Магнатский театр Беларуси второй половины 18 в.



Если театральная жизнь Беларуси на рубеже XVII - XVIII вв. была представлена школьным театром и народным кукольным – батлейкой, в репертуаре которых преобладали постановки на польском и латинском языках, то во второй половине XVIII в. происходит становление профессионального театра. При этом преобладали крепостные театры. Магнаты приглашали на придворную сцену зарубежных актеров, музыкантов. Особенно высоким был художественный уровень крепостных театров Несвижа, Слуцка, Шклова, Гродно, Ружан, Слонима, Могилева.

В музыкально-театральной культуры конца XVIII - первой половины XIX ст. выделяется своей отличительностью крепостной профессиональный театр магнатов, в каком соответственно тогдашнем дворянском вкусам большое место отводилось спектаклям. Этот театр имел смешанные оперно-драматические труппы, в каких одни и те же актеры исполняли роли в оперы, драме, комедии. Оперы устанавливали в Несвижском и Слуцком театрах Радзивиллов, Ружанском и Деречинском (Зельвенский р-н) театрах Сапег и др.

В 1740 г. у Радзивиллов в Несвижс был создан первый светский отечественный театр. Известные магнатские театры также действовали при дворах Г. Радзивилла в Слуцке (1751–1760), М. Огинского в Слониме (1771–1791) и т. д. Кроме зарубежных пьес на их сценах ставились и произведения отечественных авторов, среди которых лидирующее место, безусловно, принадлежало 16 комедиям и драмам Ф. У. Радзивилл. Все чаще со сцен театров стал звучать и белорусский язык. Вначале он использовался для придания местного колорита отдельным персонажам, а в 1787 г. в Забельском доминиканском коллегиуме под Полоцком К. Морашевским была поставлена первая белорусскоязычная пьеса под названием «Комедия», долгое время пользовавшаяся заслуженным успехом.

Значительную часть репертуара Гродненского, Слонимского и Шкловского театров складывали балеты. При некоторых магнатских театрах существовали балетные школы. Высокое профессиональное мастерство беларуских артистов балета подтверждается тем, что они пополняли труппы варшавских и петербургских театров. В 1785 г. гродненская труппа стала основой польского "Товарищества танцоров Его Королевского Величества", а 14 крепостных танцоров Шкловского театра графа С.Зорича вошли в состав петербургских театров.

Частные магнатские театры действовали также и в других городах и городках Беларуси: В.Тышкевича - в Свислочи и Плещеницах, Л.Ракитского — в Городище под Минском, А.Буйничского - в Забор'е, А.Голицына - в Витебске, З.Чарнышова - в Могилеве. При многих магнатских театрах, в барских усадьбах существовали оркестры, хоровые капеллы и другие музыкальные коллективы. Например, поместье Городзец в Могилевской губернии, который принадлежал русскому аристократу, композитору-любителю У.Р.Кастрыёту-Скандэрбеку, другу М.И. Глинки и А.С. Доргомыжского, славился одним из лучших в России крепостным квартетом.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 672; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!