением малого количества из них, разъясняя смысл аятов о Вознесении Аллаха, а также аятов и хадисов о других Качествах Всевышнего, увязают в своем противоречии словам первых мусульман.

Вероятно, кто-то из уважаемых читателей озаботится вопросом о причине такого их поведения, и я отвечу, что оно вызвано не чем иным, как отказом от следования по стопам первых поколений мусульман, а затем их ошибочным пониманием, что Возвышение Аллаха, упомянутое в данных аятах, это возвышение, свойственное Его творениям. А поскольку это, по единому мнению ученых, несовместимо с принципом обязательного отведения от Аллаха всего неподобающего, то они устремились прочь от такого понимания, обратившись к упомянутой интерпретации, полагая, что тем самым они избавились от наговора на Всевышнего Аллаха того, что Ему не приличествует.

Надо сказать, что к числу великих ученых в течение непродолжительного времени придерживавшихся данной интерпретации, относилась целая группа из обладателей знаний. В частности, к ним относился имам Абу аль-Хасан аль-Аш’ари, а также выдающийся прославленный ученый Абу Мухаммад аль-Джувейни аш-Шафи’и (умер в 438 г.х.), которого некоторое время спустя Аллах вывел к следованию по стопам первых поколений мусульман относительно понимания Вознесения Аллаха и прочих Его Качеств. Впоследствии, этот ученый написал полезное послание[1], которое предварил искренним наставлением для своих братьев в Аллахе, подробно поведав в нем о своих колебаниях и растерянности, когда в один из периодов своей жизни на пути знаний он встал перед выбором, за кем последовать: за первыми поколениями мусульман или учеными Каляма его эпохи, толковавших понятие Вознесение (аль-истива), как овладение (аль-истиля). Так, он, да смилуется над ним Аллах, писал:

«Знайте, что в течение какого-то периода своей жизни я пребывал в растерянности относительно трех вопросов, а именно:

Вопроса относительно Качеств Аллаха,


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!